Таблица 2
Технологические и органолептические показатели гранулятов и таблеток модельных составов
Наименование показателя Допуст. значение № состава
1 2 3 4
Сыпучесть, г/сек 3,0-12,0 2,25±0,18 4,17±0,42 9,53±0,36 7,62±0,51
Давление выталкивания таблеток из матрицы, МН/м2 1,0-9,0 10,5±0,22 7,6±0,18 5,28±0,14 6,2±0,15
Прочность таблеток (Н) 50-150 115 65 125 72
Распадаемость модельных таблеток, мин 15-30 16,7+1,1 19,2±2,3 28,2±2,2 23,0±2,4
Средневзвешенная оценка вкуса 3-9 2,8±0,68 3,3±0,63 5,6±0,74 4,4±0,45
Интегральная оценка Па, 50-100 15,3 15,7 65,1 37,0
Таблица 3
Влияние разработанных таблеток «Бронхотим» и препарата сравнения «Фарингосепт» на экссудативные процессы (М±т, в % от исходных данных), вызванные субплантарным введением 10% водной взвеси
каолина (0,1 мл) белым беспородным крысам
Исследуемые вещества Исходные данные, мл Время после введения каолина, час.
3 часа 5 часов 12 часов
абсолют. величина % абсолют. величина % абсолют. величина %
Контроль (физ. р-р) 1,57+0,06 2,04+0,04 31,5 2,31 ±0,17 49,9 3,63±0,07 132,7
Фарингосепт 50 мг/кг 1,11+0,08 1,34±0,05* 24,2 1,64±0,10* 57,7 1,91 ±0,06* 78,5
Бронхотим 100 мг/кг 1,16+0,08* 1,47±0,09* 27,8 1,73±0,10* 50,4 2,09±0,14* 81,2
Бронхотим 150 мг/кг 1,19+0,05* 1,85+0,10» 59,2 1,94±0,09* 66,7 2,53±0,01*# 116,1
Бронхотим 300 мг/кг 1,19+0,10* 1,63±0,05*# 50,2 2,09±0,03# 81,3 2,31±0,03 *# 104,1
Примечание:* - достоверность различий по отношению к контролю;
# - достоверность различий по отношению к препарату сравнения «Фарингосепт», (р<0,05).
сравнения «Фарингосепт» представлены в таблице 3.
Проведенные исследования показали, что таблетки «Бронхотим» оказывают антиэкссудативное противовоспалительное действие. В дозе 100 мг/кг (1/50 от LD50) «Бронхотим» проявляет выраженный противовоспалительный эффект, сопоставимый с действием «Фарингосепта». Увеличение дозы до 150 мг/кг и до 300 мг/кг не привело к увеличению эффекта, напротив он даже снизился после наблюдения в течение 12 часов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: справочник - М.: АстраФармСервис, 2008 -1520 с.
2. Андрианов Е.И. Методы определения структурномеханических характеристик порошкообразных ма-
териалов / Андрианов Е.И. - М.: Химия, 1982. -255 с.
Государственная фармакопея Российской Федерации. - 12-е изд. - Часть 2. - М.: Науч. центр экспертизы средств мед. применения, 2010. Степень сыпучести порошков (ОФС 42-0137-09). Прочность таблеток на раздавливание (ОФС 42-0132-09). Распадае-мость таблеток и капсул (ОФС 42-0134-09).
4. Шевченко А.М. Обоснование выбора состава корри-гентов для сухих шипучих напитков с адаптогенами и витаминами // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. - 2005. - № 3. - С. 71-73.
5. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ / Под ред. В.П. Фисенко. - М.: Изд-во ЗАО «ИИА Ремедиум», 2000. - 398 с.
6. Стрелков Р.Б. Статистические таблицы для ускоренной количественной оценки фармакологического эффекта //Фармакология и токсикология. - 1986. -№ 4. - С. 100-104.
УДК 612.821:616.22-008.5]-053.2
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
© Резцова Е.Ю., Бобынцев И.И., Черных А.М., Артеменко М.В.
Кафедра общей гигиены, кафедра патофизиологии Курского государственного медицинского университета, Курск; кафедра биомедицинской инженерии Юго-Западного государственного университета, Курск
E-mail: [email protected]
В исследовании выявлены наиболее информативные психофизиологические показатели, влияющие на формирование задержки речевого развития у детей дошкольного возраста, которые предлагается использовать для построения диагностических решающих правил. Полученные решающие правила предлагается использовать при проектировании экспертной системы принятия решений при оценке речевой патологии детей, что существенным образом позволяет улучшить организацию массового обследования детей (в том числе за счет использования средних медицинских работников) и своевременно провести профилактику и коррекцию речевой патологии.
Ключевые слова: речевая патология у детей, факторы риска, алгоритм прогнозирования.
FACTORIAL ANALYSIS OF PHYSIOLOGICAL INDICATORS IN CHILDREN WITH SPEECH PATHOLOGY Reztsova E. Yu., Bobyntsev I.I., Chernykh A.M., Artemenko M. V.
General Hygiene Department, Pathophysiology Department of the Kursk State Medical University, Kursk;
Biomedical Engineering Department of the South-West State University, Kursk The most informative psychophysiological indicators which influence on formation of speech pathology in preschool children are revealed and offered to be used for construction of diagnostic solving rules. The received solving rules are planed to be used at designing of expert system of decision-making at estimation of children speech pathology that essentially allows to improve the organization of mass inspection of children (including use of low qualification medical workers) and to carry out preventive maintenance and treatment of speech pathology in due time.
Keywords: children speech pathology, risk factors, algorithm of forecasting.
Речь представляет собой одну из самых сложных функций мозга, которая характеризуется подвижностью, многозначностью и многочисленными связями со всеми другими мозговыми функциями. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, отмечается значительный рост числа обращений за логопедической помощью, что ведет к созданию специальных коррекционных групп в дошкольных образовательных учреждениях
(ДОУ) [2].
Аналогичная ситуация складывается и в Курской области, где число таких детей в возрасте от
0 до 14 лет составляет 3,1-4,8% по данным профилактических осмотров [9]. Главными причинами развития речевой патологии у детей могут быть факторы риска медико-биологического характера, ухудшение качества жизни, недостаточное внимание со стороны родителей, рост вредных воздействий окружающей среды. При этом важно отметить, что в последние годы на качественно новый уровень поднялась лечебнопедагогическая диагностика, которая позволяет выявлять и диагностировать речевую патологию в структуре синдромальных расстройств, врожден-
ных пороков развития, нарушений и задержек психического развития.
Целью настоящей работы является выявление наиболее информативных физиологических показателей формирования задержки речевого развития у детей дошкольного возраста в современных условиях для построения диагностических решающих правил.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование выполнено с участием 519 дошкольников, среди которых здоровых детей - 160 человек, детей с общим недоразвитием речи (ОНР) I уровня - 108 человек, с ОНР II уровня -210 человек, с ОНР III уровня - 41 человек, в соответствии с общепринятыми рекомендациями [3]. При этом первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи («безрече-вые дети»). Второй уровень речевого развития характеризуется появлением хотя и искаженных, но достаточно постоянных общеупотребительных слов. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонети-ко-фонематического недоразвития.
Факторное пространство для здоровых детей (класс 0) и для каждого уровня ОНР (классы 1, 2 и 3) сформировано по показателям, представленным в таблице 1.
Физическое развитие оценивали с помощью скрининг-метода с использованием антропометрических, соматоскопических и физиометриче-ских показателей [14].
Диагностика уровня физической подготовленности детей проводилась в соответствии с основными тестовыми заданиями, рекомендованными НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН: прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно, бросок мяча массой
1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положения стоя, бег на 30 м со старта, бег на 10 м с хода, исследование мышечной силы правой и левой кисти (динамометрия) [1].
Оценка функционального состояния организма включала определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧД), измерение артериального давления (АД) по методу Н.С. Короткова, а также определение индекса Робинсона и жизненного индекса. Исследование особенностей устойчивости организма к смешанной гиперкапнии и гипоксии проводили с использованием функциональных проб на задержку дыхания (пробы Штанге и Генчи) на основании ориентировочных табличных значений [11].
Объем внимания оценивали с помощью методики «Запомни и расставь точки» с использованием стимульного материала. Для исследования объема кратковременной памяти использовали
Исследуемые физиологические
методику Джекобсона, предназначенную для диагностики мнестической способности ребенка запоминать цифровую информацию [10]. Для выявления особенностей мышления использовали методику «Четвертый лишний», направленную на определение уровня развития операций классификации на невербальном уровне [6]. Исследование артикуляторной моторики проводили в процессе выполнения ребенком заданных упражнений по образцу, оно включало тесты на статическую и динамическую координацию, на исследование скорости движений, на отчетливость выполнения движений. Результаты оценивали в баллах согласно методике психологологопедического обследования детей с нарушениями речи [3]. Умственная работоспособность и готовность к школе оценивались с помощью ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йирасека [4]. Исследование уровня тревожности ребенка проводили по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена с определением индекса тревожности ребенка [8]. С помощью методики «Рисунок несуществующего животного» оценивали уровень агрессивного поведения ребенка [7].
При тестировании психоэмоционального состояния детей с помощью цветового теста Люше-ра в модификации И.И. Цыганок использовали коэффициент суммарного отклонения от аутогенной нормы (КСО) и вегетативный коэффициент (ВК) [13]. Для оценки такой индивидуальнотипологической характеристики как сила-слабость нервной системы использовался компьютерный унимануальный вариант теппинг-теста, позволяющий оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия [5].
Таблица 1
показатели детей сравниваемых групп
№ Наименование фактора (X) № Наименование фактора (X)
1. Возраст 17. Агрессивность
2. Пол 18. ВК
3. Длина тела 19. КСО
4. Масса тела 20. Тест Керна
5. ОГК 21. Прыжок в длину
6. ЖЕЛ 22. Бросок медбола
7. Кистевая динамометрия (левая) 23. Бег на 30 м
8. Кистевая динамометрия (правая) 24. Бег на 10 м
9. Внимание 25. ЧСС
10. Память 26. ЧД
11. Мышление 27. АД (систолическое)
12. Статическая координация 28. Индекс Робинсона
13. Динамическая координация 29. ЖИ
14. Скорость движений 30. Функциональные пробы (Штанге)
15. Отчетливость движений 31. Функциональные пробы (Генчи)
16. Тревожность 32. Теппинг-тест
С позиций методологии доказательной медицины нами предлагается применять системнокорреляционный анализ, основанный на исследовании системы функциональных отличий указанных уровней речевых нарушений ребенка по сравнению со здоровым организмом путем анализа степени близости законов распределения (корреляции) регистрируемых показателей указанного факторного пространства.
Кортежи по факторам Х3-Х32, как выявилось в процессе исследования, не являются специфическими ни для одного рассматриваемого класса («здоровые» и «речевые расстройства»). В связи с этим возникает необходимость исследования специфичности различных комбинаций рассматриваемых факторов (в том числе одномодального характера). Поэтому с целью исследования диагностической специфичности (ДС), диагностической чувствительности (ДЧ) и диагностической эффективности (ДЭ) количественных факторов для каждого класса речевых расстройств и контрольной группы были рассчитаны доверительные интервалы факторов Х3-Х32 и применены формулы (1), (2) и (3) [11]:
ДЧ = А/(А+В) (1), где А - количество де-
тей, у которых наблюдается преобладающее значение анализируемого фактора, В - количество детей, у которых не наблюдается данное преобладание;
ДС = К/(К+М) (2), где К - количество де-
тей, у которых отсутствуют значения факторов, отличающих их от рассматриваемого класса; М -количество детей, у которых присутствуют значения данных факторов в «чужих» классах;
ДЭ = (ДЧ+ДС)/2 (3).
Поскольку представленные факторы являются количественными, то для определения тесноты связи использовали коэффициент парной корреляции Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Диагностические характеристики количественных факторов (ДЧ, ДС и ДЭ), которые можно было бы применять при построении решающих правил, в каждом из рассматриваемых классов разные (имеются в виду те факторы, ДЭ которых больше 0,5 или имеется высокое значение ДС): у «здоровых» (класс 0) - Х24 (бег на 10 м), Х29 (ЖИ); в классе 1 - Х18 (ВК по тесту Люше-ра); в классе 2 - Х4 (масса тела), Х9 (внимание), Х14 (скорость движения), Х20 (тест Керна), Х24 (бег на 10 м), Х32 (теппинг-тест); в классе 3 - Х4 (масса тела), Х30 (функциональная проба Штанге). Все количестенные характеристики исследованных факторов представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы, наибольшее количество выделенных факторов характеризуют класс 2, что свидетельствует о том, что «переходный процесс» от здорового состояния к наиболее значительным речевым расстройствам (класс 1) наиболее интенсивен в классе 2, организм в котором нестабилен (он «не здоров», но еще и не «окончательно болен») и, следовательно, своевременная коррекция может способствовать выздоровлению (переходу в класс 0). Незначительная, начальная патология организма (класс 3) характеризуется высокой специфичностью фактора «функциональная проба Штанге», которая позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии (избыток углекислого газа в крови) и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма. Здоровый организм по величине диагностической специфичности характеризуется не только отсутствием таковой у большинства анализируемых факторов, что, возможно, подчеркивает факт наличия у здорового организма предрасположенностей ко всем патологиям (как понятия «0» в математике, или «вакуума» в классической физике), так и выделением фактора «жизненный индекс», который так же связан с процессами дыхания в организме. Во втором классе выделяется «теппинг-тест», который характеризует работоспособность нервных клеток и нервной системы в целом.
Можно предположить, что ребенок относится к классу 1, если значение фактора «ВК по тесту Люшера», характеризующего вегетативный баланс организма, лежит в интервале 2,1±0,4; к классу 2 - если значения факторов «внимание», «скорость движения», «тест Керна», «теппинг-тест» одновременно лежат, соответственно, в интервалах 3,6±0,4, 9,4±0,4, 1,9±0,2, 0,9±0,2; к классу 3 - если значение «функциональной пробы Штанге» лежит в интервале 23±1; к классу «здоровые» (класс 0) - если значение фактора «жизненный индекс» больше 60.
Указанные решающие правила могут быть использованы при проектировании экспертной системы, участвующей в системе поддержки принятия решений по оценке состояния расстройств детского организма в условиях скрининга, что существенным образом позволяет улучшить организацию массового обследования детей (в том числе за счет использования среднего медицинского персонала) и своевременно провести коррекцию и профилактику речевой патологии.
Согласно предложенной методике результатов анализа данных, полученных в процессе обследования детей дошкольного возраста, исследовали корреляции между различными фактора-
Таблица 2
Диагностические характеристики количественных факторов
Фактор класс 1 класс 2 класс 3 класс 0
ДЧ ДС ДЭ ДЧ ДС ДЭ ДЧ ДС ДЭ ДЧ ДС ДЭ
Х3 0,14 0 0,07 0,1 0,72 0,41 0,24 0,56 0,4 0,14 0 0,07
Х4 0,14 0 0,07 0,08 0,89 0,485 0,2 0,85 0,525 0,1 0,33 0,215
Х5 0,16 0,006 0,083 0,1 0,70 0,4 0,22 0,61 0,415 0,12 0 0,06
Х6 0,16 0,06 0,11 0,1 0,71 0,405 0,16 0,75 0,455 0,14 0 0,07
Х7 0,16 0,02 0,09 0,1 0,71 0,405 0,18 0,72 0,45 0,12 0 0,06
Х8 0,16 0,35 0,255 0,1 0,36 0,23 0,26 0,38 0,32 0,12 0 0,06
Х9 0,14 0,25 0,195 0,12 0,88 0,5 0,2 0 0,1 0,14 0 0,07
Х10 0,18 0 0,09 0,1 0,34 0,22 0,28 0 0,14 0,12 0 0,06
Х11 0,16 0 0,08 0,1 0,5 0,3 0,26 0,7 0,48 0,12 0 0,06
Х12 0,14 0 0,07 0,06 0,25 0,155 0,26 0 0,13 0,12 0 0,06
Х13 0,12 0,53 0,325 0,1 0,56 0,33 0,2 0,05 0,125 0,14 0 0,07
Х14 0,14 0 0,07 0,08 0,85 0,465 0,2 0 0,1 0,14 0 0,07
Х15 0,14 0 0,07 0,1 0,33 0,215 0,2 0 0,1 0,14 0 0,07
Х16 0,14 0 0,07 0,1 0,5 0,3 0,26 0,7 0,48 0,1 0,6 0,35
Х17 0,14 0 0,07 0,1 0,29 0,195 0,32 0 0,16 0,1 0 0,05
Х18 0,26 0,8 0,53 0,2 0,29 0,245 0,2 0,05 0,125 0,1 0 0,05
Х19 0,14 0,2 0,17 0,1 0,56 0,33 0,28 0 0,14 0,1 0 0,05
Х20 0,14 0 0,07 0,1 0,85 0,475 0,2 0 0,1 0,1 0 0,05
Х21 0,16 0,06 0,11 0,1 0,65 0,375 0,2 0,4 0,3 0,12 0 0,06
Х22 0,14 0,07 0,105 0,1 0,31 0,205 0,2 0,65 0,425 0,1 0 0,05
Х23 0,14 0,17 0,155 0,1 0,78 0,44 0,2 0,76 0,48 0,12 0 0,06
Х24 0,16 0,3 0,23 0,12 0,81 0,465 0,2 0 0,1 0,1 0,9 0,5
Х25 0,16 0,02 0,09 0,1 0,9 0,5 0,2 0 0,1 0,12 0 0,06
Х26 0,12 0,03 0,075 0,1 0,46 0,28 0,2 0,36 0,28 0,14 0 0,07
Х27 0,14 0,14 0,14 0,1 0,54 0,32 0,2 0,42 0,31 0,1 0 0,05
Х28 0,12 0 0,06 0,1 0,71 0,405 0,22 0,18 0,2 0,1 0,8 0,45
Х29 0,14 0,02 0,08 0,1 0,63 0,365 0,18 0,36 0,27 0,12 0,81 0,465
Х30 0,12 0 0,06 0,1 0,22 0,16 0,2 0,87 0,535 0,12 0 0,06
Х31 0,12 0 0,06 0,12 0,6 0,36 0,2 0,63 0,415 0,14 0 0,07
Х32 0,3 0 0,15 0,22 0,84 0,53 0,38 0,33 0,355 0,14 0 0,07
ми в рассматриваемых классах. Результаты, полученные в классе 1, представлены в таблице 3.
Анализ полученной информации в процессе исследования позволяет для данного класса акцентировать внимание на следующих фактах.
1. Обращает на себя внимание статистически сильная корреляция между факторами Х4 (масса тела) и Х29 (жизненный индекс).
2. В данном классе выявлен ряд контуров.
Х12 (статическая координация) - Х14 (скорость движения) - Х15 (отчетливость движений) - контур с положительными связями. Это свидетельствует о том, что воздействие на организм, приводящее к улучшению данных факторов, способно вывести состояние ребенка из дан-
ного класса патологии (т.е. необходимо улучшать артикулярную моторику дошкольников).
Х4 (масса тела) - Х23 (бег на 30 м) - Х6 (ЖЕЛ) - контур с превалирующими отрицательными корреляциями, который отражает стабилизацию состояния ребенка, характеризующегося связью жизненной емкости легких с его физическим развитием.
Кроме того, в данном классе наблюдается факт, что увеличение массы тела коррелирует с увеличением жизненной емкости легких и некоторым ухудшением его физических возможностей (например, в процессе бега), т.е. в данном классе патологии наблюдается определенный дисбаланс развития организма.
Таблица 3
Корреляционные связи количественных факторов в классе 1
г Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х12 Х14 Х21 Х25 Х27
Х4 0,333 1,000
Х6 0,440 0,390 0,222 1,000
Х7 0,385 0,163 0,331 0,359 1,000
Х8 0,521 0,277 0,408 0,454 0,461 1,000
Х14 0,001 -0,074 0,055 0,128 0,117 0,030 0,499 1,000
Х15 0,107 -0,012 0,055 0,247 0,010 0,091 0,463 0,435
Х21 0,407 0,115 0,176 0,427 0,382 0,513 0,078 0,046 1,000
Х22 0,359 0,293 0,252 0,388 0,313 0,464 0,126 0,046 0,310
Х23 -0,329 -0,229 -0,166 -0,360 -0,206 -0,393 -0,055 0,030 -0,219
Х25 -0,486 -0,275 -0,201 -0,499 -0,261 -0,377 -0,064 0,043 -0,343 1,000
Х26 -0,405 -0,259 -0,162 -0,285 -0,085 -0,279 -0,203 0,023 -0,233 0,298
Х28 -0,255 -0,104 -0,038 -0,271 -0,003 0,021 -0,022 0,005 -0,092 0,744 0,465
Х29 -0,079 -0,803 -0,067 0,208 0,047 -0,023 0,111 0,160 0,134 0,004 -0,076
Х30 0,352 0,080 0,175 0,318 0,264 0,362 0,040 0,023 0,212 -0,382 0,221
Х31 0,557 0,220 0,210 0,516 0,251 0,369 0,242 -0,012 0,347 -0,496 0,264
Х32 0,161 0,145 0,138 0,277 0,130 0,186 0,001 -0,032 0,144 -0,282 0,133
Примечание: р<0,05-0,001 в сравниваемых классах, Ярог = 0.33
Х3 (длина тела) - Х23 (бег на 30 м) - Х4 (масса тела) - контур с превалирующими отрицательными корреляциями, также характеризует вышеописанную идентифицированную закономерность Х4 - Х23 - Х6.
Х4 (масса тела) - Х21 (прыжок в длину) - Х7 (кистевая динамометрия левая) - контур с превалированием положительной корреляции, т.е. влияние на факторы данного контура в сторону их повышения может способствовать выводу организма ребенка из данного класса состояний.
Х4 (масса тела) - Х21(прыжок в длину) - Х8 (кистевая динамометрия правая) - аналогично вышеизложенному для левой кистевой динамометрии, т.е. это подтверждает связь мышечной силы кисти и речевого развитие. Поэтому укрепление и развитие силы мышц кистей с помощью эспандера или мягкого детского мяча может повлиять на нормализацию развития речевой функции ребенка.
Х6 (ЖЕЛ) - Х4 (масса тела) - Х7 (левая кистевая динамометрия) - Х22 (бросок медбола) -контур с доминированием положительной корреляции.
Системообразующими в данном классе считаются следующие факторы (наибольшее количество корреляций): Х4 (масса тела), Х6 (ЖЕЛ), Х7 и Х8 (левая и правая кистевая динамометрия).
В классе 2 получены результаты, представленные в таблице 4.
Анализ полученной информации в процессе исследования позволяет для данного класса сказать следующие контуры.
Х12 (статическая координация) - Х14 (скорость движения) - Х15 (отчетливость движений) - контур с доминированием положительной
корреляции. Данный контур повторяется и в классе 1. Следовательно, если данный контур не будет специфичен для класса 0 (здоровые), то он будет характеризовать патологию, если он будет также присутствовать в классе 0, то он будет характеризовать общее развитие детского организма.
Х6 (ЖЕЛ) - Х21 (прыжок в длину) - Х22 (бросок медбола) - доминируют положительные корреляции, и чем больше жизненный объем легких, тем лучше данные показатели физического развития.
Х4 (масса тела) - Х7 (кистевая динамометрия левая) - Х21 (прыжок в длину) - Х27 (АДсист) -доминируют положительные корреляции, и увеличение массы тела у ребенка связано с повышением некоторых показателей физического развития и ростом систолического артериального давления.
Х6 (ЖЕЛ) - Х22 (бросок медбола) - Х23 (бег на 30 метров) - доминируют отрицательные корреляции.
Х4 (масса тела) - Х8 (кистевая динамометрия правая) - Х29 (ЖИ) - доминируют отрицательные корреляции.
Обособленно выделяются отрицательная связь Х13 (динамическая координация в артику-лярной моторике) - Х31 (функциональная проба Генче), которая характеризует максимально возможное время задержки дыхания при выдохе, что является нехарактерным для нормального развития ребенка, и положительная связь Х25 (ЧСС) -Х28 (индекс Робинсона), которая характеризует соматическую работу сердечно-сосудистой системы. Следовательно, увеличение индекса Ро-
Таблица 4
Корреляционные связи количественных факторов в классе 2
г Х3 Х4 Х6 Х7 Х8 Х11 Х12 Х13 Х14 Х21 Х22 Х23 Х25 Х26 Х27 Х30
Х4 0,37 1,00
Х6 0,41 0,42 1,00
Х7 0,30 0,46 0,63 1,00
Х8 0,37 0,49 0,46 0,64 1,00
Х11 0,18 0,19 0,21 0,29 0,33 1,00
Х14 -0,06 0,04 0,09 0,13 0,15 0,01 0,65 0,09 1,00
Х15 -0,04 0,11 0,08 0,14 0,10 0,02 0,66 0,10 0,50
Х21 0,22 0,36 0,55 0,53 0,54 0,21 0,02 -0,09 0,14 1,00
Х22 0,31 0,40 0,45 0,50 0,51 0,18 -0,01 -0,16 0,00 0,43 1,00
Х23 -0,19 -0,32 -0,35 -0,48 -0,39 -0,14 -0,09 0,04 -0,10 -0,38 -0,37 1,00
Х24 -0,12 -0,04 -0,21 -0,31 -0,18 -0,07 0,10 0,09 0,00 -0,22 -0,15 0,19
Х25 -0,31 -0,34 -0,42 -0,37 -0,35 -0,29 -0,01 0,13 -0,01 -0,39 -0,39 0,29 1,00
Х26 -0,30 -0,25 -0,35 -0,39 -0,39 -0,25 -0,09 0,09 -0,05 -0,38 -0,32 0,33 0,36 1,00
Х27 0,16 0,30 0,28 0,34 0,42 0,12 0,09 -0,16 0,10 0,34 0,24 -0,39 -0,26 -0,31 1,00
Х28 -0,12 -0,03 -0,11 -0,01 0,06 -0,14 0,07 -0,04 0,08 -0,04 -0,11 -0,08 0,60 0,03 0,61
Х29 -0,20 -0,87 0,02 -0,21 -0,30 -0,13 -0,06 0,12 0,02 -0,15 -0,21 0,20 0,15 0,09 -0,18
Х30 0,25 0,26 0,30 0,33 0,36 0,13 0,09 -0,09 0,18 0,31 0,27 -0,19 -0,27 -0,22 0,24 1,00
Х31 0,26 0,32 0,37 0,47 0,48 0,22 0,04 -0,28 0,03 0,29 0,37 -0,34 -0,21 -0,35 0,37 0,39
Х32 0,09 0,10 0,27 0,30 0,21 0,03 -0,22 0,11 -0,11 0,27 0,23 -0,13 -0,16 0,00 0,00 0,17
Примечание: р<0,05-0.001 в сравниваемых классах, Ярог = 0.24
Таблица 5
Корреляционные связи количественных факторов в классе 3
г Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х12 Х15 Х17 Х22 Х25 Х26 Х27
Х5 0,55 0,31 1,00
Х7 0,27 0,43 0,27 0,71 1,00
Х8 0,59 0,59 0,55 0,51 0,50 1,00
Х14 0,01 0,18 -0,01 0,21 0,24 -0,11 0,79
Х18 0,01 0,09 0,12 0,28 0,21 0,15 0,28 0,21 -0,64
Х21 0,20 0,24 0,34 0,37 0,39 0,57 -0,05 0,17 -0,13
Х22 0,22 0,49 0,17 0,40 0,47 0,42 0,04 0,11 0,03 1,00
Х25 -0,28 -0,50 -0,24 -0,45 -0,53 -0,56 -0,23 -0,50 0,05 -0,62 1,00
Х26 -0,41 -0,64 -0,17 -0,33 -0,46 -0,57 0,02 -0,20 -0,10 -0,54 0,41 1,00
Х27 0,49 0,55 0,22 0,11 0,23 0,37 0,26 0,32 0,10 0,08 -0,15 -0,26 1,00
Х28 0,11 -0,03 -0,05 -0,29 -0,27 -0,21 0,00 -0,18 0,11 -0,46 0,72 0,15 0,58
Х29 -0,35 -0,89 -0,24 -0,03 -0,19 -0,37 -0,23 -0,34 0,14 -0,33 0,38 0,49 -0,52
Х31 0,17 0,30 0,14 0,65 0,63 0,53 0,15 0,15 -0,11 0,42 -0,54 -0,29 0,11
Примечание: р<0,05-0.001 в сравниваемых классах, Ярог = 0.45
бинсона и ЧСС в данном классе осуществляется согласованно, что вытекает из формулы определения индекса и указывает, что в данном классе численные значения ЧСС и давления в систоле достаточно стабильны и высоки.
К системообразующим факторам в данном классе относятся Х4, Х6, Х7, Х8 и Х21 (по сравнению с классом 1 добавился фактор Х21).
Результаты, полученные в классе 3, представлены в таблице 5.
Анализ связей в классе 3 характеризуется существенно меньшим количеством статистически
значимых корреляций по сравнению с классом 2 и несколько меньше, чем в классе 1.
Таким образом, можно предположить, что переходный класс 2 характеризуется резким возрастанием детерминизма между различными функциональными системами, проявляющимся в увеличении линейных регрессий между регистрируемыми факторами.
Системообразующими в данном классе выступают механизмы, характеризующиеся факторами Х4 (масса тела), Х8 (кистевая динамометрия правая), Х25 (ЧСС), Х27 (АДсист), т.е. общим
развитием ребенка и работой его сердечнососудистой системы.
Выделяются обособленные пары Х17 (агрессивность) - Х18 (цветовой тест Люшера ВК) -отрицательная корреляция, Х12 (статическая координация) - Х14 (скорость движения) - положительная корреляция. Поэтому в данном классе наблюдается сдвиг в функционировании организма в сторону скоординированности движений органов речевого аппарата как одного из условий правильного звукопроизношения.
При этом выделяются следующие контуры.
Х6 (ЖЕЛ) - Х7 (кистевая динамометрия левая) - Х8 (кистевая динамометрия правая) - с положительным доминированием корреляций, что позволяет предположить, что увеличение значений жизненного объема легких коррелирует с увеличением показателей силы мышц кистей.
Х6 (ЖЕЛ) - Х7 (кистевая динамометрия левая) - Х31 (функциональная проба Генчи) - с положительным доминированием корреляций, что подтверждает предыдущий вывод.
Х3 (длина тела) - Х29 (ЖИ) - Х27 (АДсист) -с положительным доминированием корреляций (чем выше ребенок, тем больше у него жизненный индекс и выше систолическое артериальное давление).
Х4 (масса тела) - Х29 (ЖИ) - Х26 (ЧД) - с доминированием отрицательных корреляций, характеризующим стабильное нахождение организма ребенка в данном классе и показывающим, что
повышение массы тела у ребенка приводит к снижению ЖИ и ЧД, что противоречит нормальному развитию организма.
Х4 (масса тела) - Х26 (ЧД) - Х21 (прыжок в длину) - Х25 (ЧСС) - в данном контуре наблюдаются только отрицательные корреляции, т.е. увеличение значений одного фактора приводит к снижению всех остальных и через обратную связь к уменьшению первого, также при этом наблюдается достаточно выраженная стабилизация соответствующих систем организма.
Х7 (кистевая динамометрия левая) - Х25 (ЧСС) - Х31 (функциональная проба Генчи) - с доминированием отрицательных корреляций, т.е. чем выше частота сердечных сокращений, тем меньше показатели левой кистевой динамометрии и пробы Генчи. В данном случае наблюдается некоторая разбалансировка работы сердечнососудистой системы.
Результаты корреляционного исследования количественных факторов у здоровых детей (класс 0) представлены в таблице 6.
При анализе корреляционных связей в классе 0 (дети общеобразовательной группы) наблюдается большое количество корреляций (но меньшее, чем в классе 2), при этом превалируют отрицательные значения рассчитанных коэффициентов, что подчеркивает работу физиологических систем на поддержание определенного устойчивого состояния в данном классе.
Таблица 6
Корреляционные связи количественных факторов в классе 0
г Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х11 Х12 Х14 Х19 Х21 Х22 Х23 Х25 Х26 Х27 Х30
Х4 0,33 1,00
Х6 0,44 0,39 0,22 1,00
Х7 0,39 0,16 0,33 0,36 1,00
Х8 0,52 0,28 0,41 0,45 0,46 1,00
Х11 0,42 0,17 0,20 0,37 0,17 0,28 0,29 1,00
Х14 0,00 -0,07 0,06 0,13 0,12 0,03 -0,07 0,02 0,50 1,00
Х15 0,11 -0,01 0,05 0,25 0,01 0,09 -0,01 0,11 0,46 0,43
Х21 0,41 0,12 0,18 0,43 0,38 0,51 0,03 0,31 0,08 0,05 -0,12 1,00
Х22 0,36 0,29 0,25 0,39 0,31 0,46 0,04 0,26 0,13 0,05 -0,29 0,31 1,00
Х23 -0,33 -0,23 -0,17 -0,36 -0,21 -0,39 -0,19 -0,26 -0,06 0,03 0,00 -0,22 -0,29 1,00
Х25 -0,49 -0,27 -0,20 -0,50 -0,26 -0,38 -0,13 -0,40 -0,06 0,04 0,17 -0,34 -0,27 0,19 1,00
Х26 -0,40 -0,26 -0,16 -0,28 -0,08 -0,28 -0,03 -0,31 -0,20 0,02 0,09 -0,23 -0,31 0,27 0,30 1,00
Х27 0,28 0,23 0,23 0,27 0,35 0,53 0,17 0,16 0,05 -0,05 -0,09 0,32 0,38 -0,29 -0,24 -0,14 1,00
Х28 -0,25 -0,10 -0,04 -0,27 0,00 0,02 0,00 -0,25 -0,02 0,00 0,09 -0,09 0,02 -0,02 0,74 0,19 0,46
Х29 -0,08 -0,80 -0,07 0,21 0,05 -0,02 -0,05 0,05 0,11 0,16 0,00 0,13 -0,10 0,04 0,00 0,11 -0,08
Х30 0,35 0,08 0,17 0,32 0,26 0,36 0,15 0,19 0,04 0,02 -0,17 0,21 0,21 -0,13 -0,38 -0,18 0,22 1,00
Х31 0,56 0,22 0,21 0,52 0,25 0,37 0,17 0,39 0,24 -0,01 -0,24 0,35 0,42 -0,31 -0,50 -0,36 0,26 0,28
Х32 0,16 0,15 0,14 0,28 0,13 0,19 0,16 0,23 0,00 -0,03 -0,01 0,14 0,16 -0,06 -0,28 -0,03 0,13 0,11
Примечание: р<0.001 в сравниваемых классах, Ярог = 0.26
Таблица 7
Специфические регрессии в различных классах речевого развития детей
Класс 0 Класс 3 Класс 2 Класс 1
Х14=3,1+0,5Х12 Х15=3,2+0,5Х12 Х15=3,7+0,46Х14 Х14=0,91+0,7Х12 Х15=1,2+0,55Х12 Х15=1,3+0,55Х14 Х14=1+0,63Х12 Х15=1,4+0,5Х12 Х15=1,9+0,385Х14 Х]4=0,6+0,74Х]2 Х!5=2+0,32Х!2 Х!5=2,4+0,26Х!4
Примечание: р<0,05-0.001 в сравниваемых классах.
Триплет с положительными корреляциями Х12 - Х14 - Х15 (характеристики артикулярной моторики) наблюдается во всех классах, кроме 3-го, поэтому исчезновение (разрывы) данных корреляций могут отражать начало развития речевой патологии.
К системообразующим в данном классе можно отнести соответствующие функциональные системы организма, которые характеризуются измеренными значениями следующих факторов: Х3 (длина тела), Х6 (ЖЕЛ), Х7 (кистевая динамометрия левая), Х8 (кистевая динамометрия правая), Х22 (бросок медбола), Х25 (ЧСС), Х31 (функциональная проба Генче). Данные факторы отражают как физическое развитие ребенка, так и работу его сердечно-сосудистой системы.
Практически абсолютными являются следующие корреляции: отрицательная корреляция Х4 (масса тела) - Х29 (ЖИ) (уравнение регрессии Х29=106,6-2,4Х4) и положительная корреляция Х25 (ЧСС) - Х28 (индекс Робинсона) (уравнение регрессии Х28=19,785+0,86Х25). Эти зависимости можно использовать как характеристики здорового организма. Следует отметить, что зависимость Х4-Х29 наблюдается во всех классах, но в каждом из них имеет различные параметры. Например, в классе 1 - Х29=90,5-1,9Х4, в классе
2 - Х29=90,5-1,9Х4, в классе 3 - Х29=98-2,4Х4.Таким образом, у больных детей ЖИ снижен примерно на 15% на фоне одинаковых закономерностей.
К триплетам-контурам с доминирующими положительными корреляциями следует отнести следующие: Х8 (кистевая динамометрия правая) -Х21 (прыжок в длину) - Х22 (бросок медбола) -триплет, характеризующий физическое развитие ребенка; Х3 (длина тела) - Х7 (кистевая динамометрия левая) - Х23 (бег на 30 м) - триплет, показывающий, что снижение одних показателей физического развития ребенка коррелирует со снижением других.
К триплетам-контурам с отрицательными корреляциями следует отнести также Х6 (ЖЕЛ) -Х30 (функциональная проба Штанге) - Х25 (ЧСС), характеризующий в данном случае компенсаторную роль сердечно-сосудистой и дыхательной систем у здорового ребенка.
В целом, проведенные исследования позволяют построить решающие диагностические правила следующим образом. Вначале выделяются системообразующие факторы в каждом классе, для которых идентифицируются все статистически значимые линейные парные регрессии (табл. 7).
Как видно из представленных данных, по мере развития речевой патологии степень влияния Х12 (статическая координация) на Х14 (скорость движения) возрастает, а степени влияния Х12 и Х14 на Х15 (отчетливость движений) снижаются. Для каждого класса определяются расчетные значения Х12, Х14, Х15 по приведенным выше в таблице формулам. Состояние ребенка относится к тому классу, для которого расчетные значения факторов имеют меньшее среднеквадратичное отклонения от зарегистрированных. Также можно использовать и регрессии между другими факторами.
Важно отметить, что из всех рассматриваемых факторов, характеризующих артикулярную моторику, Х13 (динамическая координация) линейно не коррелирует ни с одним из рассматриваемых факторов, т.е. он или полностью независим (по крайне мере линейно) от функционирования различных физиологических систем, представленных этим фактором, или указанная зависимость носит нелинейный характер, или используемая методика для его наблюдения регистрирует стохастическую переменную.
Представленная нами методика основывается не на концепции определения уровня речевой патологии (или функционального состояния некоторой системы) или на попадании значений регистрируемого фактора в некоторый диапазон значений, а на концепции соотнесения к определенному классу по близости функционирования подсистем, отражаемого в близости парных регрессионных моделей.
Предлагаемый подход к ранней диагностике нарушений речевого развития детей позволяет не только анализировать сложившуюся ситуацию на основе системного анализа количественных характеристик организма, но и синтезировать систему оказания корректирующих воздействий на организм ребенка с целью его излечения или реа-