Научная статья на тему 'Комплексная оценка деятельности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС'

Комплексная оценка деятельности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / АТТЕСТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ю.И.

Статья посвящена многоаспектному рассмотрению комплексной оценки деятельности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС как средства развития профессиональной компетентности современного учителя. В статье обсуждаются нормативно-правовые аспекты анализа и оценки профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях модернизации системы образования Российской Федерации. Современный учитель, как и любой специалист, должен владеть целым рядом профессиональных компетентностей, отвечающих требованиям современной системы образования, а также социальному заказу общества. Очевидно, это приводит к увеличению и усложнению требований, предъявляемым к личности и профессиональным качествам учителя, что ведет к необходимости менять формы и способы профессиональной подготовки, деятельности и оценки. Актуальность проблемы комплексной оценки деятельности учителя в условиях модернизации системы образования и меняющихся условий профессиональной деятельности заключается в том, что результаты и достижения работы учителя напрямую зависят от уровня сформированности его компетентностей, а также системы оценивания, разработанной с учетом всех ключевых параметров и аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка деятельности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

УДК 372.8

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© 2019 Ю. И. Семенова

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков

e-mail: kinisha2@yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена многоаспектному рассмотрению комплексной оценки деятельности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС как средства развития профессиональной компетентности современного учителя. В статье обсуждаются нормативно-правовые аспекты анализа и оценки профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях модернизации системы образования Российской Федерации.

Современный учитель, как и любой специалист, должен владеть целым рядом профессиональных компетентностей, отвечающих требованиям современной системы образования, а также социальному заказу общества. Очевидно, это приводит к увеличению и усложнению требований, предъявляемым к личности и профессиональным качествам учителя, что ведет к необходимости менять формы и способы профессиональной подготовки, деятельности и оценки.

Актуальность проблемы комплексной оценки деятельности учителя в условиях модернизации системы образования и меняющихся условий профессиональной деятельности заключается в том, что результаты и достижения работы учителя напрямую зависят от уровня сформированности его компетентностей, а также системы оценивания, разработанной с учетом всех ключевых параметров и аспектов.

Ключевые слова: учитель иностранного языка, аттестация, деятельность педагога, компетенция, профессиональная компетентность, профессиональные умения.

Цель современной системы образования связана с появлением единого образовательного пространства. Для этого необходимо создание действенных механизмов управления в современной образовательной системе с целью обеспечения конкурентоспособности российской системы образования. Задача реформирования управления системой образования состоит в усилении прямого влияния федерального и регионального уровней, обеспечении эффективного распределения финансирования, доступа к образованию для всех.

В настоящее время в проекте участвуют 20 пилотных субъектов Российской Федерации. Одним из приоритетных проектов считается федеральный проект «Учитель будущего», так как большинству педагогов придется пройти переподготовку.

Российская система педагогического развития подразумевает и новую систему карьерного лифта, а именно по горизонтали, а не по вертикали: учитель-завуч-директор. В настоящее время на уровне Минобразования обсуждается введение новых должностей педагогического состава, в частности, учитель-наставник.

Аттестация педагога является оценкой достижений в профессиональной деятельности и, помимо диагностической, выполняет еще и стимулирующую функцию.

Одной из характерных черт современного направления развития системы образования является переход к концепции непрерывного образования в течение всей жизни. Именно стимулирующая функция аттестации начинает превалировать в

контексте данной концепции, предусматривая профессиональное саморазвитие личности учителя в качестве главного условия его профессионального самосохранения.

Учитель на современном этапе развития общества, как и представитель любой другой профессии, ясно осознает необходимость в постоянном самосовершенствовании своего профессионального мастерства, поэтому каждому педагогу нужно быть в курсе всех новых направлений и технологий, стараться применять их в своей профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников содержит следующие аспекты:

- независимая оценка квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);

- анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности;

- анализ образовательных результатов деятельности обучающихся;

- учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Представлен анализ контекстуализированных условий профессиональной

деятельности педагога (структура):

- характеристика школы по качеству обучения на основе результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР за последние 3 года;

- характеристика школы по условиям образования;

- социокультурный и социально-экономический контекст школы;

- характеристика контингента классов, в которых работает учитель;

- учет мнения обучающихся;

- профессиональные достижения учителя [Бим-Бад 2013: 19].

К категории участников относятся:

- учителя, давшие добровольное согласие на участие в апробации:

- не имеющие действующей квалификационной категории;

- имеющие первую квалификационную категорию;

- имеющие высшую квалификационную категорию;

- педагогические коллективы образовательных организаций;

- проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, сформированных уполномоченными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, приглашенных экспертов;

- общественно-профессиональные объединения / ассоциации педагогов.

По результатам работы АЭАК (Апробационной экспертной аттестационной комиссии) модель аттестации педагогов была подвергнута доработке на основе применения проектов типовых ЕФОМ для аттестации учителей и предложена на общественно-профессиональное обсуждение в России (2018 г.). В первом полугодии 2018 г. Профсоюз принял непосредственное участие в 1-м этапе апробации единой модели аттестации педагогических работников.

В 1-м этапе апробации добровольно участвовали свыше 600 учителей русского языка и математики в республиках Адыгея, Саха (Якутия), Татарстан, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, Краснодарском, Красноярском и Хабаровском краях, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Рязанской, Свердловской, Томской, Ульяновской и Ярославской областях. На следующих этапах апробации с 2019 г. к экспертизе модели аттестации, доработанной с учётом замечаний и предложений, также привлечены учителя других учебных предметов, а впоследствии - иные категории педагогических работников.

В срок до декабря 2019 г. планируется апробировать наборы оценочных материалов для учителей по иным предметным областям (пп. 11-13 Плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по

формированию и введению национальной системы учительского роста, утверждённого приказом Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 703).

Новая модель аттестации содержит:

- независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ - 0-60 баллов;

- анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя) - 0-10 баллов;

- анализ результатов деятельности учителя - 0-25 баллов;

- учет мнения выпускников образовательных учреждений - 0-5 баллов.

Для того, что оценить уровень сформированности необходимых компетенций, необходимо провести анализ образца профессиональной деятельности педагога, содержащий:

• план-конспект урока;

• урок, снятый на видео с указанием фрагментов, демонстрирующих проверяемые компетенции;

• образцы самостоятельной работы обучающегося (с оценкой учителя);

• самоотчет-рефлексию [Макарова, Чернышева 2014].

Уровень сформированности компетенции в плане профзнаний исследуется при решении кейсов, отражающих профессиональное мышление учителя.

Очевидно, достижение целей образования возлагает главную роль на педагога, но при этом государству необходимо обеспечить:

- учреждения дошкольного и общеобразовательного уровней учителями и воспитателями с высшим образованием;

- необходимые условия для профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки учителей всех уровней образования, порядок проведения которых определяется уставом образовательной организации;

- привлечение в систему образования заинтересованных и компетентных педагогов, способных реализовать учебно-воспитательный процесс на высоком профессиональном уровне, принимать участие в научно-исследовательской деятельности, применять современные психолого-педагогические технологии и информационно-коммуникационные средства, формировать у обучающихся духовно-нравственные основы личности, готовить будущих специалистов для различных сфер деятельности;

- ответственность педагогических кадров за качество обучения и воспитания подрастающего поколения;

- необходимые условия для подготовки в вузах кандидатов и докторов наук для более широкого охвата фундаментальных и прикладных научных исследований и увеличения научного уровня содержания обучения студентов и аспирантов [Рубцов 2014].

Аттестация также направлена на стимулирование учителя к совершенствованию его профессиональной деятельности, мотивированию поднимать уровень требований к себе, поиску более эффективных и творческих решений поставленных задач.

Аттестация педагогов основана на положениях профессионального стандарта, содержание которого должно соответствовать текущей ситуации в системе образовании, социальному заказу общества и рынку труда. В настоящий момент ситуация диктует овладение компетенциями, предложенными в новом

профессиональном стандарте педагога:

• работа с одарёнными обучающимися;

• деятельность школы в условиях реализации концепции инклюзивного образования;

• работа с обучающимися массовых школ с проблемами в развитии;

• работа с девиантными обучающимися с серьёзными отклонениями в социальной адаптации;

• мониторинг и контроль качества обучения в соответствии с международными стандартами [Методика оценки... 2013].

Внедрение профессионального стандарта нуждается в разработке системы стимулирующих мер, побуждающих педагогов к его освоению. А это задача администраторов образования всех уровней. Очевидно, что главная задача реформирования образования в целом и вводимого стандарта в частности - это повышение квалификации педагога. При этом может возникнуть ряд препятствий:

1. Неблагоприятная экономическая и демографическая ситуация в стране и недооценка на этом фоне специфики педагогического труда.

2. Оптимизация сети образовательных организаций.

3. Неудовлетворительная подготовка значительной части преподавателей высшей школы и специалистов системы повышения квалификации.

4. Наличие профессионалов, владеющих передовыми педагогическими практиками, и привлечение их к подготовке и переподготовке педагогов.

5. Наличие стажировочных площадок: организаций дошкольного или общего образования, на базе которых будет разворачиваться соответствующая работа.

Комплексная оценка деятельности учителя иностранного языка основывается прежде всего на его владении базовыми профессиональными компетенциями, которые связаны с готовностью и способностью учителя реализовывать цели обучения на различных уровнях образования, с учетом современных требований и реальных условий преподавания, а также требований, установленных положениями ФГОС, а именно:

• социально-психологическая компетенция, направленная на готовность к решению профессиональных задач;

• коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

• общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

• предметная компетенция в сфере преподавательской деятельности;

• профессиональная самореализация [Аттестация учителей. 207].

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка - это

совокупность перечисленных профессионально-педагогических компетенций, которые демонстрируют готовность к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию.

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка оценивается по уровню сформированности коммуникативной компетенции, общепедагогической компетенции, общекультурной и филологической компетенций.

Коммуникативная компетенция подразумевает языковую, речевую и социокультурную компетенции.

Профессиональная компетенция включает умения в планировании, обеспечение контроля и оценивания, а также организационные, аналитические, исследовательские и профессионально-коммуникативные умения.

Профессиональная деятельность учителя иностранного языка оценивается по следующим аспектам:

• посещение ряда уроков учителя и их анализ и самоанализ;

• анализ конспектов уроков / технологических карт уроков;

• беседы с учителем на профессионально-ориентированные темы на родном/иностранном языке;

• анализ УМК и другой учебно-методической литературы;

• научно-исследовательская работа: рефераты, публикация статей в профессиональных изданиях, учебная программа, доклады на научно-практических конференциях;

• анализ собственного опыта деятельности и перспектив дальнейшего развития;

• контроль уровня сформированности языковой компетенции на основе тестирования [Гирба и соавт. 2013; Нечаев, Фадеева 2014].

Уровень профессиональной компетенции учителя иностранного языка можно определить с помощью следующих примерных заданий для самооценки. Умения в планировании

1. Цели и задачи обучения, представленные в «Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам для общеобразовательных школ России», мне знакомы

A. поверхностно

Б. достаточно хорошо

B. подробно. Можете разработать программу для конкретной модели обучения с учетом предъявляемых к ней требований

2. Тематическое и поурочное планирование из «Книги для учителя» Вы можете

A. грамотно применять в полной мере

Б. грамотно скорректировать, вносить изменения в некоторые положения в зависимости от учебной ситуации, разработать собственную серию уроков в рамках изучаемой тематики

B. полностью заменить своим планированием Организационные умения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В условиях открытого урока при возникновении незапланированных обстоятельств Вы можете

A. отступить от плана урока, внеся коррективы в план

Б. полностью изменить план урока при сохранении поставленных целей и задач

B. импровизировать в предлагаемых обстоятельствах и смене ролей в реализации учебно-воспитательного процесса на уроке

2. Работая в рамках конкретного УМК, Вы

A. последовательно выполняете предлагаемые задания и упражнения Б. выбираете предлагаемые в УМК упражнения, применяете

различные формы и режимы учебной деятельности

B. свободно используете разнообразные методы и подходы обучения, варьируете их в зависимости от поставленных целей и задач

3. Вы можете организовать внеурочную работу по предмету

A. в классе

Б. в рамках школы

B. в рамках города\поселка

4. Ваше участие в деятельности методобъединения учителей иностранного языка в качестве

A. члена объединения

Б. члена аттестационной комиссии

B. руководителя [Рыхлова 2013] Умения в обеспечении контроля и оценивания

1. При осуществлении контроля в обучении иностранному языку, Вы

A. владеете особенностями и основными требованиями к контролю в сфере обучения иностранным языкам

Б. можете отобрать контрольные задания с учетом анализа трудностей учебного материала

B. можете разработать контрольные задания, отвечающие всем необходимым требованиям

2. Оценивая учебно-познавательную деятельность обучающихся, Вы

A. можете объяснить ошибки

Б. умеете исправить и объяснить ошибки

B. используете различные формы и приемы предупреждения и коррекции ошибок

3. Планируя учебный процесс, Вы знаете, каким образом сформировать

A. необходимые навыки самооценки

Б. необходимые и достаточные навыки самоконтроля и самокоррекции

B. чистоту речевых навыков и умений

Аналитические умения

1. При анализе своего урока или урока коллег Вы

A. владеете ключевыми аспектами анализа урока

Б. выделяете объективные и субъективные причины недочетов\достоинств урока и предлагаете конструктивные решения по коррекции учебно-воспитательного процесса

B. можете сделать критический (само)анализ уроков на высоком уровне профессиональной рефлексии

2. Отбирая учебно-методическую литературу, Вы можете

A. оценить ее соответствие конкретным учебным программам и условиям обучения

Б. проанализировать и адаптировать ее

B. отобрать необходимый материал для обновления содержания обучения с учетом конкретных условий обучения Рыхлова 2013].

Исследовательские умения

1. В рамках научно-методической деятельности школы, методической ассоциации и т.п. Вы можете

A. сделать сообщение на предложенную тему

Б. подготовить доклад, реферат, статью и выступить с сообщениями на различные профессиональные темы

B. провести самостоятельное исследование, опубликовать статью, выступить с научным докладом

2. Ваша исследовательская деятельность включает

A. участие в работе методической ассоциации

Б. работу на экспериментальной площадке или кураторство пилотных проектов

B. участие в работе научных семинаров и конференций Профессиональные способности учителя

• коммуникативные: умение легко вступать в контакт с обучающимися,

поддерживать отношения;

• экспрессивные: умение образно и ярко выражать свои мысли;

• дидактические: умение доступно преподнести материал, эффективно строить учебный процесс;

• перцептивные: умение воспринимать внутренний мир обучающихся, чувствовать их психическое состояние;

• научно-педагогические: участие в экспериментальной, научно-исследовательской работе, систематическое изучение литературы, опыта коллег;

• организаторские: умение четко и грамотно разработать и провести уроки и мероприятия;

• личностные: умение вести себя корректно и тактично по отношению к другим;

• конструктивные: умение планировать предстоящую работу, прогнозировать результаты своей деятельности, строить работу по развитию и совершенствованию способностей и талантов обучаемых;

• гностические: умение анализировать свою деятельность и деятельность учащихся, управлять детским коллективом, поддерживая интерес обучающихся к учебе и общественной жизни;

• психомоторные: умение «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учеником» (А.С. Макаренко);

• мажорные: оптимизм и чувство юмора педагога, помогающие активизировать образовательный процесс, умение снять напряжение;

• способности к концентрации и распределению внимания: готовность держать в поле зрения весь класс и каждого обучающегося в отдельности [Седов 2013].

В комплексной оценке профессиональной деятельности учителя иностранного языка целесообразно учитывать умения педагога проанализировать УМК.

Показатели оценки качества и эффективности урока

Блок «Личные качества учителя»

1. Знание учебного предмета и общий интеллектуальный уровень.

2. Педагогическое и методическое мастерство.

3. Культура речи, ее грамотность и экспрессивность.

4. Такт и профессиональная этика во взаимоотношениях с обучающимися.

5. Внешний вид, невербальные средства коммуникации. Блок «Особенности учебной деятельности учащихся»

1. Познавательная активность, творчество и учебная автономность.

2. Сформированность общеучебных умений и навыков.

3. Наличие групповых режимов работы на уроке.

4. Проявление дисциплинированности, организованности в учебном предмете на

уроке.

Блок «Содержание изучаемого материала»

1. Научность, доступность и посильность учебного материала.

2. Актуальность.

3. Новизна, проблемность и привлекательность изучаемого материала.

4. Оптимальность объема материала для усвоения. Блок «Эффективность преподавания»

1. Распределение времени на уроке, оптимальность темпа смены видов учебно-познавательной деятельности.

2. Использование наглядности и различных средств обучения.

3. Эффективность методов, приемов и форм работы на уроке.

4. Обратная связь с обучающимися.

5. Контроль и содержание требований/критериев оценки сформированности знаний, умений и навыков.

6. Соблюдение техники безопасности и здоровьесбережения на уроке.

Блок «Цели и результаты урока»

1. Четкость формулировки цели урока.

2. Реальность, сложность и достижимость поставленной цели.

3. Обучающий эффект урока (чему и в какой степени научились обучающиеся).

4. Воспитательный потенциал урока.

5. Развивающий потенциал урока.

0 - не владеет; 1 - владеет частично; 2 - владеет в полной мере [Методика оценки... 2013; Рябов и соавт. 2013].

Таким образом, в рамках аттестации определяются уровень квалификации, результаты трудовой деятельности, профессиональные и личностные качества педагогических работников. Следует отметить, что комплексная оценка деятельности учителя иностранного языка включает задания для определения уровня сформированности языковой компетенции, задания для самооценки уровня профессиональной компетенции, анализ УМК, анализ урока, участие в программах повышения квалификации, наличие научных публикаций, ведение внеурочной работы и участие в профильных конференциях.

Очевидна необходимость продолжения работы по оптимизации форм деятельности, механизмов управления и рекомендаций по поддержке педагогов во время аттестации, по оцениванию уровня сформированности их профессиональных компетентностей в условиях модернизации системы образования и реализации ФГОС.

Библиографический список

Аттестация учителей иностранных языков образовательных учреждений: метод. рекомендации / авт.-сост. А.В. Овчинникова и др.; под общ. ред. Л.Я. Олиференко. 6-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 96 с.

Бим-Бад Б.М. Каким же должен быть профессиональный стандарт педагога // Учительская газета. 2013. 11 июня. С. 19.

Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: учеб.-методич. пособие / под ред. Е.Ю. Гирба. М.: УЦ «Перспектива», 2013. 144 с.

Макарова Л.П., Чернышева Э.В. Аттестация: комплексная оценка деятельности педагога: организационные формы, управленческие механизмы. Волгоград: Учитель, 2014. 173 с.

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. 3 -е изд. М.: Просвещение, 2013. 91 с.

Нечаев М.П., Фадеева Е.И. Самообследование образовательной организации -ресурс развития прогностической функции управления: методич. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 128с.

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят 29.12.2012 №73-ФЗ: в ред. От 13.07.2015: с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рубцов В. Оценка учителя должна быть еще и общественно-профессиональной // Учительская газета. 2014. 14 янв. С. 8.

Рыхлова Н. Мониторинг профессиональной деятельности учителя // Школьное планирование: журн. для школьных администраторов. 2013. № 5. С. 39-58.

Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Сертификация педагогических работников // Управление образованием. 2013. № 1. С. 92-101.

Седов С. А. К вопросу о повышении эффективности профессионального труда учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 1(88). С. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.