УДК 331.5 Магомедов Камал Уллубиевич
соискатель кафедры прикладной экономики и управления персоналом Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ФАКТОРА
Magomedov Kamal Ullubievich
PhD applicant of the Applied Economics and HR Management Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru
CONCEPTUAL DEVELOPMENT APPROACHES OF THE REGIONAL MODEL OF SUSTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT BASED ON THE EFFICIENCY IMPROVEMENT OF THE LABOUR FACTOR
Аннотация:
В статье исследованы современные проблемы и тенденции регионального развития. Доказано, что устойчивое сбалансированное развитие региона возможно на основе повышения эффективности использования его трудового фактора.
Ключевые слова:
региональное развитие, рынок труда, трудовой фактор, устойчивое сбалансированное развитие.
The summary:
The article studies current problems and trends of the regional development. The author proves that sustainable balanced development of the region is possible on the basis of the labour factor’s efficiency improvement.
Keywords:
regional development, labor market, labor factor, sustainable balanced development.
Основной целью региональной программы выступает эффективное использование в условиях рыночной экономики природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта РФ, наращивание его за счет положения в общероссийском и международном разделении труда для повышения уровня жизни населения региона. В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», государство в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения осуществляет разработку и реализацию комплекса мер, направленных на достижение вышеуказанных целей, среди которых решающее значение имеют федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. Основной целью социальной политики, проводимой в настоящее время в нашей стране в соответствии с «Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2015 года)», выступает последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Для достижения этих целей предполагается концентрация усилий правительства страны и соответствующих административных органов по ряду направлений, среди которых одним из основных является «создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов».
Неконтролируемая безработица не может быть признана выгодной ни в социальном, ни в экономическом плане, так как ее рост порождает целый комплекс проблем: сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков,
а предприятия - кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успешности проведения реформ. Основная цель государственной политики занятости в этих условиях - формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие системы обучения кадров. Очевидно, что аналогичная цель должна быть положена и в основу разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях программ содействия занятости населения.
Следует отметить, что значимость разработки и реализации программ содействия занятости населения в рамках административно-территориальных образований неуклонно возрастает. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин:
- процесс глобализации экономики сопровождается усилением дифференциации регионов по условиям занятости и степени напряженности рынка труда;
- в ряде районов и небольших территориальных образований регионов часто создается критическая ситуация на рынке труда, которая может привести к перерастанию безработицы в массовую и застойную. Это требует выработки специальных мер по решению острых ситуаций в сфере занятости на территориальном уровне;
- система мер государственного регулирования занятости населения, действующая в настоящее время на региональном уровне, не может в полной мере учесть всю специфику рынка труда и занятости отдельных территориальных образований региона;
- район, город и поселок выступают теми территориальными образованиями, где непосредственно реализуется право граждан на трудовую деятельность и социальную защиту, формируются рабочие места с целью обеспечения необходимой сбалансированности предложения рабочей силы и спроса на нее в пределах данной территории.
Эффективность механизма модернизации системы занятости населения территориальных образований любого уровня во многом зависит от степени обоснованности и реальности поставленных целей и задач.
Безусловно, перечень и детализация принципов, целей и задач разрабатываемых программ содействия занятости населения во многом зависят от уровня и специфики социально-экономического развития того или иного территориального образования. Не может быть единого подхода к разработке программы для РФ в целом и, например, для города или же района в каком-либо регионе страны.
Реализация мероприятий в сфере труда и занятости в единой системе призвана обеспечивать комплексный подход в регулировании процессов на рынке труда, реализации государственной политики через развитие социального партнерства и действие краевого трехстороннего и отраслевых соглашений, коллективных договоров. Положительно влияет структура совместной деятельности труда и занятости и на выполнение в рамках переданных полномочий таких функций, как контроль над обеспечением государственных гарантий в области занятости, выявление нарушений законодательства о занятости населения параллельно с осуществлением функций в области трудовых отношений и социальных гарантий [1].
Трансформация экономических условий в связи с переходом к рыночным отношениям повлекла за собой необходимость реформирования и трудового законодательства. Принятый в 2002 г. Трудовой кодекс РФ провозгласил ключевым принципом правового регулирования трудовых отношений - сочетание государственного и договорного регулирования. При этом договорное регулирование опирается на социальное партнерство в сфере
труда при посредничестве государства. Роль государственных органов заключается в содействии, укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
Деятельность в сфере занятости населения в свете процессов, происходивших в экономике России в посткризисный период, остается насыщенной и многоплановой. К данным мероприятиям необходимо отнести непрерывный мониторинг ситуации на рынке труда, реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда и повышение качества государственных услуг в сфере занятости и многое другое. На сегодняшний день для рынка труда России характерен дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов по профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки. Важнейшим аспектом в этой связи выступает анализ текущего состояния рынка труда и прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах в профессиональном разрезе (см. рис.).
Рис. Этапы разработки прогноза потребности в кадрах в РФ
По нашему мнению, важнейшее направление деятельности в настоящее время -предоставление государственных услуг в сфере занятости населения в электронном виде.
В современных условиях сильное российское государство - это эффективно функционирующая система, элементами которой выступают действенные федеративные отношения, процветающая экономика, эффективное государственное управление и власть. Качественные условия функционирования законодательной, исполнительной, судебной властей и распределенных между ними полномочий как на федеральном, так и региональном уровне должны создаваться эффективной системой управления, которая должна обеспечить непрерывное совершенствование развития и системы в целом, и ее отдельных составляющих. Система управления развитием региона должна адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия. При этом процесс управленческой деятельности следует осуществлять с использованием системного подхода, учитывая все существенные взаимосвязи и влияние этих взаимосвязей на поведение всей системы [2]. Управление развитием региона должно быть организовано с учетом целеполагания социально-экономической системы региона и его административно-территориальных образований. В условиях преодоления последствий глобального экономического кризиса все больше требований предъявляются к системе управления развитием региона, включающей в себя цели, функции и процесс управления. В рамках системы управления, как правило, протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют все органы исполни-
тельной власти - федеральные, региональные, муниципальные и поселковые. По нашему мнению, в целях адекватного функционирования территориальных образований в соответствии с требованиями рыночной экономики система управления развитием региона должна осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно.
В посткризисных условиях необходимо выделить следующие предпосылки для организации эффективного управления социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации:
- значительные отличия субъектов РФ в уровне социально-экономического развития, уровня занятости населения, отраслевой специализации, природноклиматических условиях;
- создание партнерских отношений во взаимодействии между федеральными, региональными и муниципальными уровнями управления;
- трансформация условий регулирования и стимулирования функций субъектов регионального управления;
- отказ от командно-административных методов управления региональным хозяйством и т. д. [3].
По нашему мнению, особое внимание при организации эффективного регионального управления необходимо уделять вопросам рационального использования трудовых ресурсов. В то же время в виду ограниченности региональных трудовых ресурсов, центральное место в решении проблемы управления социально-экономическим развитием региона должны занимать вопросы модернизации системы занятости с целью максимально эффективного их использования.
Ссылки:
1. Смирнов В.В. Методологические аспекты эффективного управления социально-экономическим развитием региона // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. С. 380-393.
2. Постникова Е.А., Шильцин Е.А. Новейшие тенденции регионального развития России: некоторые фрагменты // Регион: экономика и социология. 2009. № 3. С. 67-86.
3. Климов А.А.Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты // М., 2006. 288 с.
References (transliterated):
1. Smirnov V.V. Metodologicheskie aspekty effektivnogo upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona // Audit i finansoviy analiz. 2009. № 3. P. 380-393.
2. Postnikova E.A., Shil'tsin E.A. Noveyshie tendentsii regional'nogo razvitiya Rossii: nekotorie fragmenty // Region: ekonomika i sotsiologiya. 2009. № 3. P. 67-86.
3. Klimov A.A.Prostranstvennoe razvitie i problemnie territorii: sotsial'no-ekonomicheskie aspekty // M., 2006. 288 p.
- 1G2 -