УДК 332 Коряков Алексей Георгиевич
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
и организации производства
Московского государственного университета
тонких химических технологий
имени М.В. Ломоносова
dom-hors@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Koryakov Aleksey Georgievich
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics and Industrial Management Department, Lomonosov Moscow State University of Fine Chemical Technologies dom-hors@mail.ru
THEORETIC PREMISES OF THE RUSSIAN REGIONS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPTION
Аннотация:
В данной статье исследуется проблематика обеспечения в современных условиях устойчивого развития российских регионов, анализируются предпосылки развития регионов в контексте концепции устойчивого развития, создается теоретическая база для формирования инструментария обеспечения экономической устойчивости России на основе эффективного развития управления на региональном уровне.
Ключевые слова:
развитие, устойчивое развитие, глобализация, регионы, концепция устойчивого развития, региональный уровень управления, стратегии.
Summary:
The article discusses the problems of the Russian regions sustainable development support. The author analyzes premises of the regions development in the context of the sustainable development conception, and presents theoretic grounds for formation of implements of providing economic resilience of Russia on the basis of efficient regional administration.
Keywords:
development, sustainable development, globalization, regions, sustainable development conception, regional administration, strategy.
Введение
Макроэкономическая устойчивость обеспечивается существующими механизмами саморегуляции и управления в разных подсистемах экономической сферы: производственной, инвестиционной, научно-технологической, внешнеэкономической, финансовой. Данные механизмы действуют на уровне конкретной страны, в то же время следует учитывать специфику регионов данной страны, особенности формирования инструментария обеспечения устойчивости экономики регионов.
Становление новой экономической системы Российской Федерации после развала СССР, основанной на рыночных отношениях, изменении каналов и форм поступления, необходимых для развития ресурсов, актуализировало для российских регионов проблему самоопределения и эффективного функционирования в общей системе социо-эколого-экономических отношений. В то же время четко определить место региональной системы, ее экономические, социальные, экологические основы развития можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как единая система со своей совокупностью воспроизводительных отношений.
Экономические системы российских регионов, при всей возможной несопоставимости по специфике, масштабам и прочим критериям, характеризуются высокой степенью открытости. Все в большей степени усиливаются взаимосвязь и взаимозависимость регионов, которые являются подсистемами глобальной экономической системы. Поскольку регионы являются открытыми системами, это допускает тесные зависимости процессов формирования товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализации конечной продукции каждого региона от размещения производства и потребления, структуры межрегиональных связей в масштабе России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Необходимость глубоких и широкомасштабных изменений в деятельности региональных субъектов ведения хозяйства связаны как с научно-техническим прогрессом, так и системными превращениями в системе их управления. Именно поэтому возникает необходимость сосредоточения особенного внимания на проблематике управления устойчивым развитием регионов.
Устойчивое развитие региона в современных условиях
Устойчивое развитие региона заключается в обеспечении сбалансированного развития всех сфер его экономики на основе сбалансированного использования ресурсов для решения экономических, социальных и экологических проблем, которые создает индустриальное обще-
ство. Чтобы их избежать в постиндустриальном обществе, необходимо согласовать процессы окружающей среды с экономическими и социальными процессами.
Опыт показывает, что многие проблемы социально-экономической и экологической несбалансированности в первую очередь зарождались на уровне региона и только позже приобретали национальные масштабы [1]. Поэтому исследование развития региона с позиций системности и комплексности - одна из методологических и методических основ исследования проблематики устойчивого развития в целом.
Современные трактовки сущности трансформаций в обществе и экономике государства обосновывают смещение акцентов в сферу региональных (местных) приоритетов и рассматривают регион как составляющую постоянного и динамического социо-эколого-экономического развития государства. Аргументацией такого утверждения является то, что регион - это локальная модель государства, цель и задание развития которого совпадают с общегосударственными.
Устойчивое развитие региональной экономики требует реализации, на неопределенно большое время, потенциала региона с помощью сбалансированного развития экономической, экологической и социальной составляющих государственной регуляторной политики.
В контексте рассмотренной проблемы весомость экологического фактора все более возрастает [2], потому что определяет возможность реализации других составляющих устойчивого развития региона. Наряду с этим, в рассмотренной триаде обратное влияние экономических и социальных факторов на эффективность решения экологических проблем нисколько не меньше. Поэтому прогресс экономики и социальное благополучие становятся неотъемлемым условием реализации в регионе действующей экологической политики. Именно на региональном уровне достигают естественно-хозяйственной сбалансированности, формируют программы экологизации хозяйственного комплекса, определяют приоритеты развития и финансовые источники их реализации. На местном уровне наиболее эффективно функционирует механизм партнерства органов местного самоуправления с аграрными и промышленными предприятиями всех форм собственности, обеспечивается работа консультационных служб, контролируется состояние локальных экосистем.
Актуализация роли регионального планирования
Современные тенденции социально-экономического развития стран и регионов носят неоднозначный и противоречивый характер, который продиктован противоречивостью тенденций либерализации и глобализации экономических отношений с одной стороны, и усилением протекционизма (особенно скрытого), с другой стороны [3]. Результатом этих процессов является усиление дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития в результате неравномерности распределения факторов производства и доходов. В этих условиях способность территории привлекать экономические ресурсы и факторы производства, концентрировать цепочки добавления стоимости, по существу, и определяет ее дальнейшее развитие и конкурентоспособность. Относительно региона эта способность во многом зависит от его места в системе международного и межрегионального разделения труда, от привлекательности условий, созданных на его территории. Это комплексные и долгосрочные задания, которые должны взвешиваться на системной основе путем разработки и реализации региональной стратегии, регионального планирования.
Следует понимать, что в условиях глобальной экономики экономическая мощь государства (или региона) оценивается не столько валовыми объемами производства и наличием доступных природных ресурсов, сколько наличием и степенью обладания центрами и инструментами управления производственными, товарными, финансовыми и информационными процессами и потоками [4].
Каждая страна должна произвести определенную стратегию создания подобных «опорных точек» для глобальных цепочек добавления стоимости на своей территории. Тем более это задание актуально для России. Необходимо произвести стратегию развития и выхода регионов на глобальный рынок в качестве активных и значимых участников в системе производственных, товарных, финансовых, научно-технологических и культурных процессов. Это позволит стране успешно интегрироваться в систему международного разделения труда, одновременно закрепив за Россией и ее регионами весомые места в мировой экономической системе. Однако решение этого задания во многом зависит от реализации управления, основанного на региональном планировании.
Все более важным фактором развития регионов становится участие в территориальном и международном разделении труда. В это время в каждом регионе России практически нет ни одной отрасли, которая прямо или побочно не имела бы связей с другими регионами и внешними рынками. Развиваются межрегиональные торгово-посреднические, финансовые, информационные, научно-технические связи, прямые связи поставок продукции между предприя-
тиями, создаются совместные предприятия, филиалы международных корпораций, банков, промышленно-финансовых групп, растет число разных договорных соглашений из обмена товарами и услугами между регионами и другими государствами.
Процессы интеграции производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной, информационной деятельности закономерно приводят к тому, что практически все регионы вовлекаются в сферу экономических отношений, которые получают характер многосторонних связей между разными государствами. Эти процессы характеризуются усилением взаимозависимости регионов настолько, когда действия одного задевают интересы других регионов и региональных систем.
Развитие регионов: европейский опыт
В современных условиях возникает необходимость в новом подходе к формированию системы управления на региональном уровне и разработке методов экономического регулирования процессов социо-эколого-экономического развития регионов. Поскольку в условиях перехода к развитым рыночным отношениям происходит формирование многоукладной экономики и создаются новые элементы рыночной системы, которые функционируют одновременно с элементами старой системы, постольку необходимо изучение проблем и мирового опыта формирования системы управления в регионе с учетом взаимодействия с разными хозяйствующими субъектами, изучение экономических предпосылок и закономерностей формирования структуры этой системы.
Приведем цели региональной экономической политики, реализованной в ряде стран Европейского Союза [5]. В рамках европейской региональной политики центральные органы власти осуществляют, преимущественно, координационные и внешние представительские функции, ставя в основу, в первую очередь, цель обеспечение целостности и самодостаточности страны на региональном уровне. Реализация этой цели осуществляется, в свою очередь, через реализацию следующих подходов (рис. 1).
Главной особенностью региональной экономической политики в Европе является самостоятельность определения и реализации регионом целей и заданий экономического характера в контексте общегосударственных интересов. При этом политика строится на принципах долго-срочности и самодостаточности, а это главное условие конкурентоспособности территории и залог успешности решения заданий.
Рис. 1 - Подходы к реализации цели обеспечения целостности и самодостаточности страны на региональном уровне - европейский опыт
Рекомендации по формированию экономической политики российских регионов с целью обеспечения их устойчивого развития
Очевидно, что цели государственной региональной политики определяются ее структурой и допускают деятельность в рамках следующих направлений: экономическое направление; социальное, демографическое и гуманитарное направление; экологическое направление. Эти цели и задания государственной региональной политики определяют ее функции на определенной территории. Однако реализация данных функций сталкивается с рядом проблем общего характера, которые касаются большинства регионов России. К таким наиболее общим проблемам региональной политики следует отнести следующие:
- повышение эффективности функционирования реального сектора региональной экономики;
- обеспечение инвестиционной привлекательности на региональном уровне;
- повышение эффективного использования природно-климатического и сырьевого потенциала региона;
- формирование и развитие региональной системы поддержки инновационной деятельности;
- развитие технологической и транспортной инфраструктуры;
- повышение качества трудовых ресурсов; укрепление кредитно-финансовой системы региона;
- обеспечение устойчивого развития региона, с учетом сформированных естественных, культурных и производственных условий;
- развитие социальной сферы, повышения качества жизни населения.
Эти проблемы выступают как основа для формирования системы целей управления конкурентоспособностью региона.
Существующая сегодня в России практика реализации региональной экономической политики приводит к выводу, что все механизмы управления и регулирования в ее рамках могут быть разбиты на две группы по их функциональной направленности:
1. Направление регионализации, которая допускает учет специфики регионов в общероссийской экономической, структурной, инвестиционной, финансовой политике, разработка специальных программ социально-экономического развития, в полной мере учитывающих региональную специфику.
2. Направление межрегиональной интеграции, которая включает стабилизацию систем, которые интегрируются, путем формирования магистрального транспорта, общих энергетических и водных систем, совершенствования механизма вертикальных и горизонтальных связей между регионами, проведение согласованной внешнеэкономической политики и так далее.
Тенденции регионализации и интеграции в современных условиях не противоречивы, как это может казаться на первый взгляд, а взаимно дополняют друг друга. Региональная экономическая политика, реализованная в контексте этих двух направлений, рассматривается исключительно важным инструментом повышения конкурентоспособности регионов России и стимулирования межрегиональных взаимодействий, способных привести, в конечном итоге, к совершенствованию единого экономического пространства страны.
Так, если первое направление позволяет осуществлять уникальные региональные продукты и осуществлять дифференциацию предложения регионов, формировать уникальные бренды, которые базируются на местной специфике, то второе направление создает материальную и инфраструктурную основу для их продвижения на внешние рынки, основу для межрегиональной кооперации на основе диверсифицированности региональных экономик. Именно поэтому сбалансированная региональная экономическая политика (как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятого региона) должна эффективно объединять эти два направления, не отдавая преимущества какому-либо одному из них.
Объединение отмеченных направлений в реализации региональной экономической политики дает возможности самим регионам осуществлять позиционирование и самоидентификацию во внешней среде. Следовательно, применение в управлении региональным развитием планирования, которое имеет целью установление целей разного уровня и направленности является обязательным условием для создания и укрепления конкурентных преимуществ региона.
Устойчивое развитие производительных сил региона - это стремление достичь желательного уровня их развития благодаря мобилизации внутренних и внешних возможностей региональной экономики. Желательного уровня можно достичь за условия не только наращивания производства материальных благ, но и изменением ценностных приоритетов человека [6]. Как региональные, так и национальные цели в правительственных документах, программах и прогнозных материалах формируются как социально-экономические стратегии развития (рис. 2).
Рис. 2 - Социально-экономические стратегии развития региона
Все четыре стратегии должны найти отражения в основных направлениях, за которыми целесообразно планировать и проводить воссоздание хозяйственного комплекса на качественно высшем уровне. По мнению автора статьи, такими направлениями должны быть следующие:
- модернизация производственной и социальной инфраструктуры региона;
- переориентация региона на развитие новых технологически высоких и экологически чистых производств;
- стимулирование приоритетного развития тех отраслей (производств), которые обеспечивают быстрое воссоздание и формируют экспортный потенциал региона;
- стимулирование развития отраслей, которые доказали свою жизнеспособные и конкурентоспособность во время экономического кризиса;
- поддержка сферы обслуживания и стимулирование развития предпринимательства в непроизводственной сфере;
- ликвидация или реструктуризация неэффективных предприятий (убыточных или неработающих).
Заключение
Острота социально-экономических и экологических проблем в России имеет значительные региональные отличия. Это касается как уровня экономического развития и рационального использования естественно-ресурсного потенциала, так и состояния социальных процессов, особенно уровня качества жизни населения в регионах. Для решения отмеченных проблем необходимо решить ряд методологических вопросов, которые касаются концептуальных подходов к развитию и территориальной организации страны. В статье актуализировано и обосновано применение концепции устойчивого развития в контексте обеспечения условий развития российских регионов.
Превалирующей научной идеей при разработке теории устойчивого развития региона является идея комплексного, системного подхода к решению проблем взаимосогласования и сбалансирования социальных, экономических и экологических факторов развития региона. Таким образом, ставится вопрос о том, что в нынешних условиях растущей дефицитности природных, материальных, финансовых и других ресурсов и сложности во многих регионах конкретных стран, в частности - Российской Федерации, социальной, экономической и экологической ситуации, необходимо создать надежную базу для устойчивого воссоздания и развития территориальных систем. Решение этой проблемы возможно при условии разработки сценария их развития, что в свою очередь требует формирования региональной политики устойчивого развития.
Ссылки:
1. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / рук. авт. колл. Н.Ф. Глазовский. М., 2002.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. М., 2008.
3. Переход к устойчивому развитию...
4. Особенности воспроизводства регионального капитала: сущность, подходы к оценке, методы управления / Инсти-
тут экономики КарНЦ РАН; под общ. ред. Ю.В. Савельева. Петрозаводск, 2008.
5. Официальный сайт Европейского Союза. URL: http://europa.eu/. (дата обращения: 22.04.2012).
6. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М., 2006.
References (transliterated):
1. Perekhod k ustoychivomu razvitiyu: global'niy, regional'niy i lokal'niy urovni. Zarubezhniy opyt i problemy Rossii / head of authors' coll. N.F. Glazovskiy. M., 2002.
2. Burkov V.N., Novikov D.A., Shchepkin A.V. Mekhanizmy upravleniya ekologo-ekonomicheskimi sistemami. M., 2008.
3. Perekhod k ustoychivomu razvitiyu...
4. Osobennosti vosproizvodstva regional'nogo kapitala: sushchnost', podkhody k otsenke, metody upravleniya / Institut ekonomiki KarNTS RAN; under general ed. by Y.V. Savel'ev. Petrozavodsk, 2008.
5. Ofitsial'niy sayt Evropeyskogo Soyuza. URL: http://europa.eu/. (date of access: 22.04.2012).
6. Gurkov I.B. Strategiya i struktura korporatsii. M., 2006.