®
¡ВОПРОСЫ СЕМЬИ И ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
www.volsu.ru
UDC 811.111'373.612.2 Submitted: 10.05.2022
LBC 81.432.1-213 Accepted: 01.08.2022
THE AUTHORITY OF PARENTS AS A DETERMINANT OF A TEENAGER'S SELF-ESTEEM
Irina V. Terelyanskaya
Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russian Federation
Abstract. For socialization in modern society, a child needs to find support in the person of an adult. This gives the child a sense of self-worth and life confidence, which is an important need of the child's psyche. With the help of the author's methods "Board of Honor" and "Board of Shame", the test "Study of general self-esteem" (G.N. Kazantseva) and the test "Determination of self-esteem" (R.V. Ovcharova) in our study, the peculiarities of the influence of parental authority on the self-esteem of 14-year-olds were revealed.
Key words: authority of parents, self-esteem, teenager, socialization, adult's support.
УДК 811.111'373.612.2 Дата поступления статьи: 10.05.2022
ББК 81.432.1-213 Дата принятия статьи: 01.08.2022
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА
Ирина Васильевна Терелянская
Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Для социализации в современном обществе ребенку необходимо найти поддержку и опору в лице взрослого. Это дает ему ощущение собственной ценности и жизненной уверенности, что является важной потребностью психики ребенка. При помощи авторских методик «Доска почета» и «Доска позора», теста «Изучение общей самооценки» (Г.Н. Казанцева) и теста «Определение самооценки» (Р.В. Овчарова) в нашем исследовании были выявлены особенности влияния авторитета родителей на самооценку 14-летних подростков.
Ключевые слова: авторитет родителей, самооценка, подросток, социализация, поддержка взрослого.
Введение
Актуальность исследований детско-родительских отношений в последние годы связана с изменением социального статуса ребенка в обществе, с повышением требований к родительской ответственности, с повы-^ шением мобильности жизни и развитием инг тернет-ресурсов, определяющих основной поток информации, влияющей на социализацию | личности подростка.
й Детско-родительские отношения имеют § большое влияние на формирование необходи-^ мого во взрослой жизни социального опыта. © Современные родители нередко признаются,
что нуждаются в специальных знаниях в области семейного воспитания, возрастной психологии, профилактики межличностных конфликтов, они утверждаются во мнении, что им необходимо системное и методически грамотное просвещение в вопросах педагогики, психологии, физиологии, генетики, коррекцион-ной педагогики и т. п., чтобы не совершать ошибок в воспитании и быть авторитетом в глазах своих детей.
Под авторитетом мы понимаем «высокую значимость личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанную на этом силу родительского влияния на их поступки и поведение» [3].
Приобретение авторитета в глазах ребенка - тяжелый родительский труд. Слагаемыми авторитета отца и матери являются не только отношения в семье, но и поведение родителей, отношение к профессиональной и социальной деятельности, мнение о родных и окружающих людях.
Стать авторитетом для своего ребенка -значит притягивать своей личностью, руководить и помогать там, где это необходимо. Приняв родителя за авторитет, человек не подчиняется, а испытывает доверие, обретает защиту. Ребенку необходимо найти поддержку и опору в лице взрослого, для ощущения жизненной уверенности, что является одной из важнейших потребностей психики ребенка. Это же помогает подростку формировать самооценку, регулировать свое поведение и действия по отношению к себе, окружающим людям и миру в целом.
Вопрос оценки и самооценки
Под самооценкой мы в своей работе, вслед за отечественным психологом О.Н. Молчановой, понимаем «представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто» [4, с. 21].
Самооценка человека создается на основе восприятия его социумом, успехов или неудач в его деятельности - играх, учебе, работе и жизни.
Оценка самого себя имеет множество функций, таких как: регуляторная, защитная, развивающая, отражающая, эмоциональная, адаптационная, прогностическая, корригирующая, ретроспективная, мотивирующая, терминальная [7].
Считается, что способность адекватно оценивать себя и других появляется у ребенка к 14 годам. В отрочестве школьники стремятся выяснить свое место среди группы сверстников, свою иерархию в семье, найти человека на которого можно равняться, брать пример, из всего этого строится самоуважение и самооценка подростка [6].
Объектом нашего исследования является авторитет родителей.
Предмет исследования: влияние родительского авторитета на становление самооценки в подростковом возрасте.
Гипотезой эмпирического исследования явилось предположение о том, что, чем выше родительский авторитет, тем выше уровень самооценки у подростка.
Методы исследования
В данном исследовании были применены следующие психодиагностические методики:
- «Изучение общей самооценки» (методика Г.Н. Казанцевой) [2];
- тест «Самооценка» (Р.В. Овчарова) [1];
- авторская методика на выявление авторитета родителей «Красная доска» и «Черная доска» на основе методики «Лесенка» (В.Г. Щур) [8].
Выборка была сформирована из 40 учащихся в возрасте 13-14 лет (7 класс) МБОУ СОШ № 1.
После проведения исследования по уровню самооценки респондентов разделили на три группы: с высокой, средней и низкой.
Из 40 испытуемых у 27,5 % подростков обнаружился высокий уровень самооценки, у 55 % - средний уровень и у 17,5 % - низкий уровень самооценки.
Процедура исследования по авторской методике «Красная доска» и «Черная доска» представляла собой беседу с подростком с использованием специальной шкалы оценок, на которой он сам размещает членов своей семьи и определяет их авторитет.
Испытуемому дают два листа с «окнами» и объясняют значение каждого «окна» на «Красной доске» и «Черной доске». Важно проследить правильно ли подросток понял инструкцию. В случае необходимости ее повторяли.
Инструкция.
На многих предприятиях в качестве поощрения используют такой инструмент, как «Доска почета», или «Красная доска». На ней вывешивают фотографии лучших сотрудников организации, которые пользуются уважением в коллективе, на которых хотят равняться. Есть и противоположная доска - черная. На ней изображены люди, на которых никто не хочет быть похожими.
Перед тобой две доски - «Красная доска» и «Черная доска». Вспомни своих родителей, других родных и близких тебе людей, и расположи их на этих досках.
10
ЛНшт magister 2022. Т. 22. № 3
На «Красной доске» будут стоять люди, которых ты считаешь авторитетом в семье. На первом месте здесь будет стоять самый уважаемый, по твоему мнению, член семьи, на втором - тот, на кого бы ты хотел походить, если бы не было первого, и т. д.
На «Черной доске» на первое место поставь того, кого ты совсем не уважаешь. На второе место - того, кто, по твоему мнению, лучше предыдущего и т. д. Все понятно?
Результаты и их анализ
В первую очередь выявляется наличие родителей на «Красной доске» и «Черной доске».
Если мать и отец занимают первых три места на «Красной доске», то считаем, что родительский авторитет у подростка очень высокий.
Если один из родителей занимает с 1 по 3 места, а второй - с 4 по 6, то считаем, что родительский авторитет - высокий.
Если оба родителя занимают места с 4 по 6, то это относится к среднему уровню авторитета.
Если родители есть на «Черной доске», то их авторитет низкий.
При отсутствии родителей на обеих досках, делать вывод об уровне их авторитета не представляется возможным.
Полученные результаты выявления зависимости самооценки подростков от авторитета их родителей представлены на рисунке 1.
Среди всех испытуемых уважают обоих родителей и очень высоко ставят их авторитет 17,5 % испытуемых. По 32,5 % семиклассников одного или обоих родителей ставят для себя на 4-6 место на «Красной доске», что соответствует высокому и среднему уровню авторитета. 12,5 % участвующих в эксперименте школьников не уважают своих родителей и не хотят брать с них пример. 5 % опрошенных, не указали в бланках ни одного из родителей.
В семьях, где оба родителя имеют для ребенка высокий авторитет, не встречаются подростки с низким уровнем самооценки. 71,4 % из исследуемых семиклассников в таких семьях имеют высокую самооценку. Они нередко переоценивают свои способности, бесстрашно берутся за решение сложных задач, нередко проявляют лидерские качества в группе.
28,6 % подростков из таких семей показали средний уровень самооценки. Эти ребята адекватно оценивают свои достоинства и недостатки, ставят перед собой цели, достижение которых реально и не требует напряжения всех сил. Они активны, интересуются окружающим миром, умеют дружить.
I высокая самооценка I средняя самооценка низкая самооценка
Очень высокий Высокий Средний
Нет данных АВТОРИТЕТ
Рис. 1. Зависимость самооценки подростков от авторитета их родителей
Если авторитет отца и матери высокий, то почти треть (30,8 %) подростков в таких семьях показывают высокий уровень самооценки, 61,5 % - средний, и только 7,7 % - низкий. Последние зависимы от мнения окружающих, часто обидчивы, ранимы. Предпочитают быть ведомыми, не умеют отстаивать свое мнение, придерживаются позиции большинства.
Среди семиклассников, отметивших родителей на среднем уровне авторитета, самое большое количество испытуемых со средней самооценкой - 11 человек, то есть 84,6 % от всех детей из таких семей. Подростков с низкой самооценкой среди них не наблюдалось.
Подростки, не уважающие своих родителей, имеют 100%-ную самооценку ниже нормы.
Заключение
Нами была проведена статистическая обработка данных исследования авторитета в семье с уровнем самооценки подростка при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Полученный результат p = 0,496 показывает умеренную значимость, то есть чем выше родительский авторитет, тем выше уровень самооценки у подростка.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе : учебник и практикум для вузов / О. А. Иванова, Н. Н. Суртаева. - М. : Юрайт, 2020. - 282 с.
2. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. -Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 510 с.
3. Краткий словарь современной педагогики / сост. Т. Б. Санжиева [и др.] ; под ред. Л. Н. Юмсуно-вой. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2001. - 100 с.
4. Молчанова, О. Н. Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие / О. Н. Молчанова. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 392 с.
5. Столетова, Е. К. К вопросу о формировании метафорической компетенции у инофонов: чтение медиатекста, содержащего метафору XXI века, на уроке РКИТ / Е. К. Столетова, М. М. Шенлебен // Artium Magister. - 2021. - Т. 21.-№ 1. - С. 45-51.
6. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г. Ш. Ульябаева, Д. М.
Шакирова // Скиф. - 2019. - №2 5-1 (33). - Электрон.тек-стовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-stшktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki (дата обращения: 09.12.2021). - Загл. с экрана.
7. Ширальди, Г. Самооценка. Практическое руководство по развитию уверенности в себе / Г. Ширальди. - М. : МИФ, 2021. - 256 с.
8. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 315 с.
REFERENCES
1. Ivanova O.A., Surtaeva N.N. Konfliktologiya v sotsialnoy rabote: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Conflictology in Social Work: Textbook and Workshop for Universities]. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 282 p.
2. Istratova O.N., Exacusto T.V. Spravochnik psihologa sredney shkoly [Reference Book of a Secondary School Psychologist]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010. 510 p.
3. Sanzhieva T.B., Reznikova Yu.G., Solodukhina T.K., Yumsunova L.N. et al., eds. Kratkiy slovar sovremennoy pedagogiki [Brief Dictionary of Modern Pedagogy]. Ulan-Ude, Izd-vo Buryat. gos. unta, 2001. 100 p.
4. Molchanova O.N. Samootsenka: Teoreti-cheskie problemy i empiricheskie issledovaniya: ucheb. posobie [Self-Assessment: Theoretical Problems and Empirical Research: Textbook]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2010. 392 p.
5. Stoletova E.K., Shyonleben M.M. K voprosu o formirovanii metaforicheskoj kompetencii u inofonov: chtenie mediateksta, soderzhashchego metaforu XXI veka, na uroke RKIT [On the Question of the Formation of Foreign Learners' Metaphoric Competence: Reading a Mediatext Containing a New Metaphor in a Foreign Audience]. Artium Magister, 2021, vol. 21, no.1, pp. 45-51.
6. Ulyabaeva G.Sh., Shakirova D.M. Samootsenka - chto eto takoye: ponyatie, struktura, vidy i urovni. Korrektsiya samootsenki [Self-Esteem -What it is: Concept, Structure, Types and Levels. Self-esteem Correction]. Skif, 2019, no. 5-01 (33). URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-struktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki (acccessed 12 September 2021).
7. Shiraldi G. Samootsenka. Prakticheskoe rukovodstvo po razvitiyu uverennosti v sebe [Self-Esteem. A Practical Guide to the Development of Self-Confidence]. Moscow, MIF Publ., 2021. 256 p.
8. Shirokova G.A. Praktikum dlya detskogo psikhologa [Workshop for a Child Psychologist]. Rostov-on-don, Feniks Publ., 2011. 315 p.
Information About the Author
Irina V. Terelyanskaya, Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Sociology, General and Juridical Psychology, Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9556-1924
Информация об авторе
Ирина Васильевна Терелянская, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9556-1924