И. К. САНДОМИРСКАЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
устойчивое развитие, интегральный показатель устойчивого развития региона, «устойчиво-ориентированная» модель хозяйствования
В статье исследуется проблема формирования системы обеспечения устойчивого развития региона и предлагается программно-целевой подход для определения интегральных показателей такого развития.
Под понятием «устойчивое развитие», широко распространенном в современной мировой науке и политике, принято понимать развитие, соответствующее потребностям настоящего времени, но не подвергающее угрозе способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [11, с. 35].
ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) еще с середины 1970-х гг. широко использовала понятие «развитие без разрушения» (development without destruction), далее получило распространение понятие «экоразвитие» (ecodevelopment), означающее экологически приемлемое развитие, т. е. развитие, наименее негативно воздействующее на окружающую среду.
Можно считать, что уже в Декларации Первой конференции
Key words:
sustainable development, integral indicator of region sustainable development, “sustainable-oriented” management model
The problem of formation of the system providing stable regional development is investigated in the article. Program and purposive approach is proposed as well for revealing integral indicators of such development.
ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социального развития стран с проблемами окружающей среды. В такое понимание категории «развитие» важный вклад внесли научные доклады Римского клуба и особенно доклад «Пределы роста» (1972 г.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия», от количественного роста — к «органическому» (качественному) и «новому мировому экономическому порядку»1.
1 Глобальные модели Медоуза-Форрестера, а также проект Мессаревича-Пестеля заложили основу идеи ограничения потребления ресурсов за счет так называемых промышленно слаборазвитых стран. Предложенная методика была востребована правительством США для прогнозирования
Сандомирская И. К. Региональные аспекты устойчивого развития
Власть и экономика
В 1980-е гг. проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института «Worldwatch» («Всемирная вахта») в США и, в частности, его директора Л. Р. Брауна.
Еще в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось: для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические.
Термин «устойчивое развитие» начал активно использоваться после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В русском издании этого доклада английский термин «sustainable development» переведен как «устойчивое развитие», хотя слово «sustainable» имеет и другие значения: «поддерживаемое, самоподдерживаемое», «длительное, непрерывное», «подкрепляемое», «защищаемое».
Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики — неограниченный экономический рост. В одном из основных
и активного воздействия на процессы, происходящие в мире (см.: [9, с. 5-9]).
документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4, посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста» и в связи с этим предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».
Идеи Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию были подтверждены в Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию 2002 г.
Идея устойчивого развития предполагает достижение сбалансированности социально-экономического развития и сохранение окружающей среды [10]. Таким образом, речь идет о «триединой» системе: «экономика — социальная сфера -экология». Причем обеспечение баланса этих трех составляющих необходимо не только в масштабе глобальной мировой экономики или отдельного национального хозяйства, но и в масштабе территорий, регионов в составе той или иной страны. То есть следует говорить о необходимости обеспечения устойчивого развития регионов.
Как можно определить содержание понятия «устойчивое развитие региона»?
Некоторые авторы (В. Н. Лек-син, А. Н. Швецов) трактуют устойчивость регионального развития как «длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и т. п. составляющих) в режиме сбалансированности (поддержания особой пропорции всех составляющих регионального потенциала) и социальной ориентации (оценки влияния вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения)» [7, с. 368].
В. П. Заболотский, Р. М. Юсупов под устойчивостью регионального развития понимают такое свойство происходящих социальноэкономических процессов, которое характеризует их способность обеспечивать сколь угодно длительное функционирование и развитие без ухудшения (а может, и с улучшением) условий жизни населения и при сохранении качества окружающей природной среды [3, с. 16-25].
Условия формирования устойчивой экономики характеризует уровень социально-экономического развития региона (уровень валового регионального продукта (ВРП); численность экономически актив-
ного населения и др.) — в частности, с учетом экологического и инновационного факторов (ресурсо-емкость и наукоемкость ВРП; продолжительность жизни, показатели заболеваемости и смертности; наличие и степень износа основных фондов и др.) [4, с. 177].
Для реализации Концепции перехода России к устойчивому развитию необходимо изучать проблемы, которые выступают серьезным препятствием для регионов на пути к этой цели.
Например, В. М. Ходачек рассматривает влияние на развитие регионов существующих сегодня проблем территориальной организации хозяйства, которые приводят к резким различиям в уровнях социально-экономического развития территорий, ухудшению социальнодемографической обстановки, росту неуправляемой и социально неприемлемой миграции и т. д. [12, с. 142].
Н. В. Зубаревич считает, что для смягчения социального неравенства регионов необходимо соблюдение двух условий: достаточно высокий уровень экономического развития страны и эффективная социальная политика государства [5, с. 154].
С учетом вышеизложенного представляется необходимым создание такой модели регионального развития, в которой достигается баланс экономических, социальных и экологических критериев.
Сандомирская И. К. Региональные аспекты устойчивого развития
Власть и экономика
Устойчивое развитие региона, на наш взгляд, должно предусматривать соблюдение следующих условий:
1) сбалансированность экономики и экологии региона, т. е. достижение такой степени развития региона, когда люди в результате своей хозяйственной деятельности перестают разрушать среду своего обитания;
2) сбалансированность экономической и социальной сфер, включающую обеспечение максимального использования в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения региона;
3) решение задач, актуальных не только для ныне живущих граждан, но и ориентированных на будущие поколения.
Идеи устойчивого развития наиболее эффективно можно использовать именно в управлении регионами. В соответствии с этим регион должен выступать в качестве самостоятельного субъекта устойчивого развития, вносящего в хозяйственные процессы системную связь и экологический порядок.
На наш взгляд, устойчивое развитие региона можно определить как комплексный процесс, который ведет к решению региональных проблем, к улучшению условий жизни населения региона путем достижения сбалансированности социаль-
но-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона (включая географические, инфраструктурные особенности территории региона, потенциальные возможности населения, экономики, промышленности), не допускающего при этом превышения предельно допустимых нагрузок на региональные экосистемы.
Система управления регионом, основанная на принципах устойчивого развития, должна быть постоянно нацелена на процесс поиска баланса, который должен соблюдаться на всех уровнях принятия решений. Необходимо постоянно учитывать, какая управленческая и хозяйственная деятельность ведет к сбалансированному состоянию региональной экосистемы, инфраструктуры и развитию человеческих ресурсов, а какая — выводит ее из сбалансированного состояния. Создавая систему управления регионом, следует рассматривать данную территориальную единицу как единую систему, при этом последствия всех значительных хозяйственных решений должны быть ясны и очевидны. В этой модели регион выступает как активный субъект хозяйственной жизни.
Для эффективного достижения целей устойчивого развития региона необходимо объективно оценить ситуацию в региональной экономи-
ке, социальной сфере и экологии, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Помощь в этом может оказать соответствующая модель устойчивого развития региона.
Для разработки модели устойчивого развития региона необходимо создать систему показателей устойчивого развития региона, которая должна быть нацелена на статистическое сопровождение и обеспечение процессов регионального развития, быть относительно несложной в использовании и вместе с тем решать необходимые задачи. В качестве таких показателей следует выбрать индикаторы устойчивого развития региона. Индикаторы устойчивого развития — это показатели, которые характеризуют изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени.
На основе изучения многочисленных источников, рассматривающих устойчивое развитие территории (см. напр.: [1; 6; 8]), можно определить следующие четыре базовые компоненты (подсистемы), образующие систему обеспечения устойчивого развития региона:
1. Социальная сфера. Отражает уровень жизни населения, образования и здравоохранения, социальной защиты, криминогенности, демографическую ситуацию.
2. Экономическое развитие. Интегрирует в себе основные показатели производственного сектора, занятости населения, инвестиционной деятельности, финансовой сферы и торговли.
3. Инфраструктура. Характеризует обеспеченность населения жильем и мощностями инфраструктуры.
4. Природная среда. Аккумулирует данные о загрязнении воздушного пространства и воды.
Для формирования системы обеспечения устойчивого развития региона представляется возможным использование программно-целевого подхода (ПЦП) на основе анализа иерархий [2].
Очевидны несомненные плюсы применения программно-целевого подхода: механизмы ПЦП способствуют интеграции и координации всех уровней, ветвей и органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, их ресурсов, создают условия для получения количественно измеримых результатов управления, т. е. способствуют повышению эффективности управления региональной экономикой с позиций устойчивого развития.
Структуризация проблемы «Обеспечение устойчивого развития региона» представлена на рис. 1.
Таким образом, для решения основной проблемы — обеспечения
Сандомирская И. К. Региональные аспекты устойчивого развития
Власть и экономика
Интегральная характеристика 1 уровня
Устойчивое развитие региона
Интегральные характеристики 2 уровня
Расчетноаналитические статистические показатели 3 уровня
Частные показатели 4 уровня
Социальная Экономиче- Инфра- Природная
сфера ское развитие структура среда
Демографическая ситуация Доходы населения Здравоохранение
Образование охрана порядка Культура Социальное обеспечение
Уровень ВРП Производственный сектор Занятость Инвестиционная деятельность Бюджет Торговля
Жилье и его доступность Коммунальные услуги Состояние дорожной инфраструктуры
Телекоммуникации и связь
Загрязнение
окружающей
среды
Качество
водных
ресурсов
Рациональное
использование
земельных
ресурсов
Сохранение
биологического
разнообразия
флоры и фауны
Защита
атмосферы
Управлене
твердыми
отходами
и токсичными
фимикатами
Исходные статистические, аналитические и экспертные абсолютные и относительные показатели
Исходные статистические, аналитические и экспертные абсолютные и относительные показатели
Исходные статистические, аналитические и экспертные абсолютные и относительные показатели
Исходные статистические, аналитические и экспертные абсолютные и относительные показатели
Рис. 1. Иерархическое представление формирования интегрального показателя устойчивости развития региона
развития региона на основе принципов устойчивого развития — необходимо достичь запланированных значений показателей 2, 3 и 4 уровней.
Математически подход к определению интегрального показателя устойчивого развития региона как функции четырех компонентов может выглядеть следующим образом:
УСр = f ({Исг, i = 1, ..., N1,
{Иэг', i=1, ..., ^,{Ии, i = 1, ..., N1, {Иш, i = 1, ..., N1), где УСр — интегральный показатель устойчивого развития региона; Ис — интегральный показатель состояния социальной сферы региона; Иэ — интегральный показатель состояния экономики региона; Ии — интегральный показатель состояния инфраструктуры региона; Ип — интегральный показатель состояния природной среды региона; i = 1, ..., N — отдельные статистические, аналитические и экспертные абсолютные и относительные показатели.
Предлагаемая методика формирования показателя устойчивого развития региона удобна для анализа преимуществ и недостатков отдельных регионов при сопоставлении их друг с другом. Использование данной методики дает возможность получить количественную оценку как отдельных компонентов устойчивого развития (оценить состояние социальной
сферы, экономики, инфраструктуры, природной среды в регионе), так и состояния региона в целом. Анализ позволяет выявить критерии, определяющие положение того или иного региона в рейтинге, выявить, насколько и по каким параметрам он опережает своих конкурентов, обозначить, что отстающие регионы должны сделать (каким факторам устойчивого развития уделить приоритетное внимание), чтобы улучшить свои позиции. Результаты расчетов и анализа данных смогут способствовать выработке рекомендаций по улучшению состояния устойчивого развития региона.
Представляется, что разработанная модель позволит регионам стать активными субъектами формирования устойчивой экономики, поскольку, ориентируясь на основные показатели-индикаторы, регионы будут в состоянии проводить оперативный мониторинг своего состояния и оценивать его с позиций соответствия критериям устойчивого развития.
Именно регионы должны выступать в качестве активных участников новой «устойчиво-ориентированной» модели хозяйствования исходя из следующих предпосылок: — регионы — это устойчивые территориальные образования, со своими относительно обособленными хозяйственными комплексами, с определенной отраслевой специализацией;
Сандомирская И. К. Региональные аспекты устойчивого развития
Власть и экономика
регионы (особенно в федеративном государстве) являются более управляемыми структурами, особенно в области реализации властных полномочий в части охраны окружающей среды и рационального природопользования;
на региональном уровне потенциально существуют большие возможности для достижения более тесного взаимодействия между образованием, наукой, промышленностью. Эти возмож-
ности могут быть использованы для активизации процесса экологизации и инноватизации экономики региона [4, с. 165-168]. Итак, именно регионы способны стать «проводниками» процесса перехода страны к устойчивой экономике, проявляя самостоятельность, активность, экономическую само-организованность в обеспечении достижения целей региональной политики, в повышении экономического и научно-технического потенциала.
1. Айвазян С. А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения // Экономика и математические методы. 2003. № 2.
2. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.,
2000.
3. Заболотский В. П., Юсупов Р. М. Об устойчивости «новой экономики» // Проблемы информатизации. 2001. Вып. 3.
4. Золотухина А. В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. М., 2010.
5. Зубаревич Н. В. Проблемы социального неравенства регионов: возможно ли реальное смягчение? // Управленческое консультирование. 2009. № 3.
6. Иванов П. М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления // Экономика и математические методы. 2006. № 2.
Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2007.
Менова Н. Ф. Социальные аспекты устойчивого социально-экономического развития муниципального образования // Вопросы статистики. 2006. № 5.
Платонов В. М. Актуальные проблемы устойчивого развития России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Политология». 2001. № 3.
Ткачев С. П. «Устойчивое развитие»: спасение человечества или «троянский конь»? // Наш современник. 2003. № 6.
Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.
Ходачек В. М. Трансформация территориальной организации народного хозяйства // Управленческое консультирование. 2009. № 3.
7.
9.
10.
11.
12.
References
1. Aivazyan S. А. K metodologii izmereniya sinteticheskih kategory kachestva zhizni naseleniya // Economika i matematicheskie methody. 2003. № 2.
2. Andreychikov А. V., Andreychikov О. N. Analiz, sintez, planirovanie resheny v economike. М., 2000.
3. Zabolotsky V.P., Yusupov R.M. Ob ustoychivosti «novoy economiki» // Problemy informatizatsii.
2001. Vyp. 3.
4. Zolotukhina А. V. Problemy innovatsionnogo i ustoychivogo razvitiya regionov. М., 2010.
5. Zubarevich N. V. Problemy sotsialnogo neravenstva regionov: vozmozhno li realnoe smyagchenie? // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3.
6. Ivanov P. M. Ustoychivoe regionalnoe razvitie: contseptsiya i model upravleniya // Economika i matematicheskie metody. 2006. № 2.
7. Leksin V. N., Shvetsov А. N. Gosudarstvo i regiony: teoriya i practica gosudarstvennogo regulirovani-ya territorial'nogo razvitiya. М., 2007.
8. Menova N. F. Sotsialnye aspekty ustoychivogo sotsial'no-economicheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya // Voprosy statistiki. 2006. № 5.
9. Platonov V. M. Aktual'nye problemy ustoychivogo razvitiya Rossii // Vestnik Rossiyskogo univer-siteta druzhby narodov. Ser. «Politologiya». 2001. № 3.
10. Tkachev S. P. «Ustoychivoe razvitie»: spaseniye chelovechestva ili «troyansky kon'»? // Nash sovre-mennik. 2003. № 6.
11. UrsulA.D. Perehod Rossii k ustoychivomu razvitiyu. Noosfernaya strategiya. М., 1998.
12. Khodachek V. M. Transformatsiya territorialnoy organizatsii narodnogo khozyaistva // Uprav-lencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3.
Сандомирская И. К. Региональные аспекты устойчивого развития