УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies",
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Belov G.G., Candidate of History of Arts, Professor, Senior Researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies",
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ELECTRONICS IN THE ART OF MUSIC: CALL OF THE TIMES. In the 20th century, a new class of keyboard musical instruments appeared, caused by the use of music computer technologies (MCT) in the art of musical composition, the development of the art of performing on electronic musical instruments (EMI), their application in the educational process at various levels and stages of training. The authors consider features of realization of process of training of teachers of musical disciplines on the example of activity of the Education and Methods Laboratory Music Computer Technologies at the Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), where they develop a training program "Electronic Musical Synthesizer" and the program of professional training of teachers of musical disciplines "Teaching Electronic Keyboard Synthesizer". The authors also raise the problem of the necessity and possibility of producing EMI in Russia, which would contribute to both the cultural and economic development of the country, and attract new students and colleagues in the world space of musical culture.
Key words: electronic musical instrument, musical computer, music computer technologies, art of performance mastership, musical instruments.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»
Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Г.Г. Белов, канд. искусствоведения, проф., ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»
Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
В ХХ веке появился новый класс клавишного музыкального инструментария, вызванного применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в искусстве музыкальной композиции, развитием искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ), применением их в образовательном процессе на различных уровнях и этапах обучения. Авторы статьи рассматривают особенности реализации процесса повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского педагогического университета имени А.И. Герцена (г Санкт-Петербург), где разработана программа повышения квалификации «Электронный музыкальный синтезатор» и программа профессиональной переподготовки преподавателей музыкальных дисциплин «Преподавание электронного клавишного синтезатора». Также авторами ставится проблема необходимости и возможности производства ЭМИ и - в более широком смысле -компьютерного музыкального инструментария в России, что способствовало бы как культурному, так и экономическому развитию страны, привлечению новых обучаемых и коллег в мировом пространстве музыкальной культуры.
Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии, искусство исполнительского мастерства, музыкальные инструменты.
«Стоит древесно, / К стене примкнуто, / Звучит чудесно, / Быв пальцем ткнуто», - вплоть до нашего времени в ходу у музыкантов это четверостишие-загадка, пародирующее своеобразный стиль старорусской поэзии. Оно приписывается поэту XVIII века Василию Кирилловичу Тредиаковскому, в стихах которого современники находили много забавных несуразностей. Отгадка проста: конечно, это клавесин, модный в восемнадцатом веке в салонах Санкт-Петербурга.
Вряд ли тогда в молодой столице России знали о событии, происшедшем несколько ранее в Потсдаме с великим немецким музыкантом И.С. Бахом. 7 мая 1747 года он посетил только что выстроенный потсдамский дворец прусского короля Фридриха Второго, будучи приглашённым монархом оценить достоинства каждого из многочисленных клавесинов, расставленных в разных залах дворца. В те годы великим Бахом был признан композитор Карл-Филипп Эмануэль Бах (сын Иоганна Себастьяна, за верность барочным традициям которого недалёкие современники прозывали «пыльным париком», впрочем, ценили как искуснейшего органиста, виртуоза-клавесиниста и импровизатора). Проходя в свите короля по залам дворца, И.С. Бах присаживался за инструменты, импровизировал и давал своё заключение. Был уговор, что за последним клавесином Бах сымпровизирует шестиголосную фугу на тему, заданную королём.
И вдруг - осечка: слишком изысканная тема позволила И.С. Баху сымпровизировать только трёхголосную фугу. Раздосадованный Иоганн Себастиан вернулся домой в Лейпциг и сочинил гениальный полифонический цикл "Musikalische Opfer" - «Музыкальное приношение» (приношение, разумеется, монарху), в основу которого легла тема короля в разнообразных преобразованиях. Этот цикл мог бы звучать в различных инструментально-тембровых версиях: в нём есть и трёхголосный ричеркар (фуга названа именно так, чтобы в названии отразился придуманный Бахом акростих), и обещанная шестиголосная фуга для клавесина, и специально для короля сочинённая четырёхчастная Трио-соната для флейты (король считал себя отменным флейтистом), скрипки и чембало, а также ряд талантливых канонов замечательной интеллектуальной и технической изощрённости стиля для различных ансамблей. Фридрих Второй не смог по достоинству оценить бесценный дар гения и забросил рукопись на чердак (там её и обнаружили через сто лет).
Во второй половине XVIII столетия в европейской музыкальной культуре стиль барокко сменил классицизм, и далее наступила эпоха романтизма. Кла-викорд и клавесин постепенно уступили место ранним видам фортепиано (хам-мерклавиру и др.) - инструментам, более звучным и перспективным в концертной и бытовой практике.
Фортепиано тоже совершенствовалось: недорогие прямострунные инструменты заменялись прекрасными концертными роялями, с одной стороны, и компактными, внешне изящными пианино для домашнего музицирования, с другой. Основными поставщиками этих инструментов для европейских стран стали Германия и Франция, затем - Англия. Во второй половине XIX века в Петербурге тоже стали производиться фабричные рояли и пианино фирмы Becker.
После Октябрьской революции национализированная фабрика Беккера получила название «Красный Октябрь» и продолжила производство своей музыкальной продукции. А с окончанием Великой Отечественной войны потребность в клавишных струнных инструментах сильно увеличилась: восстанавливались города, открывались музыкальные школы, детские сады, в которых вводились занятия музыкой, ритмикой, физкультурой под музыку. Состоятельные граждане покупали в свои квартиры пианино. В послевоенной Советской России более 40 мебельных фабрик спешно наладили выпуск недорогих пианино (не всегда высокого качества), но удовлетворили повышенный спрос.
Но параллельно в мире музыки ХХ века продолжала развиваться исторически обусловленная тенденция совершенно новых форм музицирования: она связана с изобретением музыкальных инструментов, основанных на генерации звука с помощью электроники.
Столетний юбилей изобретения Львом Сергеевичем Терменом первого в России синтезатора (1919 - 1920 гг), названного им впоследствии термен-воксом, даёт основания нашим соотечественникам законно гордиться успехами в развитии мирового музыкального искусства и производства современных музыкальных инструментов с применением новых форм звукоизвлечения и зву-котворчества.
Одновременно это повод поразмыслить о проблемах современного этапа музыкознания, посвящённого передовым технологиям в музыке, композиторском творчестве, в формировании общественного отношения к новациям в искусстве звуков, к содержательности его изменчивых форм. Вспомним также, что в Советской России шестьдесят лет тому назад родился и оригинальный синтезатор АНС, названный так по буквам инициалов выдающегося композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина. В конце 60-х - в 70-х гг. в музыкальных магазинах СССР ещё можно было купить высококачественные аналоговые синтезаторы отечественного производства «Лель», «Аэлита», «Поливокс», «Алиса» и др., использующих электричество как генератор новых необычных звуков.
Безусловно, что и электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [1 - 3] и МК [4] (музыкальные компьютеры - современные музыкальные «рабочие стан-
ции») - закономерный новый этап в эволюции музыкального инструментария [5 - 7].
Электронные музыкальные инструменты, являясь одним из важнейших компонентов компьютерной студии звукозаписи, вступают во взаимодействие с другими ее составляющими, которые обеспечивают общий художественный результат [8 - 9]. Именно редакторская функция ЭМИ вызывает необходимость интерпретировать по-новому само содержание музыки, находить этому адекватные средства его воплощения. «Возможности цифрового рояля с его звуковыми эффектами, компьютерной технологией программной обработки и редактирования звука лежат в иной плоскости, они находятся далеко за пределами "короля инструментов" - акустического рояля. Музыкально-дидактическая роль digipiano оказывается значительно важнее его концертных возможностей» [10, с. 15].
Синтезаторы выявили свою неповторимую функцию в развитии музыкального искусства в целом, где стали платформой для новых подходов к интерпретации существующей музыки и созданию новых музыкальных композиций. Они также «сыграли значительную роль в развитии музыкального искусства, послужив основой формирования новых классов явлений как в сфере его академического направления (электронная, конкретная, магнитофонная, компьютерная, живая электронная музыка), так и массового (рок- и поп-музыка)» [11, с. 3]. «Электронный рояль - другой инструмент, он не похож ни на хаммерклавир, ни на акустический рояль. И вообще, различия между клавишным синтезатором и фортепиано гораздо более существенны, чем различия между фортепиано и органом или фортепиано и аккордеоном. Цифровой рояль - это рояль нового века. Он стремительно совершенствуется», - пишет К. Цатурян [10, с. 11].
В течение ХХ столетия не только сформировалась новая звуковая аура, но и в последние десятилетия XX - начала XXI века стремительно развивается новая область музыкального творчества (и образования) - МКТ (музыкально-компьютерные технологии) [12 - 14]. МКТ - это область, которая объединяет основы музыки и общие принципы создания и использования специализированного компьютерного аппаратного и программного обеспечения (подробнее см. работы [15 - 17]). Основу любого современного ЭМИ составляет микропроцессор (по сути - МК), с помощью которого по одной из известных технологий синтезируется музыкальный звук. Контроллер («механизм» акустического и физического воздействия на звук) ЭМИ в таком инструменте вполне может быть выполнен в виде скрипки, фортепиано, арфы, аккордеона (и т.д.), может представлять собой любой широко известный или совершенно новый музыкальный инструмент.
Увы, почему-то наша страна утратила ведущие позиции в создании современных моделей актуальных ныне синтезаторов - ЭМИ, где нашим инженерам представилась бы возможность не только выпускать аппараты, наполненные неповторимыми тембровыми красками, вызванными звучанием многообразных русских народных инструментов и инструментов других народов России, находками бесконечно новых пресетов, новых оригинальных технических опций, но и предложить громадные тиражи этих новых и недорогих музыкальных инструментов. Ведь в них нуждаются классы музыки во многих школах России, в каждой музицирующей семье, в детских музыкальных школах и детских школах искусств, в музыкальных и музыкально-педагогических училищах, консерваториях, академиях музыки, университетах, институтах культуры, на концертных эстрадах, в театральных и спортивных студиях, наконец, в телестудиях.
Рассмотрим особенности реализации процесса подготовки и переподготовки преподавателей ЭМИ на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского педагогического университета имени А.И. Герцена (г Санкт-Петербург), где разработана программа повышения квалификации «Электронный музыкальный синтезатор» и программа профессиональной переподготовки преподавателей музыкальных дисциплин «Преподавание электронного клавишного синтезатора» (https://moodle. herzen.spb.ru/course/view.php?id=1365).
Программа «Электронный музыкальный синтезатор», разработанная при участии авторов данной статьи и Е.Н. Бажуковой, является основной образовательной программой, основным модулем профессиональной переподготовки «Преподавание электронного клавишного синтезатора». Программа обеспечивает получение слушателями необходимых знаний в области аранжировки и композиции на ЭМИ, ключевых компетенций в освоении принципов работы современных электронных музыкальных синтезаторов, навыков использования различных художественно-эстетических возможностей (включая аудиовизуальный контент) в практике исполнительского мастерства на ЭМИ. Основное содержание программы представлено на сайте РГПУ имени А.И. Герцена в СДО MOODLE (https://moodle.herzen.spb.ru/course/view.php?id=1363), благодаря использованию инструментов которого обеспечивается возможность ведения образовательной деятельности в дистанционном формате. Программа становится доступной для обучения слушателей после прохождения ими процедуры зачисления на курс. Обычно доступ к разделам и темам программы строго регламентирован расписанием занятий для каждой конкретной группы слушателей программы повышения квалификации.
Ниже мы приводим информацию о ключевых разделах и темах разработанной программы. Более подробная информация о программе повышения
квалификации «Электронный музыкальный синтезатор» может быть доступной слушателям и преподавателям курса в процессе его реализации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТЕЗАТОР»
РАЗДЕЛ 1. Электронные музыкальные инструменты.
Тема 1. Архитектура и принципы работы современных клавишных синтезаторов.
Содержание: Введение в предмет Исторические данные об эволюции развития ЭМИ. Особенности электронного музыкального творчества. Структура музыкально-творческой деятельности на основе клавишного синтезатора. Композиторские и исполнительские возможности аранжировки для ЭМИ.
Тема 2. Интерфейс и функциональные исполнительские возможности электронного музыкального инструмента, электронного клавишного синтезатора.
Содержание: воспроизведение встроенных тембров инструмента. Применение эффектов тембра. Создание собственных тембров Organ Flutes. Исполнение на электронном музыкальном инструменте с использованием функции автоаккомпанемента. Музыкально-исполнительское мастерство на ЭМИ. Регулировка баланса громкости стиля клавиатуры. Работа со стилем, основные приемы игры и характеристики аппликатур. Элементы управления функциями инструмента на дисплее. Изучение инструктивной литературы, методика последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков работы с MASTER VOLUME. Панель VOICE. Воспроизведение тембров. Панель PART SELECT (сортировка партий). Одновременное воспроизведение нескольких тембров. SPLIT POINT - точка разделения клавиатуры. Настройка чувствительности клавиатуры. Сохранение файлов. Работа с различными типами файлами.
Практические занятия дают возможность получить навыки исполнительского мастерства, повысить профессиональный уровень педагога-музыканта.
Содержание практических занятий:
• работа с основными функциями инструмента;
• знакомство с банком панели VOICE и STYLE;
• настройка инструмента к исполнению с использованием режима автоаккомпанемента;
• настройка и сохранение их в регистрационной памяти;
• подготовка электронного клавишного синтезатора к исполнению с использованием методов работы со стилем; основные приёмы и характеристики аппликатуры; аранжировка выбранного музыкального произведения.
Произведения для выполнения практических занятий слушатели выбирают самостоятельно.
РАЗДЕЛ 2. Музыкальное творчество на электронном клавишном синтезаторе.
Тема 1. Настройка электронного клавишного синтезатора к исполнению. Подключение внешних источников. Работа над звуковым синтезом.
Содержание: особые технические возможности и способы применения тембровых, динамических и акустических свойств электронного музыкального инструмента. Сохранение и вызов пользовательских настроек инструмента. Подтверждение информации о регистрационной памяти. Возможности сохранения настроек в регистрационной памяти инструмента. Сохранение настроек регистрационной памяти на USB-носителе.
Подключение педальных переключений и ножных контроллеров. Воспроизведение и запись мультипедов. Запись собственного исполнения на инструменте. QUICK RECORDING - СЕКВЕНСОР Регулировка панорамного звучания и громкости для каждой части. Применение эффектов к каждой части. Функция прямого подключения к Интернету. Использование специально организованных веб-сайтов в профессиональной деятельности преподавателя клавишного музыкального синтезатора. Подключение внешних MIDI-устройств. Подключение аудиоустройств.
Тема 2. Основы аранжировки, композиции и импровизации на электронном клавишном синтезаторе.
Содержание: искусство музицирования на ЭМИ. Повышение музыкально-исполнительского уровня слушателя через занятия аранжировкой, композицией и импровизацией на электронном клавишном синтезаторе. Углубление собственно исполнительского мастерства в процессе осознания логики композиторского мышления и структуры художественного образа. Индивидуализация голосов средствами артикуляции, динамики, панорамирования, разделения на темброво-контрастные звуковые каналы. Выявление глубинного подтекста, присущего полифоническим произведениям. Накопление запаса слухо-моторных навыков - обязательного компонента творческого "словаря" любого исполнителя, в т. ч. и исполнителя на ЭМИ.
Тема 3. Электронный клавишный синтезатор и музыкально-компьютерные технологии.
Содержание: возможности использования электронного клавишного синтезатора и МКТ. Подключение к компьютеру. Виды программ для создания аранжировок, работы со звуком и нотным текстом. Понятие музыкально-компьютерных технологий, возможности их применения и использования в педагогической деятельности педагога-музыканта. Развитие активного линеарного слухового внима-
ния. Способность целостного и вместе с тем дифференцированного восприятия различных музыкальных пластов. Возможности МКТ в процессе познании звукообразования, звукотворчества.
Содержание практических занятий:
- сохранение настроек регистрационной памяти на USB-носителе;
- подключение педальных переключений и ножных контроллеров;
- воспроизведение и запись мультипедов;
- запись собственного исполнения на электронном музыкальном инструменте;
- подключение аудиоустройств;
- регулировка панорамного звучания и громкости.
- создание аранжировки с использованием необходимых настроек электронного клавишного инструмента с применением панорамирования.
- подключение электронного музыкального синтезатора к компьютеру;
- виды специализированного программного обеспечения для создания аранжировок, работы со звуком; компьютерное музыкальное инструментоведе-ние;
- работа с МЮ1-файлом, обработка звуков, используя МКТ.
Форма и методы контроля знаний слушателей программы повышения квалификации «Электронный музыкальный синтезатор»
Библиографический список
Промежуточный контроль по дисциплине «Электронный музыкальный синтезатор» - зачёт, который состоит из двух этапов - теоретического и практического. Произведения для практического задания предоставляются до проведения зачёта, для возможности создания аранжировки и исполнению на инструменте.
Вторая часть предполагает устный ответ на вопрос.
Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Архитектура современных ЭМИ.
2. Основы исполнительства на ЭМИ.
3. Художественные особенности исполнительского мастерства на ЭМИ.
4. Исполнительское мастерство на электронном клавишном синтезаторе. Способы артикуляции.
5. Динамические параметры звука на ЭМИ.
6. Приёмы работы с мелодической линией в аранжировке.
7. История создания и становления ЭМИ.
8. Основные приёмы игры на инструменте и способы звукоизвлечения.
9. Использование каналов CHANNEL при создании вариации и редактирования стилей.
10. Понятие о музыкально-компьютерных технологиях (МКТ).
11. Классификации современного программного обеспечения профессиональной деятельности музыканта.
1. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 23 - 28.
2. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. Paris, France, 2018: 144 - 149.
3. Gorbunova I.B., Petrova N.N. Music Computer Technologies, Supply Chain Strategy and Transformation Processes in Socio-Cultural Paradigm of Performing Art: Using Digital Button Accordion. International Journal of Supply Chain Management. 2019; Vol. 8, №. 6: 436 - 445.
4. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер. ИКОНИ. 2020; № 2: 60 - 78.
5. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; № 9: 97 - 101.
6. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество: философия, история, культура. 2016; № 12: 138 - 143.
7. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2017: 44 - 51.
8. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; № 2: 87 - 92.
9. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции, 2014: 293 - 294.
10. Цатурян К.А. Современное цифровое фортепиано. Музыка и электроника. 2008; № 1: 13 - 16.
11. Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. Москва: ООО МЦ «Искусство и образование», 2007.
12. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № S 24: 360 - 375.
13. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
14. Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № 6 Special Issue: 600 - 615.
14. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.
16. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
17. Gorbunova I.B., Petrova N.N. Digital Sets of Instruments in the System of Contemporary Artistic Education in Music: Socio-Cultural Aspect. Journal of Critical Reviews. 2020; Vol. 7, № 19: 982 - 989.
References
1. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 23 - 28.
2. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. Paris, France, 2018: 144 - 149.
3. Gorbunova I.B., Petrova N.N. Music Computer Technologies, Supply Chain Strategy and Transformation Processes in Socio-Cultural Paradigm of Performing Art: Using Digital Button Accordion. International Journal of Supply Chain Management. 2019; Vol. 8, №. 6: 436 - 445.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter. IKONI. 2020; № 2: 60 - 78.
5. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 9: 97 - 101.
6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 12: 138 - 143.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoemuzykal'noeobrazovanie-2016: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova, 2017: 44 - 51.
8. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2017; № 2: 87 - 92.
9. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii, 2014: 293 - 294.
10. Caturyan K.A. Sovremennoe cifrovoe fortepiano. Muzyka i 'elektronika. 2008; № 1: 13 - 16.
11. Krasil'nikov I.M. 'Elektromuzykal'nye instrumenty. Moskva: OOO MC «Iskusstvo i obrazovanie», 2007.
12. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № S 24: 360 - 375.
13. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
14. Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № 6 Special Issue: 600 - 615.
14. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.
16. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "Soft Way to Mozart". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
17. Gorbunova I.B., Petrova N.N. Digital Sets of Instruments in the System of Contemporary Artistic Education in Music: Socio-Cultural Aspect. Journal of Critical Reviews. 2020; Vol. 7, № 19: 982 - 989.
Статья поступила в редакцию 26.09.20