Научная статья на тему 'Комплекс ГТО как фактор преемственности образовательных программ по физической культуре'

Комплекс ГТО как фактор преемственности образовательных программ по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / ПРЫЖОК В ДЛИНУ / ТЕХНИКА / КОНТРОЛЬНЫЙ НОРМАТИВ / TRP / LONG JUMP / TECHNIQUE / CONTROL-S '' NORM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс ГТО как фактор преемственности образовательных программ по физической культуре»

человека. - Л.: Наука, 1984. - 145 с.

19. Селье Г. На уровне целого организма (пер.с англ.) - М.: Наука, 1972.-122 с.

20. Симбирцев С.А. Здоровый образ жизни. - Л., 1988. - С.26-38.

21. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. - 38 с.

22. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденции развития. - СПб.: Ретрос, 1995. - С.14-44.

23. Теория спорта / Под ред. проф. В.Н.Платонова. - Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. - 424 с.

24. Токаренко И.И., Иванов Б.Я. Экологическая ситуация и заболеваемость населения в Запорожье // Гигиена и санитария. - 1994. - № 7. - С.24-26.

25. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное в развитии человека. - М.: Наука, 1977. -С.65-81.

УДК 796.035

Г.Б. Дьяченко

КОМПЛЕКС ГТО КАК ФАКТОР ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ5

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, galinasinkevich@mail.ru

Введение в образовательный процесс по физической культуре норм ГТО определён необходимостью формирования и поддержания должного уровня физической подготовленности учащейся молодёжи с учетом возраста и гендерного признака. Предлагаемые нормативы 6 ступени для студентов первого курса (17-18 лет) соответствуют возрастно-половой норме, и отражают преемственность школьной и вузовской программы.

Одним из наиболее доступных нормативов является прыжок в длину с места с минимальным результатом 170см. для девушек. Данный вид прыжка предлагается, как альтернатива прыжка в длину с разбега. Техника выполнения

5 The GTO complex as the factor of continuity educational programs for physical culture.

пряжка в длину с разбега требует высокого уровня координации - умения перевести горизонтальную скорость в вертикальную, и выполнения определенных сложных технических параметров таких, как в подготовке к отталкиванию, само отталкивание, выполнение движений в полете и приземление. Прыжок в длину с места выполняется как альтернативный. Однако, несмотря на техническую простоту прыжка в длину с места далеко не все студенты добиваются успехов при проведении данного задания. Так при проведении приёма контрольных нормативов в осеннем семестре текущего учебного года нами определено, что значительное количество девушек (40,5%) не способны выполнить минимум норматива (170 см.). Главная причина этому неправильная техника выполнения, и, безусловно, недостаточный уровень развития силы. Для успешного выполнения требуемых результатов необходимо целенаправленно развивать силу мышц голеностопных суставов, икроножных мышц и мышц берда.

Главная задача успешного усвоения техники - научить одновременному отталкиванию двумя ногами. Именно поочередное отталкивание левой, правой ногой является основной ошибкой при выполнении данного испытания и мешает результативному выполнению прыжка. Мало того, что поочередное или отталкивание одной ногой влечет за собой снижение результата, но при подобном отталкивание попытка, не засчитывается, так как в технических характеристиках данного вида записано «прыжок в длину с места толкаясь двумя ногами». Плохо поставленная техника или практическое её отсутствие свидетельствует о том, что учителя по физической культуре в школе недостаточно уделяли внимание обучению технике прикладного упражнения. Анализируя полученные данные, определена необходимость включения в учебный процесс по физической культуре в высшей школе модуля по обучению технике базовым упражнениям. Необходимое условие выполнения прыжка в длину с места - научить студентов чувствовать положение и работу своих стоп при выполнении любых видов прыжков. При обучении необходимо выполнения ряда подводящих упражнений, которые для удобства в проведении занятий сгруппированы в комплексы.

При обучении прыжку в длину с места необходимо в равной степени уделять внимание как выталкиванию, так и приземлению на две ноги (полусогнутые или согнутые в коленных суставах для смягчения удара от соприкосновения с поверхностью).

Включение в занятия комплексов подводящих упражнений с продолжительностью 10-15 мин. для овладения техники прыжка вверх и в длину будет способствовать овладению техникой прыжка в длину с места как девушками, так и юношами, что повлияет на результативность выполнения тестового задания в весенний семестр.

Ключевые слова: комплекс ГТО, прыжок в длину, техника, контрольный норматив.

Key words: TRP, the long jump, technique, control-s ' norm. УДК 796.012

А.А. Кабанов

ВОДНОЕ ПОЛО - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, alex_kab57@mail.ru

Физическое совершенство человека - это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его.

Н.Г. Чернышевский

Водное поло всемирно известная игра на воде - первая спортивная игра, вошедшая в программу Олимпийских игр. В ряде стран (Венгрия, Сербия, Хорватия и др.) - это спорт номер один, а во многих странах (Австралия, Италия, Испания, Греция, Голландия и др.) водное поло входит в пятерку наиболее популярных видов спорта.

Водное поло - трудная атлетическая игра на воде. Она требует разносторонней физической подготовленности. Ватерполисты должны быть отличными пловцами, отличаться такими качествами, как сила, быстрота, выносливость и ловкость. Кроме того их отличают сильные морально-волевые качества.

Деятельность ватерполистов - это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития, то есть тренировочных занятий с использованием больших, а порой и предельных, физических нагрузок.

Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения ватерпо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.