Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / педагогические работники / потенциал / мотивация / дополнительное образование / innovations / teaching staff / potential / motivation / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Алексеенко, В А. Мамич

В статье представлены результаты исследования, в рамках которого проведен анализ инновационно-предпринимательского педагогических работников в организации дополнительного образования. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что к учреждениям сферы образования в настоящее время предъявляются новые требования, связанные с организацией и внедрением в той или иной степени предпринимательской деятельности. Авторами сделано предположение о том, что инновационный потенциал сотрудников во многом будет определять перспективы внедрения предпринимательской деятельности в деятельность образовательного учреждения. На основании проведенного исследования, в котором приняли участие 48 сотрудников детского дома творчества, были выявлены факторы, влияющие на инновационно-предпринимательский потенциал педагогического состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е В. Алексеенко, В А. Мамич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INNOVATIVE AND ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF TEACHING STAFF IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the results of a study in which an analysis of the innovative and entrepreneurial behavior of teaching staff in the organization of additional education was carried out. The relevance of the study lies in the fact that educational institutions are currently facing new requirements related to the organization and implementation of entrepreneurial activities to varying degrees. The authors made the assumption that the innovative potential of employees will largely determine the prospects for introducing entrepreneurial activity into the activities of an educational institution. Based on the study, in which 48 employees of the orphanage for creativity took part, factors influencing the innovative and entrepreneurial potential of the teaching staff were identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Проанализировав учебную и внеучебную деятельность вузов г. Омска, мы пришли к выводу, что почти каждая образовательная организация проводит мероприятия по повышению уровня овладения студентами предпринимательских компетенций. Однако, университеты, где отсутствуют ООП прямо или косвенно связанные с экономикой и предпринимательством, реже проводят и участвуют в такого рода событиях.

Комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности в системе педагог-студент наглядно представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Комплекс организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций социальной направленности в системе педагог-студент

При условии организации системной работы вуза и внешних партнеров над формированием предпринимательских компетенций социальной направленности у будущих учителей, высока вероятность того, что ряд социальных проблем в сфере образования в регионе будет решен с участием выпускников педагогических вузов. Более того, социально-экономическая политика страны указывает на возможность развития образования через повышение предпринимательской активности его основных субъектов. И рассмотренные в статье организационно-педагогические условия формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций, безусловно, будут способствовать более качественному их формированию, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности в системе образования.

Источники:

1. Потенко, Т. А. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений / Т. А. Потенко, Д. В. Мухина, Г. Р. Асатрян // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 3. - С. 16-25. - DOI 10.7256/2454-0676.2019.3.30376. -EDN UEAZXR.

2. Алексеенко Е.В., Гешко О.А., Романова А.Н. Образовательное предпринимательство в вузах: проблемы теории и практики // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32176 (дата обращения: 20.05.2024).

3. Алексеенко Е.В., Коваленко Е.В., Геращенко И.П. Актуальность формирования компетенций студентов в сфере социального предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 6.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33125 (дата обращения: 17.05.2024).

4. Гешко О.А., Алексеенко Е.В., Геращенко И.П. Образовательное предпринимательство как фактор формирования предпринимательских компетенций молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32163 (дата обращения: 20.05.2024).

5. Коваленко Е.В., Марус Ю.В., Черноножкина Н.В. Опыт внедрения инновационных предпринимательских продуктов в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32132 (дата обращения: 13.05.2024).

EDN: DDORHL

Е.В. Алексеенко - к.б.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],

E.V. Alekseenko - candidate of biological, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University,Omsk, Russia;

В.А Мамич - заместитель директора, Дом детского творчества Октябрьского административного округа, Омск, Россия, [email protected],

V.A. Mamich - Deputy Director, House of Children's Creativity of the Oktyabrsky Administrative District, Omsk, Russia.

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ANALYSIS OF THE INNOVATIVE AND ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF TEACHING STAFF IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, в рамках которого проведен анализ инновационно-предпринимательского педагогических работников в организации дополнительного образования. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что к учреждениям сферы образования в настоящее время предъявляются новые требования, связанные с организацией и внедрением в той или иной степени предпринимательской деятельности. Авторами сделано предположение о том, что инновационный потенциал сотрудников во многом будет определять перспективы внедрения предпринимательской деятельности в деятельность образовательного учреждения. На основании проведенного исследования, в котором приняли участие 48 сотрудников детского дома творчества, были выявлены факторы, влияющие на инновационно-предпринимательский потенциал педагогического состава.

Abstract. The article presents the results of a study in which an analysis of the innovative and entrepreneurial behavior of teaching staff in the organization of additional education was carried out. The relevance of the study lies in the fact that educational institutions are currently facing new requirements related to the organization and implementation of entrepreneurial activities to varying degrees. The authors made the assumption that the innovative potential of employees will largely determine the prospects for introducing entrepreneurial activity into the activities of an educational institution. Based on the study, in which 48 employees of the orphanage for creativity took part, factors influencing the innovative and entrepreneurial potential of the teaching staff were identified.

Ключевые слова: инновации, педагогические работники, потенциал, мотивация, дополнительное образование.

Keywords: innovations, teaching staff, potential, motivation, additional education.

В условиях конкуренции на рынке дополнительных образовательных услуг инновационная деятельность организаций дополнительного образования является одним из основных механизмов обеспечения качественного дополнительного образования и конкурентоспособности образовательного учреждения. Посредством инновационной деятельности в дополнительном образовании осуществляется обновление всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, методов, средств), развитие образовательной организации, компе-тентностной сферы руководителей и педагогов, обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей потенциальных потребителей. Инновационность становится неотъемлемой педагогической функцией, которая объединяет умения педагога проводить необходимые исследования, выдвигать идеи по совершенствованию образовательного процесса, искать необходимые ресурсы, подбирать адекватные технологии и формы обучения, оценивать результаты внедрения новшеств в образовательный процесс [1].

Успешное внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения во многом зависит от готовности педагогического коллектива к этой деятельности, от инновационного потенциала, которым обладает педагогический коллектив и каждый педагогический работник.

С целью изучения инновационно-предпринимательского потенциала педагогических работников было проведено исследование в бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа», с целью анализа готовности педагогических работников к организации и реализации предпринимательской деятельности в рамках деятельности образовательного учреждения.

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа» многопрофильное учреждение дополнительного образования, являющееся одним из крупнейших учреждений дополнительного образования города Омска. Здесь, в 54-х детских творческих коллективах обучается более 5000 детей по 140 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 6 направленностей.

Дом детского творчества имеет стабильный педагогический коллектив, состоящий из педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов. По возрасту всех членов педагогического коллектива можно разделить на 3 группы: от 20-30 лет - 19 человек (25,6 %), от 30 до 45 лет - 23 человека (30,8 %), от 45 лет и старше - 32 человека (43,6 %). Ежегодно в педагогический коллектив вливаются молодые специалисты - выпускники средних и высших педагогических образовательных учреждений. Для молодых специалистов и новых сотрудников Дома детского творчества создают благоприятные условия для закрепления в образовательном учреждении. За 2020-2023 годы педагогический коллектив пополнили 16 педагогических работников в возрасте до 35 лет, из них 5 человек пришли на работу в учреждение после окончания средне специальных и высших учебных заведений. Количество педагогических работников уволившихся за этот период - 4 человека, что составляет 5,7 % от общего числа педагогических работников. В образовательном учреждении работает система наставничества, что способствует адаптации новых сотрудников к работе в образовательном учреждении и в коллективе в целом.

Высоко квалифицированные, мотивированные на достижение отличных результатов педагогические работники - один из главных критериев, по которым родители выбирают образовательное учреждение.

По мнению авторов, современный педагог дополнительного образования - это личность, обладающая совокупностью социокультурных и творческих характеристик, инновационным потенциалом, выражающимся в готовности к поиску нетрадиционного решения возникающих проблем и к внедрению инноваций в свою педагогическую деятельность.

Поэтому педагогам дополнительного образования необходимо быть в постоянном развитии, пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность.

Обязанностью и ответственностью педагогических работников является обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень. Педагогические работники учреждения проходят курсы повышения квалификации для поиска и внедрения в свою деятельность новых современных технологий, методик преподавания, чтобы сделать занятия для учащихся интересными и привлекать на обучение по реализуемым программам новых ребят. Одним из направлений развития профессиональных компетенций педагоги считают самообразование и неформальное образование (просмотр образовательных вебинаров, посещение мастер-классов по направлению деятельности педагога и т.д.) по направлению педагогической деятельности. На рисунках 1 и 2 представлены результаты анкетирования сотрудников дома творчества, наглядно иллюстрирующие их заинтересованность в повышении уровня профессионального мастерства.

Из диаграмм видно, что педагогические работники второй возрастной категории, 30-45 лет, более заинтересованы в повышении своей квалификации в рамках формального обучения (ИРОО, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и переподготовки и т.д.). Педагоги категории 45+ больше внимания уделяют неформальному обучению и самообразованию, выбирая для своего развития и формирования новых профессиональных компетенций вебинары, мастер-классы, семинары, внутрифирменное обучение и другое.

Одним из показателей готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности можно рассматривать стремление педагогов к аттестации на первую и высшую квалификационную категорию. Аттестация на первую и высшую квалификационную категорию проводится по собственному желанию педагогического работника.

Рисунок 1 - Формальное и неформальное повышение квалификации педагогических работников ДДТ ОАО В 2020-2023 гг. В разных возрастных категориях (составлено авторами)

60 55 ■ Курсы повышения квалшЬпкаппп

« 30 20 10 44

32 33 34 ■ ■ иршуп 1пипо.1Ы1Ш1 переподготовка 30

11Н111 11 п 111 неформальное повышение квалифнацин (вебннары, семинары н тл)

10 20 1 2021 2022 2023

Рисунок 2 - Динамика показателей Формальное и неформальное повышение квалификации педагогических работников ДДТ ОАО в 2020-2023 гг. (составлено авторами)

Это способствует не только повышению эффективности и качества педагогической деятельности, но и стимулирует педагога к непрерывному самообразованию и повышению уровня квалификации, получения дополнительного образования, представлению своего педагогического опыта. Процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности проходят все педагогические работники учреждения, не имеющие квалификационной категории, проработавшие в данном образовательном учреждении не менее 2 лет [2].

Процент аттестованных педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию на 01.01.2024 года составляет 29,7 %. Этот процент не высокий по сравнению с другими учреждениями дополнительного образования города Омска.

Более 50 % педагогических работников аттестованы на соответствие занимаемой должности. Причины данной ситуации кроются на наш взгляд не только в большой педагогической нагрузке педагогов, но и в недостаточном уровне мотивации большей части педагогических работников и несформированности навыка самопрезентации и анализа собственной деятельности.

Не аттестованными на соответствие занимаемой должности и квалификационную категория остаются всего 10 человек. Это молодые педагогические работники стаж работы которых составляет менее 2 лет.

В 2020-2023 годах педагогический коллектив Дома детского творчества активно включился в инновационную деятельность в рамках региональных инновационных площадок - инновационных комплексов Омской области.

Основными направлениями деятельности региональных инновационных площадок - инновационных комплексов являются:

1) разработка, апробация и (или) внедрение:

- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;

- федеральных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;

- новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Омской области как субъекта Российской Федерации;

- методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;

- новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;

- новых институтов общественного участия в управлении образованием;

- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;

2) инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [3].

В 2020-2022 годахпедагоги образовательного учреждения принимали участие в РИП-ИнКОпо направлениям «Дополнительное образование детей - навигатор будущего» и «Школа как центр творчества и развития одарённости детей».

Работа осуществлялась в соответствии с техническим заданиям брендов «Каникулы в дополнительном образовании: развиваем и профориентируем» (РИП-ИнКО «Дополнительное образование детей - навигатор будущего») и брендом «Функциональная грамотность для всех» (РИП-ИнКО «Школа как центр творчества и развития одарённости детей»).

В выполнении технического задания брендов приняли участие 13 педагогических работников (педагоги дополнительного образования и методисты). Были разработаны 4 краткосрочные (каникулярные) дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (12 часов) для детей 12-18 лет и 6 банков заданий по формированию и развитию функциональной грамотности (финансовой, математической, культурной), для формирования и развития креативного мышления. Все программы прошли экспертизу в рамках бренд-сессии РИП-ИнКО и успешно апробированы летом 2020 года. В апробации принимали участие учащиеся образовательных учреждений октябрьского административного округа города Омска. Бланки заданий вошли в банк методических материалов БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» для дальнейшего использования педагогами учреждения.

Результатом инновационной работы педагогов в 2022 году рейтинг БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» в списке образовательных учреждения участников РИП-ИнКО повысился на 17 пунктов (с 27 места в 2019 году на 10 место в 2020 году). В связи с положительными результатами работы образовательному учреждению предложено в 2021 году принять участие по направлениям РИП-ИнКО «Дополнительное образование детей - навигатор будущего» и «Школа как центр творчества и развития одарённости детей» в статусе стажировочной площадкой.

Результаты инновационной деятельности в рамках РИП-ИнКО в 2020 году были представлены педагогами на педагогическом совете в январе 2021 года и вызвали интерес у педагогического коллектива. Некоторые педагоги выразили свое желание принять участие в инновационной деятельности в рамках РИП-ИнКО, включится в реализацию технического задания в 2021 году.

В реализации технического задания в 2021 году приняли участие 33 педагогических работника учреждения (педагоги дополнительного образования, методисты, старшие методисты). 28 педагогических работников (84,8 % от числа педагогов принявших участие в инновационной работе учреждения) включились в инновационную деятельность по двум направлениям РИП-ИнКО. Творческими группами, в которые вошли молодые педагоги, педагоги, имеющие первую и высшую квалификационную категорию, были разработаны и реализованы дистанционный стажировочный курс «Разработка воспитательного модуля дополнительной общеробразо-вательной общеразвивающей программы» и семинар практикум «Проектирование ИОМ учащихся с лидерской одаренностью». Вместе с педагогическими работниками БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» в семинаре практикуме приняли участие более 25 педагогов, прошли обучение на стажировочной площадке более 50 педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ города Омска и Омской области. Несмотря на то, чтостажировочная площадка и семинар-практикум были разработаны педагогическими работниками учреждения, приняли участие в семинаре и прошли обучение на стажировочной площадке всего 26,3 % педагогических работников учреждения.

Результаты инновационной деятельности учреждения в рамках РИП-ИнКО были представлены на Межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: формирование навыков будущего» и на III Областном августовском форуме работников системы образования Омской области «Национальный проект «Образование»: шаг в будущее».

В 2022 году инновационная деятельность учреждения в рамках РИП-ИнКО продолжилась. Работа велась в трех творческих группах: по разработке региональной интерактивной карты практик реализации рабочих программ воспитания УДОД (необходимо было проанализировать деятельность образовательного учреждения и выбрать 5 эффективных практик в рамках реализации рабочих программ воспитания), разработка Программы школьного клуба, направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся и разработка и проведение стажировочного курса в формате семинара-практикума «Финансовая грамотность. Перезагрузка». В реализации инновационных проектов приняли участие 20 педагогических работников учреждения, что на 25,8 % меньше чем в 2021 году. Техническое задание было выполнено полностью. Одна из воспитательных практик была представлена на ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции «Тенденции развития образования XXI века: формирование навыков будущего». Обучение на стажировочной площадке прошли более 25 педагогов дополнительного образования города Омска и Омской области. Обучение на стажировочной площадки прошли всего 8 человек из 70 педагогических работников учреждения.

В 2023 году подходы к инновационной деятельности в рамках РИП-ИнКО изменились. Принят новый порядок организации деятельности региональных инновационныхплощадок: присвоение статуса инновационной площадки осуществляется на основе конкурсного отбора инновационных проектов. В 2023 году проект учреждения прошел конкурсный отбор и стал участником РИП-ИнКО «Дополнительное образование детей - навигатор будущего». Проект, представленный на конкурс: управленческий проект Программы развития образовательного учреждения включающий в себя: модель описания воспитательной ситуации, банк воспитательных ситуаций,

направленных на воспитание российских духовно-нравственных ценностей на учебных занятиях в процессе реализации ДООП различных направленностей, видеозаписи фрагментов учебных занятий (видеопрактики) с использованием педагогических ситуаций, представленных в банке воспитательных ситуаций, инструментарий для оценки качества инновационных продуктов. Количество педагогических работников учреждения принявших участие в инновационной деятельности учреждения в 2023 году 18 человек. В результате реализации проекта разработаны 14 инновационных продуктов, к 10 из них представлены видеопрактики (видеозаписи фрагментов учебных занятий с применением воспитательных ситуаций по дополнительным общеобразовательным общеразвива-ющим программам художественной, социально-гуманитарной и технической направленностям). Все инновационные продукты прошли экспертизу менторов. Три видеопрактики рекомендованы к размещению в Банке лучших практик на сайте Института развития образования Омской области, а опыт учреждения был представлен на XV Форуме РИП-ИнКО «Марафон инновационных практик» в декабре 2023 года.

Анализ инновационной деятельности БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» за 4 года показал, что инновационная деятельность реализуется в основном вне образовательного учреждения в рамках технических заданий региональных инновационных площадок и инновационных комплексов. Период разработки и реализации инновационного продукта в рамках РИП-ИнКО составляет календарный год, далее идет смена технического задания и учреждение вынуждено завершить работу по данному направлению. В результате инновационные продукты остаются не реализованными, не внедренными в деятельность образовательного учреждения, а цикл инновационной деятельности - не завершенным.

Разработка и внедрение инновационых продуктов направлена на решение задач, которые ставятся перед системой образования, в том числе и дополнительного. Но в образовательном учреждении есть внутренние проблемы, которые могут быть решены с помощью внедрения в деятельность учреждения различного рода инноваций, в том числе и предпринимательских.

С 2020 по 2023 год наблюдается постепенное снижение вовлечения в инновационную деятельность педагогических работников учреждения.

Анализ инновационной деятельности БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» показал, что на протяжении анализируемого времени в инновационной деятельности принимают участие одни и те же педагогические работники, которые составляют около 29 % педагогического коллектива.

С целью определения готовности педагогических работников учреждения к творческо-инновационной деятельности было проведено анкетирование (Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С.Ю. Степанова) Данный опросник предназначен для исследования степени готовности педагогического коллектива к изменениям в организации). В опросе приняло участие 48 педагогов учреждения. По результатам опроса получены следующие результаты (рисунок 3).

Рисунок 3 - Готовность педагогических работников ДДТ ОАО к творческо-инновационной деятельности (Источники: составлено авторами)

83,4 % опрошенных понимают и уверены, в необходимости формирования и развития инновационного потенциала педагога и образовательного учреждения. Считают, что введение инноваций в деятельность учреждения положительно повлияет на его бюджет, будет способствовать развитию новых профессиональных контактов и уверены в своей способности участвовать в совместной творческой и инновационной деятельности в коллективе.

64 % участников считают, что положительный эффект инноваций в учреждении напрямую зависит от инновационной деятельности каждого педагога и ее поддержки со стороны администрации.

В результате анализа была выявлена зависимость изменения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности от возраста и опыта работы в учреждении. Высокий уровень готовности к инновационной деятельности показали педагоги в возрастной категории 30-45 лет с опытом работы в учреждении дополнительного образования от 3-10 лет (34,3 % от общего количества опрошенных). Это педагогические работники, сформировавшие свои детские творческие коллективы, стабильно работающие по реализации образовательных программ по выбранным ими направлениям, владеющие методиками преподавания, но не желающие останавливаться на достигнутом, готовые к саморазвитию, ищущие новые пути развития своего детского творческого коллектива.

Большинство педагогических работников в возрасте 45+ и стажем работы в образовательном учреждении свыше 20 лет показали средний уровень готовности к инновационной деятельности. Таких педагогов в коллективе 22,9 %.

Низкий уровень готовности к инновационной и творческой деятельности показали педагогические работники имеющие стаж работы в образовательном учреждении до 3 лет, возрастная категория 20-35 лет. Это молодые специалисты только начинающие свою педагогическую деятельность, молодые педагоги, недавно пришедшие в образовательное учреждение и еще не прошедшие процесс адаптации (8,6 %).

Большинство опрошенных отмечают, что не видят себя инициаторами инновационной деятельности, а тем более предпринимательской, но готовы принять участие в ней и приложить необходимые усилия к ее внедрению, если данная деятельность будет согласовываться с их личными и профессиональными целями.

Таким образом, в результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что инновационный потенциал сотрудников образовательного учреждения во многом зависит от таких факторов, как возраст, личностные особенности, большая педагогическая нагрузка, эмоциональное выгорание, нежелание ломать уже устоявшиеся традиции, боязнь любой неудачи связанной с преобразованиями, испытывающие страх выхода из «зоны комфорта». Эти факторы, безусловно, отрицательно скажутся и на организации предпринимательской деятельности в образовательном учреждении.

Источники:

1. Прохорова, М. П. Опыт реализации программы подготовки педагогов дополнительного образования детей к инновационной деятельности / М. П. Прохорова, Т. Е. Лебедева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 3(44). - С. 55-66. - EDN KGEETY.

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Зарегистрирован 02.06.2023 № 73696 http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202306020031 ?index=9 (Дата обращения 15.04.2024)).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2013 г. N 611 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования" (с изменениями и дополнениями).

EDN: OPOMHQ

А.М. Аракелян - д.э.н., заведующий кафедрой «Управление в сфере культуры, кино, ТВ и индустрии развлечений», Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected],

A.M. Arakelyan - Head of the department «Management in the sphere of culture, cinema, TV and the entertainment industry», State University of Management, Moscow, Russia;

Ю.В. Воронцова - к.э.н., доцент кафедры «Управление в сфере культуры, кино, ТВ и индустрии развлечений», Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected],

Yu. V. Vorontsova - candidate of economic sciences, associate professor of department «Management in the sphere of culture, cinema, TV and the entertainment industry», State University of Management, Moscow, Russia;

А.Р. Цыглин - специалист по учебной работе ОЧУ ДПО «Институт Репутационных Технологий «Арт энд Имидж», Moscow, Russia;[email protected],

A.R. Tsyglin - Academic specialist, Institute of Reputational Technologies «Art and Image», Moscow, Russia.

ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРОЕКТАМИ A CAMPAIGN TO FORM A MODEL OF AN INTEGRATED PUBLIC PROJECT MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. В статье представлено исследование различных течений в теории проектного управления с целью поиска элементов для формирования модели комплексной оценки управления общественными проектами. Подход к формированию такой модели должен включать поиск возможности сохранения характеристик ее уникальности и гибкости, открытости, простоты и универсальности. Для этого необходимо использование специальных инструментов, которые позволят контролировать проект и правильно интегрировать различные части, которые его образуют, в единое целое. При работе с проектами существуют различные методологии, основанные на теории проекта, состоящих из этапов, которые должны быть пройдены в определенном порядке, что зависит от множества факторов: в зависимости от типологии может быть определена базовая методологическая структура или макроструктура. При этом, если нужно достичь более высокого уровня детализации, необходимо обратиться к более подробной микроструктуре. Весь спектр учитываемых факторов должен быть актуален и адаптивен к современным условиям.

Absrtract. The article presents a study of various trends in the theory of project management with the aim of searching for elements for the formation of a model for a comprehensive assessment of the management of public projects. The approach to the formation of such a model should include a search for the possibility of preserving the characteristics of its uniqueness and flexibility, openness, simplicity and universality. This requires the use of special tools that will allow you to control the project and correctly integrate the various parts that form it into a single whole. When working with projects, there are various methodologies based on project theory, consisting of stages that must be completed in a certain order, which depends on many factors: depending on the typology, a basic methodological structure or a macrostructure can be defined. However, if a higher level of detail is to be achieved, it is necessary to turn to a more detailed microstructure. The entire range of factors taken into account must be relevant and adaptive to modern conditions.

Ключевые слова: аксиоматическая теория, интеграционная теория, модель, проектное управление, систематическая теория.

Keywords: axiomatic theory, integration theory, model, project management, systematic theory.

Когда дело доходит до организации и определения проекта, в зависимости от его характера и типологии, для его реализации необходимо использование ряда инструментов. Наличие общей модели, которую можно перенести на большинство проектов, является источником большой помощи, особенно для менее опытных участников. Модель должна выполнять функцию обеспечения того, чтобы все проекты имели одинаковую структуру и управлялись минимальным набором инструментов, облегчая включение новых членов в существующую команду для ее выполнения.

Формируемая структура не только должна включать в себя все, что связано с реализацией проекта, но и учитывать то, что касается его концепции на предыдущих этапах. Следует также отметить, что разрабатываемый инструментарий, представляющий собой комплексную систему управления, должен учитывать как технические аспекты, связанные с проектом, так и способы его реализации, что будет являться ключевым фактором,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.