УДК 378: 151.8
Евплова Екатерина Викторовна
аспирантка кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета тел.: (919) 121-14-67
КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Evplova Ekaterina Viktorovna
post-graduate student of the chair of pedagogy, psychology and object methods, Chelyabinsk State Pedagogical University tel.: (919) 121-14-67
COMPLEX MODELS FOR FORMATION OF PERSONAL COMPETITIVENESS OF FUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация:
В статье сконструирован и теоретически обоснован комплекс моделей по формированию личностной конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения, состоящий из компетентностной, структурно-функциональной и процессной модели.
Ключевые слова:
модель, личностная конкурентоспособность, будущий педагог профессионального обучения, компетентностная модель, структурнофункциональная модель, процессная модель.
The summary:
This article is designs and theoretically proves the set of models for the formation of personal competitiveness of the future teacher of professional training, which consists of the competence, structural and functional and process models.
Keywords:
model, personal competitiveness, future teacher of professional training, competence model, structural and functional model, process model.
Изучение состояния и развития проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения (ПО) позволяет говорить о том, что на сегодняшний день нет единства в понимании некоторых теоретико-методологических вопросов формирования личностной конкурентоспособности, слабо изучены процессы формирования конкурентоспособности будущих педагогов ПО, нет единства в понимании того, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать будущий педагог ПО. В связи с этим можно смело утверждать, что проблема формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО является недостаточно изученной и разработанной.
Для всестороннего изучения и решения вышеизложенной проблемы представляется необходимым обратиться к методу моделирования как универсальному исследовательскому методу в науке и с его помощью разработать модель изучаемого процесса.
Термин «модель» происходит от латинского modus, modulus - мера, форма, то есть измеренное, охваченное. В литературе под моделью понимают материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [1, с. 82].
Популярность метода моделирования привела к появлению большого многообразия видов моделей. Так, наиболее распространенными из них являются: структурно-функциональные, функционально-структурные, организационные, образовательные, математические, процессные, компетентностью и другие [2, с. 127]. Построение каждой из вышеперечисленных видов моделей позволит самостоятельно изучить отдельные стороны исследуемого феномена. Однако, как утверждает В.А. Могилевский, «для всестороннего изучения объекта исследования потребуется множество моделей» [3, с. 53]. Подтверждение этих слов мы находим и у Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой, которые справедливо отмечают, что «никакая отдельно взятая модель, даже очень сложная, не может дать адекватного представления об изучаемом объекте» [4, с. 126], то есть для всестороннего изучения объекта исследования наиболее продуктивным представляется путь комплексного моделирования.
В связи с этим формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО как сложная система требует построения комплекса моделей. При этом под комплексом будем понимать совокупность, сочетание чего-либо или совокупность предметов (явлений), составляющих одно целое.
По мнению Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, при разработке вопросов подготовки к тому или иному виду профессиональной деятельности продуктивно построение компетентностной, структурно-функциональной и процессной модели [5, с. 147]. Мы считаем целесообразным использовать вышепредставленный комплекс моделей. Данный комплекс моделей показан на рисунке (рис. 1), где все три модели взаимосвязаны и логично дополняют друг друга.
Далее, в указанной последовательности, опишем каждую из выделенных моделей.
Компетентностная модель специалиста - это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих обобщенную характеристику специалиста как члена общества [6].
Так, компетентностную модель можно представить через требования к специалисту: со стороны общества и государства; со стороны сферы труда; со стороны субъектов образования; со стороны самого специалиста [7, с. 140].
На основе проведенных исследований нами была построена компетентностная модель конкурентоспособного педагога ПО и выявлено, что конкурентоспособный педагог ПО должен обладать: 1) профессионально-педагогической мотивацией и интересом к выбранной профессии; 2) целеустремленностью, самостоятельностью, ответственностью, коммуникабельностью, креативностью (творческим подходом к работе), умением разрешать конфликты; 3) знанием нетрадиционных методов и форм обучения, а также умением их применять в своей профессионально-педагогической деятельности.
Рис. 1 - Комплекс моделей по формированию личностной конкурентоспособности
будущего педагога ПО
Для эффективного формирования представленных качеств необходимо построить структурно-функциональную модель предмета нашего исследования, которая будет отвечать на
вопрос, какую структуру данного процесса необходимо задать, чтобы результатом становился новый качественно измененный объект моделирования - будущий педагог ПО, обладающий выявленными качествами личностной конкурентоспособности.
Рассматривая процесс формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО как сложную, многоуровневую педагогическую систему, мы выделили в ней следующие основные структурные компоненты: цель, содержание, организация, результат. Выделенные компоненты позволили определить блоки, составляющие основу конструируемой нами структурно-функциональной модели: целевой, содержательный, организационный, результативный. Каждый из перечисленных блоков можно назвать частями модели, объединенными определенными функциональными связями.
Благодаря целевому блоку осуществляется целевая функция модели, обеспечивающая ориентацию и мотивацию участников педагогического процесса на формирование их личностной конкурентоспособности. Цель в свою очередь конкретизируется в задачи - формирование личностных и профессиональных качеств будущих педагогов ПО. Цели и задачи модели определяют ее содержание, за которое отвечает содержательный блок, который представлен совокупностью трех компонентов - мотивационного, деятельностного, рефлексивно-оценочного. Организационный блок модели характеризуется интеграцией разнообразных по содержанию форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Результат процесса формирования личностной конкурентоспособности по праву отражен в результативном блоке модели. Данный блок представлен четырьмя уровнями: низкий, средний, выше среднего и высокий.
Для того чтобы глубже проникнуть в сущность предмета исследования, нам необходимо в дополнение к компетентностной и структурно-функциональной построить процессную модель изучаемого объекта. В процессной модели формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО будет представлен ход развития данного процесса, то есть его этапы. Причем каждый последующий этап характеризуется теми или иными изменениями по сравнению с ранее пройденными: у будущего педагога ПО могут появляться новые или исчезать существующие качества.
Для эффективного построения процессной модели предмета нашего исследования рассмотрим процесс формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО через совокупность некоторых этапов. Мы считаем необходимым выделить три этапа, каждый из которых направлен на формирование личностных и профессиональных качеств, выделенных в построенной нами компетентностной модели.
На каждом этапе необходимо указать целевые ориентации, содержание и особенности деятельности субъекта, методы, формы и средства работы, показатели эффективности и результат [8, с. 138].
Кратко рассмотрим выделенные этапы.
Первый этап посвящен формированию профессионально-педагогической мотивации и интереса к выбранной профессии.
На данном этапе целесообразно использовать такие методы, как вводная беседа, просмотр видеофрагментов, эвристическая беседа, написание сочинения, написание рецензии, рефлексия, просмотр презентаций, коллективное обсуждение проблемного вопроса, ситуационные проблемные задания, групповая творческая работа, индивидуальная творческая работа, ролевая игра, метод примеров, дискуссия-дебаты, мини-тренинг, мозговой штурм. Среди форм работы со студентами на данном этапе формирования личностной конкурентоспособности, на наш взгляд, будут эффективны: лекция-шоу, лекция-презентация, экскурсия, консультация. Эффективными средствами работы на данном этапе будут видеофильмы, Интернет, раздаточные материалы, портфолио.
Второй этап - этап, посвященный формированию личностных качеств будущего конкурентоспособного педагога ПО (целеустремленность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, креативность (творческий подход к работе), умение разрешать конфликты).
Для эффективной работы на данном этапе необходимо заинтересовать студентов интересной и нужной информацией о конкурентоспособности специалиста. Организация учебного процесса на данном этапе больше чем на других этапах представляет ориентацию на рефлексию, самооценку.
На данном этапе целесообразно использовать следующие методы: вводная беседа, эвристическая беседа, круглый стол, рефлексия, метод модерации, самоанализ, разработка программы саморазвития, метод примеров, соревнование, просмотр видеофрагментов, тренинг-игра, рефлексия, метод разыгрывания ситуаций, ролевая игра, творческие задания. Среди форм работы со студентами на данном этапе формирования личностной конкурентоспособности, на наш взгляд, будут эффективны: активная лекция, лекция ситуация, консультация. Эф-
фективными средствами работы на данном этапе будут видеофильмы, Интернет, средства ИКТ, проект, портфолио.
Третий этап формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО посвящен изучению и освоению нетрадиционных форм и методов обучения. Другими словами, данный этап представляет собой освоение опыта, необходимого конкурентоспособному педагогу ПО.
На данном этапе целесообразно использовать такие методы, как просмотр видеофрагментов, рефлексия, дискуссионный метод, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), деловые и ролевые игры, блиц-игры, круглый стол, мозговой штурм, тренинг, метод проектов, метод модерации, метод сообучения, метод синквейнов. Среди форм работы со студентами на данном этапе формирования личностной конкурентоспособности мы выделили: конкурс педагогического мастерства, лекция-визуализация, консультации, зачет. Эффективными средствами работы на данном этапе, на наш взгляд, являются видеофильмы, распечатка образцов педагогических документов, памятки, Интернет, портфолио.
Построенная нами процессная модель наглядно демонстрирует тот факт, что формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО происходит постепенно, в процессе прохождения всех вышеизложенных этапов.
Итак, отдельное построение компетентностной, структурно-функциональной и процессной модели позволяет нам более подробно рассмотреть комплекс моделей по формированию личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО, общая целевая направленность которых связана с формированием личностных и профессиональных качеств будущего педагога.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Философский словарь / под. ред. И.Т. Флорова. М., 1986.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., 2006.
3. Могилевский В.А. Методология систем: вербальный подход (безопасность систем). М., 1999.
4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Указ. соч.
5. Там же.
6. EncBook.ru: словари и энциклопедии. 11Р1_:
http://encbook.ru/content196807/ (дата обращения:
09.07.2011).
7. Там же.
8. Там же.
1. Filosofskiy slovar' / ed. by I.T. Florov. M., 1986.
2. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya. M., 2006.
3. Mogilevskiy V.A. Metodologiya sistem: verbal'niy podkhod (bezopasnost' sistem). M., 1999.
4. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Op. cit.
5. Ibid.
6. EncBook.ru: slovari i entsiklopedii. URL:
http://encbook.ru/content196807/ (date of access:
09.07.2011).
7. Ibid.
8. Ibid.