Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ КАК ПРИЧИНА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ КАК ПРИЧИНА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА / АГРЕССИВНОСТЬ / КОМПЕНСАЦИЯ / КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА / ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадаква Диана Алексеевна, Медведева Мария Юрьевна, Надежкина Елена Юрьевна, Корнилова Лариса Алексеевна

В статье рассматривается влияние психологических и социальных факторов на возникновение комплекса неполноценности и особенности его проявления. Последовательно раскрыты наиболее частые сценарии появления комплекса неполноценности. Рассмотрены несколько примеров проявления комплекса неполноценности у разных личностей. Для реализации исследовательских задач авторами в ноябре 2022 г. проведено социально-психологическое исследование. Объект эмпирического исследования: 20 студентов Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Возраст респондентов 18-19 лет. Для практического исследования использовали тест по самооценке комплекса неполноценности, который состоит из 30 вопросов. Результаты анализа показали, что собственная оценка комплекса неполноценности отличается от того, что есть на самом деле, что комплекс неполноценности присутствует у всех, но каждый человек по-разному оценивает его у себя: кто-то считает, что у него полно комплексов, а кто-то - что он идеален. Самый большой процент в данном тестировании занял низкий уровень самооценки комплекса неполноценности. Данные респонденты считают, что у них вообще нет комплексов, но такого не бывает. У таких людей зачастую присутствует завышенная самооценка, за счет которой они не видят себя со стороны. Авторами предложены рекомендации по работе с комплексом неполноценности, которые могут быть использованы в работе в зависимости от условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFERIORITY COMPLEX AS A CAUSE OF DEVIANT BEHAVIOR

The article discusses the influence of psychological and social factors on the occurrence of an inferiority complex and the features of its manifestation. The most frequent scenarios for the appearance of an inferiority complex are consistently disclosed. Several examples of the manifestation of an inferiority complex in different personalities are considered. To implement the research tasks, the authors conducted a socio- psychological study in November, 2022. The object of empirical research was 20 students of the Volgograd Institute of Management, a branch of the RANEPA, aged 18-19 years. For practical research, we used a self- determination test of an inferiority complex, which consists of 30 questions. The results of the study show that the respondents own assessment of the inferiority complex differs from what it really is. Everyone has an inferiority complex, but each person evaluates it differently: someone thinks he or she has a lot of complexes, and someone thinks he or she is perfect. The largest percentage in this testing took a low level of self-determination of the inferiority complex. These respondents believe that they do not have complexes at all, though everyone does. Such people often have an inflated self-esteem, because of which they do not see themselves from the outside. The authors offer recommendations for working with an inferiority complex, which can be used in the work, depending on the conditions.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ КАК ПРИЧИНА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

ВОПРОСЫ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

www.volsu.ru

UDC 376.32 Submitted: 23.12.2022

LBC 74.526 Accepted: 19.02.2023

INFERIORITY COMPLEX AS A CAUSE OF DEVIANT BEHAVIOR

Diana A. Badakva

Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Volgograd, Russian Federation

Maria Yu. Medvedeva

Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Volgograd, Russian Federation

Elena Yu. Nadezhkina

Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Volgograd, Russian Federation

Larisa A. Kornilova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article discusses the influence of psychological and social factors on the occurrence of an inferiority complex and the features of its manifestation. The most frequent scenarios for the appearance of an inferiority complex are consistently disclosed. Several examples of the manifestation of an inferiority complex in different personalities are considered. To implement the research tasks, the authors conducted a socio-psychological study in November, 2022. The object of empirical research was 20 students of the Volgograd Institute of Management, a branch of the RANEPA, aged 18-19 years. For practical research, we used a self-determination test of an inferiority complex, which consists of 30 questions. The results of the study show that the respondents own assessment of the inferiority complex differs from what it really is. Everyone has an <C inferiority complex, but each person evaluates it differently: someone thinks he or she has a lot of complexes, and ^ someone thinks he or she is perfect. The largest percentage in this testing took a low level of self-determination § of the inferiority complex. These respondents believe that they do not have complexes at all, though everyone g does. Such people often have an inflated self-esteem, because of which they do not see themselves from the a outside. The authors offer recommendations for working with an inferiority complex, which can be used in the ^ work, depending on the conditions.

g Key words: inferiority complex, deviant behavior, socialization, self-esteem, aggressiveness, compensation, W superiority complex, feeling of inferiority.

s

5 УДК 376.32 Дата поступления статьи: 23.12.2022

О ББК 74.526 Дата принятия статьи: 19.02.2023

Л

К

£ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

S КАК ПРИЧИНА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ей «

g Диана Алексеевна Бадаква

«

Э Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, Российская Федерация

Мария Юрьевна Медведева

g Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, Российская Федерация

w

Елена Юрьевна Надежкина

Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, Российская Федерация

Лариса Алексеевна Корнилова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается влияние психологических и социальных факторов на возникновение комплекса неполноценности и особенности его проявления. Последовательно раскрыты наиболее частые сценарии появления комплекса неполноценности. Рассмотрены несколько примеров проявления комплекса неполноценности у разных личностей. Для реализации исследовательских задач авторами в ноябре 2022 г. проведено социально-психологическое исследование. Объект эмпирического исследования: 20 студентов Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Возраст респондентов 18-19 лет. Для практического исследования использовали тест по самооценке комплекса неполноценности, который состоит из 30 вопросов. Результаты анализа показали, что собственная оценка комплекса неполноценности отличается от того, что есть на самом деле, что комплекс неполноценности присутствует у всех, но каждый человек по-разному оценивает его у себя: кто-то считает, что у него полно комплексов, а кто-то - что он идеален. Самый большой процент в данном тестировании занял низкий уровень самооценки комплекса неполноценности. Данные респонденты считают, что у них вообще нет комплексов, но такого не бывает. У таких людей зачастую присутствует завышенная самооценка, за счет которой они не видят себя со стороны. Авторами предложены рекомендации по работе с комплексом неполноценности, которые могут быть использованы в работе в зависимости от условий.

Ключевые слова: комплекс неполноценности, девиантное поведение, социализация, самооценка, агрессивность, компенсация, комплекс превосходства, чувство неполноценности.

Введение

Комплекс неполноценности, как и другие психологические комплексы, часто влияет на личность человека и делает его неспособным жить своей жизнью в полной мере. Почти все люди имеют те или иные комплексы. Но для одних комплексы являются стимулом к самореализации и самоактуализации, то для других эти комплексы являются непреодолимыми препятствиями на пути достижения целей [2]. Сложность изучаемого явления заключается не только в неоднозначности трактовки понятия «комплекс неполноценности» в современных реалиях, но и в трудности определения «чистых» фактов его проявления, что свидетельствует о потребности проведения дополнительных исследований в этой области.

Цель исследования заключается в изучении и анализе психологических и социальных факторов возникновения комплекса неполноценности и особенностей его проявления [3].

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные рекомендации, выводы и тенденции, полученные в результате полученных результатов, могут быть использованы в качестве научно-методологической основы для университетских исследований в области социальной психологии.

Методы и материалы

Немецкий психоаналитик Альфред Адлер был первым, кто изучал такой феномен как чувство неполноценности. Неполноценность, по мнению психологов, проявляется в детстве, когда ребенок сильно переживает свою никчемность, уязвимость, сравнивая себя со старшими детьми и родителями.

Это происходит за счет выраженной зависимости от окружающих. Особенно в первые годы жизни ребенок полностью зависим от матери, он идентифицирует себя с ней, мать и ребенок неделимы. Именно раннее появление ощущения неполноценности закладывает основу для будущей борьбы за превосходство над своим окружением. Само по себе чувство неполноценности не считается болезнью или недостатком, так как человек при рождении является слабым, беззащитным и беспомощным и изначально люди не равны по ряду критериев (пол, вес, рост, физические особенности и т. д.). Однако это чувство неполноценности может трансформироваться в комплекс неполноценности [6].

Комплекс неполноценности - это совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой [4]. В появлении комплекса неполноценности

играет важную роль социализация. Социализация - это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [1]. Человек проходит первичную социализацию от рождения до 16-25 лет его жизни, когда индивид получает возможность нормальной самостоятельной жизни в обществе. Существуют агенты социализации - это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении [7]. Первичными агентами социализации являются семья, родственники, сверстники, друзья, приятели и т. д. - ближайшее окружение человека. Все они влияют на формирование взглядов, убеждений и ценностей, именно первичные агенты социализации в большей степени воздействуют на то, к какому виду компенсации придет индивид (неполной, полной, мнимой или сверхкомпенсации).

Анализ

Существует несколько сценариев возникновения комплекса неполноценности: физические недостатки, проблемы детства, негативное самовнушение, критика со стороны близких, дискриминация [2]. Все это приводит к расстрою Я-концепции, это может выражаться в неприятии своей сексуальности, своего ген-дера, своих врожденных качеств и характеристик, своего собственного восприятия, познания этого мира, в наличии неприятия своего реагирования на окружающую действительность, адаптации к миру, неприятия своего эмоционально- чувственного фона, поведения, стеснения своих потребностей, все это накладывает отпечаток на ядро, самость личности. Наиболее распространенная причина появления данного комплекса - отношение первичных агентов социализации.

Есть четыре чаще встречающихся сюжета развития событий, которые могут привести к дисбалансу и разрушению Я-концепции:

1. Родители по отношению к своему ребенку были деспотичные, критикующие, обесценивающие, они не давали безусловную лю-

бовь ребенку, спустя время ребенок начал понимать, что то, каким он является на данный момент он не нужен, не интересен своим родителям, родители его не любят, следовательно, по мнению ребенка в нем имеется какая-то ущербность, которая портит его отношения с родителями, в ребенке закладывается мысль - если бы с ним было все так, его бы любили.

2. Один родитель поощряет то, что другой не принимает, примером служит ситуация, при которой матери импонирует спокойное и кроткое поведение сына, а отец напротив считает, что мальчик должен быть шумным и непоседливым, в этой ситуации ребенок сталкивается с противоречием и ведет себя по-разному с каждым из родителей, чтобы порадовать и угодить им, из-за этих несостыковок происходит разлом Я-концепции.

3. В целом любящие родители, но принимающие лишь часть личности ребенка, игнорируя другую, подавляя то, что им не нравится. Такие родители часто говорят, что любят своего ребенка, когда он хорошо учится, ведет себя тихо и позитивно, а когда ребенок терпит неудачу в учебе или агрессивно себя ведет -нет. У ребенка формируется установка, чтобы получать любовь родителей нужно быть каким-то неполным.

4. Гиперопека со стороны родителей и других значимых взрослых. Первичные агенты социализации, стараются избавить ребенка от любых трудностей, берут на себя ответственность за решение всех его проблем и не дают ему возможности приложить собственные усилия, это приводит к тому, что ребенок чувствует себя ничтожным, ни на что не годным, завистливым и напряженным.

Впоследствии такая личность боится показаться какой-то не такой, ущербной, человек боится критики, отстаивать свое мнение и личные границы, он сторонится ответственности, у него появляется сильнейшая зависимость от чужих оценок, он постоянно нуждается в одобрении и советах со стороны окружающих.

Стоит отметить, что чувство неполноценности в разной степени, но сопровождает всех людей на протяжении их жизни при переходе в следующую возрастную фазу. На каждом данном этапе перед человеком стоит за-

22

ЛНшт magister. 2023. Т. 23. № 1

дача: как именно он сможет совладать с этим чувством. Человек, имеющий стабильную психику, выберет путь компенсации под средством достижений поставленных целей, будь то спортивные победы или продвижение по карьерной лестнице. Но люди, имеющие какую-то психологическую травму, вероятнее всего, выберут путь мнимой компенсации и сверхкомпенсации, при которой человек будет извлекать привилегии из своих недостатков, пытаясь вызвать у окружающих чувства сострадания и стараться возвысится над остальными, предпринимая различные действия не для блага общества в котором находится этот человек, а для своих собственных, чаще всего такие люди становятся агрессорами и тиранами, у таких людей личностный рост приостанавливается. Такие виды компенсации могут привести к возникновению в обществе людей с девиантным типом поведения. Люди, у которых имеется комплекс превосходства, считают абсолютно нормальным присвоить себе чужую вещь, более наглядно это можно проследить у детей, из-за чувства превосходства они начинают воровать. Также некоторые убийцы с комплексом превосходства трактуют свои преступления действиями на благо общества, они считают себя героями. История насыщенна случаями, когда люди, наделенные официальной легитимной властью, лишают жизни других людей. Ярким примером является Салтыкова Дарья Николаевна, повинная в убийстве нескольких десятков своих крестьян [5]. Сначала крестьяне не акцентировали внимание на периодических избива-ниях Салтычихой своих людей, но некоторое время спустя, издевательства стали более жестокими и за ними последовали убийства. Женщина испытывала от процесса насилия и своего доминирования над ситуацией удовлетворение. Жертв, умерших от рук барыни, закапывали, а причиной смерти называли болезнь или же объявляли его как без вести пропавшим или сбежавшим.

Ирмхард Ида Ильза Грезе - нацистская надзирательница лагерей смерти. Девушка является еще одним примером человека с наличием гипертрофированного комплекса превосходства, усиленным возможностью осуществления властных полномочий по отношению к другим людям. Свидетели ее

страшных издевательств и убийств в своих показаниях описывали как «Ангел смерти» беспощадно расправлялась с заключенными, избивала до смерти женщин, морила голодом собак и натравляла их на своих жертв.

Результаты

Для практического исследования был взят тест по самооценке комплекса неполноценности. Он состоит из 30 вопросов с тремя вариантами ответов - «часто, иногда, редко» - и также присутствует еще несколько вариаций ответов. Нужно выбирать тот вариант ответа, который вы считаете верным. Каждому варианту ответа присваиваются баллы, которые в конце подсчитываются. В данном исследовании участвовало 20 респондентов, студенты 2-го курса.

Проанализировав результаты теста, мы сделали вывод, что собственная оценка комплекса неполноценности отличается от того, что есть на самом деле, что комплекс неполноценности присутствует у всех, но каждый человек по-разному оценивает его у себя: кто-то считает, что у него полно комплексов, а кто-то - что он идеален [6, с. 211-220].

У 3 респондентов высокая самооценка комплекса неполноценности, это значит, что они набрали от 0 до 40 баллов. В данном случае человек оценивает себя негативно, зацикливается на своих слабых сторонах и неудачах. Происходит постоянная борьба с самим собой, что может усугублять и комплексы, и ситуацию, и даже отношения с другими людьми.

Уровень выше среднего самооценки комплекса неполноценности присутствует у 5 респондентов из 20. Это означает, что опрашиваемые набрали от 41 до 80 баллов. В этом случае у людей есть возможности самому попробовать справиться со своими комплексами. Временами люди даже боятся анализировать себя и свои поступки.

Средний уровень самооценки закомплексованности был выявлен у 3 респондентов, которые набрали от 81 до 130 баллов. Естественно, человек осознает, что у него присутствуют различные комплексы. Однако он старается объективно оценивать свое поведение и поступки других людей.

Самый большой процент в данном тестировании занял низкий уровень самооценки комплекса неполноценности, по полученным данным 9 человек набрали от 131 до 150 баллов. Данные респонденты считают, что у них вообще нет комплексов, но такого не бывает. У таких людей зачастую присутствует завышенная самооценка, за счет которой они не видят себя со стороны. Это может негативно повлиять не только на ваши отношения с другими людьми, но и в целом на жизнь.

Заключение

Таким образом, можно предоставить несколько рекомендаций по борьбе с комплексом неполноценности:

1. Найдите свои собственные положительные качества и преимущества. Вспомните все успехи и достижения. Запишите их на бумаге и время от времени перечитывайте.

2. Найдите мотивацию для себя и работайте над недостатками. Вы можете посещать семинары и тренинги, слушать аудиокниги или знакомиться с успешными людьми. Используйте любую возможность для того, чтобы измениться к лучшему.

3. Психологические тренинги. Например, разделите чистый лист бумаги вертикальными линиями на две части. С одной стороны, запишите свои хорошие качества, с другой -плохие качества. После лист необходимо разрезать пополам. Список положительных качеств клиент оставляет себе, а список негативных нужно уничтожить.

Это лишь малая часть пути к преодолению комплекса неполноценности. Выбор стратегии для преодоления комплексов зависит от ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Большая российская энциклопедия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// old.bigenc.ru/vocabulary

2. Комплексы человека // Психология онлайн. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// gopsy.ru/lichnost/kompleksy/kompleksy-cheloveka.html

3. Леонова, А. А. Диалог в сфере социальных коммуникаций / А. А. Леонова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7,

Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - №> 1 (11). - С. 119-122.

4. Психологический словарь // Академик: словари и энциклопедии. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/ contents. nsf/psihologic/

5. Рудаков, В. Е. Салтыкова Дарья Николаевна / В. Е. Рудаков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. - СПб., 1890-1907.

6. Тимофеев, М. И. Достоинства и недостатки теории комплексов неполноценности А. Адлера / М. И. Тимофеев, Н. И. Шматова // Вестник НИБ. -2020. - №° 39. - С. 211-220. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/dostoinstva-i-nedostatki-teorii-kompleksov-nepolnotsennosti-a-adlera

7. Чупрунова, Д. В. А. Адлер и его концепция комплекса неполноценности / Д. В. Чупрунова. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// works.doklad.ru/view/-hcVWqRl8eo/all.html

REFERENCES

1. Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya [Big Russian Encyclopedia]. URL: https://old.bigenc.ru/ vocabulary

2. Kompleksy cheloveka [Human Complexes]. Psikhologiya onlayn [Psychology Online]. URL: http:// gopsy.ru/lichnost/kompleksy/kompleksy-cheloveka.html

3. Leonova A.A. Dialog v sfere sotsialnykh kommunikatsiy [Dialogue in the Sphere of Social Communications]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnyye tekhnologii [Bulletin of Volgograd State University. Series 7, Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2010, no. 1 (11), pp. 119-122.

4. Psikhologicheskiy slovar [Psychological Dictionary]. Akademik: Slovari i entsiklopedii. URL: https://dic. academic.ru/contents.nsf/psihologic

5. Rudakov V.E., Saltykova D.N. Entsiklope-dicheskiy slovar Brokgauza i Yefrona [Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron]. Saint Petersburg, 1890-1907.

6. Timofeev M.I., Shmatova N.I. Dostoinstva i nedostatki teorii kompleksov nepolnotsennosti A. Adlera [Advantages and Disadvantages of the Theory of Inferiority Complexes by A. Adler ]. Vestnik NIB, 2020, no. 39, p^ 211-220. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dostoinstva-i-nedostatki-teorii-kompleksov-nepolnotsennosti-a-adlera

7. Chuprunova D.V. A. Adler iyego kontseptsiya kompleksa nepolnotsennosti [A. Adler and His Concept of Inferiority Complex]. URL: http://works. doklad. ru/view/-hcVWqRl8eo/all. html

Information About the Authors

Diana A. Badakva, Student, Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, badakvadiana@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2386-4157 Maria Yu. Medvedeva, Student, Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, marijamedw3002deva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8361-7046 Elena Yu. Nadezhkina, Candidate of Sciences (Biology), Associate Professor, Department of Sociology, General and Legal Psychology, Volgograd Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, gurinae@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6845-4250 Larisa A. Kornilova, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, kornilova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9974-6106

Информация об авторах

Диана Алексеевна Бадаква, студент, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, ул. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, badakvadiana@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2386-4157

Мария Юрьевна Медведева, студент, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, ул. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, marijamedw3002deva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8361-7046 Елена Юрьевна Надежкина, кандидат биологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, ул. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, gurinae@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6845-4250

Лариса Алексеевна Корнилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, kornilova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9974-6106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.