Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ'

КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ФИЗИОТЕРАПИЯ / АБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Филипович Е.К., Кудлач А.И., Стефанин А.Л., Шиянова А.В., Наумович Д.Д.

Рассматриваются вопросы влияния комплексной физиотерапевтической абилитации на показатели логопедического статуса и некоторые нейропсихологические параметры у пациентов детского возраста с нарушениями речевого развития. Установлено, что курсовое применение нейроадаптационных методик, включающих синусоидальные модулированные токи на мышцы дна полости рта, электрофорез с антихолинэстеразными препаратами и дарсонвализацию кистей рук, приводит к статистически значимому улучшению орального праксиса, зрительного гнозиса, наглядно - образного мышления, а также снижению фонетико - фонематических нарушений речевой функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Филипович Е.К., Кудлач А.И., Стефанин А.Л., Шиянова А.В., Наумович Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX PHYSIOTHERAPEUTIC ABILITATION IN CORRECTION OF SPEECH DEVELOPMENT DISORDERS IN CHILDREN

The article deals with the issues of complex physiotherapy abilitation influence on indicators of speech therapy status and some neuropsychological parameters in pediatric patients with speech development disorders. It has been established that the course application of neuroadaptive techniques, including sinusoidal modulated currents to the muscles of the mouth floor, electrophoresis with anticholinesterase drugs and darsonvalization of the hands, leads to a statistically significant improvement in oral praxis, visual gnosis, visual - figurative thinking, as well as a decrease in phonetic and phonemic disorders of speech function.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ»

жизни указывает на стабилизацию иммунного статуса к 7-12 месяцам. В такой ситуации обосновано начало вакцинации к 12 месяцам.

В случае сохранения признаков им-муносупрессии более 1 года стратегия вакцинации должна рассматриваться с позиции преобладания рисков инфекционных заболеваний над рисками вакцинации.

Общими подходами в вопросах вакцинации у детей, имеющих признаки иммуносупрессии, является следующее (General Recommendation on Immunization. Recommendation of Advisory on Immunization Practices):

а) в подавляющем большинстве случаев дети с признаками иммуно-

супрессии не должны получать живые вакцины;

б) при вакцинации убитыми вакцинами ответ к ним будет ниже по сравнению со здоровыми детьми;

в) требуется дополнительное введение вакцин (против пневмококковой и гемофильной инфекций);

г) рекомендованы такие же дозы вводимых вакцин и графики вакцинации, как и у здоровых детей [5].

Заключение

Таким образом, дети, рожденные от матерей с трансплантированными органами и тканями, требуют всестороннего дополнительного обследования, составления индивидуального графика иммунизации и динамического наблюдения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Сухих Г.Т. Иммунология беременности. - М., 2003. - 234 с.

2. Хаитов Р.М. Иммунология [Электронный ресурс]: Учеб. - 3-е изд., перераб. И доп. - М., 2016. - 496 с.

3. Симченко А.В. // Медицина. - 2019. - №3. -С.44-49.

4. Симченко А.В. Сб. науч. ст. «Современные перинатальные медицинские технологии в решении проблем демографической безопасности». -2021. - №14. - С.485.

5. Kroger A., Bahta L., Hunter P. General Best Practice Guidelines for Immunization. Practices (ACIP). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cdc.gov/vaccines/hcp/acip-recs/general-recs/downloads/generalrecs.pdf. - Дата доступа: 15.03.2022.

Поступила 29.03.2022 г.

Комплексная физиотерапевтическая абилитация в коррекции нарушений речевого развития у детей

Филипович Е.К.1, Кудлач А.И.2, Стефанин А.Л.2, Шиянова А.В.3, Наумович Д.Д.3, Кузнецова К.В.4

1Белорусский государственный медицинский университет, Минск 2Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск 323-я городская детская поликлиника, Минск, Беларусь 43-я городская детская клиническая больница, Минск, Беларусь

Filipovich E.1, Kudlatch A.2, Stefanin A.2, Shiyanova А.3, Naumovich D.3, Kuzniatsova K.4

1Belarusian State Medical University, Minsk 2Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk 323rd City Children's Polyclinic, Minsk, Belarus 43rd City Children's Clinical Hospital, Minsk, Belarus

Complex physiotherapeutic abilitation in correction of speech development disorders in children

Резюме. Рассматриваются вопросы влияния комплексной физиотерапевтической абилитации на показатели логопедического статуса и некоторые нейропсихологические параметры у пациентов детского возраста с нарушениями речевого развития. Установлено, что курсовое применение нейроадаптационныхметодик, включающих синусоидальные модулированные токи на мышцы дна полости рта,, электрофорез с антихолинэстеразными препаратами и дарсонвализацию кистей рук, приводит к статистически значимому улучшению орального прак-сиса, зрительного гнозиса, наглядно-образного мышления, а также снижению фонетико-фонематических нарушений речевой функции. Ключевые слова: нарушения речевого развития, физиотерапия, абилитация, дети.

Медицинские новости. — 2022. — №10. — С. 32—37. Summary. The article deals wtth the issues of complex physiotherapy abilitation influence on indicators of speech therapy status and some neuropsychological parameters in pediatric patients wtth speech development disorders. It has been established that the course application of neuroadaptive techniques, including sinusoidal modulated currents to the muscles of the mouth floor, electrophoresis with anticholinesterase drugs and darsonvalization of the hands, leads to a statistically significant improvement in oral praxis, visual gnosis, visual-figurative thinking, as well as a decrease in phonetic and phonemic disorders of speech function. Keywords: speech development disorders, physiotherapy, abilitation, children. Meditsinskie novosti. - 2022. - N10. - P. 32-37.

Нарушение речевого развития (ди-зонтогенез речи) является одним из наиболее часто встречаемых вариантов детской психоневрологической заболеваемости. В последнее время специалистами отмечается рост распространенности речевых дисфункций, их утяжеление за счет сочетанных расстройств, что в итоге приводит к

значимым социальным последствиям. Выступая за более агрессивные диагностические меры, специалисты в области детского развития настаивают на обязательном проведении тщательного анализа состояния не только речевой, но и всех высших психических функций, определяющего последующую диагностическую и терапевтическую тактику [1].

Несвоевременное развитие речевой деятельности накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, а нарушение в адекватной работе вышеуказанных сфер приводит к еще более значимым речевым дис-фазиям. Иными словами, образуется «порочный замкнутый круг»: дисгармо-

ОаблИЕнЮ Динамика показателей орального праксиса до и после проведения курса физиотерапевтической абилитации

Параметр Выполнение до проведения курса ФТЛ Выполнение после проведения курса ФТЛ и-критерий Манна - Уит-ни, р

Оральный праксис по подражанию 0,8±0,220 0,95±0,22 и=78,000 р=0,288

- высовывание языка 0 0,05±0,22 и=95,000 р=0,677

- движения языком 0 0,05±0,22 и=95,000 р=0,677

- надувание обеих щек 0 0,05±0,22 и=95,000 р=0,677

- надувание одной щеки 0,1 ±0,31 0,3±0,47 и=70,000 р=0,172

- помещение языка за верхнюю губу 0,05±0,22 0,05±0,22 и=105,00 р=1,000

- помещение языка за нижнюю губу 0,05±0,22 0,05±0,22 и=105,00 р=1,000

- щелкание языком 0,15±0,37 0,42±0,50 и=55,000 р=0,054

- способность подуть 0,1 ±0,31 0,2±0,41 и=86,500 р=0,462

- способность свистеть 0,4±0,50 0,45±0,51 и=97,000 р=0,758

- способность цокать 0,15±0,37 0,3±0,47 и=79,500 р=0,323

Оральный праксис по инструкции 1 1 и=105,00 р=1,000

- высовывание языка 0,95±0,22 1 и=95,000 р=0,677

- движения языком 0,95±0,22 1 и=95,000 р=0,677

- надувание обеих щек 0,95±0,22 1 и=95,000 р=0,677

- надувание одной щеки 0,65±0,49 0,9±0,31 и=62,500 р=0,099

- помещение языка за верхнюю губу 0,95±0,22 0,95±0,22 и=105,00 р=1,000

- помещение языка за нижнюю губу 0,95±0,22 0,95±0,22 и=105,00 р=1,000

- щелкание языком 0,6±0,50 0,85±0,37 и=62,500 р=0,099

- способность подуть 0,8±0,41 0,9±0,31 и=86,500 р=0,462

- способность свистеть 0,4±0,50 0,65±0,49 и=62,500 р=0,099

- способность цокать 0,7±0,47 0,9±0,31 и=72,000 р=0,203

ничное развитие высших психических функций результируется в нарушении речевого развития, а расстройство речевой функции приводит к неадекватности высшей психической деятельности в целом. Важной задачей в детской неврологической практике считается не только своевременная диагностика нарушения психоречевого развития, но и рациональная коррекция выявленных отклонений в высшем психическом функционировании [2].

Физиотерапевтическое лечение в настоящее время является одним из важных компонентов терапии широкого круга заболеваний центральной (ЦНС) и периферической нервной системы. В основе нейрофизиологического влияния физиотерапевтических методик лежит ускорение процессов регенерации нервной ткани, анальге-зирующий и противоотечный эффекты, улучшение нервно-нервной и нервно-мышечной проводимости [3]. Физиотерапия в детской неврологической практике представляет собой комплекс немедикаментозных методов терапевтического и абилитационного воздействия, целью которого является повышение функциональных возможностей организма и адаптационных механизмов [4].

На современном этапе физиотерапевтическое лечение широко применяется у детей с речевым и психоречевым дизонтогенезом, поскольку комплексные методики дают возможность безопасно и эффективно нормализовать и стабилизировать функциональное состояние ЦНС [5, 6]. Одна из таких методик представляет собой сочетание воздействия синусоидальными модулированными токами (СМТ) на мышцы дна полости рта, дарсонвализацию кистей рук и электрофореза с антихолинэсте-разными лекарственными средствами на шейно-воротниковую зону.

СМТ, или амплипульс-терапия, является методом физиотерапевтического воздействия на организм переменными синусоидальными токами, модулируемыми по амплитуде низкой частоты в пределах 10-150 Гц. СМТ можно считать одним из наиболее эффективных методов в устранении речевых дисфункций у детей, реализуемых посредством воздействия на периферический речевой аппарат в режиме точечной электростимуляции мышц языка, мягкого неба и дна ротовой полости [7, 8].

Электрофорез - метод физиотерапии, который представляет собой воздействие на организм постоянного тока и транспортируемых с его по-

мощью лекарственных веществ [9]. Отличительной особенностью является локальное воздействие лекарственного препарата без его проникновения

в кровеносное русло и образование кожного «депо» лекарственного вещества, которое постепенно распределяется в тканях, оказывая устойчивый пролонгированный эффект. В отношении коррекции речевых дисфазий наиболее целесообразно применение антихолинэстеразных лекарственных средств [4]. Данная группа препаратов активирует процессы нейропластич-ности за счет влияния на холинергиче-скую нейротрансмиссию.

Дарсонвализация представляет собой воздействие переменного импульсного тока высокой частоты (от 100 до 450 кГц), высокого напряжения (20 кВ) и малой силы (0,02 мА) в виде быстро затухающих серий колебаний. Подобное действие тока направлено на снижение повышенного тонуса стенок артериальных и повышение сниженного тонуса стенок венозных сосудов, а также к улучшению нервно-мышечной передачи [5]. Дарсонвализация кистей рук нашла широкое применение среди пациентов с нарушением функции речи в связи с тем, что в данной области находятся биологически активные точки, ассоциированные с ЦНС. При воздействии на них высокочастотного тока происходит активация процессов памяти и мышления, а также улучшается способность к концентрации и деконцентрации внимания [10].

Цель исследования - установить влияние комплексной физиотерапевтической абилитации с применением СМТ электрофореза и дарсонвализации на некоторые показатели психоречевого функционирования у пациентов детского возраста с нарушениями речевого развития.

Материалы и методы

Наше наблюдение представляло собой когортное ретроспективное исследование. Критериями включения в исследование были возраст пациентов от 3 до 7 лет (от 3 лет 0 месяцев 01 дня до 6 лет 11 месяцев 29 дней), отсутствие признаков органической патологии ЦНС, отклонения в речевой функции, соответствующие по МКБ-10 медицинским диагнозам R47.1 (дизартрия) либо R62.0 (отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития, или темповая задержка речевого развития), что эквивалентно нарушению фонационного оформления высказывания (дислалия, дизартрия) по клинико-пе-дагогической классификации и фонети-ко-фонематическому недоразвитию речи

ОабВОЕнВ Динамика показателей зрительного гнозиса до и после проведения курса физиотерапевтической абилитации

Параметр Выполнение до проведения курса ФТЛ Выполнение после проведения курса ФТЛ и-критерий Манна - Уит-ни, р

Зрительный гнозис - реалистичные изображения (общее) 6,7±0,57 7,4±0,60 и=27,500 р=0,003

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: яблоко 1 1 и=105,00 р=1,000

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: чайник 1 1 и=105,00 р=1,000

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: бутылка 0,95±0,22 1 и=95,000 р=0,677

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: лампа 0,7±0,47 0,95±0,22 и=60,000 р=0,076

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: ножницы 1 1 и=105,00 р=1,000

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: петух 1 1 и=105,00 р=1,000

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: часы 1 1 и=105,00 р=1,000

Зрительный гнозис - реалистичные изображения: банка 0,05±0,22 0,45±0,51 и=39,000 р=0,011

Зрительный гнозис - наложенные изображения (общее) 7,55±2,6 10,25± 1,83 и=3,000 р<0,0001

Зрительный гнозис - наложенные изображения: лампа 0,55±0,51 0,85±0,37 и=52,500 р=0,040

Зрительный гнозис - наложенные изображения: кувшин 0,1 ±0,31 0,15±0,37 и=95,000 р=0,677

Зрительный гнозис - наложенные изображения: ключ 0,2±0,41 0,55±0,51 и=45,500 р=0,021

Зрительный гнозис - наложенные изображения: чайник 0,8±0,41 1 и=68,000 р=0,141

Зрительный гнозис - наложенные изображения: бутылка 0,65±0,49 0,8±0,41 и=76,500 р=0,250

Зрительный гнозис - наложенные изображения: вилка 0,95±0,22 1 и=95,000 р=0,677

Зрительный гнозис - наложенные изображения: тарелка 0,7±0,47 0,8±0,41 и=85,500 р=0,425

Зрительный гнозис - наложенные изображения: стакан 0,5±0,51 0,85±0,37 и=45,500 р=0,021

Зрительный гнозис - наложенные изображения: ведро 0,7±0,47 1 и=52,500 р=0,040

Зрительный гнозис - наложенные изображения: топор 0,45±0,51 0,9±0,31 и=37,500 р=0,009

Зрительный гнозис - наложенные изображения: ножницы 0,85±0,37 0,9±0,31 и=95,000 р=0,677

Зрительный гнозис - наложенные изображения: кисточка 0,25±0,44 0,6±0,50 и=49,000 р=0,031

Зрительный гнозис - наложенные изображения: грабли 0,85±0,37 0,85±0,37 и=105,00 р=1,000

I Динамика показателей орального праксиса до и после проведения курса физиотерапевтической абилитации

Динамика показателей зрительного гнозиса до и после проведения курса физиотерапевтической абилитации

Реалистичные изображения

Наложенные изображения

8

1 II

6 Л

5

4

?

о Ш ГШ I I I II II ■ -

о°

□ до проведения курса ФТ/1 ■ Выполнение после проведения курса ФТЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

" 1

:

J Ж «s о® 11г»„-яПгвП П Н1гМПыаП

'/ssssssstfi/A □ до проведения курса ФТЛ ■ после проведения курса ФТЛ

ОабЗОнаН Динамика показателей наглядно-образного мышления до и после проведения курса физиотерапевтической абилитации

Параметр Выполнение до проведения курса ФТЛ Выполнение после проведения курса ФТЛ U-критерий Манна - Уитни, р

Субтест 7: общее число изображений 4 ± 1,59 5,45± 1,19 U=10,500 p<0,0001

Субтест 7: расческа 0,9±0,31 0,95±0,22 U=95,500 p=0,702

Субтест 7: лиса 0,9±0,31 1 U=85,500 p=0,425

Субтест 7: рот на лице 0,55 ±0,51 0,8± 0,41 U=60,000 p=0,076

Субтест 7: кошка 0,6±0,50 0,95±0,22 U=45,500 p=0,021

Субтест 7: брови на лице 0,2±0,41 0,2± 0,41 U=105,000 p=1,000

Субтест 7: петух 0,35 ±0,49 0,65±0,49 U=52,500 p=0,040

Субтест 7: ноготь на мизинце 0,75 ±0,44 0,85 ±0,37 U=86,500 p=0,462

Субтест 8: мать 0,95 ±0,22 1 U=95,000 p=0,677

Субтест 8: дождь 0,45 ±0,51 0,6±0,50 U=49,000 p=0,031

Субтест 8: огонь 0,5±0,51 0,9±0,31 U=52,500 p=0,040

Субтест 8: фермер 0,5±0,51 0,55 ±0,51 U=95,000 p=0,677

или общему недоразвитию речи (ОНР) 2-3/3 уровень речевого развития по психолого-педагогической классификации. Мы обследовали 20 пациентов

в возрасте от 3 до 7 лет (12 мальчиков и 8 девочек, средний возраст - 4,2±0,8 года) с установленным диагнозом ОНР? достигших третьего уровня речевого

развития.

Для оценки орального праксиса пациентам предлагалось осуществить последовательные действия при помощи губ, языка и щек. Функция зрительного гнозиса была исследована при помощи реалистичных и наложенных предметных изображений. Способности пациентов детского возраста к наглядно-образному мышлению изучены при помощи изображений 7-го и 8-го субтестов методики Векслера. Последние представляют собой задания на выявление недостающих деталей рисунка и складывание картинки из 3-5 частей. Кроме того, была проведена комплексная оценка показателей логопедического статуса у изучаемой когорты пациентов.

Статистическая обработка результатов проведена при помощи программы SPSS (IBM SPSS Statistics v.22). Данные представлены в виде среднего стандартного отклонения. Для межгрупповых сравнений использован U-критерий Манна - Уитни и t-критерий Стьюдента. Отличия считались значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Нами было установлено, что после проведения курса комплексной физиотерапевтической абилитации с применением СМТ, электрофореза и дарсонвализации у пациентов отмечалось улучшение большинства параметров орального праксиса и зрительного гнозиса, в том числе с достаточным уровнем статистической значимости. Полученные результаты представлены в таблицах 1 и 2, а также на рисунках 1 и 2.

Следовательно, применение комплексной физиотерапевтической абили-тации с воздействием на биологически активные нейроадаптационные зоны оказывает благоприятное влияние не только на базисную способность к праксису, но и на более развитые возможности к осуществлению целенаправленных действий.

Нарушение функции зрительного гнозиса является одной из причин задержек в психомоторном и речевом развитии. Данный канал сенсорного восприятия - основа ориентировочно-познавательной деятельности индивида. Познание окружающего мира и способность к анализу и синтезу поступающей в ЦНС информации служит базисом для интеграции всех высших психических функций и оказывает благоприятное

ОабЗОВаО Динамика показателей логопедического статуса до и после проведения курса физиотерапевтической абилитации

Параметр Выполнение до проведения курса ФТЛ Выполнение после проведения курса ФТЛ U-критерий Манна -Уитни, р

Экспрессивная речь: средний словарный запас 0,3±0,47 0 U=52,500 p=0,040

Экспрессивная речь: достаточный словарный запас 0,7±0,47 1 U=52,500 p=0,040

Грамматическая характеристика речи: ФК0 0,2±0,41 0,55±0,51 U=45,500 p=0,021

Грамматическая характеристика речи: ФК1 0,45±0,51 0,3±0,47 U=81,000 p=0,356

Грамматическая характеристика речи: ФК2 0,3±0,47 0,15±0,37 U=76,500 p=0,250

Грамматическая характеристика речи: ФК3 0,05±0,22 0 U=95,000 p=0,677

Связность речи: ФК0 0,2±0,41 0,5±0,51 U=55,500 p=0,056

Связность речи: ФК1 0,45±0,51 0,35±0,49 U=88,500 p=0,524

Связность речи: ФК2 0,3±0,47 0,15±0,37 U=78,000 p=0,288

Связность речи: ФК3 0,05±0,22 0 U=95,000 p=0,677

Артикуляционая моторика: ФК0 0,15±0,37 0,75±0,44 U=18,000 p=0,001

Артикуляционая моторика: ФК1 0,65±0,49 0,2±0,41 U=37,500 p=0,009

Артикуляционая моторика: ФК2 0,2±0,41 0,05±0,22 U=76,500 p=0,250

Дыхательная функция речи: ФК0 0,45±0,51 0,75±0,44 U=52,500 p=0,040

Дыхательная функция речи: ФК1 0,2±0,41 0,15±0,37 U=96,000 p=0,723

Дыхательная функция речи: ФК2 0,3±0,47 0,1 ±0,31 U=70,000 p=0,172

Дыхательная функция речи: ФК3 0,05±0,22 0 U=95,000 p=0,677

Звукопроизношение: ФК0 0 0,35±0,49 U=45,500 p=0,021

Звукопроизношение: ФК1 0,25±0,44 0,4±0,50 U=82,500 p=0,386

Звукопроизношение: ФК2 0,7±0,47 0,25±0,44 U=37,500 p=0,009

Звукопроизношение: ФК3 0,05±0,22 0 U=95,000 p=0,677

Звуковая структура слов: ФК0 0,05±0,22 0,4±0,50 U=45,500 p=0,021

Звуковая структура слов: ФК1 0,3±0,47 0,45±0,51 U=81,000 p=0,356

влияние на своевременное становление речи. Это необходимо обязательно учитывать при работе с данным контингентом пациентов детского возраста.

Результаты анализа способностей пациентов детского возраста к наглядно-образному мышлению при помощи 7-го и 8-го субтестов методики Векслера представлены в таблице 3.

Полученные данные свидетельствуют в пользу явного положительного влияния комплексной физиотерапе-вической абилитации на мыслительный процесс. Наглядно-образное мышление является наиболее важным для гармоничного речевого развития, формирование которого находится и в прямой, и в обратной зависимости от функции речи. Способность к адекватному мышлению и повышение эффективности его реализации приводят к своевременной нормализации речевого онтогенеза.

Результаты динамики исследованных логопедических параметров у изучаемой когорты пациентов представлены в таблице 4.

Как видно из представленных данных, в отношении значимых параметров логопедического статуса также отмечается выраженная положительная динамика после проведения вышеописанного курса комплексного физиотерапевтического воздействия. Под влиянием применения СМТ, электрофореза и дарсонвализации увеличивается активный словарный запас, улучшаются артикуляция, звукопроизношение и фонематические показатели речевой функции, повышается уровень грамматической характеристики и связности речи.

Выводы:

1. При диагностике речевого ди-зонтогенеза у детей помимо непосредственной логопедической диагностики обязательным является оценка функции мышления, зрительного гнозиса, орального праксиса. В нашей работе некорректность и/или неполноценность выполнении диагностических тестов той или иной степени выраженности выявлялись у большинства детей. Недооценка нарушений данных параметров либо несвоевременная их коррекция могут быть причинами сохраняющихся речевых дисфазий.

2. Дополнительное использование физиотерапевтических методик в комплексной абилитации способствует достоверному улучшению показатели

Продолжение таблицы 4

Звуковая структура слов: ФК2 0,6±0,50 0,15 ±0,37 U=33,000 p=0,006

Звуковая структура слов: ФК3 0,05 ±0,22 0 U=95,000 p=0,677

Фонематическое восприятие: ФК0 0,2 ±0,41 0,65 ±0,49 U=33,000 p=0,006

Фонематическое восприятие: ФК1 0,4±0,50 0,25 ±0,44 U=79,500 p=0,323

Фонематическое восприятие: ФК2 0,25 ±0,44 0,1 ±0,31 U=76,500 p=0,250

Фонематическое восприятие: ФК3 0,15 ±0,37 0 U=76,500 p=0,250

Фонематический анализ: ФК0 0,25 ±0,44 0,7 ±0,47 U=33,000 p=0,006

Фонематический анализ: ФК1 0,2 ±0,41 0,1 ±0,31 U=86, р=0,462

Фонематический анализ: ФК2 0,4±0,50 0,2 ±0,41 U=70,000 p=0,172

Фонематический анализ: ФК3 0,15 ±0,37 0 U=76,500 p=0,250

Фонематические представления: ФК0 0,25 ±0,44 0,7 ±0,47 U=33,000 p=0,006

Фонематические представления: ФК1 0,25 ±0,44 0,15± 0,37 U=86,500 p=0,462

Фонематические представления: ФК2 0,35 ±0,49 0,1 ±0,31 U=60,000 p=0,076

Фонематические представления: ФК3 0,1 ±0,31 0,05±0,22 U=95,500 p=0,702

Фонематические представления: ФК4 0,05 ±0,22 0 U=95,000 p=0,677

нейрокогнитивной сферы в динамике у детей с нарушениями речевого развития. В группе исследования установлено увеличение количества выполняемых заданий по оценке орального праксиса по подражанию и по инструкции. Также была зарегистрирована положительная динамика в выполнении пробы на узнавание реалистичных и наложенных изображений. Кроме того, у детей, получивших курс физиотерапевтиче-

ской абилитации, в динамике значимо улучшилась способность к наглядно-образному мышлению.

3. При обращении к врачу родители не всегда способны адекватно актуализировать свои вопросы по развитию ребенка, в связи с чем существует вероятность недооценки имеющихся нарушений психического онтогенеза. В подобных случаях специалистам необходимо уделять внимание не только

диагностике нарушений двигательной сферы и пароксизмальным феноменам, но и проводить исследование высших психических функций. При необходимости к диагностике должны привлекаться специалисты смежных специальностей. В случае выявления нарушений пользу может принести активация саногенетических механизмов за счет резервных возможностей ЦНС. Это становится возможным благодаря нейроадаптационной физиотерапевтической терапии, целью которой является прежде всего нормализация процессов возбуждения и торможения и избирательная активация энергетического обмена в нервных клетках.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Филипович Е.К., Кудлач А.И. // Здравоохранение. - 2021. - №5. - С.59-67.

2. Филипович Е.К., Кудлач А.И. // Здравоохранение. - 2021. - №6. - С.51-57.

3. Кириллова В.П., Капустин А.В., Дубровская Т.В., Мастеркова Т.Т., Зотова С.А. // Рос. весник перинатологии и педиатрии. - 2017. -№62. - С.4.

4. Плеханов Л.А., Москвин С.В., Захарчук Ю.С., Шаяхметова Т.А. // Вестник новых мед. технологий. Электронное издание. - 2020. - №2.

5. Кочерова В.В. Восстановительное лечение детей с перинатальными неврологическими дисфункциями в профилактике их последствий: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Хабаровск, 2012. - 22 с.

6. Панина О.С., Черненков Ю.В., Райгород-ский Ю.М. // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2014. - №1. - С.13-16.

7. Боровкова С.О., Ифтодий А.Г. // Украинский реферативный журнал. - 2006. - №5. - С.54.

8. Самадова Г.А. Применение синусоидальных модулированных токов у больных с диабетической ангиопатией: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -М., 1982. - 28 с.

9. Маркин С.П. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. - 2010. -Т.110 (12-2). - С.41-45.

10. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2013. -317 с.

Поступила 04.05.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.