13. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
14. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.
15. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.
16. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.
Статья поступила в редакцию 02.12.21
УДК 378
Tovpich I.O., Head of School No. 8 with profound study of music series"Music" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE "SOCIO-CULTURAL INITIATIVE" WORLDSKILLS IN THE LINE OF JUNIORS AND YOUNG PROFESSIONALS. The article discusses a project of cooperation between a secondary school and a pedagogical university on the basis of the educational and methodological laboratory "Music Computer Technologies" at the Herzen State Pedagogical University Russia and the secondary school No. 8 with profound study of music series "Music" of Frunzensky District of St. Petersburg. The basis of the project is development of the World Skills competence "Socio-cultural initiative" in the line of junior and young professionals. The project is based on multifaceted use of music computer technologies as one of the tools to form information educational environment of the school, aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process. The authors see students of a pedagogical university as active participants in the educational process and the creation of a joint creative and musical-artistic research project, who are both developers of information and artistic means of education and tutors in the structure of the organization of a new form and content of the educational process using modern music computer technologies and electronic musical instruments.
Key words: music computer technologies, pedagogy of involvement, World Skills competencies, information technology, information and educational environment, electronic musical instruments.
И.О. Товпич, директор школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНЦИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА» WORLDSKILLS В ЛИНЕЙКЕ ЮНИОРОВ И МОЛОДЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ
В статье рассматривается проект сотрудничества общеобразовательной школы и педагогического вуза на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и средней общеобразовательной школы № 8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района г Санкт-Петербурга. Основой проекта является разработка компетенции WorldSkills «Социокультурная инициатива» в линейке юниоров и молодых профессионалов. Проект построен на основе многогранного использования музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса. Активными участниками образовательного процесса и создания совместного творческого и музыкально-художественного исследовательского проекта авторы статьи видят студентов педагогического вуза, являющихся одновременно и разработчиками информационно-художественных средств образования, и тьюторами в структуре организации нового по форме и содержанию образовательного процесса с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компетенции WorldSkills, информационные технологии, информационно-образовательная среда, электронные музыкальные инструменты.
Разработка компетенции WorldSkills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов, разрабатываемая силами сотрудников и обучающихся школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района Санкт-Петербурга и студентов и преподавателей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, предполагает создание и введение в образовательный процесс школы и вуза научно-образовательных учебных проектов, соответствующих различным направлениям исследовательской деятельности участников процесса обучения.
Основной целью нашего исследования является разработка компетенции «Социокультурная инициатива» WэrldSkills в линейке юниоров и молодых профессионалов, что предопределяет создание образовательной среды взаимодействия обучающихся школ и студентов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности. Основные задачи исследования, которые связаны с содержанием образовательного процесса и решение которых позволяет достичь обозначенные целями исследования, определяются соответствующими практическими видами работы и опорой на использование возможностей высокотехнологичной творческой образовательной среды, включением в процесс образования музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2]. Ключевые позиции взаимодействия студентов и учащихся школы, сопровождающие основные моменты таких видов работ, включают следующие направления деятельности:
- WэrldSkills сетевое взаимодействие вуза и школы (предпрофессиональ-ные классы, направления - звукорежиссура, исполнительство на электронных музыкальных инструментах - ЭМИ [3; 4]),
- работа с аудио- и видеоинформацией,
- работа с мультимедийным контентом,
- подготовка audiо-, videоmakera (или av-makera),
- содержание образовательного процесса, направленного на освоение культурного наследия, многовековых культурных традиций народов России и мира с опорой на широкое использование возможностей высокотехнологичной
творческой образовательной среды, информационных технологий, многогранное и многокомпонентное включение в процесс образования МКТ,
- развитие когнитивных способностей обучающихся и студентов посредством реализации проектов социокультурной направленности,
- формирование метапредметных компетенций обучающихся и студентов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности,
- социокультурные инициативы, объединяющие школьников, студентов, деятелей культуры, науки, общественные организации, концертные организации, музеи и пр.
Поскольку в современной музыкальной практике всё шире применяются информационные технологии, ставшие частью современной культуры, появляются всё новые и новые разновидности электронного музыкального инструментария (синтезаторы, сэмплеры, электронные музыкальные инструменты, музыкальные компьютеры, цифровые рабочие станции), образовательные практики и педагогические технологии, построенные на их основе (см., например, [3; 4; 5]). Развитие и внедрение инновационных образовательных систем, построенных на основе их использования, являются настоятельной необходимостью и предопределяют научную новизну предлагаемого исследования как в теоретическом, так и в практическом её аспектах. Применение МКТ в системе современного музыкального образования позволяет использовать для учебных целей различные высокохудожественные образцы творческой деятельности музыканта, а также создаёт условия для включения педагогов в существующие сетевые профессиональные сообщества, развивает потребность в создании собственных сетевых ресурсов, побуждает к формированию оригинального цифрового образовательного контента.
Современный урок музыки - это урок, на котором развиваются творческие возможности учащегося. Для так называемого поколения Z использование МКТ и цифровых музыкальных инструментов является реальной научно-творческой практикой для формирования заинтересованности в их использовании в системе современного профессионального музыкального образования, действенной основой для возможности создания новых способов трансляции высокохудоже-
ственных образцов традиционной музыкальной культуры народов мира, характерной чертой и условием для развития современного социально-культурного образовательного и художественно-творческого контента. Специализированные МКТ, направленные на их профессиональное включение в систему современного музыкального образования, ЭМИ, музыкальные компьютеры создают условия (при умелом и высокопрофессиональном уровне владения ими) для разработки высокохудожественной творческой образовательной среды современного педагога-музыканта. Особое внимание такому инструментарию должно уделяться в музыкально-образовательном процессе общеобразовательных учебных заведений [6]. Обучение, которое проводится в специально организованном МКТ-клас-се, позволяет достичь главную цель обучения на уроке музыки в школе - создание творческой обстановки на занятии, способствующей глубокому погружению в мир музыкального звука, развивающей эмоциональную сферу деятельности обучаемого, его творческий потенциал, способности к со-творчеству, сопереживанию, со-причастности. Подобное специфическое содержание обусловливает выбор разнообразных методов и видов работы в современной школе, включающих направления педагогической деятельности, связанные с движением WbrldSkills. Как показывают результаты проводимых нами исследований и участие в соответствующем соревновательном процессе, определяющем основные тенденции развития ряда новых образовательных направлений, с ним связанных, разрабатываемая нами компетенции «Социокультурная инициатива» WbrldSkills в линейке юниоров и молодых профессионалов отвечает потребностям современного музыкально-образовательного процесса и может быть положена в основу формирования метапредметных компетенций обучающихся школ и студентов педагогических вузов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности. Это определяет теоретическую и практическую значимость проводимых нами исследований.
Овладение искусством исполнительского мастерства на электронных клавишных инструментах (в целом - цифровых музыкальных инструментах) и использование богатых звуковых возможностей новых инструментов музыканта стало одним из направлений развития музыкальной педагогики XXI века. Цифровой музыкальный инструментарий со встроенными звуковыми процессорами демонстрирует широкие возможности и перспективы в области музыкального исполнительства и работы со звуком, что дает, в том числе, независимость от человеческих ресурсов (например, дыхание на духовых инструментах, четкость темпо-метро-ритма ударных инструментов, диапазон, нехарактерные (и даже невозможные) приемы исполнения, техника исполнения и т.п.). Более «продвинутым пользователям» доступны сложные методы работы со звуком (частотная, динамическая коррекции, высотные и временные изменения, искажения звучания, эффекты и т.п.). Цифровой музыкальный инструмент обладает целым комплексом новых художественно-творческих выразительных средств и возможностью панорамировать пространство концертного зала, создавать необходимую акустическую среду, формировать нужную и продуманную «звуковую картину» (термин В.П Динова [7]), в себе одном сочетать целый комплекс методических средств для реализации основных направлений музыкальной педагогики в области обучения игре на музыкальных инструментах. Учебные занятия в классе ЭМИ позволяют оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить новые пути для реализации традиционных задач музыкального образования в процессе обучения владению музыкальным инструментом, создают новые художественно-творческие педагогические практики. Увлекательными и живыми для обучаемых становятся такие этапы обучения, как развитие музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления. Естественными и необходимыми моментами занятий становятся прослушивание значительного количества музыкальных разноплановых и разнохарактерных музыкальных произведений, подбор мелодии, аранжировка, импровизация, запись и редактирование собственного исполнения, знакомство с акустикой музыкального звука, его архитектоникой, участие в художественно-творческом процессе создания и компьютерного моделирования музыкального звука [8; 9; 10]. ЭМИ позволяют разучивать пьесы с «оркестром», могут выступать как «тренажёр», как творческая лаборатория звука, как элемент обучения основам музыкальной звукорежиссуры.
В работе классов МКТ в школе № 8 «Музыка» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга также широко используются возможности выполнения проектных заданий с компьютерными презентациями (в том числе онлайн), которые актуализируют воображение, творческое мышление обучаемых, позволяют более наглядно представить либо проиллюстрировать музыкальный материал в процессе работы над созданием музыкально-творческого художественного проекта, усилить интерактивный компонент занятий. В этом процессе, учебно-исследовательском по структуре и содержанию, неоценимую и действенную помощь учащимся школы оказывают студенты педагогического вуза, возраст и, соответственно, интересы, увлечённость, способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса которых оказываются очень близкими по существу и доступными в силу имеющегося у этих категорий общности понятийного аппарата, опыта социокультурного взаимодействия, новой информационной среды и цифровой культуры.
Учебная деятельность в классе ЭМИ с первых же уроков ведётся одновременно по двум направлениям - освоение программы фортепианного обучения и овладение навыками исполнительского мастерства на ЭМИ. В этом состоит определённая сложность для педагога-музыканта, который несёт ответствен-
ность за постановку руки и технику игры на новом музыкальном инструменте, а также стремится приобщить ученика к многогранным и многокомпонентным возможностям клавишного электронного инструмента. В процесс такого обучения предполагается включение нескольких предметных областей, несколько музыкальных предметов - класс ЭМИ, класс фортепиано, уроки композиция и музыкальной звукорежиссуры, занятия по курсу теории музыки, музыкальной акустики и другие. Тогда, когда музыкальная композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов с использованием программ-конструкторов, такой вид творчества может выступать как промежуточный этап на пути к постижению основ настоящего искусства. Наш творческий и педагогический опыт показывает, что даже на этом этапе можно проявить элементы творческой деятельности: педагог-музыкант находит (и подробно разъясняет) возможности и имеет богатый иллюстративный материал, чтобы научить ученика преодолевать штампы, осваивать определённые законы и правила композиторских техник, а главное - пробудить жажду творчества, осмысленного отношения к миру музыки, стремление к созданию собственных творческих приёмов исполнительского мастерства. Для педагога-музыканта наиболее важным в этой работе видится возможность постоянно находить ту грань в структуре образовательного процесса, которая позволила бы техническому началу не подавить в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом и воображением, аккуратно погружая его в мир цифровых, музыкально-компьютерных технологий. При этом можно смело сказать, что использование разнообразных возможностей МКТ в этом процессе способствует освоению максимального количества информации. Полученный в результате объём знаний, обогащая опыт, расширяя кругозор обучаемого, формирует его собственный взгляд на музыкально-творческий процесс. «Известно, что недоверие к использованию компьютерной техники в музыке поддерживалось мнением о чуть ли не убийственной её роли для субъективного характера творчества, его духовности. Это мнение основывается на устойчивом многовековом заблуждении: техника никогда не убивала творчество, напротив, они развивались в тесной взаимосвязи». Как пишет в своей монографии «Музыкальные синтезаторы» доктор педагогических наук, профессор И.Б. Горбунова, «всё дело - в количестве человеческого тепла, любви и труда, вложенных в инструмент, в звук, в музыку, поэтому и «человечность» компьютера зависит от того, как человек будет его осваивать» [11, с. 157].
Основываясь на опыте педагогов нашей школы, отметим, что уже с самых первых занятий, на начальном этапе обучения в классе ЭМИ начинающие музыканты имеют возможность и способны выполнять различные творческие задания - это и выбор инструментов для создания музыкального фрагмента, и включение в музыкальную композицию дополнительных звуковых эффектов, и подбор разнообразных соответствующих замыслу произведения ритмических рисунков и фактур. Все эти элементы способствуют активному проникновению в процесс музицирования, развивают музыкальное мышление юного музыканта в самых различных направлениях. Задания по сочинению начинаются с небольших реплик во вступлении и заключении и приходят к самостоятельным вариациям и импровизациям. Мегатембральность и полифункциональность современного цифрового музыкального инструмента позволяет обогатить основной репертуар пианистов произведениями струнников, органистов, духовиков, оркестровыми сочинениями, подготовить аранжировки и сопровождение для обучающихся игре на различных музыкальных инструментах.
В дальнейшем, при обучении юных музыкантов в средних классах школы работа над образностью и художественным видением произведения становится всё более и более осмысленной. Постепенно ученики переходят к звукорежис-сёрскому направлению работы, они осваивают навыки работы музыкального звукорежиссёра. Основное внимание на этом этапе уделяется формированию «звуковой картины», обеспечивающей концертное выступление на необходимом уровне, которое способно создать различные элементы образности, сформировать пространственное впечатление, добиться чистоты звучания, создать необходимый звуковой баланс, тембральную окраску и динамические детали. В процессе редактирования записи исполнения у учащегося появляется дополнительные возможности работы над различными художественными элементами музыкального произведения. Многочисленные повторы произведения и различных его частей, неизбежные в процессе записи и редактировании музыкального произведения, становятся так же своеобразным творческим процессом.
На сегодняшний день одним из лучших применений современного ЭМИ является использование его для создания ансамблей синтезаторов. Такая творческая практика развивает слуховой аппарат обучаемого, приучает его слушать не только себя, но и партнёра, а также общее звучание создаваемого музыкального произведения в процессе работы над различными элементами его художественно-творческого «полотна». Игра в ансамбле синтезаторов позволяет почувствовать радость от результатов совместной игры на электронных музыкальных инструментах и мотивирует к продолжению занятиями музыкой. Яркие тембры и широкий ряд богатых функциональных возможностей электронного клавишного инструмента позволяют ученикам получить качественный музыкальный опыт, особенно полезный для дальнейшей игры в ансамбле и сольного музицирования.
Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что у современных учащихся благодаря возможностям сетевых образовательных технологий и Интернету есть шанс быть услышанными по-настоящему огромной аудиторией вне стен только
концертного зала школы, шанс прикоснуться к душе человека, живущего в другом городе, другой стране и даже на другом континенте. В этих условиях взаимообо-гащающая музыкально-творческая деятельность способствует культурной коммуникации между участниками художественно-творческого и образовательного процессов, открытию юных талантов, обмену творческим опытом, в том числе и на мировом уровне. В этом плане участие студентов педагогического вуза позволяет координировать различные аспекты взаимодействия, формируя понятную для обучаемых и их наставников высокотехнологичную информационную образовательную среду, отвечающую потребностям так называемого поколения Z, с одной стороны, и создающую условия для активного включения в пространство цифровых образовательных технологий педагога-музыканта, с другой.
Особое значение применение МКТ в процессе обучения музыке учащихся общеобразовательной школы имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Построенный на разноплановой работе с участием программ для озвучивания действий, производимых учеником с использованием компьютера, процесс обучения музыке с участием современных МКТ позволяет ребёнку с глубокими нарушениями зрения реализовать себя как творца в процессе музыкальной деятельности (см. подробнее в работах [12; 13; 14].
Разработка компетенции «Социокультурная инициатива» WorldSkills в линейке юниоров и молодых профессионалов рассматривается как одно из оснований для создания художественно-творческого проекта взаимодействия студентов педагогического вуза, учащихся школы, преподавателей школы и вуза, как площадка для сотрудничества общеобразовательной школы и педагогического вуза. Опыт такого взаимодействия, реализованный на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и средней общеобразовательной школы № 8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района г Санкт-Петербурга, позволил выявить наиболее действенный педагогический метод, использование которого в учебной деятельности учащихся школы и их тьюторов способствовало достижению наиболее значимых образовательных результатов, - это метод проектов, в данном случае - музыкально-творческий проект, который построен на основе многогранного использования МКТ как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса [15; 16]. Активными участниками образовательного процесса и создания совместного творческого и музыкально-художественного исследовательского проекта авторы видят студентов педагогического вуза, являющихся одновременно и разработ-
Библиографический список
чиками информационно-художественных средств образования, и тьюторами в структуре организации нового по форме и содержанию образовательного процесса с использованием современных МКТ и ЭМИ [17].
Компетенция «Социокультурная инициатива» в линейке юниоров и молодых профессионалов, органично встроенная в современный музыкально-образовательный процесс в системе непрерывного образования, позволит сформировать активного, главное - неравнодушного, способного к со-дружеству, со-теорчестеу молодого участника общественной жизни, ощущающего необходимость быть со-причастным к происходящим в общественной жизни нашей страны процессам. Развитие когнитивных способностей обучающихся и студентов посредством реализации проектов социокультурной направленности, формирование метапредметных компетенций обучающихся и студентов через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности, социокультурные и иные инициативы, объединяющие школьников, студентов, деятелей культуры, науки, общественные организации, концертные организации, музеи, позволяют подготовить основу для формирования позитивного настроя всех участников образовательного процесса.
Свойственная музыкантам способность прислушиваться к гармонии звуков окружающего его мира, ощущать себя одним из членов единого творческого коллектива (например, оркестра, ансамбля, хорового коллектива, вокальной группы, исполнителей на различных музыкальных инструментах и т. д.) позволяют создавать с их непосредственным участием так необходимый сегодня здоровый коллектив молодых людей, деятельность которых направлена на созидание, сохранение всего лучшего и формирование нового знания, нового опыта, опирающегося на основополагающие устои и основы здорового образа жизни и климат общественного взаимодействия, построенного на принципах доверия, соучастия, сопричастности, взаимопомощи и согласия.
Перспектива научно-педагогических исследований в данном направлении видится автором статьи в дальнейшем совершенствовании различных элементов высокотехнологичной специализированной музыкально-творческой информационной образовательной среды, среди которых важнейшими на данном этапе её развития видятся следующие: создание соответствующего потребностям современного музыкального образовательного процесса цифрового образовательного контента, разработка новых сервисов для организации многогранного и разнопланового взаимодействия всех участников образовательного процесса, учитывающего уровень владения современными цифровыми образовательными технологиями и степень их заинтересованности в использовании информационной образовательной среды.
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XI российско-американской научно-практической конференции. 2008: 163 - 167.
2. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112).
3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113).
4. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.
5. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.
6. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.
7. Динов В.Г Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. Санкт-Петербург: Издательство: Лань, 2012.
8. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 293 - 294.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.
10. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.
11. Горбунова И.Б. Музыкальные синтезаторы: монография. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2018.
12. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.
13. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.
14. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.
15. Товпич И.О. Разработка компетенции World Skills «Социокультурная инициатива». Современное музыкальное образование - 2020: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021: 289 - 291.
16. Товпич И.О. Педагогика сопричастности. Современное музыкальное образование - 2020: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021: 47 - 49.
17. Мезенцева С.В., Товпич И.О. Формирование актуальных компетенций в рамках педагогической практики в вузе (к проблеме педагогики сопричастности и компетенций WorldSkills). Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 200 - 203.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: materialy XI rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.
2. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112).
3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113).
4. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.
6. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.
7. Dinov V.G. Zvukovaya kartina: Zapiski o zvukorezhissure. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: Lan', 2012.
8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykaino-kompVuternye tehnologii i problema modeliravaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.
10. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye sintezatory: monografiya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2018.
12. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.
13. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.
14. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.
15. Tovpich I.O. Razrabotka kompetencii World Skills «Sociokul'turnaya iniciativa». Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2020: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2021: 289 - 291.
16. Tovpich I.O. Pedagogika soprichastnosti. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2020: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2021: 47 - 49.
17. Mezenceva S.V., Tovpich I.O. Formirovanie aktual'nyh kompetencij v ramkah pedagogicheskoj praktiki v vuze (k probleme pedagogiki soprichastnosti i kompetencij WorldSkills). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 200 - 203.
Статья поступила в редакцию 02.12.21
УДК 37.01
Malakhova V.R., senior teacher, Department of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russia),
E-mail: [email protected]
METACOGNITIVE BASIS IN EDUCATION: RETROSPECTIVE ANALYSIS. Influence of a metacognitive approach on education in conditions of modern society is reflected in formulations of metasubject results and methods of their achievement in modern Russian education. In the paper, historical analysis of formation of goals, methodology, ideology and sources of education is given. The development of metacognitive foundations in education, corresponding to the socio-economic situation, occurs due to the super-situational position of the researcher. The work analyzes approaches to the formation of the basic components of the metacognitive approach to education in the context of development and formation of the subject of modern society, which reflects the goal-setting and functions of the cognition process in the formation of generalized systemic results of education. Metacognitivism is defined as foundation of the educational process and determination of its results.
Key words: metacognitivism, meta-subjectness, education, subject, educational outcomes.
В.Р. Малахова, ст. преп., Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Влияние метакогнитивного подхода на образование в условиях современного общества отражено в формулировках метапредметных результатов и методах их достижения в системе современного российского образования. Дан исторический анализ формирования цели, методологии, идеологии и авторов направлений образования, что является метакогнитивными основами, которые устанавливают связь требований социума и образования. Выработка мета-когнитивных основ в образовании, соответствующих социально-экономической ситуации, происходит благодаря надситуативной позиции исследователя. Проанализированы подходы к выделению базовых составляющих метакогнитивного подхода к образованию в контексте развития и становления субъекта современного социума, которое отражает целеполагание, функции и роль процесса познания в формировании обобщённых системных результатов образования. Метакогнитивизм определен как основание образовательного процесса и определение его результатов.
Ключевые слова: метакогнитивизм, метапредметность, образование, субъект, результаты образования.
Актуальность проблемы исследования определяется возможностью разрешения противоречий между результатами образования и запросами социума. Динамика общества имеет высокие темпы, в то время как образование подчинено государству и нормативно-правовым актам, что делает систему образования менее гибкой, открытой и отзывчивой на изменения окружающей среды. Но, несмотря на это, в систему образования уже внедрен компетентностный подход и вслед за ним - формат метапредметности результатов образования, заключающийся в формировании универсальных умений и навыков.
Цель - рассмотреть феномен метакогнитивизма в практике образования. В задачи исследования входит проведение ретроспективного анализа метакогни-тивных основ образования и их связи с социально-экономической ситуацией общества, систематизировать полученные данные, проанализировать становления метакогнитивизма в образовании.
Научная новизна состоит в установлении онтологической зависимости образовательной практики и возможностей метакогнитивного подхода от социально-экономической ситуации, уровня структурной организации общества в целом. Обоснованы метакогнитивные способности, которые характеризуют человека как субъекта реализации метакогнитивного подхода в образовании, доказана значимость метакогнитивного подхода в образовании для государства и социальной жизни человека. Теоретическая значимость исследования представлена вкладом в обоснование и значимость метакогнитивизма в образовании, возникшего в русле исторического развития образования и общества.
Поиск перспективной стратегической позиции образования, которая ориентирована на будущее социума, новизну трудовых функций выпускника через использование возможностей метакогнитивных технологий требует концептуализации условий образовательной среды, изучения путей ее развития.
Образование концентрирует в себе связи культуры, экономики, производства и воспроизводства трудовых сил, являясь основным элементом разного рода связей, это требует универсальности результатов как способности выпуск-
ника интегрировать и интегрироваться, что, в свою очередь, требует не предметности, а сверх-предметности, над-предметности, то есть мета-знаний.
Под метакогнитивным подходом в образовании мы понимаем систему методов и методик, направленных на формирование метапредметных результатов образования. Метакогнитивные основы включают в себя целеполагание: целью является создание социокультурных условий для саморазвития субъекта; функции включают создание вариативности и обобщённости способов самореализации субъектов образования в современном образовательном пространстве, методологию, идеологию образования. Метапредметные результаты образования представлены как комплекс компетенций, направленных на решение общих (универсальных), межпредметных и надпредметных задач в образовании и профессиональной деятельности [1; 2]. Метакогнитивный подход в образовании состоит в предпринимаемой попытке решить глобальные проблемы человека, в частности проблемы, состоящие в ускорении темпа перемен человеческой жизни, в результате чего поставлена под угрозу глубинная природа человека и вследствие этого ценным становится гибкое, универсальное образование, открытое изменениям и новшествам. Метакогнитивный подход к образованию решает ряд проблем и противоречий, связанных с процессом глобализации, техническим прогрессом, экономическим развитием и информатизации общества.
Построение научного знания претерпевает кризисы, идеал рациональности меняется, постнеклассическая модель сменяет неклассическую [3]. Уход от однозначности интерпретации социокультурной реальности имеет непосредственное отношение и детерминирует формулировки целей и результатов образования как средств воспроизводства социума, культуры и экономики. Теперь познающий субъект опирается не только на средства и операции деятельности, но и на ценностно-целевую структуру. Междисциплинарность становится необходимым инструментом комплексного решения научных задач.
Постнеклассическая наука изучает общие принципы самоорганизации, возможности синергетического сочетания процессов, что связано с переходом