Научная статья на тему 'Модель эффективного внедрения инновационных процессов в образовательной организации'

Модель эффективного внедрения инновационных процессов в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1400
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / INNOVATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова Светлана Валентиновна, Панов Александр Вячеславович, Федорова Мария Александровна

В статье представлено теоретическое обоснование разработанной модели эффективного внедрения инновационных процессов в современной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойкова Светлана Валентиновна, Панов Александр Вячеславович, Федорова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of innovation processes effective implementation in educational organization

The article presents the theoretical basis of the developed model for the effective introduction and implementation of innovative processes in a modern educational organization.

Текст научной работы на тему «Модель эффективного внедрения инновационных процессов в образовательной организации»

УДК 373.1

С. В. БОИКОВА А. В. ПАНОВ М. А. ФЕДОРОВА

Гимназия № 117 г. Омска

Омский государственный технический университет

модель эффективного внедрения инновационных процессов

в образовательной организации

В статье представлено теоретическое обоснование разработанной модели эффективного внедрения инновационных процессов в современной образовательной организации.

Ключевые слова: инновационные процессы, образовательная организация, модель.

Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательном учреждении [1].

Предназначение инновационных процессов — развитие образовательной организации как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности образовательного учреждения [1].

Инновационный процесс в образовании — процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового [2, с. 157].

Инновационный процесс — комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития [1].

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что, благодаря этому, реализуется весь комплекс функций управления (В. И. Загвязинский, Ю. А. Ко-наржевский, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков и др.).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассма-

тривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности [3, с. 91].

Управление инновационной деятельностью — процесс сложный, многофункциональный, который включает совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей организации, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др. [1].

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И. Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Анализ организации и эффективности инновационной деятельности в образовательных учреждениях позволил разработать модель эффективного

Инновационная идея

Демократическая педагогика

1. Цель

Создание системы обучения, воспитания и развития обучающихся в условиях демократической педагогики

2. Задачи

4 4 Я 4

Образовательные Воспитательные Управленческие Привлечение социальных партнеров

3. Подпрограмма как способ реализации инновационной идеи

Содержание и технология

работы с одаренными детьми

Воспитательная система

Кадровая политика

Социальное партнерство

4. Результат

Критерии и показатели Использование

результативности и распространение

инновационной современных новшеств

деятельности

Новый уровень инновационных процессов

Схема 1. Модель эффективного внедрения инновационных процессов в образовательную организацию

(на примере БОУ г. Омска «Гимназия № 117)

внедрения инновационных процессов в современную образовательную организацию (схема 1).

Рассмотрим более подробно этапы реализации модели эффективного внедрения инновационных процессов в образовательную организацию (на примере БОУ г. Омска «Гимназия № 117»).

В гимназии № 117 применяется данная модель для реализации:

— научных проектов (Международный Российско-Британский проект «ЭнЭф Омск. Образование для устойчивого развития», федеральный проект Дневник.ру);

о

от

Е

Т

— областной экспериментальной площадки «Реализация модели гуманитарного образования в условиях комплекса «школа — вуз»;

— регионального ИнКО «Школа — центр творчества и развития одаренности детей»;

— стажировочной площадки по теме «Подготовка школьников к предметным олимпиадам и конкурсам»;

— городской инновационной площадки «Поддержка талантливых и способных детей»;

— концепции развития гимназии ««Демократическая педагогика как механизм обучения, развития, воспитания обучающихся в условиях современной гимназии».

Разработка инновационного проекта начинается с формирования инновационной идеи, что является отправной точкой данного процесса.

Первый этап — формирование «инновационной идеи». Понятие «инновационная идея» в последнее время встречается все чаще на всех уровнях, связанных с необходимостью модернизации нашей экономики и общества. Но что же такое инновационная идея и чем она отличается от обычной идеи? Инновация определяется как нововведение в области организации труда или управления, техники, технологии, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.

А под идеей мы понимаем новую оригинальную мысль, имеющую определенную целевую направленность и потенциальную общественно полезную ценность. Из приведенных определений следует, что большинство идей, имеющих новизну, содержат инновационные элементы. Для их определения в качестве инновационной идеи этого недостаточно. Главным признаком инновационной идеи является ее соответствие современному направлению развития сферы образования.

Только в этом случае идея становится инновационной. С позиции одних авторов, инновационная идея есть база и сущность инновационного проекта, которая находит отражение в постановке конечной цели проекта.

С другой стороны, формирование инновационной идеи есть осмысление задуманного плана действий. Инновационная идея представляет собой способы или пути достижения цели проекта.

На этапе формирования инновационной идеи определяются альтернативные решения проблемы. Инновационная идея может формироваться длительно, путем разработки, или может возникнуть неожиданно. Анализируя цель инновационной идеи, можно отметить, что по любому из выбранных элементов назначается ограниченный список важных целевых показателей, характеризующих их научно-методический уровень и раскрывающий содержание целевых показателей элементов вышестоящего уровня.

Второй этап — формирование целей и задач реализации инновационной идеи. На следующем этапе формируются цель и задачи, которые представляют собой систему заданий и мероприятий исходя из концепции инновационной идеи, имеющей иерархическую структуру. Это проблемная структуризация проекта. Задачи инновационной идеи — это комплекс мероприятий, который должен определять пути и способы получения образовательных результатов.

Формирование инновационной идеи всегда должно сопровождаться определением критериев оценки результативности инновационной деятель-

ности. Целью данного этапа является определение воздействия инновационного проекта на образовательную деятельность всего учреждения, а также количество целей и задач рассматриваемого проекта.

Третий этап — определение критериев оценки результативности инновационной деятельности.

Рассмотрим третий этап — определение критериев результативности инновационной деятельности. Критерии результативности — качественный признак, на основании которого можно оценить результат разрабатываемых в нескольких направлениях.

В экспериментальной деятельности:

— выделение актуальной для науки и практики проблемы; формулировка цели эксперимента; формулировка гипотезы исследования;

— методологическое обоснование (концепция) темы эксперимента;

— подбор и разработка методического, диагностического инструментария; проведение эксперимента.

В инновационной деятельности:

— вычленение практической проблемы данного образовательного учреждения;

— анализ проблемы;

— поиск инновационных средств для ее решения;

— анализ инновационного потенциала школы под эти средства;

— разработка модели (проекта) апробирования инновационных средств;

— процесс апробирования;

— подготовка педагогов к внедрению новшества;

— распространение нового в школе. Управленческая работа по стимулированию и поддержке распространения.

Результатом управленческой деятельности будут являться:

— результаты обеспечения процессов становления, развития, функционирования образовательного учреждения;

— результаты включения всего педагогического коллектива в инновационную деятельность;

— результаты информационной обеспеченности, научно-методической обеспеченности, кадровой обеспеченности, нормативной и правовой обеспеченности, материально-технической обеспеченности, финансово-экономической обеспеченности, ресурсной обеспеченности педагогической деятельности.

Четвертый этап — определение внутренней и внешней среды организации. На внедрение инновационной идеи воздействует внешняя и внутренняя среда школы.

В состав внутренней среды модели входят: все участники образовательного процесса.

В состав внешней среды входят: социальные партнеры (ИРОО, учреждения дополнительного образования, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, НИУ ВШЭ).

Пятый этап — результат внедрения инновационной идеи. Заключительным этапом является результат инновационной идеи в виде позитивного (возможен негативный сценарий реализации модели) эффекта реализации модели. В дальнейшем происходит выход на новый виток (уровень) инновационных процессов.

Таким образом, модель эффективного внедрения инновационных процессов в образовательной организации, построенная с учетом основных

принципов системно-деятельностного подхода, включает пять взаимосвязанных процессов, представленных в статье. Данная модель может применяться в учреждениях начального, общего и дополнительного образования для эффективного внедрения и реализации инновационных проектов.

Практика БОУ г. Омска «Гимназия № 117» подтверждает актуальность и эффективность применения предлагаемой модели к инновационным образовательным процессам.

Библиографический список

1. Глухова, С. Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электронный ресурс] / С. Г. Глухова. — Режим доступа : http://wiki.iteach.ru/index. php/Инновационный_процесс_в_образовательном_учрежде-нии (дата обращения: 14.07.2014).

2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Гуманит, 2001. — С. 157.

3. Тодосийчук, А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании / А. В. Тодосийчук. - М., 2005. - С. 185.

БОЙКОВА Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), директор БОУ г. Омска «Гимназия № 117», почетный работник общего образования РФ.

ПАНОВ Александр Вячеславович, студент гр. МУ-421 факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета. ФЕДОРОВА Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», докторант кафедры «Философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: a.v.panov_117@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2015 г. © С. В. Бойкова, А. В. Панов, М. А. Федорова

УДК з78.22зз84б а. Н. КАЛИМУЛЛИНА

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

педагогические проблемы подготовки кадров для туристской индустрии

Данная статья посвящена актуальным вопросам системы подготовки бакалавров. Подготовка профессиональных кадров, представляющих сферу туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, проблема подготовки кадров, бакалавр, мотивы, функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность. Интенсивное развитие туризма в современном обществе требует углубленного изучения процесса подготовки многопрофильных бакалавров туризма и туристской деятельности. Однако отечественными и зарубежными исследователями пока еще не выявлена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих на современном этапе качественное улучшение подготовки высокопрофессиональных бакалавров [1]. Анализ проблем подготовки кадров для туристской индустрии, ее организационных и педагогических условий является актуальными и необходимым для принятия мер по превращению туризма в важный сектор экономики, социальной, оздоровительной, культурной познавательной сфер жизни населения нашей страны.

Туризм — явление многогранное, отражающее социальные условия жизни современного человека. В связи с глобализацией туризма, мобильностью людей, повышением уровня доходов и склонностью путешествовать современная модель подготовки конкурентоспособного специалиста для сферы туризма в значительной мере состоит из формирова-

ния профессиональных компетенций, базирующихся на профессиональных навыках и практическом опыте, полученном за время обучения в вузе и на местах учебных и производственных практик [2].

Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие

практических навыков и компетенций в процессе п

выполнения определенных видов работ, связанных §

с будущей профессиональной деятельностью [3]. Ь

Переход системы профессионального образования 9

на Стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО), од- §

ним из приоритетных направлений которых являет- |

ся компетентностный подход, ставит перед препода- Е

вателями и учеными-педагогами проблему усиления §

практической подготовки студентов. Подготовка 9

профессиональных кадров, представляющих сфе- Б

ру профессиональной деятельности в условиях С

туристского продукта, а также владеющих знани- Н

ями, умениями и навыками организации туристи- 9

ческих услуг, позволит подготовить компетентных |

выпускников-бакалавров, отвечающих современ- §

ным требованиям и тенденциям. Анализ научно- КЕ* методической литературы по теме исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.