Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ'

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНКОЙ ОБОРОНЫ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / ВОЕННО-УЧЕТНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНЕ / ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЗАПАСЕ / ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДОЛЖНОСТЯМ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Кондратьев Евгений Борисович, Полевой Василий Григорьевич, Мазаник Александр Иванович, Малека Юрий Николаевич

В статье представлена комплексная методика, включающая три частных методики, которые предназначены для: рационального распределения граждан, прибывших из запаса, по подразделениям специального формирования гражданской обороны и вакантным должностям с соответствующими военно-учетными специальностями с учетом их значимости; определения времени, требуемого на дополнительную подготовку граждан, прибывших из запаса, с учетом степени схожести и сложности военно-учетных специальностей штатных должностей относительно военно-учетных специальностей граждан, прибывших из запаса; обоснования рационального варианта распределения мобилизационных людских ресурсов по должностям с соответствующими военно-учетными специальностями с учетом времени, требуемого на дополнительную подготовку. Методика позволяет определить такой план распределения граждан, прибывших из запаса, по штатным должностям с соответствующими военно-учетными специальностями, при котором суммарное время на их дополнительную подготовку будет минимальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Кондратьев Евгений Борисович, Полевой Василий Григорьевич, Мазаник Александр Иванович, Малека Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX METHODOLOGY FOR SUBSTANTIATION OF A RATIONAL PLAN FOR MANNING SPECIAL FORMATION OF CIVIL DEFENSE UNITS WITH MOBILIZATION HUMAN RESOURCES

The article presents a comprehensive methodology, including three private methods, which are designed for: rational distribution of citizens who arrived from the reserve, according to the units of the special civil defense formation and vacant positions with the corresponding military registration specialties, taking into account their importance; determining the time required for additional training of citizens who arrived from the reserve, taking into account the degree of similarity and complexity of the military specialties of regular positions relative to the military specialties of citizens who arrived from the reserve; substantiation of a rational option for the distribution of mobilization human resources among positions with the corresponding military specialties, taking into account the time required for additional training. The methodology makes it possible to determine such a plan for the distribution of citizens who arrived from the reserve, according to regular positions with the corresponding military specialties, in which the total time for their additional training will be minimal.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ»

УДК 355.58

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ

ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ

Е.В. Кондратьев

заместитель начальника Академии Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: е.kondratevQamchs.ru

А.И. Мазаник

доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: al.mazaQmail.ru

В.Г. Полевой

кандидат военных наук, доцент, заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Ю.Н. Малека

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры (государственного

и муниципального управления)

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,

мкр. Новогорск

E-mail: и.malekaQamchs.ru

Аннотация. В статье представлена комплексная методика, включающая три частных методики, которые предназначены для: рационального распределения граждан, прибывших из запаса, по подразделениям специального формирования гражданской обороны и вакантным должностям с соответствующими военно-учетными специальностями с учетом их значимости; определения времени, требуемого на дополнительную подготовку граждан, прибывших из запаса, с учетом степени схожести и сложности военно-учетных специальностей штатных должностей относительно военно-учетных специальностей граждан, прибывших из запаса; обоснования рационального варианта распределения мобилизационных людских ресурсов по должностям с соответствующими военно-учетными специальностями с учетом времени, требуемого на дополнительную подготовку. Методика позволяет определить такой план распределения граждан, прибывших из запаса, по штатным должностям с соответствующими военно-учетными специальностями, при котором суммарное время на их дополнительную подготовку будет минимальным.

Ключевые слова: специальное формирование гражданкой обороны; мобилизационные людские ресурсы; военно-учетная специальность; граждане, пребывающие в запасе; план распределения специалистов по должностям.

Цитирование: Кондратьев Е.В., Полевой В.Г., Мазаник А.П., Малека Ю.Н. Комплексная методика обоснования рационального плана комплектования подразделений специального формирования гражданской обороны мобилизационными людскими ресурсами / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 2 (53). С. 12 - 20.

Для решения задач гражданской обороны (далее — ГО) в условиях военного времени в состав сил ГО включены специальные формирования гражданской обороны (далее СФГО) [1]. Данные подразделения формируются на базе территориальных органов МЧС России при объявлении мобилизации. Комплектование СФГО осуществляется за счет призыва граждан, пребывающих в запасе и предназначенных для замещения воинских должностей в соответствующих структурных подразделениях.

Развертывание СФГО позволит существенно нарастить численность группировки ГО в условиях нарастания угрозы агрессии и обеспечит выполнение возложенных на нее задач, к основным из которых могут быть отнесены: участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; проведение работ

по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий и др. [2].

В соответствии с руководящими документами развертывание СФГО предусматривает выполнение ряда этапов для приведения их в готовность к выполнению задач ГО, основным из которых является боевое слаживание подразделений, под которым понимается совокупность заблаговременно спланированных мероприятий по ускоренному обучению личного состава выполнению обязанностей в условиях военного времени, согласованным действиям в составе подразделения при выполнении задач по предназначению [3].

Уровень готовности СФГО к выполнению задач по предназначению существенно зависит от степени соответствия количества граждан, прибывших из запаса для комплектования подразделений, и штатной численности личного состава СФГО, а также от времени проведения боевого слаживания, которое определяется степенью соответствия военно-учетных специальностей (далее — ВУС) граждан, прибывших из запаса, и ВУС должностей, которые должны быть укомплектованы. Низкое значение степени соответствия ВУС может привести к необходимости выделения времени на дополнительную подготовку специалистов и, соответственно, к увеличению продолжительности процесса боевого слаживания подразделений СФГО.

В статье [4] приведены данные, свидетельствующие о низких значениях количественно-качественных показателей мобилизационных людских ресурсов (далее — МЛР), а также определены причины сложившегося положения, к основным из которых можно отнести: несовершенство параметров системы воинского учета; низкая заинтересованность граждан, пребывающих в запасе, в повышении уровня подготовки; низкая дисциплина по постановке на воинский учет при изменении места жительства и др.

Проведенный ранее анализ [4] возможного негативного влияния указанных факторов позволил выявить проблемную ситуацию, которая заключается в вынужденном увеличении установленных сроков боевого слаживания вследствие необходимости переподготовки (дополнительной подготовки) граждан по

требуемым ВУС. Следует отметить, что увеличение сроков приведения СФГО в готовность к выполнению задач по предназначению в условиях быстрого перехода от этапа нарастания угрозы агрессии к этапу начала полномасштабных боевых действий может оказать влияние на уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от возможных опасностей.

Одним из перспективных направлений разрешения выявленной проблемной ситуации является совершенствование процесса планирования комплектования должностей СФГО гражданами, прибывающими из запаса, что может привести к существенному снижению требуемых временных ресурсов на дополнительную подготовку специалистов в ходе боевого слаживания. Для реализации данного направления необходимо решить оптимизационную задачу, заключающуюся в обосновании рациональных параметров плана комплектования подразделений СФГО мобилизационными людскими ресурсами. В настоящей статье предложена комплексная методика решения данной задачи, которая включает три частных методики:

методику распределения граждан, прибывших из запаса, по подразделениям СФГО и вакантным должностям с соответствующими ВУС, в основе которой лежат методы обработки результатов экспертного опроса - метод анализа иерархий [5] и метод ранжирования объектов [6];

методику определения времени, требуемого на дополнительную подготовку граждан, прибывших из запаса, в основе которой лежат метод регрессионного анализа [7] и метод непосредственной оценки сравниваемых объектов по заданной шкале [6];

методику обоснования рационального варианта распределения мобилизационных людских ресурсов для комплектования должностей СФГО, в основе которой лежит метод У. Фогеля [8], предназначенный для решения задачи о назначениях.

Укрупненная блок-схема алгоритма обоснования рациональных параметров плана комплектования подразделений СФГО мобилизационными людскими ресурсами представлена на рисунке 1. Данная задача может решаться для двух условий:

Рисунок 1 Укрупненная блок-схема а.;п'оритма обоснования рациональных параметров плана

комплектования СФГО МЛР

количество 1'раждан, прибывших из запаса (Дз), соответствует штатной численности СФГО (Дшт) и ряд военно-учетных специаль-

ностей 1'раждан не соответствуют ВУС должностей, которые должны быть укомплектованы;

количество граждан, прибывших из запаса, меньше штатной численности СФГО (Д3 < Дшт), и также ряд военно-учетных специальностей граждан не соответствуют ВУС должностей, которые должны быть укомплектованы.

Второе из приведенных условий является более общим по отношению к первому, поскольку предопределяет необходимость решения дополнительной задачи рационального распределения граждан, прибывших из запаса, по подразделениям СФГО и вакантным должностям с соответствующими ВУС.

I. Методика распределения граждан, прибывших из запаса, по подразделениям СФГО и вакантным должностям с соответствующими ВУС включает следующие основные этапы:

1. Определение вектора глобальных приоритетов подразделений, входящих в СФГО. Для решения данной задачи необходимо [5]:

заполнить экспертам матрицы попарных сравнений исследуемых объектов;

определить значения элементов результирующей матрицы на основе обработки матриц попарных сравнений, заполненных каждым экспертом;

определить средние геометрические значения для каждой строки результирующей матрицы;

определить значения вектора приоритетов сравниваемых объектов за счет нормализации средних геометрических значений;

оценить согласованность мнений экспертов на основе определения значения отношения согласованности.

Последовательное выполнение перечисленных выше этапов позволяет определить:

вектор-столбец локальных приоритетов частных критериев (^1), с учетом которых определяется значимость задач, возложенных на СФГО;

матрицу локальных приоритетов задач (^2), возложенных на СФГО, по каждому частному критерию;

вектор-столбец локальных приоритетов задач (А), возложенных на СФГО, с учетом значений вектора локальных приоритетов частных критериев

А = Wl х ^2;

совокупность вектор-столбцов (матрицу) локальных приоритетов подразделений СФГО (Жэ) относительно возложенных на него задач;

вектор-столбец глобальных приоритетов подразделений СФГО (С) с учетом значимости возложенных на него задач

А = Wэ х А =

71

72

И 7ь

2. Определение количества специалистов, направляемых для комплектования каждого подразделения СФГО с учетом общей численности личного состава, который может быть распределен между подразделениями, коэффициентов значимости (элементов вектора-столбца глобальных приоритетов) подразделений СФГО и некомплекта личного состава в подразделениях. В интересах решения данной задачи необходимо определить:

а) общее количество личного состава, военно-учетные специальности которого не соответствуют ни одной из ВУС должностей СФГО. Данный личный состав может быть распределен между подразделениями в соответствии с выбранной системой приоритетов

В = П=1 Ьг,

где Ьг - количество граждан, прибывших из запаса и имеющих г-ую военно-учетную специальность, которая не соответствует ни одной из ВУС должностей СФГО; п - количество ВУС, не соответствующих штатным должностям;

б) значения некомплекта личного состава в каждом 1-ом подразделении СФГО

Н,

где Ягшт - штатная численность личного состава 1-го подразделения СФГО;

йц - количество граждан, предназначенных для комплектования 1-го подразделения и имеющих ^'-ую военно-учетную специальность, которая не соответствует ни одной из ВУС штатных должностей СФГО; т, - количество ВУС, не соответствующих штатным должностям;

Щвак _ количество вакантных должностей в 1-ом подразделении, для замещения которых не прибыли граждане из запаса;

в) долю некомплекта личного состава в 1-ом подразделении относительно общей численности некомплекта в СФГО. Для решения данной задачи необходимо:

определить значение суммарного некомплекта личного состава во всех подразделениях СФГО

^су м. ¿=1 Нц

определить долю некомплекта личного состава в 1-ом подразделении относительно общей численности некомплекта в СФГО

А —

Нг

£Г=1 Н1

г) показатель, характеризующий приоритетность комплектования ¿-го подразделения СФГО с учетом его значимости и доли некомплекта личного состава СФГО

2г — х Д,

где - значение коэффициента значимости 1-го подразделения СФГО;

Д - доля некомплекта личного состава в 1-ом подразделении относительно общей численности некомплекта в СФГО;

д) коэффициент доукомплектования 1-го подразделения, который является нормированной величиной и определяется как доля от общей численности личного состава, предназначенного для доукомплектования всех подразделений СФГО

Кг —

£Г=1 ^г'

где Zг - значение показателя, характеризующего приоритетность комплектования 1-го подразделения СФГО;

е) численность личного состава, предназначенного для доукомплектования вакантных должностей 1-го подразделения СФГО

Вг — Кг х В,

где Кг - коэффициент доукомплектования 1-го подразделения СФГО;

В - общее количество личного состава, который может быть распределен между подразделениями СФГО в соответствии с выбранной системой приоритетов.

3. Определение коэффициентов значимости групп ВУС, областей деятельности и военно-учетных специальностей в каждом подразделении СФГО. Исходными данными для решения данной задачи являются:

С — (д1,д2,...,д8,...,9з) _ перечень групп военно-учетных специальностей в соответствии со штатом СФГО, где д3 - наименование з-ой группы ВУС, 5 - количество групп ВУС в соответствии со штатом СФГО;

из — (из1,из2, ...,usf,..., и3р) - перечень областей деятельности, входящих в з-ую группу ВУС, где usf - наименование /-ой области деятельности, входящей в з-ую группу ВУС, Р -количество областей деятельности, входящих в з-ую группу ВУС;

Vs f — (vsfl,Vsf2,...,Vsfh,...,Vsfн) - перечень ВУС, относящихся к /-ой области дея-

з

где fh — наименова ние к-ой ВУС, относящейся к /-ой области деятельности, входящей в з-ую группу ВУС, Н - количество ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая з

Для определения соответствующих коэффициентов значимости (а.3, asf, a.sfh) целесообразно использовать метод ранжирования сравниваемых объектов [6].

4. Распределение специалистов по вакантным должностям с учетом значимости групп ВУС, областей деятельности и военно-учетных специальностей в каждом подразделении СФГО. Численность личного состава, предназначенного для доукомплектования вакантных должностей, соответствующих к-ой ВУС, относящейся к /-ой области деятельности, входящей в з-ую группу ВУС в 1-ом подразделении СФГО определяется из выражения

Вгs^ — Кг.3 х Кгsf х Кгs^ х Вг,

где Кг3 - коэффициент доукомплектования з-ой группы ВУС в 1-ом подразделении СФГО;

Klsf - коэффициент доукомплектования /-ой области деятельности, входящей в з-ую группу ВУС в 1-ом подразделении;

Ки¡и - коэффициент доукомплектования Н-ой ВУС, относящейся к /-ой области деятельности, входящей в в-^ю группу ВУС в 1-ом подразделении СФГО;

В1 - численность личного состава, предназначенного для доукомплектования вакантных должностей 1-го подразделения СФГО.

Таким образом, представленная частная методика позволяет распределить граждан, прибывших из запаса, по подразделениям СФГО и вакантным должностям с соответствующими ВУС с учетом значений вектора глобальных приоритетов подразделений, уровня некомплекта личного состава и значимости групп военно-учетных специальностей, областей деятельности и ВУС.

II. Методика определения времени, требуемого на дополнительную подготовку граждан, прибывших из запаса, включает следующие основные этапы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Формирование таблицы рассогласованности военно-учетных специальностей граждан, прибывших из запаса и ВУС должностей, которые должны быть укомплектованы.

2. Определение шкалы для сравнительной оценки схожести ВУС и диапазона изменения уточняющих коэффициентов для оценки времени, требуемого на дополнительную подготовку. Показатель схожести ВУС {Рих) может изменяться в интервале от 0 (для абсолютно несхожих ВУС) до 1 (для абсолютно схожих ВУС) с шагом 0,1. Уточняющие коэффициенты (Ксх) выражаются в виде долей времени, требуемых на дополнительную подготовку, от времени, выделяемого на боевое слаживание подразделений СФГО. Данные коэффициенты по оценкам экспертов могут изменяться в диапазоне от 1 (для абсолютно схожих ВУС) до 2 (для абсолютно несхожих ВУС).

3. Построение регрессионной модели для определения уточняющих коэффициентов, характеризующих время, требуемое на дополнительную подготовку в зависимости от степени схожести ВУС

Ксх = / (ао,а1,Рих),

где ао, а1 - коэффициенты регрессионной модели.

4. Определение на основе полученной регрессионной модели значения уточняющего коэффициента для оценки времени, требуемого на дополнительную подготовку в зависимости от значения степени схожести ВУС.

5. Определение шкалы для сравнительной оценки сложности групп ВУС (в и г), областей деятельности (/ и у) и ВУС (Н и х), где Н - наименование ВУС должности, на которую назначается гражданин; х - наименование ВУС, которую имеет гражданин, прибывший из запаса. Степень относительной сложности групп ВУС областей деятельности {Я¡у) и ВУС (иих) может изменяться в интервале от 0 (при равной сложности сравниваемых элементов либо, если ВУС гражданина является более сложной, чем ВУС замещаемой должности) до 1 (если ВУС гражданина является существенно менее сложной, чем ВУС замещаемой должности). Уточняющие коэффициенты (Ку, Кд, Ки) выражаются в виде долей времени, требуемых на дополнительную подготовку, от времени, выделяемого на боевое слаживание подразделений СФГО. Данные коэффициенты могут изменяться в диапазоне:

Ку - от 1 (при равной сложности групп ВУС или в случае, если группа военно-учетных специальностей, в которую входит ВУС гражданина, является более сложной, чем группа военно-учетных специальностей, в которую входит ВУС замещаемой должности) до 1,1 (для существенно отличающихся по сложности сравниваемых групп ВУС);

Кф _ от ]_ (ПрИ равной сложности областей деятельности или в случае, если область деятельности, в которую входит военно-учетная специальность гражданина, является более сложной, чем область деятельности, в которую входит ВУС замещаемой должности) до 1,2 (для существенно отличающихся по сложности сравниваемых областей деятельности);

и

или в случае, если военно-учетная специальность гражданина, является более сложной, чем ВУС замещаемой должности) до 1,3 (если военно-учетная специальность замещаемой

должности существенно сложнее ВУС гражданина, прибывшего из запаса).

6. Проверка логических условий

У8г >0 Qfy> 0 О,

при выполнении хотя бы одного из которых определяются уточняющие коэффициенты для оценки времени, требуемого на дополнительную подготовку с учетом сравнительной сложности групп военно-учетных специальностей, областей деятельности и ВУС.

7. Определение значений уточняющих коэффициентов для оценки времени, требуемого на дополнительную подготовку с учетом сложности групп военно-учетных специальностей, областей деятельности и ВУС (Ку, Кд,

8. Определение обобщенного значения коэффициента для оценки времени, требуемого на дополнительную подготовку

Коб — Ку хКд х Ку.

9. Определение итогового значения коэффициента для оценки времени, требуемого на дополнительную подготовку с учетом схожести и сложности ВУС

—х

10. Определение времени, требуемого на дополнительную подготовку по г-ой ВУС с учетом нормативной продолжительности проведения боевого слаживания СФГО (¿бс)

¿щоп — Кв

х ^бс-

Таким образом, представленная частная методика позволяет определить время, требуемое на дополнительную подготовку граждан, прибывших из запаса, с учетом схожести и сложности ВУС.

III. Методика обоснования рационального варианта распределения мобилизационных людских ресурсов для комплектования должностей СФГО включает следующие основные этапы:

1. Формирование матрицы значений времени, требуемого на дополнительную подготовку

специалистов, прибывших из запаса, для замещения должностей с соответствующими ВУС. Входами данной матрицы являются:

перечень военно-учетных специальностей граждан, прибывших из запаса, которые не соответствуют требуемым ВУС в соответствии со штатом СФГО;

перечень ВУС, соответствующих штатным должностям в СФГО, которые должны быть укомплектованы мобилизационными людскими ресурсами.

На пересечении строк и столбцов матрицы проставляются значения времени, требуемого для дополнительной подготовки гражданина при его назначении на штатную должность с соответствующей ВУС, текущей переменной присваивается значение к = 0.

2. Идентификация итерации преобразования матрицы, в рамках которой гражданин, прибывший из запаса, назначается на конкретную штатную должность с соответствующей ВУС - к = к + 1.

3. Преобразование матрицы с учетом определения разности между двумя минимальными значениями в каждой строке и каждом столбце исходной таблицы - Дк, Дк.

4. Определение элемента вектора решения, соответствующего номеру итерации - х%к. Данная переменная принимает значение, равное единице ¿к = 1)- В рамках данного этапа осуществляется назначение гражданина, прибывшего из запаса, на конкретную штатную должность с соответствующей ВУС по принятому критерию.

5. Сокращение размерности матрицы за счет вычеркивания строки, идентифицирующей штатную должность с соответствующей ВУС, на которую назначен гражданин, прибывший из запаса, и столбца, определяющего ВУС данного гражданина (строки гк и столбца ¿к)-

6. Выполнение логической операции, в рамках которой определяется выполнение соотношения к < п, где п - количество вакантных штатных должностей с соответствующей ВУС, на которые должны быть назначены граждане, прибывшие из запаса, военно-учетные специальности которых не совпадают с номенклатурой штатных ВУС. При выполнении данного соотношения осуществляется пе-

реход к этапу 2, в рамках которого идентп- переход к этапу 7.

фицируется следующая итерация данного ал- 7. Формирование вектора рационального

горитма. В противном случае осуществляется решения

х* = (х* л =1,к = 1,п; остальные значения х^ = 0}.

8. Для вектора х*, элементы которого идентифицированы на предыдущем этапе, определяется минимальное время, которое необходимо выделить на дополнительную подготовку (Т) всех прибывших из запаса граждан, предназначенных в специальное формирование гражданской обороны.

Таким образом, представленная в статье комплексная методика предназначена для определения рациональных параметров плана комплектования подразделений СФГО мобилизационными людскими ресурсами, при ко-

торых суммарное время на их дополнительную подготовку будет минимальным с учетом:

рационального распределения граждан, прибывших из запаса, по подразделениям СФГО;

степени схожести военно-учетных специальностей граждан, прибывших из запаса, и ВУС штатных должностей СФГО;

степени сложности военно-учетных специальностей штатных должностей СФГО относительно ВУС граждан, прибывших из запаса.

Литература

1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Барышев П.Ф. Методологические аспекты обоснования облика перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. № 2 (25). С. 3 - 7.

3. Панченков В.В., Мазаник А.И., Веселов A.B., Полевой В.Г. Формализованная постановка задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки специальных формирований гражданской обороны. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 4 (47). С. 3 - И.

4. Кондратьев Е.Б., Мазаник А.И., Веселов A.B., Полевой В.Г. Постановка задачи обоснования рационального плана распределения мобилизационных людских ресурсов, прибывших из запаса, для комплектования подразделений специального формирования гражданской обороны. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 3 (50). С. 19 - 26.

5. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. - М.: Радио и связь. 1993. 198 с.

6. Горелов В.Е. Методы экспертных оценок. - М.: ВНИИПИ, 1997. 206 с.

7. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1986. 365 с.

8. Кузьменко Ю.М. Методы анализа и обработки военно-экономической информации. - М.: Наука. 1978. 349 с.

COMPLEX METHODOLOGY FOR SUBSTANTIATION OF A RATIONAL PLAN FOR MANNING SPECIAL FORMATION OF CIVIL DEFENSE UNITS WITH MOBILIZATION HUMAN RESOURCES

Evgeny KONDRATIEV

deputy head of the Academy Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk

E-mail: e.kondratevQamchs.ru

Alexander MAZANIK

doctor of military sciences, professor,

chief researcher of the research center

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: al.mazaQmail.ru

Vasiliy POLEVOY

candidate of military sciences, associate

professor, deputy head of the Academy

(vice-rector) for scientific work

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Yuriy MALEKA

doctor of historical sciences, professor,

professor of the department (state

and municipal administration)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: u.malekaQamchs.ru

Abstract. The article presents a comprehensive methodology, including three private methods, which are designed for: rational distribution of citizens who arrived from the reserve, according to the units of the special civil defense formation and vacant positions with the corresponding military registration specialties, taking into account their importance; determining the time required for additional training of citizens who arrived from the reserve, taking into account the degree of similarity and complexity of the military specialties of regular positions relative to the military specialties of citizens who arrived from the reserve; substantiation of a rational option for the distribution of mobilization human resources among positions with the corresponding military specialties, taking into account the time required for additional training. The methodology makes it possible to determine such a plan for the distribution of citizens who arrived from the reserve, according to regular positions with the corresponding military specialties, in which the total time for their additional training will be minimal.

Keywords: special formation of civil defense; mobilization human resources; military registration specialty; citizens in the reserve; plan for the distribution of specialists by position. Citation: Kondratiev E.B., Polevoy V.G., Mazanik A.I., Maleka Y.N. Complex methodology for substantiation of a rational plan for manning special formation of civil defense units with mobilization human resources // Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 2 (53). S. 12 - 20.

References

1. Federal Law of February 12, 1998 No. 28-FZ "On Civil Defense".

2. Baryshev P.F. Methodological aspects of substantiating the appearance of a promising group of rescue military units of the Ministry of Emergency Situations of Russia. // Scientific and educational problems of civil protection. 2015. No. 2 (25). S. 3 - 7.

3. Panchenkov V.V., Mazanik A.I., Veselov A.V., Polevoy V.G. Formalized formulation of the problem of substantiating the rational parameters of the training program for special civil defense units. // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. No. 4 (47). S. 3 - 11.

4. Kondratiev E.B., Mazanik A.I., Veselov A.V., Polevoy V.G. Statement of the problem of substantiation of a rational plan for the distribution of mobilization human resources, arrived from the reserve, for the acquisition of subdivisions of a special civil defense formation. // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. No. 3 (50). S. 19 - 26.

5. Saaty T.L. Making decisions. Method of analysis of hierarchies: TRANS, from English. - M.: Radio and communication. 1993. 198 s.

6. Gorelov V.E. Methods of expert assessments. - M.: VNIIPI, 1997. 206 s.

7. Draper N., Smith G. Applied regression analysis. - M.: Finance and statistics, 1986. 365 s.

8. Kuzmenko Y.M. Methods of analysis and processing of military-economic information. - M.: Science. 1978. 349 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.