Научная статья на тему 'Методика прыжка "способом перешагивания" в биомеханических движениях'

Методика прыжка "способом перешагивания" в биомеханических движениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРЫЖОК СПОСОБ ПЕРЕШАГИВАНИЯ / УРОК / ТЕХНИКА / PHYSICAL CULTURE / METHODOLOGY / PHYSICAL EXERCISES / JUMP OVERSHOOT METHOD / LESSON / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Хорькова Любовь Владимировна

В статье авторы обращают внимание на использование различных видов физических упражнений с учетом возрастных особенностей детей, онтогенеза и биомеханических движений. Прыжки способом «перешагивания» целесообразно изучать, когда у детей укрепились кости и суставы, в основном рекомендуется изучать в 5 классе. Для выполнения этого упражнения нужно провести несколько подводящих уроков на освоение техники прыжка «способом перешагивание». А после только переходить к изучению самого прыжка. Авторы предлагают методическую разработку с использованием данного метода для учителей и педагогов физической культуры, центров дополнительного образования, спортивных школ. Методика апробирована на практике и будет полезна в работе начинающим педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Хорькова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of the jump "method of stepping over" in biomechanical movements

In the article the authors pay attention to the use of different types of physical exercises taking into account the age characteristics of children, ontogenesis and biomechanical movements. Jumping way of "stepping over" it is advisable to examine when children have stronger bones and joints, mainly encouraged to study in the 5th grade. To perform this exercise, you need to spend a few lessons on mastering the technique of jumping "stepping over". And after only move to the study of the most hop. The authors propose a methodological development using this method for teachers and teachers of physical culture, centers of additional education, sports schools. The technique is tested in practice and will be useful in the w ork of novice teachers.

Текст научной работы на тему «Методика прыжка "способом перешагивания" в биомеханических движениях»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 156-159.

удк 37.037.1 Ю. Д. Овчинников, Л. В. Хорькова

Методика прыжка «способом перешагивания» в биомеханических движениях

В статье авторы обращают внимание на использование различных видов физических упражнений с учетом возрастных особенностей детей, онтогенеза и биомеханических движений. Прыжки способом «перешагивания» целесообразно изучать, когда у детей укрепились кости и суставы, в основном рекомендуется изучать в 5 классе. Для выполнения этого упражнения нужно провести несколько подводящих уроков на освоение техники прыжка «способом перешагивание». А после только переходить к изучению самого прыжка. Авторы предлагают методическую разработку с использованием данного метода для учителей и педагогов физичс культуры, центров дополнительного образования, спортивных школ. Методика апробирована на пр будет полезна в работе начинающим педагогам.

Ключевые слова: физическая культура, урок, техника

методика, физические упражнения, прыжок

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 156-159.

The technique ofth1 in biornechanicaTmo

In the article the, characteristics to exami this exi

NNiKOv, L. v. Khor'kova

"method of stepping over" cements

tion to the use of different types of physical exercises taking into account the age nesis and biomechanical movements. Jumping way of "stepping over" it is advisable stronger bones and joints, mainly encouraged to study in the 5th grade. To perform 'to spend a few lessons on mastering the technique of jumping "stepping over". And after of the most hop. The authors propose a methodological development using this method for hers of physical culture, centers of additional education, sports schools. The technique is tested in be useful in the work of novice teachers.

si physical culture, methodology, physical exercises, jump overshoot method, lesson, technique

Актуальность темы

уществуют научные статьи по данной про/ блеме, но отсутствует методическая раз-

V__<- работка для начинающих педагогов по

направлению «разработка прыжка способом перешагивания» (Кустова И.А, Ульянова Т.А.) [2,5].

Цель: показать использование различных видов физических упражнений с учетом возрастных особенностей детей, онтогенеза и биомеханических движений.

Педагогическая задача: Прыжки способом «перешагивания» целесообразно изучать, когда у детей укрепились кости и суставы, в основном рекомендуется изучать в 5 классе (Тхорев В.И.,

Аршинник С.П.)[6]. Для выполнения этого упражнения нужно провести несколько подводящих уроков на освоение техники прыжка «способом перешагивание». А после только переходить к изучению самого прыжка.

Научно-исследовательское направление: педагогическая биомеханика [1,4].

Методическое направление: биомеханика физических упражнений.

Выявленная проблема в процессе проводимых исследований

Научные исследования и практический опыт педагогов показывает, что у детей данного возрастного периода происходит формирование

стопы и недостаточно укреплен свод стопы, которая испытывает значительные нагрузки при ходьбе и стоянии на месте. Лучше ходить, чем стоять, ибо при позе стояния на месте напряжены мышцы всего тела и особенно спины, нагрузка идет на позвоночник [4, с.14].

Основные элементы методики прыжка «способом перешагивания»

Рекомендуем начинающим педагогам с начала использовать упражнения на укрепления свода стопы.

Для укрепления сводов стопы:

- катание подошвой скалки, бутылки, гимнастической палки, выполнять в положении сидя и стоя;

- хождение по тонкому канату, наступая продольно и поперечно;

- выполнение упражнения под названием «краб», т. е. передвижение по полу, цепляясь пальцами ног и подтягивая остальную часть стопы;

- ходьба на наружных сводах стоп;

- из положения стоя подниматься на носки и опускаться на всю ступню;

- ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоскости (гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку по, углом 10-15°);

- ходьба вниз по наклонной плоскост

- захватив пальцами карандаш или г Цу^у, ходьба в течение 30-40 сек.;

- Исходное положение: сидя тиче-ской скамейке (или на сту. та вперед. Поворот стопы в носка;

- ходьба н

- Исхо (праву

, нога!вытяну-тягиванием

рисяде;

стоя, подняв левую Разгирание и сгибание стопы (от-из^осок на себя). Темп быстрый; положение: Повороты стопы на-

сходное положение: Круговые движения пой по часовой и против часовой стрелки; ■ ходьба «гусиным» шагом;

- ходьба на носках, руки в стороны.

А после только переходить к изучению самого прыжка.

Прыжок состоит из следующих составных элементов:

- стартового положения

- разбега;

-отталкивания;

- перехода через планку;

-приземления.

В этом способе прыгун выполняет разбег по дуге, отталкиваясь дальней от планки ногой, в положении боком к планке.

Обратим внимание на поза-движение. Одновременный мах двумя руками способствует вы-

сокому вылету, правильной координации движений в прыжке [3].

Поза-движение. Маховая нога, преодолев планку, активным движением опускается вниз. Толчковая нога повторяет ее траекторию с разницей во времени в полшага.

В наивысшей точке полета прыгун резко поворачивает плечи и голову к планке, тем самым отдаляясь от нее.

Поза-движение. Первой приземляется маховая нога (в отличие от прыжка с прямого разбега). Потеря равновесия (падение) при приземлении говорит о недостаточной согласованности движений во время прыжка, хотя на максимальных высотах вполне допустима.

После спортсмен покидает место вылета уходит с дорожки.

Выстраиваем несколько этапов обу

Первый этап: прохождение шащмпС (дугу разбега можно обозначить мелом новкой толчковой ноги на место отта/

На втором этапе пр ния с выполнением бе Место отталки| ваться стаб^илЫ ноги.

ит повтор нно ть мелом ания на«н^[о^толчковой

вхождение шагом по разбегу медленным перешагиванием время поочередного перешагивания 'должны быть выпрямлены в коленном э; обязательно следить за поворотом туловища к планке на заключительном этапе упражнения;

Четвертый этап: пробегание по дуге разбега с выпрыгиванием и приземлением на место отталкивания толчковой ногой. При этом

биомеханика движений такова, что маховая нога и руки выполняют согласованный мах.

Методические рекомендации: В процессе обучения не следует задерживаться длительное время на отдельных упражнениях и их вариантах. Однако нельзя переходить к изучению следующего упражнения без достаточно четкого выполнения предыдущего.

Упражнения, направленные на овладение маховым движением, изучаются параллельно с упражнениями, подготавливающими к толчку. Все упражнения, направленные на изучение техники, выполняются сначала в медленном темпе, но еще до перехода к изучению следующего упражнения надо добиться максимальной быстроты выполнения предыдущего упражнения.

Обратим внимание на биомеханику движения. В процессе обучения все упражнения выполняются как со стороны толчковой, так и со стороны маховой ноги.

В чем состоит польза от использования приведенного комплекса физических упражнений?

Такое применение упражнений способствует развитию координационных способностей детей и взрослых. Если плохая координация движения

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

О

у человека не устойчивая походка, и он может упасть.

Что важно знать при разбеге:

1. При способе «перешагивание» разбег происходит по дуге, отталкиваясь от планки ногой и находясь боком к планке.

2. Достаточно делать разбег в 5-7 шагов.

3. Разбег производится в умеренном темпе.

4. Скорость увеличивается только на первых 3-5 шагах, на двух последних надо сконцентрировать внимание на отталкивании.

5. Предпоследний шаг делается отлогим и широким. Маховая нога сгибается в коленном суставе. Обе руки находятся позади туловища.

6. Стопа толчковой ноги активно и быстро ставится с пятки на грунт, пол, при этом таз выводится энергичным движением вперед. Таким образом, тело принимает правильное положение на месте опоры.

Методические рекомендации при совершении биомеханического движения отталкивания следует обращать внимание на элементы движений частей тела:

1. При способе «перешагивание» толчковая нога начинает энергично выпрямляться сразу же после постановки ее на грунт, пол.

2. Таз, который принимает на себя сильное давление, нужно активно выводить вперед-вверх.

3. Верхняя часть туловища остается над толч ковой ногой и не наклоняется в сторону планки. При этом туловище слегка сгибается вперед^е-ред отталкиванием прыгун как бы сж^аеГв^н^ подобие пружины. ^^^^ *

4. Маховая нога в значительной степени содействует отталкиванию. Эко^рои^одит в том случае, если благодаря энергичному движению

ся и максимально высоко кой^Быстрым торможением ^дается туловищу. с маховой ногой обе руки вперед-вверх.

голени она вы заносится _над маховоеУси ^fr Сдновре выбрасывают

vL

6. Во время взлета прыгун переносит толчковую ногу вслед за маховой.

Обратим особое внимание на совершение биомеханического движения при преодолении спортсменом планки:

1. Оттолкнувшись, прыгун взлетает вверх, удерживая туловище в вертикальном положении.

2. Поднимает повыше маховую ногу, слегка согнутую в колене, толчковая нога свободно опущена.

3. В высшей точке взлета маховая нога опускается вниз носком внутрь, а толчковая поднимается вверх поворотом наружу.

4. Одновременно туловище поворачивается к планке и наклоняется к толчковой ноге, таз стро переходит над планкой, руки опу вниз.

5. Происходит приземление на

Занимаясь прыжковыми

обходимо постоянно обр укрепление сводов стопы. Однако чество упражнений, связанных привести и к н сводов сто

1ать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

___оекоЛИ-^^

эпац/МржрТ''^ льтату^опуск ию

Заключение

еские рекомендации начинающему

Можно посоветовать внимательно, отслеживать состояние свода стопы у учеников, не допускать чрезмерных нагрузок, не давать большого количества упражнений с отягощениями.

В конце каждого занятия преподавать должен указывать на ошибки и давать рекомендации для более правильного освоения техники.

Данная методическая разработка получила медаль престижного ежегодного всероссийского конкурса «Золотой фонд национального достояния России», проводимого при участии Министерства образования России.

ЛИТЕРАТУРА

5.

6.

Баранова М.А., Овчинников Ю.Д. Биомеханика в проектных технологиях: прыжки в высоту // Студент. Аспирант. Исследователь. 2017. № 5 (23). С. 103-109.

Кустова И.А. Особенности обучения детей 12-13 лет прыжкам в высоту способом «Перешагивание» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 3. С. 29-38.

Овчинников Ю.Д. Биомеханика движений и техника броска при игре в боулинг // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2015. № 3. С. 49-53.

Овчинников Ю.Д. Педагогическая биомеханика: неправильно упали. Почему? // Образование и воспитание. 2015. № 1 (1). С. 13-15.

Ульянова Т.А. Обучая прыжкам в высоту // Физическая культура в школе. 2012. № 6. С. 34-35.

Тхорев В.И., Аршинник С.П. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. № 1. С. 40-45.

REFERENCES

1. Baranova MA, Ovchinnikov Yu.D. Biomechanics in project technologies: high jump. Student. Graduate student. Researcher. 2017. no. 5 (23). P. 103-109. (in Russian)

2. Kustova I.A. Features of teaching children of 12-13 years of high jump by the way "Overstepping". Izvestiya of Tula State University. Physical Culture. Sport. 2015. no. 3. pp. 29-38. (in Russian)

3. Ovchinnikov Yu.D. Biomechanics of movements and throwing technique when playing bowling. Physical culture, sport - science

and practice. 2015. no. 3. pp. 49-53. (in Russian) if. Ovchinnikov Yu.D. Pedagogical biomechanics: wrongly fell. Why? Education and upbringing. 2015. no. 1 (1). pp. 13-15. (in Russian)

5. Ulyanova TA Teaching high jumps. Physical culture in school. 2012. no. 6. pp. 34-35. (in Russian)

6. Tkhorev V.I., Arshinnik S.P. Sensitive periods of development of motor abilities of pupils of school age. Physical culture, sport -science and practice. 2010. no. 1. pp. 40-45. (in Russian)

Информация об авторах Овчинников Юрий Дмитриевич

(Россия, Краснодар) Доцент, кандидат технических наук Доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Information about the authors

Ovchinnikov Yuri Dmitrievich

(Russia, Krasnodar) Associate Professor, PhD in Technical Sciences Associate Professor of the Department of Biochemistry,

Biomechanics and Science Disciplines Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Хорькова Любовь Владимировна Hor'kova Lyubov Vladimirovna

(Россия, Краснодар) (Russia, Krasnodar)

Студентка факультета «Физическая культура» A student of the faculty "Physical Culture"

Кубанский государственный университет физической Kuban State University of Physical Culture, S

культуры, спорта и туризма Tourism

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.