Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ'

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / менеджмент / организационно-педагогические условия / мотивация / социальное предпринимательство / государственная поддержка / направления развития / образовательное предпринимательство / вузы / competencies / management / organizational and pedagogical conditions / motivation / social entrepreneurship / government support / development directions / educational entrepreneurship / universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Алексеенко, Е В. Коваленко

В статье актуализируется ряд проблем в процессе формирования предпринимательских компетенций социальной направленности у студентов педагогических направлений, а именно отсутствие единых методологических подходов к формированию предпринимательских компетенций у студентов педагогических направлений, не достаточный уровень практического опыта (а зачастую полное его отсутствие) в организации предпринимательской деятельности педагогов, отсутствие мотивации у студентов к занятию предпринимательством. Особое внимание уделено организационно-педагогическим условиям, в рамках которых происходит формирование предпринимательских компетенций. Авторами дана классификация мероприятий, направленных на формирование предпринимательских компетенций в системе педагог-студент. Описаны мероприятия, при участии в которых осваиваются предпринимательские компетенции социальной направленности у студентов, приводятся требования к педагогам, участвующим в формировании данных компетенций. В работе представлены результаты мониторинга информации официальных сайтов Омских вузов, на предмет выявления участия и проведения мероприятий по формированию предпринимательских компетенций, проанализированы тенденции, даны выводы. Наглядно представлен комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е В. Алексеенко, Е В. Коваленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR MANAGING THE PROCESS OF DEVELOPING ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF SOCIAL ORIENTATION IN THE TEACHER-STUDENT SYSTEM

The article actualizes a number of problems in the process of forming entrepreneurial competencies of a social orientation among students of pedagogical directions, namely, the lack of unified methodological approaches to the formation of entrepreneurial competencies among students of pedagogical directions, insufficient level of practical experience (and often its complete absence) in the organization of entrepreneurial activity of teachers, lack of motivation among students to engage in entrepreneurship. Special attention is paid to the organizational and pedagogical conditions within which the formation of entrepreneurial competencies takes place. The authors provide a classification of activities aimed at developing entrepreneurial competencies in the teacher-student system. The activities are described, with the participation of which students develop entrepreneurial competencies of a social orientation, and the requirements for teachers involved in the formation of these competencies are given. The paper presents the results of monitoring information on official websites of Omsk universities to identify participation and conduct activities to develop entrepreneurial competencies, trends are analyzed, and conclusions are given.The complex of organizational and pedagogical conditions for the formation of entrepreneurial competencies of social orientation is clearly presented.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ»

5. Канаев, А.С. Цифровая трансформация как фактор управления развитием сферы туризма / А. С. Канаев, Н. Ф. Илларионова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. - 2023. - № 3(57). - С. 41-46. - EDN PJELBC.

6. Макаров, С.М. Цифровая трансформация туризма "туризм 4.0" / С.М. Макаров // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2021. - № 1. - С. 381-384. - EDN WMFOQO.

7. Черевичко, Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления / Т. В. Черевичко, Т. В. Темякова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2019. - Т. 19, № 1. - С. 59-64. - DOI 10.18500/1994-2540-2019-19-1-59-64. - EDN ZAWLWH.

8. Соболевская, Т.Г. Цифровизация - двигатель трансформации индустрии туризма в эпоху цифровых технологий / Т. Г. Соболевская // Маркетинг и логистика. - 2021. - № 3(35). - С. 59-67. - EDN TLOJVJ.

9. Магомедов, А.М. Цифровизация - драйвер развития туризма в регионе / А. М. Магомедов, А. Г. Бучаев // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 1, № 4(124). - С. 186-195. - DOI 10.36871/ek.up.p.r.2022.04.01.021. - EDN JQMZJB.

10. Морозов, М.А. Импортозамещение и цифровизация в индустрии туризма и гостеприимства в новых реалиях / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 2(55). - С. 154-160. - EDN CYLBEM.

11. Распоряжение правительство российской федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».

12. Постановление Правительства от 24 декабря 2021 года №2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма».

13. Официальный сайт Statista.com https://www.statista.com/statistics/1368380/expected-use-travel-planning-tools-worldwide/.

EDN: NBWMLI

Е.В. Алексеенко - к.б.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия,[email protected],

E.V. Alekseenko - candidate of biological, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University,Omsk, Russia;

Е.В. Коваленко - к.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],

E.V. Kovalenko - candidate of economics, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University,Omsk, Russia.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ A SET OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR MANAGING THE PROCESS OF DEVELOPING ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF SOCIAL ORIENTATION IN THE TEACHER-STUDENT SYSTEM

Аннотация. В статье актуализируется ряд проблем в процессе формирования предпринимательских компетенций социальной направленности у студентов педагогических направлений, а именно - отсутствие единых методологических подходов к формированию предпринимательских компетенций у студентов педагогических направлений, не достаточный уровень практического опыта (а зачастую полное его отсутствие) в организации предпринимательской деятельности педагогов, отсутствие мотивации у студентов к занятию предпринимательством. Особое внимание уделено организационно-педагогическим условиям, в рамках которых происходит формирование предпринимательских компетенций. Авторами дана классификация мероприятий, направленных на формирование предпринимательских компетенций в системе педагог-студент. Описаны мероприятия, при участии в которых осваиваются предпринимательские компетенции социальной направленности у студентов, приводятся требования к педагогам, участвующим в формировании данных компетенций. В работе представлены результаты мониторинга информации официальных сайтов Омских вузов, на предмет выявления участия и проведения мероприятий по формированию предпринимательских компетенций, проанализированы тенденции, даны выводы. Наглядно представлен комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности.

Abstract. The article actualizes a number of problems in the process of forming entrepreneurial competencies of a social orientation among students of pedagogical directions, namely, the lack of unified methodological approaches to the formation of entrepreneurial competencies among students of pedagogical directions, insufficient level of practical experience (and often its complete absence) in the organization of entrepreneurial activity of teachers, lack of motivation among students to engage in entrepreneurship. Special attention is paid to the organizational and pedagogical conditions within which the formation of entrepreneurial competencies takes place. The authors provide a classification of activities aimed at developing entrepreneurial competencies in the teacher-student system. The activities are described, with the participation of which students develop entrepreneurial competencies of a social orientation, and the requirements for teachers involved in the formation of these competencies are given. The paper presents the results of monitoring information on official websites of Omsk universities to identify participation and conduct activities to develop entrepreneurial competencies, trends are analyzed, and conclusions are given.The complex of organizational and pedagogical conditions for the formation of entrepreneurial competencies of social orientation is clearly presented.

Ключевые слова: компетенции, менеджмент, организационно-педагогические условия, мотивация, социальное предпринимательство, государственная поддержка, направления развития, образовательное предпринимательство, вузы.

Keywords: competencies, management, organizational and pedagogical conditions, motivation, social entrepreneurship, government support, development directions, educational entrepreneurship, universities.

Изменяющиеся социально-экономические условия в развивающейся экономике России выдвигают новые требования к компетентности населения. Успех в развитии экономики непосредственно связан с развитием рыночных отношений и активной предпринимательской деятельностью в рамках государства. Одной из причин неготовности граждан России к становлению в роли субъектов предпринимательской деятельности является недостаточный уровень знаний и отсутствие компетенций в сфере предпринимательства. В связи с этим для развития экономики возник государственный заказ на получение необходимых для предпринимательской деятельности знаний у граждан России и дальнейшее развитие предпринимательских компетенций.

Образование воспринимается большей частью россиян как социальная сфера и такие понятия как бизнес, предпринимательство и рыночные отношения чужды этой сфере. Однако, в настоящее время предпринимательская деятельность активно проникают в сферу образования и становится ее неотъемлемой составляющей. В связи с этим меняются и требования к компетентности педагогов, которые предполагают готовность учителя осуществлять профессиональную деятельность в сфере образовательного предпринимательства. И здесь возникает ряд проблем, требующих детального анализа, как структуры предпринимательской компетенции, так и анализа комплекса организационно-педагогических условий, способствующих ее формированию.

Исходя из традиционного подхода, компетенция объединяет в себе знания и навыки, установки и мотивацию, личностные особенности и предрасположенность. В структуру предпринимательских компетенций

входят, во-первых, коммуникативные способности, позволяющие осуществлять эффективное взаимодействие будущих педагогов со всеми участниками образовательного предпринимательства. Благодаря данной компетенции будущий педагог владеет способностью выбирать и применять соответствующую коммуникативную стратегию, а также владеет способностью убеждать и воздействовать. Коммуникативные способности будущего педагога позволяют ему осуществлять продуктивное взаимодействие со всеми участниками профессионального сообщества в условиях организации образовательного предпринимательства. Во-вторых, самоорганизация, которая характеризуется умением принимать решения, самостоятельностью и управлением системой своих действий. В-третьих, предприимчивость, которая является базовой составляющей предпринимательской компетенции. Умение действовать в условиях неопределенности, готовность к рискам, способность принимать оригинальные решения, а также стрессоустойчивость, новаторство, инициативность и целеустремленность - это главные сущностные характеристики данной составляющей предпринимательской компетенции. Вполне очевидно, что в условиях высокой конкуренции, именно эти характеристики педагога позволят ему организовать предпринимательскую деятельность в сфере социально ориентированного образовательного предпринимательства. Четвертая составляющая предпринимательской компетенции представляет собой способность к управлению. Безусловно, что предпринимательская деятельность является целенаправленной и требующей применения навыков в области стратегического менеджмента.

И здесь возникает первая проблема. Насколько компетентны преподаватели, принимающие участие в формировании предпринимательских компетенций у студентов педагогических вузов с учетом тех составляющих, которые описаны ранее? Если говорить об уровне образования и опыте профессиональной педагогической деятельности, то проблемы нет. Как правило, педагогические вузы нашей страны привлекают преподавателей с высоким уровнем образования и опытом, в соответствии с требованиями ФГОС. А если речь идет о практической составляющей, то преподаватель, читающий, например, дисциплину «Организация предпринимательской деятельности в сфере образования» или «Бизнес-планирование в образовании», к сожалению, собственного опыта в организации предпринимательской деятельности не имеет. Одним из вариантов решения данной проблемы в ФГБОУ ВО «ОмГПУ» является организация практической подготовки студентов. В соответствии с учебным планом, по указанным дисциплинам, определено количество часов, которые студенты проводят на базах практической подготовки. Одной из баз, например, выступает Омский региональный бизнес-инкубатор, с которым заключен договор о практической подготовке. Изучение таких тем, как «Меры государственной поддержки предпринимательства» или «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности», осуществляется при участии специалистов-практиков, которые на основе собственного опыта и организации интерактивных мероприятий погружают будущих учителей в практико-ориентированную деятельность в рамках изучаемых тем.

Вторая проблема еще более очевидна. В настоящее время в отечественной практике нет единого подхода к методологии формирования предпринимательских компетенций у будущих педагогов, хотя актуальность этого вопроса не вызывает сомнений. Именно поэтому авторы, проводя исследование в рамках реализации внутреннего гранта ФГБОУ ВО ОмГПУ по теме «Научная лаборатория развития социально ориентированного предпринимательства», сосредоточили внимание на комплексе организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности в системе педагог-студент. Только педагог, обладающий сформированными предпринимательскими компетенциями, сможет создать условия для формирования аналогичных компетенций у студентов. Следует также отметить, что формирование предпринимательских компетенций обучающихся как образовательный процесс, предполагает наличие необходимых условий, определяющих возможность его протекания, результативность и эффективность [1].

Именно поэтому, авторами была предпринята попытка сформулировать наиболее значимые организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций социальной направленности и здесь было определено три блока:

1 Блок. Условия, формирующие знания в составе предпринимательской компетенции, а именно:

- наличие в учебных планах основных образовательных программ дисциплин или модулей, в рамках которых организовано изучение основ предпринимательской деятельности в системе образования, ее особенностей, проблем и перспектив;

- включение в перечень общеуниверситетских курсов по выбору курсов предпринимательской направленности;

- включение в программы организационно-управленческих практик заданий, направленных на анализ предпринимательской деятельности образовательной организации;

- возможность в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере предпринимательства.

2 Блок. Условия, формирующие практические умения и навыки:

- участие практиков/предпринимателей в учебном процессе через организацию практической подготовки или организацию и проведение совместных мероприятий предпринимательской направленности;

- включение в программы организационно-управленческих практик заданий, направленных на анализ предпринимательской деятельности образовательной организации.

3 Блок. Условия, направленные на мотивацию студентов к занятию предпринимательской деятельностью:

- обеспечение возможности участия будущих учителей во внешних и внутренних мероприятиях пред-

принимательской направленности (олимпиады, конкурсы, тренинги, мастер -классы и т.д.).

Таким образом, комплекс организационно-педагогических условий формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций направлен как на студентов, так и на педагогов.

Представленные организационно-педагогические условия нашли свое отражение в тех внешних и внутренних мероприятиях, которые проводятся с целью формирования предпринимательских компетенции социальной направленности в системе педагог-студент.

Рассмотрим более подробно основные мероприятия, в рамках которых формируются предпринимательские компетенции в системе педагог-студент (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация мероприятий, направленных на формирование предпринимательских компетенций в системе педагог-студент

У педагогов, принимающих активное участие в развитии предпринимательских компетенций социальной направленности у студентов, должен быть высокий уровень квалификации, базовое образование и (или) опыт практической деятельности [2]. При несоблюдении данных условий дефициты могут быть закрыты с помощью профессиональной переподготовки и прохождения курсов повышения квалификации. Педагоги должны изучать образовательные онлайн курсы, принимать участие в практических семинарах и коуч-сессиях, проходить тренинги, организованные практиками.

В свою очередь, формирование компетенций у студентов происходит не только во время изучения дисциплин и прохождения практической подготовки предпринимательской направленности, но и при участии во внешних и внутренних мероприятиях, инициированных вузом. В качестве таких мероприятий могут быть деловые игры, кейс-чемпионаты, хакатоны, конкурсы, форумы, квесты, семинары и многие другие [3].

Целесообразно делать упор на развитие предпринимательских компетенций у студентов, так как именно они в ближайшем будущем начнут профессиональную карьеру и возможно, будут заниматься предпринимательской деятельностью [4]. В связи с этим большинство высших учебных заведений, а также и в Омской области, внедряют инновационные предпринимательские продукты для достижения вышеуказанных целей [5].

Авторы провели исследование по мониторингу информации, размещенной на официальных сайтах Омских вузов, на предмет выявления участия и проведения мероприятий по формированию предпринимательских компетенций (таблица). В таблице отражена информация о наличии образовательных программ бакалавриата и магистратуры, а также дополнительного образования экономической направленности.

Таблица 1- Мероприятия, проводимые Омскими вузами, направленные на формирование предпринимательских компетенций на разных уровнях образования

№ ВУЗ ООП Бакалавриата ООП Магистратуры Дополнительное образование Формы проведения мероприятий

1 Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского + + - Кейс-чемпионат

2 Омский государственный медицинский университет - - - -

3 Омский государственный университет путей и сообщений + + - Деловая игра

4 Омский государственный технический университет + + + Хакатон, образовательные онлайн курсы

5 Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет + + + Семинары

6 Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина + + - Конкурсы, форум, проектная лаборатория

7 Омская академия МВД России (есть кафедра экономической теории и финансового права) - - - -

8 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта - - - -

9 Омский государственный педагогический университет + + + Курсы по выбору, обучающие треки, сессии, семинары, чемпионат, федеральные проекты

10 Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал + + + Квест, тренинги

Проанализировав учебную и внеучебную деятельность вузов г. Омска, мы пришли к выводу, что почти каждая образовательная организация проводит мероприятия по повышению уровня овладения студентами предпринимательских компетенций. Однако, университеты, где отсутствуют ООП прямо или косвенно связанные с экономикой и предпринимательством, реже проводят и участвуют в такого рода событиях.

Комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности в системе педагог-студент наглядно представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности в системе педагог-студент

При условии организации системной работы вуза и внешних партнеров над формированием предпринимательских компетенций социальной направленности у будущих учителей, высока вероятность того, что ряд социальных проблем в сфере образования в регионе будет решен с участием выпускников педагогических вузов. Более того, социально-экономическая политика страны указывает на возможность развития образования через повышение предпринимательской активности его основных субъектов. И рассмотренные в статье организационно-педагогические условия формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций, безусловно, будут способствовать более качественному их формированию, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности в системе образования.

Источники:

1. Потенко, Т. А. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений / Т. А. Потенко, Д. В. Мухина, Г. Р. Асатрян // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 3. - С. 16-25. - DOI 10.7256/2454-0676.2019.3.30376. -EDN UEAZXR.

2. Алексеенко Е.В., Гешко О.А., Романова А.Н. Образовательное предпринимательство в вузах: проблемы теории и практики // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32176 (дата обращения: 20.05.2024).

3. Алексеенко Е.В., Коваленко Е.В., Геращенко И.П. Актуальность формирования компетенций студентов в сфере социального предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 6.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33125 (дата обращения: 17.05.2024).

4. Гешко О.А., Алексеенко Е.В., Геращенко И.П. Образовательное предпринимательство как фактор формирования предпринимательских компетенций молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32163 (дата обращения: 20.05.2024).

5. Коваленко Е.В., Марус Ю.В., Черноножкина Н.В. Опыт внедрения инновационных предпринимательских продуктов в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32132 (дата обращения: 13.05.2024).

EDN: DDORHL

Е.В. Алексеенко - к.б.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],

E.V. Alekseenko - candidate of biological, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University,Omsk, Russia;

В.А Мамич - заместитель директора, Дом детского творчества Октябрьского административного округа, Омск, Россия, [email protected],

V.A. Mamich - Deputy Director, House of Children's Creativity of the Oktyabrsky Administrative District, Omsk, Russia.

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ANALYSIS OF THE INNOVATIVE AND ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF TEACHING STAFF IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, в рамках которого проведен анализ инновационно-предпринимательского педагогических работников в организации дополнительного образования. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что к учреждениям сферы образования в настоящее время предъявляются новые требования, связанные с организацией и внедрением в той или иной степени предпринимательской деятельности. Авторами сделано предположение о том, что инновационный потенциал сотрудников во многом будет определять перспективы внедрения предпринимательской деятельности в деятельность образовательного учреждения. На основании проведенного исследования, в котором приняли участие 48 сотрудников детского дома творчества, были выявлены факторы, влияющие на инновационно-предпринимательский потенциал педагогического состава.

Abstract. The article presents the results of a study in which an analysis of the innovative and entrepreneurial behavior of teaching staff in the organization of additional education was carried out. The relevance of the study lies in the fact that educational institutions are currently facing new requirements related to the organization and implementation of entrepreneurial activities to varying degrees. The authors made the assumption that the innovative potential of employees will largely determine the prospects for introducing entrepreneurial activity into the activities of an educational institution. Based on the study, in which 48 employees of the orphanage for creativity took part, factors influencing the innovative and entrepreneurial potential of the teaching staff were identified.

Ключевые слова: инновации, педагогические работники, потенциал, мотивация, дополнительное образование.

Keywords: innovations, teaching staff, potential, motivation, additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.