однотипность заданий. На наш взгляд, недовольство однотипностью заданий связано с высоким творческим потенциалом ответивших таким образом респондентов.
Среди преимуществ - то, что материал усваивается лучше и запоминается легче, развивается творческое мышление и самостоятельность, повышается интерес к изучению материала.
В заключение хотелось бы отметить, что собственный многолетний опыт преподавания автора показывает, что любые изменения в обществе неизменно оказывают влияние на методы преподавания и организацию учебного процесса. Ответственность и обязанность преподавателя - меняться в соответствии с требованиями времени. Трансформационные процессы общества требуют пересмо-
Библиографический список
тра содержания образовательного процесса в сторону увеличения количества творческих и индивидуальных процессов, акцента на развитие системного и критического мышления. Главнейшей же задачей мы считаем использование такого подхода в обучении, чтобы не только бороться с так называемым «клиповым» мышлением, но и извлекать из него выгоду, давая студентам возможность выполнять задания, требующие быстрого переключения, усвоения большого количества информации за ограниченный период времени, одновременно развивая в них навыки системного мышления.
Полученные результаты исследования являются основой для дальнейшего исследования, а таблица VUCA-методов требует дальнейшей разработки и пополнения новыми методами работы со студентами.
1. Логинов Н. Клиповое мышление: психический процесс, которого не существует. Available at: https://postnauka.ru/longreads/156614
2. Яркова Е.Н. Теория клипового мышления или эскиз картины регресса человеческого разума. Дискурс-пи. 2019; № 2 (35): 77 - 85.
3. Яркова Е.Н. Теория клипового мышления или эскиз картины регресса человеческого разума. Дискурс-Пи. 2019; № 2 (35): 77 - 85.
4. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес образование в экономике знаний. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva/viewer
5. Мороз В.В. Образование в условиях новой реальности. Современные векторы в образовании: теория и практика: материалы II всероссийской научно-практической конференции. Коломна, 2021: 11 - 15.
6. Рязанова Н.Е., Моргун Д.В., Аргунова М.В. Формирование глобальных компетенций для VUCA-мира: зачем, чем и как учить? Наука и школа. 2021; № 2: 86 - 96.
7. Туганова З.Л., Гарифуллин И.А., Хафизов А.И. Эссе как форма самостоятельной работы студентов в учебно-образовательном процессе вузов физической культуры. Наука и спорт: современные тенденции. 2017; Т. 15, № 2: 54 - 58.
References
1. Loginov N. Klipovoe myshlenie: psihicheskij process, kotorogo ne suschestvuet. Available at: https://postnauka.ru/longreads/156614
2. Yarkova E.N. Teoriya klipovogo myshleniya ili 'eskiz kartiny regressa chelovecheskogo razuma. Diskurs-pi. 2019; № 2 (35): 77 - 85.
3. Yarkova E.N. Teoriya klipovogo myshleniya ili 'eskiz kartiny regressa chelovecheskogo razuma. Diskurs-Pi. 2019; № 2 (35): 77 - 85.
4. Kupchinskaya M.A., Yudalevich N.V. Klipovoe myshlenie kak fenomen sovremennogo obschestva. Biznes obrazovanie v 'ekonomike znanij. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva/viewer
5. Moroz V.V. Obrazovanie v usloviyah novoj real'nosti. Sovremennye vektory v obrazovanii: teoriya ipraktika: materialy II vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kolomna, 2021: 11 - 15.
6. Ryazanova N.E., Morgun D.V., Argunova M.V. Formirovanie global'nyh kompetencij dlya VUCA-mira: zachem, chem i kak uchit'? Nauka ishkola. 2021; № 2: 86 - 96.
7. Tuganova Z.L., Garifullin I.A., Hafizov A.I. 'Esse kak forma samostoyatel'noj raboty studentov v uchebno-obrazovatel'nom processe vuzov fizicheskoj kul'tury. Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2017; T. 15, № 2: 54 - 58.
Статья поступила в редакцию 02.12.21
УДК 378
Rubtsov A.A., teacher of music computer technologies, Academic Gymnasium № 56 (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
INSTRUMENTAL MUSIC MAKING AND VOCAL EXERCISES IN MUSIC LESSONS USING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES. The article deals with organization of musical creative activity in music lessons, in the study of music computer technologies, and the relationship of children's instrumental music making and vocal education in the process of holistic comprehension of the principles of musical art. Effectiveness of children's musical development in the integrated processes of singing, playing musical instruments, instrumental improvisation, musical creativity on the computer is substantiated. The methods and techniques of musical and pedagogical work, the proven principles of the technology of versatile music-making of elementary school students with using modern music computer technologies, electronic musical instruments and a musical computer are revealed. The developed methods are of particular importance for the system of inclusive musical education.
Key words: music computer technologies, musical education, secondary school, electronic musical instruments, musical computer.
А.А. Рубцов, преп., Академическая гимназия № 56, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются вопросы организации музыкальной творческой деятельности на уроках музыки в кабинете музыкально-компьютерных технологий и взаимосвязь детского инструментального музицирования и вокального воспитания в процессе целостного постижения начал музыкального искусства. Обосновывается эффективность музыкального развития детей в интегрированных процессах пения, игры на музыкальных инструментах, инструментальной импровизации, музыкального творчества на компьютере. Раскрываются методы и приемы музыкально-педагогической работы, апробированные принципы технологии разностороннего музицирования учеников начальной школы с использованием современных музыкально-компьютерных технологий, электронных музыкальных инструментов и музыкального компьютера. Особенное значение разработанные методы приобретают для системы инклюзивного музыкального образования.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, обучение музыке, общеобразовательная школа, электронные музыкальные инструменты, музыкальный компьютер.
В современной личностно ориентированной гуманистической парадигме образования и воспитания на первое место выходит проблема всестороннего развития личности, и особое внимание уделяется развивающим технологиям. Во всех школьных дисциплинах повышается значимость и представленность практического элемента: когда получаемые знания неотделимы от решения практических задач и в совокупности составляют систему компетенций, способствующих социальной и творческой самореализации. Освоение учащимися знаний и представлений в неотъемлемом единстве с практикой - важная, не теряющая актуальности в наши дни задача и уроков музыки, до сих пор требующая рассмотрения на всех новых уровнях и во всех аспектах осмысления. Приобщение к
музыке через музыкально-творческую деятельность, организация условий музицирования (и, что особенно важно, коллективного музицирования), полноценное включение ребенка в активную музыкальную деятельность на уроках музыки в целом и в дополнительном образовании в частности - проблемное поле актуальных педагогических исследований, к которому обращаемся и мы в данной статье. Этими обстоятельствами в первую очередь и определяется актуальность проводимого нами исследования. Основная цель нашего исследования - разработать и описать методы и приемы эффективного музыкально-педагогического развития детей в интегрированных процессах пения, игры на музыкальных инструментах, инструментальной импровизации, музыкального творчества с использованием
музыкально-компьютерных технологии. В достижение указанной цели определяются и касающиеся различных аспектов музыкальной педагогики задачи исследования: раскрыть возможности обучения детей музыке, определяемые их возрастными, индивидуальными особенностями и создающими предпосылки в условиях цифровизации образования к широкому и качественно новому использованию музыкально-компьютерных технологий в начальной общеобразовательной школе; проанализировать объективные и субъективные факторы, осложняющие организацию детского музицирования на уроках музыки; изучить сложившиеся методы приобщения к игре на музыкальных инструментах учеников младшего школьного возраста на уроках музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий и электронных (цифровых) музыкальных инструмпнтов и МЮ1-клавиатур; проанализировать факторы, мотивсрующие поиск новых форм музыкальной деятельности учеников; разработать и апробировать эффективные формы приобщения детей к музыкальному творчеству, новые методы развития их музы кал ьных способностей; разработать и апробировать принципы организации интогрированной музыкальной деятельности на уроках: инструментального музицирования, пения и изучения основ музыкальной фамсты. Научная новнзна: предлагаемые кяа ссметрению музыкалький материал и его методическая интерпретация впервые вводится в отечественную иузыкально-педагогическую пракмиху и мнадется в основу новяй -и интегрированной- формы постижения зк кономерностей музыкального искусства. Теоретнческия значимость результатов ссследевания замечается в разработанной и апробированнэй методической основе приобщения детей начальной
практическое освоение нотной грамоты и развитие музыкального восприятия и опыта.
Вокальное воспитание на уроках музыки - важный элемент познания музыкальной культуры: в процессе пения ученики помимо освоения основ вокального исполнительства развивают эмоциональную отзывчивость и художественный вкус, музыкальное мышление, слух, приобретают важный для самостоятельного музыкального твнрчествнинтонариотно-мел одвческийопыь.Заодто отметим, что (и это очень важно) пение терапевтично: служит эмоциональной разгрузке, улучшению настроения, нормализацит пстхофизиологических птооессов.
К рассмотрению предлагаются вокальные упражнения, в первую очередь отвечающие поставленной в нашем сообщении задаче - направленные на скорое приобщение ученика к игре на музыкалоном инст°ументе (си нтезаторе, фортепиано, металлофоне) и на освоение нотной грамоты. Они мелодичны, вызывая положительные эмони и, производят важныт педагогический эффект, укорененный в саму природу музыкального искусства - психомоторную, эмоци-онально-двиоательную [4, р. 23]. Упрежнения также просты: не выходят за рамки четырехтактного музыкального предложения, содержат повторения, ограничен-тем ностав нхд расположенном рядом. Упражненкя служат ясныыы примером для понимания логики построения музыкальной фразы. Развивая интонацион-не-ладовое чевство, аокальнме еольфеджио тааже синхронизирует и связывает в единое целое обычно различаемые в музыкальной педагогике этапы освоения итструментом: до-номны. Ынаглджно-репродуктивный) и игру по нотам [5, с. 185].
Упражнение 1: (Hot Cross Buns. English Folk Song).
У \
/L Ч
Г(Т\ и - л - • л л л л л 9 л -
90 4
Си Ля Соль
Си Ля Соль
Соль Соль Соль Соль Лл ЛяЛя Ля Си ЛяСоль
школы к разностороннему индивидуальному и ноллективному музицированию, изучению нотной грамоты в единства с музмкальной практикой. Практичяская значимость ревультатов исследования видится в разработке нового метода и соответствующих ем у приемов обучения в качестве сворого и эффективного педагогического средства, вызывающего интерес учащихся и дающего возможность каждоау ученику полнофеннн участвшаать е музыкнльно-творчессом процессе, а также в практической проверке рассматриваемого автором статьи метода к процессе его многолетней педагогическое деятельности и апроРации полученных результатов в докладах аа всороссийских и межоунаеодных научных к нхучно-нрактических канференниях, методнчеякпх семннврах, круглых столах, мастер-классах и других научныа мероприятиях.
На занятиях в олассе аузыкально-компьютеррых технолохий [1; 2] пк музыке и музыкальному творчеству на музыкальном комкьютере ученики, занимающиеся в музыкальных школах или кружках, имеют большое преимущество сравнительно с остальными детьми, музыкальность которо1х развата слабо или не развивалась вообще (моторика и координация рук, кистей рук, пальцев, чувство ритме и интоиации). Поэтому пррвейшей и насущной задачей на музывалнных занятиях, собирающих детей с разным уровнем развития музыкальных способностей, становится создание для всех участников равных условий для творческого самовыражения в музыке [3, с. 273].
Решению этой задачи служат, во-первых, такие задания, которые учитывают индивидуальные особенности учеников; во-вторых, задания, направлен-
Задасия:
1. Проснитать и прохлопать ритм.
2. Прянето упкажнеаие солвфедхио, наааюая ноты.
3. Проиграть по памяти на инструменте (ксилофон, пианино).
4. Набрать по памятив нетоом редакторе дло дальнейшей еранжировки.
Змуроояд - Солн-Лн-Си - оожет быть самодостаточной единицей музы-
ехльного самоюыражееия (как в игре по оотам, так и в июпровизахии), на оримере этого трихврда просто нантрооть слух на восприятие основных ладовых тяготений -устоя и неусто я, тонико каеос новного зоука, интервала и мотива в мелодии. (Ыод трихосдом в общем вмысле будем понисать часть здукоряда, со стоящую из трёх стусеней, отстоящие друг от другн на цтлый тон или полутон [6, с. 200]).
В ороцессе непродолжительного пония в хоре и поочередного индивиду-алпн ого выполненея этих упражнений (с гармонической поддержсой) учениео быстро и прочно запоминают ноты и без особого труда вскоре поют или называют кх пя памяти, а такжо оказжчаются способны набрать их в нотном редакторе для дальнейшего творчества (аранжировки, импровизации). Такое - через активную вокальную деятельаость - запоминание рает возможность вполне осмысленной игре на инструменте по нотам, по памяти или партитуре, а также импровизации на основе выученной мелодии.
Выполнение импровизации на основе изменения ритмического рисунка мелодии в нотном редакторе может быть подготовкой к созданию учеником собственной музыки. Пример такого творческого развития музыкальной идеи:
• л л я л 9 н л
- -
ные на то, чтобы помочь школьникам, ме обучающивюя игое на музыкалвных инструментах, развить музыкальное мышленяе и от|каботать моторные навыки, в качестве достаточной основы длв ролноценного музыкального творчества -элементарной игры на музыкальном инструменте, совместного музицирования и сочинения музыки.
Опишем способ скорого и эффективного приобщения учеников начальной школы к инструментальному мрзнцированию, в осноке которого лежат вокалкные упражнения. И рассмотрим связь вокальных упражнений, исполняемых сольфеджио, с активным изучением нотой грамоты, формированием опыта игры по нотам.
Под «вокальными упражнениями» в данной статье мы понимаем музыкальный материал, предназначенный для группового и индивидуального пения в классе, который, являясь простой формой вокального воспитания учеников, не нацелен специально на формирование и совершенствование их вокальных навыков (качества звукоизвлечения, артикуляции, певческого дыхания и т.д). Упражнения направлены не на вокальную, а интонационно-ритмическую тренировку, являясь интонационно-слуховыми упражнениями, обеспечивающими
D
А + Е
Эффективноплу аостижению прмродв импрявизации ссужит задание на нахождение ученияами всех возможных комбинаций из трех нот и ооптавление музыкальаой фразы из этих ковб инаций. Такое задание удобно выполнять в нотном редакторе. Пример двухтактовой музыкальной фразы из выбранных двух комбинаций (А+ Е):
• л ш > а
£
£
Приведем еще примеры вокальных упражнений на трех нотах. Упражнение 2: (Gently Sleep. Welsh Traditional Song).
Соль Ля Си Ля Соль Ля
Упражнение 3: (Au clair de la lune. French Folk Song).
Соль Ля
Си
Ля Си Соль
Как показывает опыт, дети с удовольст вием поют эти упражне ния сольфеджио, испытывают положительные эмоции и удивление, когда усвоенное через пение у ннх довольно легко получается исполнить на музы кальном инструменте. Не только на клавишных или металлофоне, но и на блок-флейте: мелодии на нотах соль, ля, си (задействующие только три пальца левой руки) аппликатурно просты и предлагаются, как правило, к изучению на самом первом этапе освоения игры на блок-флейте.
Кабинет музыки, обосудованныЗ комльютерами с миди-кла всатурами и нак ушниками, позволяет организовать эффективную групповую работу учащихся, в которой миди-клавыатура выступает в качестве тренажёра по осволнзюФазовой техники игры на клавишном инструменте (постановка рук, владение пальцами, ориентированоев кналкатуре, приобретение накыконпозиционной иоры) [7]. Пок зитивно воспринимается обучающимися синтезатор - инструмент, отличающийся большими выразительными ресурсами, дающий возможность выбора тембра для создания художеитвензоко об|заоав сносветсткиикоаотроеыиимк оамыс-лом играющего ребенка [8]. Тембры мягкие, с мягкой атакой и продолжительные (напрсмер.флейты, хроватической перкуссии или Rhodев^ало) удобны двя начинающих исполнителей, придают их игре благозвучный, плавный и рассла-бляющиПхаыкткр. Благодаоя вембросым характеристикам(ноорывнению с фортепиано) синтезатор способствуеы более активному и органичному включению кчзщимссн процесс музициревания.
После достаточного усвоения в музыкальной памяти нот данного трихозда (солк, ля, ви) можно продолжитв и зучение других нот: перенести упражзения для пеник оосфедж^с^ впыдом31сй з вукыряд: но-Ре-Ми.
Простую мелодию из трех нот нетрудно сыграть с аккордовым украшением обеимп ртаами на фпртепиано. А также е сопровождении перкуссионннх инструментов в ансамблевой игре ученикам, делающим самые первые шаги в музыке. Пример ивпелнония жсажреник в ансаиибсе:
и ясности донесения художественной инеи [9; 10; 11]. Так художник, сознательно ограничиваясь тремя основными цветами (красный, желтый, синий), пмшет картину, староясь добиться ми нимальными средсзвами максимального результата в произведении. А для начинающих музыкантов сочинение мелодии из ограниченного набора нот позволяет, не отвлекаясь на второстепенное, сконцрнтрировкться на конк°етных задзчах, главным обраком касающихся развития интонационно-мелодического чувства, чувства ритма в процессе музицировзни я [1З].
Задание 1. Ученику сначала можно предложить составить музыкальные гармооикедкой прсграсоизР.-Ж-ЦТ-З-Ж-Д), тспользуя только ноты звукоряда До-Ре-Ми. При этом обращая внимание на то, как по-раз-ззмфноыпфззкмаютсял°зо и меже зстына фолесмекзющ ихся аккордов (при так называемом «горизонтальном» обыгрывании).
Задание 2. Предложить составить отдельную музыкальную фрезу на каж-фыйаакерд гармизичсской по^г^^/^^^^'^^/^ь^нл^и ТсЗ^-К оизоя този^ правой руки на клавиатуре: на аккорд I ступени, используя ноты трихорда До-Ре-Ми, на акооод °ступеки, испслкору ноты арвховдсФа-ОэлькЛя, ика аклорд V ступе-нии - ноты Ля-Си. Это упражнение дает представление уже о простом и эффектном (верткколзкоы) обыгрываоик акф^/^ыфз^р^сгесиикрфыы^^мации. На зримере ниже показано, как ученик играет аккордовую последовательность Т^-D-Т левой рпкойаправой составляет мелодичесиую фразу в соответствующих звукорядах:
Ноиболте доотупный вариант импровизации - интуктивное исполнение аккзрдокимоло^ибез очетр с мослкзденкя размсрлосои: левая рука играет аккорд-«вопрос», правая - соответствующий аккорду мелодический «ответ». Кур пеказываее опыт, это нкиболее доступная фо°ма импровиы^к на раннем этапе знакомства с клавишным инструментом, вызывающая положительный эмосимналыкыр отФlикмкгдaжщих ыотeИф°ющая им ощущение полюой свобо-
Фортепиано
»>: 4 g---- J J i f---- -f-с-- J J i 1 ----
/ 4 i II m » m » \ i Î g i
11 ï г Г Г Г 1 и H J 1 Г Г Г Г 1 J J J^J 1 Г Г Г Г I J J ^J 1 Г Г Г Г II J JII
---\ - ---1 -н——1
Треугольник
Бонги
Тарелки
Опишем эффективные и доступные ученикам начальной школы упражнения на музыкальную импровизаию в игре на клавишном инструменте (акустическом, электронном, цифровом). Они интересны тем. ато три игре обеими руками (левой рукой простые аккорды, правой - мелодические украшения соло) создается гармоличнаи многоэлементаня фактура, вызывающая онтерес и положительные чувства у играющих и слушающих. В основу импровизации положим хорошо изученной и проработанныр е вокальных упважнениях звукоряд из трех нот
Занечено: в искусстве осмысленное огданиченис в средствах выражения стимулирует воображение, способствует концентрации внимания на точности
ды в музицировании, без обращения к строгой нормативной сфере музыкальной теории.
Кек показывает праккика и наш личный многолетниу педаго гичес кий опыт, методы и приемы музыкально-педагогической работы, апробированные принципы технологии разностороннего музицирования учеников начальной школы с использованием современных музыкально-компьютерных технологий, электронных музыкальных и нструментов и музыкального комеьюте ра раскрыва ют новые перспективы музыкально-педагогического и в целом художественного образо-аания дттей в школе цифрового века (см., нлпример, [13]), а также в процессе организации системы инклюзивного музыкального образования [14; 15; 16], где
разработанные методы приобретают своё особенное значение, создавая условия для обучения, социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, мы рассмотрели педагогические методы и приемы, составляющие элементы но вой по форме и содержанию методики приобщения к музыке учеников начальной школы через музыкально-творческую деятельность (музицирование), предполагающие смену основной формы музыкальной деятельности и переход учащегося от одного вида творческой работы к другой на основе простого и хорошо усвоенного в музыкальной практике материала. Упражнения для пения в пределах трихорде не ограничиваются функцией вокального воспитания и эмоциональной разгрузки, они становятся предметом теоретического рассмотрения при изучении нотной грамотя, при нципов построения музыкального высказывания и фразировки, затем - основой инструментального музи-
Библиографический список
цирования и импровизации, а также - музыкального творчества на компьютере. Такой подход интегрированной музыкальной деятельности показал свою эффективность на уроках музыки для детей начальяой школы. Освоение оМыюр ывания простой аккордовой последовательности (Т^-ОТ) на клавишном инструменте открывает перед учениками вооможность полноценноно коллективного музицирования, безграничные горизонты музыкального творчества, самовыражения и самосовершенствования. Усложнение упражнений через постепенное расширение звукоряда (от трихорда к тетрахорду пентатонике и гамме), расширение набора применяемых перкуссионных инструментов (что является особенно интересным я достунным для учеников в классе музынальн о-ьомпьютерных технологий при использовании МО-клавиатур или музыкальных синтезаторов) задают перспективу дальнейших исследований наилучеих форм и методов разностороннего музыкального творчества учеников начальной общеобразовательной школы.
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: сборник материалов XI российско-американской научно-практической конференции. 2008: 163 - 167.
2. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
3. Рубцов А.А. Музыкально-компьютерные технологии в начальной общеобразовательной школе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 272 - 275.
4. Бергер Н.А. Теория музыки в современной практике музинировзния. Сарттов, 2011.
5. Лаптев И.Г. Инструментальное музицирование как путь активизации развития музыкальных способностей младших школьников. Педагогическое образование в Рос-сий. 2013; № 5:182 - 187.
6. Холопов Ю.Н., Кириллина Л.В., Кюрегян Т.С., Лыжов ГИ., Поспелова РЛ., Ценова В.С. Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. Москва: Издательство «Композитор», 2006.
7. Красильниоов И.йй. Методика обучекия игре нс клавишном синтззаторе: методическое пособие для преподавателей детских музыьакьных школ и детских школ искусств. Москва, 2007.
8. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. 2018. Pp. 23 - 28.
9. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.
10. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.
11. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: сониология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.
14. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.
15. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.
16. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: sbornik materialov XI rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.
2. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
3. Rubcov A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v nachal'noj obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 272 - 275.
4. Berger N.A. Teoriya muzyki v sovremennoj praktike muzicirovaniya. Saratov, 2011.
5. Laptev I.G. Instrumental'noe muzicirovanie kak put' aktivizacii razvitiya muzykal'nyh sposobnostej mladshih shkol'nikov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 5: 182 - 187.
6. Holopov Yu.N., Kirillina L.V., Kyuregyan T.S., Lyzhov G.I., Pospelova R.L., Cenova V.S. Muzykal'no-teoreticheskie sistemy: uchebnik dlya istoriko-teoreticheskih i kompozitorskih fakul'tetov muzykal'nyh vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Kompozitor», 2006.
7. Krasil'nikov I.M. Metodika obucheniya igre na klavishnom sintezatore: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej detskih muzykal'nyh shkol i detskih shkol iskusstv. Moskva, 2007.
8. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. 2018. Pp. 23 - 28.
9. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.
10. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
14. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.
15. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.
16. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.
Статья поступила в редакцию 02.12.21
УДК 378
Tovpich I.O., Head of School No. 8 with profound study of music series"Music" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE "SOCIO-CULTURAL INITIATIVE" WORLDSKILLS IN THE LINE OF JUNIORS AND YOUNG PROFESSIONALS. The article discusses a project of cooperation between a secondary school and a pedagogical university on the basis of the educational and methodological laboratory "Music Computer Technologies" at the Herzen State Pedagogical University Russia and the secondary school No. 8 with profound study of music series "Music" of Frunzensky District of St. Petersburg. The basis of the project is development of the World Skills competence "Socio-cultural initiative" in the line of junior and young professionals. The project is based on multifaceted use of music computer technologies as one of the tools to form information educational environment of the school, aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process. The authors see students of a pedagogical university as active participants in the educational process and the creation of a joint creative and musical-artistic research project, who are both developers of information and artistic means of education and tutors in the structure of the organization of a new form and content of the educational process using modern music computer technologies and electronic musical instruments.
Key words: music computer technologies, pedagogy of involvement, World Skills competencies, information technology, information and educational environment, electronic musical instruments.
И.О. Товпич, директор школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНЦИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА» WORLDSKILLS В ЛИНЕЙКЕ ЮНИОРОВ И МОЛОДЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ
В статье рассматривается проект сотрудничества общеобразовательной школы и педагогического вуза на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и средней общеобразовательной школы № 8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района г Санкт-Петербурга. Основой проекта является разработка компетенции WorldSkills «Социокультурная инициатива» в линейке юниоров и молодых профессионалов. Проект построен на основе многогранного использования музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса. Активными участниками образовательного процесса и создания совместного творческого и музыкально-художественного исследовательского проекта авторы статьи видят студентов педагогического вуза, являющихся одновременно и разработчиками информационно-художественных средств образования, и тьюторами в структуре организации нового по форме и содержанию образовательного процесса с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компетенции WorldSkills, информационные технологии, информационно-образовательная среда, электронные музыкальные инструменты.
Разработка компетенции WorldSkills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов, разрабатываемая силами сотрудников и обучающихся школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района Санкт-Петербурга и студентов и преподавателей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, предполагает создание и введение в образовательный процесс школы и вуза научно-образовательных учебных проектов, соответствующих различным направлениям исследовательской деятельности участников процесса обучения.
Основной целью нашего исследования является разработка компетенции «Социокультурная инициатива» WэrldSkills в линейке юниоров и молодых профессионалов, что предопределяет создание образовательной среды взаимодействия обучающихся школ и студентов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности. Основные задачи исследования, которые связаны с содержанием образовательного процесса и решение которых позволяет достичь обозначенные целями исследования, определяются соответствующими практическими видами работы и опорой на использование возможностей высокотехнологичной творческой образовательной среды, включением в процесс образования музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2]. Ключевые позиции взаимодействия студентов и учащихся школы, сопровождающие основные моменты таких видов работ, включают следующие направления деятельности:
- WэrldSkills сетевое взаимодействие вуза и школы (предпрофессиональ-ные классы, направления - звукорежиссура, исполнительство на электронных музыкальных инструментах - ЭМИ [3; 4]),
- работа с аудио- и видеоинформацией,
- работа с мультимедийным контентом,
- подготовка audiо-, videоmakera (или av-makera),
- содержание образовательного процесса, направленного на освоение культурного наследия, многовековых культурных традиций народов России и мира с опорой на широкое использование возможностей высокотехнологичной
творческой образовательной среды, информационных технологий, многогранное и многокомпонентное включение в процесс образования МКТ,
- развитие когнитивных способностей обучающихся и студентов посредством реализации проектов социокультурной направленности,
- формирование метапредметных компетенций обучающихся и студентов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности,
- социокультурные инициативы, объединяющие школьников, студентов, деятелей культуры, науки, общественные организации, концертные организации, музеи и пр.
Поскольку в современной музыкальной практике всё шире применяются информационные технологии, ставшие частью современной культуры, появляются всё новые и новые разновидности электронного музыкального инструментария (синтезаторы, сэмплеры, электронные музыкальные инструменты, музыкальные компьютеры, цифровые рабочие станции), образовательные практики и педагогические технологии, построенные на их основе (см., например, [3; 4; 5]). Развитие и внедрение инновационных образовательных систем, построенных на основе их использования, являются настоятельной необходимостью и предопределяют научную новизну предлагаемого исследования как в теоретическом, так и в практическом её аспектах. Применение МКТ в системе современного музыкального образования позволяет использовать для учебных целей различные высокохудожественные образцы творческой деятельности музыканта, а также создаёт условия для включения педагогов в существующие сетевые профессиональные сообщества, развивает потребность в создании собственных сетевых ресурсов, побуждает к формированию оригинального цифрового образовательного контента.
Современный урок музыки - это урок, на котором развиваются творческие возможности учащегося. Для так называемого поколения Z использование МКТ и цифровых музыкальных инструментов является реальной научно-творческой практикой для формирования заинтересованности в их использовании в системе современного профессионального музыкального образования, действенной основой для возможности создания новых способов трансляции высокохудоже-