Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ'

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколовская С.В.

Цель диагностического исследования - сравнительный анализ исходного и достигнутого, в результате поэтапного формирования, уровней психологической компетентности выпускников бакалавриата физкультурно-спортивной сферы (ФКС). Проверяется гипотеза о существенном росте уровня компетентности и отсутствии значимого влияния вынужденной дистанционной формы организации обучения на измеряемые показатели. Для решения диагностических исследовательских задач разработан и использован оригинальный методический комплекс, соответствующий концептуальной модели психологической компетентности, интегрирующей мотивационный, когнитивный, операциональный, ценностно-нравственный и рефлексивный блоки. Результаты диагностики подтвердили исходные научные предположения. Продемонстрирована высокая эффективность поэтапного формирования готовности специалиста в учебном процессе. Выявлено несоответствие высокого уровня потенциальной мотивационной направленности личности студентов на творческую активность с очень низким уровнем их реальной учебной мотивации на творческую самореализацию. Это требует использования творческих форм организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколовская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC RESEARCH ON PSYCHOLOGICAL COMPETENCE FOR BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPHERE

The main purpose of a diagnostic research is to make a comparative analysis of initial versus and final levels psychological competencies determined of the staging its development in educational process. The hypothesis is verified of about sufficient growth in the level of competences for specialist of physical culture and sport sphere and about absence of changes for distant form education. We have elaborated the original diagnostic complex corresponding to structural-functional model of psychological competence, including motivation, cognitive, operational, reflexive and value-moral readiness. Diagnostic results of the research confirmed the initial scientific hypothesis about psychological competence at bachelors of physical culture and sport sphere. It's demonstrated high effectiveness of successive development psychological competence for specialist in the education. We have revealed discrepancy with high level potential motivation student's personality into creative activity and very low of real educational motives for self-realization. It is necessary to use more creative forms of educational work with students.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ»

УДК 159.98:353

Комплексная диагностика психологической компетентности выпускников бакалавриата физкультурно-спортивной сферы

Diagnostic research on psychological competence for bachelors of physical culture and sport sphere

Соколовская С.В., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, kuzmminasv2013@inbox.ru

Sokolovskaya S., Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, kuzmminasv2013@inbox.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.031

Ключевые слова: психологическая компетентность, концептуальная модель, комплексная психодиагностика.

Keywords: psychological competence, conceptual model, complex psycho diagnostic research.

Аннотация. Цель диагностического исследования - сравнительный анализ исходного и достигнутого, в результате поэтапного формирования, уровней психологической компетентности выпускников бакалавриата физкультурно-спортивной сферы (ФКС). Проверяется гипотеза о существенном росте уровня компетентности и отсутствии значимого влияния вынужденной дистанционной формы организации обучения на измеряемые показатели. Для решения диагностических исследовательских задач разработан и использован оригинальный методический комплекс, соответствующий концептуальной модели психологической компетентности, интегрирующей мотивационный, когнитивный, операциональный, ценностно-нравственный и рефлексивный блоки. Результаты диагностики подтвердили исходные научные предположения. Продемонстрирована высокая эффективность поэтапного формирования готовности специалиста в учебном процессе. Выявлено несоответствие высокого уровня потенциальной мотивационной направленности личности студентов на творческую активность с очень низким уровнем их реальной учебной мотивации на творческую самореализацию. Это требует использования творческих форм организации обучения.

Abstract. The main purpose of a diagnostic research is to make a comparative analysis of initial versus and final levels psychological competencies determined of the staging its development in educational process. The hypothesis is verified of about sufficient growth in the level of competences for specialist of physical culture and sport sphere and about absence of changes for distant form education. We have elaborated the original diagnostic complex corresponding to structural-functional model of psychological competence, including motivation, cognitive, operational, reflexive and value-moral readiness. Diagnostic results of the research confirmed the initial scientific hypothesis about psychological competence at bachelors of physical culture and sport sphere. It's demonstrated high effectiveness of successive development psychological competence for specialist in the education. We have revealed discrepancy with high level potential motivation student's personality into creative activity and very low of real educational motives for self-realization. It is necessary to use more creative forms of educational work with students.

Введение. Федеральные образовательные стандарты по специальностям физической культуры и спорта предусматривают овладение выпускниками значительным набором профессиональных компетенций. Результатом их формирования в образовательном процессе является обретение выпускником

профессиональной компетентности специалиста физкультурно-спортивной сферы (ФКС). Особую актуальность в структуре компетентности педагогов-тренеров, менеджеров ФКС имеет

психологическая компетентность, определяющая эффективность работы специалиста ФКС с людьми.

Под психологической компетентностью понимается результат формирования достаточно полного персонифицированного

психологического образца профессиональной деятельности. Такое обеспечение означает «вооружение» выпускника полным набором «психологических инструментов» для успешной профессиональной работы. В качестве таких

«инструментов» выступают формируемые знания, умения, навыки, установки через овладение соответствующими компетенциями:

- специализированные знания, умения и навыки в целостной операциональной системе деятельности, определяющие возможность ставить и решать разнообразные профессиональные задачи;

- устойчивые мотивационно-целевые установки на социальное взаимодействие, управление людьми и ситуациями, решение проблем;

- прочные и устойчивые навыки анализа и самоанализа собственной деятельности и профессиональных проявлений собственной личности;

- базовые ценностно-нравственные профессиональные ориентации и установки социальной направленности.

На основе данного подхода (понимания) строится формирование психологической компетентности профессионала на факультете физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В соответствии с этим подходом, структурно-функциональная модель

психологической компетентности как готовности к деятельности, включает следующие основные блоки профессионально-психологических знаний, умений, действий, качеств и т.п., составляющих систему компетентности, подлежащую диагностике уровеня ее сформированности у выпускника бакалавриата ФКС.

Первичный компонент - мотивационно-целевой, охватывает:

- активизацию стремления к успеху как ценности и цели деятельности;

- стимулирование творческого потенциала;

- формирование мотивационной готовности к деятельности;

- определение смысла предстоящей профессиональной деятельности, самоосознание себя в выбранной профессиональной деятельности, формирование индивидуального профиля самосовершенствования своей личности.

Развитие и формирование мотивационно-целевого компонента психологической компетентности начинает свою реализацию на 1-м курсе обучения бакалавриата с помощью онлайн курса «Физическая культура успеха», разработанного нашими преподавателями.

Когнитивный компонент содержит обретение специальных психологических знаний физкультурно-спортивной направленности,

мировых трендов развития смежных областей, в

том числе ГГ-технологий, общих психолого-педагогических, методических, управленческих и других знаний, представлений, понятий и т.д.

К специальным психологическим знаниям относятся знания:

- базовых психологических категорий и понятий;

- психологических особенностей личности спортсменов различных специализаций и квалификаций;

- возрастных особенностей спортсменов и людей, занимающихся физической активностью;

- способов и методов диагностики психомоторных способностей спортсменов, гармоничного развития их личности на разных этапах спортивной карьеры и т.д.

Работа в когнитивном блоке рассматриваемой модели направлена на расширение ориентировочной основы деятельности будущих профессионалов физкультурно-спортивной

сферы; она реализуется на 2-м курсе обучения бакалавриата в дисциплине «Психология физической культуры и спорта», «Педагогическая практика».

Следующий компонент психологической компетентности - операциональный направлен на:

- формирование навыков применять свои знания в процессе моделирования ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности;

- проработку умения проектировать эффективные решения профессиональных ситуаций в условиях быстро меняющихся обстоятельств;

- актуализацию умения ставить профессиональные задачи;

- развитие организаторских и коммуникативных способностей, соответствующих умений и качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Реализуется вместе с другими, ранее обозначенными компонентами модели профессиональной компетентности, в основном, на 3-м курсе обучения бакалавриата в дисциплинах «Педагогическая психология в тренерской деятельности», «Творческая практика»; отчасти на 2-м курсе в дисциплинах «Педагогическая практика», «Психология физической культуры и спорта» и на 4-м курсе в дисциплине «Акмеология физической культуры и спорта».

Применяемые образовательные технологии:

- практические занятия, в том числе тренинги

с использованием моделирования, решения и разбора разнообразных ситуаций

профессиональной деятельности, разработка проектов в области ФКС;

- деловые игры.

Рефлексивный компонент направлен на:

- развитие самоконтроля профессионального и личностного роста;

- развитие профессиональной рефлексии, рефлексивного мышления;

- оптимизацию самооценки и укрепление уверенности в успехе.

Наряду с другими сторонами подготовки, работа по рефлексивному компоненту

реализуется, в основном, на 4-м курсе обучения бакалавриата в дисциплине «Акмеология физической культуры и спорта».

Применяемые образовательные технологии:

- создание рефлексивного психологического автопортрета с позиции профессионализма;

- оценка содержания деятельности по критериям, отражающим каждого компонента компетентности.

Описанная система психологической компетентности по четырем названным компонентам модели представлена на рисунке 1.

сформированность психологической

формирования

Рисунок 1. -Поэтапное формирование психологической компетентности в процессе подготовки бакалавра по направлению 49.03.01 - Физическая культура

Что касается ценностно-нравственного блока модели и работы по формированию базовых духовно-нравственных профессиональных

ценностей и социальных установок, то это направление реализуется в качестве стержневого на всех этапах подготовки и в работе по всем обозначенным выше блокам модели.

Целью комплексного диагностического исследования, представленного в данной статье, является сравнительный анализ исходного и достигнутого уровней психологической компетентности выпускников бакалавриата ФКС в результате ее поэтапного формирования в учебно-воспитательном процессе факультета физкультуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В качестве научной гипотезы комплексного сравнительного психодиагностического

исследования проверяется положение о том, что в результате поэтапного формирования

психологической компетентности студентов бакалавриата ФКС по описанной модели: 1)

будут получены позитивные (в том числе статистически значимые) изменения

парциальных уровневых показателей

психологической компетентности выпускников (по компонентам модели); 2) выявлен статистически значимый рост интегрального уровневого показателя психологической готовности выпускников; 3) подтверждено отсутствие какого-либо существенного влияния вынужденной дистанционной формы обучения на его конечные результаты за счет онлайн-курсов, включенных в поэтапный учебный процесс.

Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие 120 студентов, окончивших бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». На протяжении 4-х лет обучения у данных студентов формировалась психологическая компетентность в соответствии с выше описанной схемой.

Диагностика психологической

компетентности студентов ФКС осуществляется в соответствии с ее структурно-функциональной

моделью, включающей когнитивный,

мотивационно-целевой, операциональный,

рефлексивный, ценностно-нравственный

компоненты психологической компетентности выпускника бакалавриата.

Для изучения этих компонентов психологической готовности использовался следующий комплекс психодиагностических процедур:

1. Диагностика мотивационно-целевой компетентности (готовности):

- методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [1];

- методика диагностики психологической структуры мотивационной сферы личности по В.Э. Мильману [2].

2. Диагностика когнитивной психологической готовности:

- тестирование уровня владения выпускниками наиболее значимыми понятиями, терминами и компетенциями, соответствующего профиля с помощью специально разработанного опросника [3].

Опросник содержит 13 комплексных заданий с вариантами решений для выбора. При оценке уровня когнитивной компетентности по данной

методике учитывалось количество верно решенных заданий (сделанных выборов), и были приняты следующие уровневые критерии:

- 13<высокий<10; 9<средний<6; 5<низкий уровень<1.

3. Диагностика операциональной готовности:

Основным критерием уровня

сформированное™ операциональной готовности выпускника бакалавриатаа данной работе мы приняли оптимальность принятия решений в профессиональных проблемных ситуациях ФКС деятельности. Для измерения этого уровнямы использовали апробированную в

диссертационном исследовании С.В. Кузьминой [4] и показавшую высокую надежность и эффективность методику мэппинг-анализа решения испытуемым реальных и специально смоделированных проблемных ситуаций. При оценке действий и принятого испытуемым решения анализируется соотношение двух параметров оптимальности: открытости действий и ответственности за решение. Возможны четыре типа поведения в проблемной ситуации, выражающих различия в уровне операциональной компетентности. На рисунке 2 показаны эти типы поведения.

Высокий уровень 2 4

Низкий уровень 1 3

Открытости —— —— Ответственности Низкий уровень Высокий уровень

Рисунок 2. - Типы поведения в проблемной ситуации принятия решения

Первый тип. Закрыт, не доверяет другим и не берет ответственность на себя, уклоняется от принятия решения.

Второй тип. Открыт, полагается на других, ответственность за решение также возлагает на них.

Третий тип. Закрыт, не доверяет и недооценивает других, всю ответственность за решение берет на себя.

Четвертый тип. Открыт, доверяет другим, ориентируется на сотрудничество и, одновременно, готов к принятию на себя всей полноты ответственности за решение.

При оценке уровня операциональной готовности были приняты следующие критерии: первый тип - низкий уровень (1 уровневый балл), второй и третий типы - средний уровень (2 балла), четвертый тип - высокий уровень (3 уровневых балла).

Для целей диагностики разработан большой набор проблемных ситуаций, специфических для

ФКС деятельности, выявляющих особенности принятия решений. Здесь не приводится описание ситуаций, Они представлены в работах автора [4;5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Диагностика рефлексивной

психологической готовности:

- методика самооценки уверенности в себе (отсутствие страха отвержения);

- методика самооценки уверенности в успехе (отсутствие страха неудачи) по материалам Р. Мак-Ги [6].

В каждой методике имеется 10 пунктов самооценки с градациями баллов от 7 (всегда) до 1 (никогда). Индивидуальная сумма баллов испытуемого (из максимально возможной, равной 70 интерпретируется по уровням: 10 - 30 -низкий уровень; 31 - 51 средний уровень; 52 - 70 высокий уровень уверенности в себе и уверенности в успехе. Методика модифицирована и прошла апробацию в исследованиях научной школы проф. В.В. Рыжова [7].

5. Диагностика ценностно-нравственной готовности:

- методика диспозиционного анализа ценностных ориентаций с использованием перечней инструментальных и терминальных ценностей М. Рокича.

Модификация методики диспозиционного анализа ценностных ориентаций для оценки уровня ценностно-нравственного развития личности предложена и апробирована в исследованиях научной школы проф. В.В. Рыжова [8;9]. Методика предусматривает возможность выявить индивидуальную иерархию четырех диспозиций ценностей личности: элементарно-житейскую (Д-1), социально-нормативную (Д-2), социально-личностную (Д-3), ценностно-нравственную (Д-4), и с помощью ранговой корреляции по Спирмену рассчитать показатель ее соответствия высшему (теоретическому) уровню ценностно-

нравственного развития личности. При этом: 1<Я<0 - низкий уровень, 0<к<+0,4 - средний уровень, 0,4<Я<+1,0 - высокий уровень ценностно-нравственного развития личности.

Математико-статистическая обработка

результатов психодиагностики во всех блоках программы проводится по методу расчета среднего уровневого показателя (СУП) с учетом процентного распределения индивидуальных уровневых показателей испытуемых в исследуемых группах с проверкой статистической значимости различий в СУП по ф-

критерию Фишера для процентных распределений и %-квадрат критерию Колмогорова для СУП. Данная методика предложена и апробирована в многочисленных исследованиях научной школы проф. В.В. Рыжова [10] и др. Формула расчета СУП для 3-х

уровневой шкалы СУП = а+ ^ + 3с , где а, Ь, с -

100

выраженные в процентах количества испытуемых с низким (ах 1 уровневый балл), средним (Ьх 2 уровневых балла) и высоким (сх 3 уровневых балла) уровнями индивидуального показателя. СУП исчисляется до 0,01 и принимает значения 1<СУП<3.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании принимали участие студенты бакалавриата факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Первое исследование было проведено в мае 2020 года (КГ-1), при этом дистанционный формат обучения введен с марта 2020 года, таким образом, студенты проходили обучение, в том числе по дисциплинам психолого-педагогического блока преимущественно в очном формате, за исключением 2-х месячного периода. Второе исследование было проведено в январе 2021 года (КГ-2). При этом исследуемая группа обучалась в дистанционном формате с марта 2020 года, т.е. практически два семестра.

В таблице 1 представлены сравнительные результаты диагностики системы учебной мотивации выпускников КГ-1 и КГ-2.

Таблица 1. -Результаты сравнительной психодиагностики системы учебной мотивации выпускников КГ-1 и КГ-2 (N=120, СУП, ф, р)

Виды учебной мотивации СУП КГ-1 СУП КГ-2

Коммуникативные мотивы 2,16 2,31

Мотивы избегания 1,52 1,62

Позиционные мотивы (престиж) 2,09 1,59*

Профессиональные мотивы 2,48 2,92*

Мотивы творческой самореализации 1,00 1,00

Учебно-познавательные мотивы 2,92 3,00

Социальные мотивы 2,42 2,25

Интегральный СУП 2,08 2,10

Материалы таблицы 1 свидетельствуют о статистически значимом (р<0,05) увеличении показателя уровня профессиональной мотивации выпускников КГ-2 и значимом уменьшении у них (р<0,05] мотивации престижа (т.н. позиционной мотивации). Помимо указанных изменений, существенных различий в остальных видах мотивации между КГ-1 и КГ-2 группами выпускников не выявляется. Следует, однако, обратить внимание на очень низкий (СУП=1,00) для всех выпускников уровень мотивации

творческой самореализации при очень высоком уровне учебно-познавательной мотивации. (СУП=2,92 и СУП=3,00).Это отразилось на величине интегрального СУП, который лишь немного превышает показатель теоретического среднего уровня СУП=2,00.

Диагностика структуры мотивации по методике В.Э. Мильмана позволяет выявить устойчивые тенденции мотивационной сферы личности: общую и творческую активность, стремление к общению, социальному статусу, и

на этой основе составить суждение о целостной направленности мотивации личности. Данные, полученные в диагностике структуры мотивации по методике В.Э. Мильмана, свидетельствуют о некотором доминировании у выпускников обеих групп общежитейской мотивационной направленности (ОН) над рабочей (деловой) направленностью (РН). Так, СУПон=2,51, а СУПРН=1,80, что статистически значимо меньше (при р<0,05). Кроме того, в исследовании выявлено, что показатель мотивационной направленности (потенциальной) на творческую активность несколько выше у выпускников КР-2. Так, СУПдр кр-2 =2,69, а СУПдР КР-1 =2,25, что статистически значимо ниже (при р<0,05). При этом, достаточно высокая потенциальная направленность мотивации бакалавров на

Анализ обобщенных результатов

сравнительного диагностического исследования, приведенных в итоговой таблице 2, позволяет сделать ряд заключений:

- поэтапное формирование психологической компетентности бакалавров ФКС в соответствии с принятой концепцией (моделью) и использованными образовательными технологиями позволило существенно повысить показатели уровня психологической компетентности выпускников по всем отдельным (парциальным) видам компетентности (готовности), что отразилось в статистически значимом увеличении интегрального уровня их психологической готовности (р<0,05);

- существенным представляется тот факт, что, несмотря на значимое преобладание общежитейской направленности мотивации бакалавров обеих экспериментальных групп, общий показатель их ценностно-нравственного личностного развития существенно приблизился к социально-личностной и ценностно-нравственной диспозициям, в отличие от элементарно-житейской и социально-нормативной диспозиций; иными словами,

творческую деятельность (по данным методики Э. Мильмана) вообще не проявляется в учебной мотивации на творческую самореализацию. На это следует обратить особое внимание в организации учебной работы по формированию мотивации студентов.

В таблице 2 представлены обобщенные результаты сравнительной психодиагностики когнитивной, мотивационной, операциональной, рефлексивной и ценностно-нравственной психологической компетентности выпускников бакалавриата (КГ-1 и КГ-2) в средних уровневых показателях (СУП) в сравнении с исходными показателями уровней компетентности (готовности) студентов, полученными ранее, на начальном периоде поэтапной подготовки выпускников на 1 курсе.

ценностно-нравственное личностное развитие студентов происходит быстрее их учебно-профессионального развития;

- значимым представляется наиболее существенный рост показателей уровня рефлексивной компетентности (уверенности в себе и в своей успешности) на фоне менее значительного роста когнитивной компетентности при явном преобладании учебно-познавательной мотивации студентов бакалавриата, что отражено в таблице 1;

- как и предполагалось, существенных различий в показателях психологической компетентности бакалавров КГ-1 и КГ-2, вызванных необходимостью организации дистанционного обучения, по данным диагностического исследования не выявлено.

Заключение. Таким образом, основные задачи сравнительного диагностического исследования, вытекающие из поставленной цели, решены. Выдвинутая для проверки научная гипотеза проверена и подтвердилась полученными в исследовании данными. Это означает, что использованная в учебном процессе система поэтапного формирования психологической

Таблица 2. - Обобщенные результаты сравнительной диагностики психологической готовности выпускников (ЫЭГ=120, ЫКГ-1=60, ЫКГ-2=60; СУП, ф, р)

Виды компетентности (готовности) КГ-1 КГ-2

исходный конечный исходный конечный

Когнитивная готовность 1,60 2,64 1,60 2,48

Мотивационно-целевая готовность 1,62 2,08 1,62 2,10

Операциональная готовность 1,64 2,38 1,64 2,36

Ценностно-нравственная готовность 1,84 2,28 1,84 2,24

Рефлексивная готовность 1,76 2,41 1,76 2,48

Интегральный уровень готовности 1,69 2,36* 1,69 2,33*

Значимость различий исходных и конечных СУП: * - р<005

компетентности выпускников бакалавриата ФКС показала, таким образом, свою эффективность.

Предложенная автором комплексная диагностическая методика с ее модификациями позволила получить новые данные:

- о несоответствии устойчиво высокой (потенциальной) творческой направленности мотивации личности студентов очень низкому уровню мотивов творческой самореализации в учебной деятельности:

- о более высокой динамике личностного, в частности, ценностно-нравственно-смыслового развития студентов в сравнении с динамикой их учебно-профессионального роста;

- о существенном влиянии предлагаемых форм подготовки на активизацию и развитие рефлексивной психологической компетентности выпускников, рост их самоосознания;

- об отсутствии негативного влияния

вынужденного дистантного обучения на эффективность целостного учебного процесса.

Значимость проведенного исследования определяется обоснованием и доказательством важности поэтапного развития профессиональной психологической компетентности бакалавров ФКС, выявлением новых научных данных о взаимосвязях потенциальной мотивационной направленности личности и ее реально действующей учебной мотивацией, о соотношении динамики личностного и учебно-профессионального развития студентов в образовательном процессе. Полученные данные могут быть использованы при разработке и внедрении в образовательную практику творческих форм деятельности, направленных на формирование действенных учебных мотивов творческой самореализации личности студентов в учебной работе.

Литература:

1. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2005. - 432 с.

2. Мильман В.Э. Мотивация и творчество / В.Э. Мильман. - М.: Мирея и Ко, 2005. - 165 с.

3. Опросник «Психологическая компетентность профессионала ФКС-сферы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.google.com/forms/ d/1Yr1 SRr9ZNKMsmZUQiN4yQUmV4Q8z-j3MfyOVgpjIAQo/viewform?edit_requested=true

4. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта / С.В. Кузьмина // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 10. - С. 2428.

5. Рыжов В.В., Кузьмина С.В. Психологическая культура общения как фактор профессиональной подготовки: монография / В.В. Рыжов, С.В. Кузьмина. -М.: Изд-во Русско-американского ин-та, 2011. - 202 с.

6. Мак-Ги Р. Поиск значимости / Р. Мак-Ги. -

Изд-во "Логос, Фресно", США, 1994. - 112 с.

7. Абыденова Н.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Абыденова Надежда Александровна. -Нижний Новгород, 2008. - 216 с.

8. Веденкина В.А. Психологическое сопровождение развития ценностных ориентаций подростков в музейной среде: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Веденкина Валентина Алексеевна. -Нижний Новгород, 2009. - 202 с.

9. Вовденко О.В. Преодоление психологических нарушений социализации подростков средствами метафоры: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 / Вовденко Оксана Валерьевна. - Нижний Новгород, 2011. - 220 с.

10. Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Попель Александр Александрович. - Нижний Новгород, 2005. - 202 с.

References:

1. Rean A.A. Psychology and pedagogy / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. - SPb.: Peter, 2005. - 432 p.

2. Milman V.E. Motivation and creativity / V.E. Milman. - M.: Mireya and Co, 2005. - 165 p.

3. Questionnaire "Psychological competence of a professional FKS-sphere" [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.google.com/forms/d/ 1Yr1 SRr9ZNKMsmZUQiN4yQUmV4Q8z-j3MfyOVgpjIAQo/viewform?edit_requested=true

4. Kuzmina S.V. Formation of psychological readiness of students for effecient professional activity in the field of physical culture and sport / S.V. Kuzmina // Theory and practice of physical culture. - 2011. - № 10. - S. 24-28.

5. Ryzhov V.V., Kuzmina S.V. Psychological culture of communication as a factor of professional training: monograph / V.V. Ryzhov, S.V. Kuzmina. - M.: Publishing house of the Russian-American Institute, 2011. - 202 p.

6. McGee R. Search for significance / R. McGee. -Publishing house "Logos, Fresno", USA, 1994. - 112 p.

7. Abydenova N.A. Psychological mechanisms of the formation of the students' of pedagogical specialties personal significance: dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Abydenova Nadezhda Aleksandrovna. - Nizhny Novgorod, 2008. - 216 p.

8. Vedenkina V.A. Psychological support of the development of value orientations of adolescents in the museum environment: dis. ... cand. psychol. sciences:

19.00.07 / Vedenkina Valentina Alekseevna. - Nizhny Novgorod, 2009. - 202 p.

9. Vovdenko O.V. Overcoming psychological disorders of socialization of adolescents by means of metaphor: dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Vovdenko Oksana Valerievna. - Nizhny Novgorod, 2011. -

220 p.

10. Popel A.A. Psychological conditions for the development of students' social creativity in the process of vocational training: dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07 / Popel Alexander Aleksandrovich. - Nizhny Novgorod, 2005. - 202 p.

19.00.07 — Педагогическая психология

Сведения об авторе:

Соколовская Светлана Владимировна (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой спортивной медицины и психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, e-mail: kuzmminasv2013@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.