Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОПРИЧАСТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЙ WORLD SKILLS)'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОПРИЧАСТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЙ WORLD SKILLS) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / педагогика сопричастности / педагогическая практика в вузе / компетенции World Skills / информационные технологии / общее образование / информационно-образовательная среда / music computer technologies / pedagogy of involvement / pedagogical practice at university / World Skills competencies / information technology / general education / information and educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Мезенцева, И.О. Товпич

В статье освещается педагогическая практика в вузе как фактор профессионального становления педагога-музыканта. Основополагающим принципом педагогической практики предлагается считать методику педагогики сопричастности (практикант-наставник – ученик – родитель). Представлен проект формирования ценностей педагогического образования через формирование средствами современной творческой цифровой образовательной среды на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена и педагогический опыт процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Предлагается проект сотрудничества на примере разработки компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Проиллюстрирован процесс реализации интеграции информационно-художественных средств образования в системе общего образования с использованием современных музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Мезенцева, И.О. Товпич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RELEVANT COMPETENCIES WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL PRACTICE AT A UNIVERSITY (ON THE PROBLEM OF PEDAGOGY OF INVOLVEMENT AND COMPETENCIES OF WORLD SKILLS)

The article highlights pedagogical practice at a university as a factor of professional formation of a teacher-musician. The fundamental principle of pedagogical practice is proposed to consider the methodology of pedagogy of participation (intern-mentor – student – parent). The project of forming values of pedagogical education through the formation of a modern creative digital educational environment on the basis of the education and methods laboratory “Music Computer Technologies” at Herzen State Pedagogical University of Russia is presented. The article reveals some pedagogical experience of the process of integration of information and artistic teaching tools in the general education system on the example of a secondary school with in-depth study of the subjects of the musical cycle. A cooperation project is proposed based on the example of the development of the World Skills competence “Socio-Cultural Initiative” for junior and young professionals. The process of implementing the integration of information and artistic means of education in the general education system with the use of modern musical computer technologies as one of the tools for the formation of the school’s information educational environment aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process is illustrated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОПРИЧАСТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЙ WORLD SKILLS)»

12. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

13. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

References

1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

4. Alieva I.G. Modeli ladov kak osnova formirovaniya ladovyh stereotipov. Msdsnimaarif. 2011; № 3: 55 - 57.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: Materialy XI rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.

6. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

8. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016; Tom 2.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

11. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

12. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

13. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

Статья поступила в редакцию 05.10.21

УДК 378

Mezentseva S.V., Cand. of Art History, senior lecturer, Head of Department of Art, senior research associate of the education and methods laboratory

Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

Tovpich I.O., Principal of School No. 8 with Profound Study of Music Series 8 'Music' (St. Petersburg, Frunze District, Russia), E-mail: tov_@mail.ru

FORMATION OF RELEVANT COMPETENCIES WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL PRACTICE AT A UNIVERSITY (ON THE PROBLEM OF PEDAGOGY OF INVOLVEMENT AND COMPETENCIES OF WORLD SKILLS). The article highlights pedagogical practice at a university as a factor of professional formation of a teacher-musician. The fundamental principle of pedagogical practice is proposed to consider the methodology of pedagogy of participation (intern-mentor - student - parent). The project of forming values of pedagogical education through the formation of a modern creative digital educational environment on the basis of the education and methods laboratory "Music Computer Technologies" at Herzen State Pedagogical University of Russia is presented. The article reveals some pedagogical experience of the process of integration of information and artistic teaching tools in the general education system on the example of a secondary school with in-depth study of the subjects of the musical cycle. A cooperation project is proposed based on the example of the development of the World Skills competence "Socio-Cultural Initiative" for junior and young professionals. The process of implementing the integration of information and artistic means of education in the general education system with the use of modern musical computer technologies as one of the tools for the formation of the school's information educational environment aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process is illustrated.

Key words: music computer technologies, pedagogy of involvement, pedagogical practice at university, World Skills competencies, information technology, general education, information and educational environment.

С.В. Мезенцева, канд. искусствоведения, доц., ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»

РГПУ имени А.И. Герцена, E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

И.О. Товпич, директор школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга,

E-mail: tov_@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОПРИЧАСТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЙ WORLD SKILLS)

В статье освещается педагогическая практика в вузе как фактор профессионального становления педагога-музыканта. Основополагающим принципом педагогической практики предлагается считать методику педагогики сопричастности (практикант-наставник - ученик - родитель). Представлен проект формирования ценностей педагогического образования через формирование средствами современной творческой цифровой образовательной среды на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена и педагогический опыт процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Предлагается проект сотрудничества на примере разработки компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Проиллюстрирован процесс реализации интеграции информационно-художественных средств образования в системе общего образования с использованием современных музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, педагогика сопричастности, педагогическая практика в вузе, компетенции World Skills, информационные технологии, общее образование, информационно-образовательная среда.

Актуальность исследования. Современное музыкальное образование требует специалистов высокого качества подготовки в связи с постоянно ускоряющимся темпом социальных и информационно-технических изменений в обществе. Студенты, будущие выпускники-учителя, обучающиеся в педагогических вузах, должны быть как теоретически, так и практически профессионально оснащены и владеть определенным уровнем и широким спектром знаний, умений

и навыков, среди которых важнейшее место занимает педагогическая практика как основа получения профессиональных компетенций и фактор профессионального становления педагога-музыканта [1]. Основными регламентирующими документами в этом вопросе являются Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015

г. № 1383 и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО), актуальный для соответствующего направления подготовки. В них определены виды практик, требования к их организации, функции и обязанности структурных подразделений вуза и их руководителей.

Цель и задачи исследования. Термины сотворчество, сотрудничество, сопричастность близки и понятны каждому музыканту - сотворчество с композитором, сотрудничество в оркестре, ансамбле, сопричастность к общему делу - это те понятия, те компоненты творчества, без осмысленного отношения к которым невозможно создание и исполнение музыки, музыкального произведения. Именно поэтому этот термин - «педагогика сопричастности», который, по сути, характеризует основное, ключевое направление педагогической науки в наши дни, обсуждается в рамках системы современного музыкального образования, поднимая общую для всех направлений методическую и методологическую проблему.

В настоящей работе вопрос создания особой образовательной среды, наполненной образовательным контентом, позволяющим через творчество, музыкальную деятельность, общение, построенное на принципах создания высокохудожественных учебных проектах творческого содержания, а также через взаимодействия в различных направлениях и видах деятельности человека развивать учащегося, который сопричастен к различным учебным, общественным, политическим, научным и другим видам деятельности человека и гражданина.

Большую роль в организации этого взаимодействия может сыграть (и уже играет!) общение со студентами педагогических вузов в рамках педагогической практики. Устанавливается своего рода наставничество студентов над школьниками в подготовке индивидуальных проектов по различным видам практической, учебно-творческой и другим видам деятельности человека. Студентам это общение полезно в качестве активной формы прохождения педагогической практики, у школьников появляется индивидуальный куратор, который сопричастен ко многим тем аспектам учебной и внеучебной деятельности школьника, которые не видны педагогам внутри общешкольной жизнедеятельности. Полезной оказалась идея создания единой темы для группы индивидуальных проектов, которые в дальнейшем объединяются в нашу идею сопричастности с важными ценностями человека-гражданина. Тема, которую мы выбираем в данном случае, носит, прежде всего, воспитательный характер.

Сейчас разработаны нормативные документы, связанные с организацией наставнической деятельности. Основными группами в процессе сотрудничества и взаимодействия являются различные учебные (внутри школы и вне школьных учреждений) сообщества: учителей и обучающихся, школьников со школьниками и родителями, учителей и другими наставниками, связанными с различными видами деятельности обучаемых. Сюда мы добавим ещё и наставничество, связанное с разного рода взаимодействиями студентов и школьников, что очень важно также и в контексте профориентационной работы. У студентов в учебном плане предусмотрены различные виды учебно-исследовательской, организационно-исследовательской деятельности, например, такие дисциплины, как «Управление учебными проектами», «Организация учебно-исследовательской работы», «Организация дополнительного образования», «Производственная практика (учебная)», «Производственная практика (научная)» и мн. др.

Этот процесс наставничества и сотворчества может быть организован в дистанционном формате. В школе и в вузе должен быть руководитель этой практики - наставничества.

Научная новизна. Удивительно ценный потенциал несут в себе музыкально-компьютерные технологии (далее - МКТ) [2; 3] как инструмент для создания различных вариантов сетевого взаимодействия, построенного на широком многокомпонентном сотрудничестве в современной высокотехнологичной цифровой образовательной среде, как средство трансляции многовековой музыкальной культуры народов мира, как способ реализации взаимодействий обучаемых и их наставников, который опирается на педагогику сотрудничества и сопричастности в современной информационной образовательной среде.

В настоящей работе предлагается проект такого сотрудничества на примере разработки компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Проект предполагает проведение исследовательских мероприятий силами обучающихся школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района Санкт-Петербурга и студентов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в рамках педагогической практики, в чем мы видим теоретическую и практическую значимость работы.

Основные моменты, ключевые позиции такого взаимодействия включают:

- предпрофессиональный класс (9 -11 классы) в сетевом взаимодействии вуза и школы (по звукорежиссуре);

- работа с видеоинформацией;

- работа с мультимедийным контентом;

- подготовка audto-, videоmakerа или av-makera;

- содержание образовательного процесса, направленного на освоение культурного наследия, многовековых культурных традиций народов России и мира с опорой на широкое использование возможностей высокотехнологичной творческой образовательной среды, информационных технологий, многогранное и многокомпонентное включение в процесс образования МКТ;

- развитие когнитивных способностей обучающихся и студентов посредством реализации проектов социокультурной направленности;

- формирование метапредметных компетенций обучающихся и студентов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности;

- социокультурные инициативы, объединяющие школьников, студентов, деятелей культуры, науки, общественные организации, концертные организации, музеи и пр.

Принципы педагогики сопричастности [4] реализуются здесь лишь в ситуации доверительных взаимоотношений, с учетом этико-психологического взаимодействия практикантов (руководителей практики), детей и родителей. Ключевым моментом воплощения принципов являются взаимные глубокие доверительные отношения, взаимопомощь, поддержка, а исходным пунктом рождения сопричастности выступает искренняя заинтересованность в ребенке со стороны будущих учителей-практикантов к его личности. Прежде всего, здесь работает методика содеянности, организация совместного творчества. В рамках настоящего исследования и постановки вопроса предлагается воплощение компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» [5] на базе учебно-методической лаборатории (далее - УМЛ) «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена (далее - университета) (см. также в работах [6 - 8]).

В рамках производственной практики, имеющей педагогическую направленность, обучающиеся различных уровней подготовки в вузе (по направлению подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) получают профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности в области педагогической деятельности. Практика может быть стационарной и/или выездной; сосредоточенной (дискретной) и/или рассредоточенной. В период практики вырабатываются профессиональные навыки в области музыкально-компьютерной педагогики и культурно-просветительской работы с применением МКТ, которые являются основополагающими для выпускника современного педагогического вуза с позиций будущей учебной, воспитательной, просветительской работы.

Предлагается проведение стационарной практики в рамках структурного подразделения - УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» университета. Задачей такой практики (практики педагогики сопричастности) будет являться приобретение современных компетенций практиканта-наставника в следующих сферах:

- выполнение образовательных стандартов будущим педагогом-музыкантом в своей профессиональной деятельности с применением возможностей МКТ;

- диагностирование возможностей формирования личностной траектории художественно-творческого развития ученика, потенциала его одаренности и возможностей развития, достижения высоко уровня формирования компетенций;

- формирование широты художественно-творческих творческих взглядов и максимальной независимости при использовании МКТ в творческих целях (способность к самообразованию), преломление технических возможностей информационных технологий для художественных целей;

- планирование хода урока, учебного предмета в целом, подготовка учебно-методических материалов, текущей и промежуточных аттестаций, оценивание своего педагогического труда с точки зрения достижения учениками результатов обучения;

- выбор современных и адекватных методик и методов обучения, включая применение МКТ;

- развитие навыков художественно-просветительской деятельности с применением МКТ.

ФГОС ВО, актуальный для соответствующего направления подготовки, регламентирует типы и виды учебной и производственной практик в рамках образовательного процесса. Организация (совместно с базой практики) формирует учебные программы практик, ее структуру и содержание, требования к аттестации и контрольным мероприятиям.

Обязательным условием формирования компетенций в рамках практики является самостоятельная работы студента (в нашем случае - практиканта-наставника), которая заключается в планировании всего периода проведения практики (совместно с руководителем практики) и ежеурочном планировании, изучении литературы, рекомендованной программами практик вуза, дополнительной художественной, учебно-методической, технической (связанной с МКТ), нотной литературы, составлении заданий для учащихся. Необходима опора на регламентирующие материалы (программы практик), с которыми практиканты знакомятся на установочной конференции.

Административные функции выполняет руководитель (или несколько руководителей при необходимости) практики от университета в соответствии с приказами по практикам в вузе, а также представитель базы практики (при наличии и при проведении практики не в структурных подразделениях университета).

Обязательным условием допуска к работе в рамках практики является проведение вводных инструктажей (по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности в учреждении и другим необходимым видам и инструктирования для безопасной работы в период практики в соответствии с трудовым распорядком организации). Практикантам обеспечиваются материально-технические условия (персональные компьютеры, музыкальные синтезаторы, ми-ди-клавиатуры, соответствующее программное обеспечение и т.п.). Практикант выполняет индивидуальные задания, предусмотренные для него на период про-

хождения практики и разработанные руководителем практики от университета, которые проверяются и оцениваются; на итоговой конференции объявляются результаты в соответствии с требованиями регламентирующих документов. Практикант может обращаться за методической помощью к руководителю практики при выполнении индивидуального плана практики и заполнении отчетной документации. При распределении выбирается место практики с учетом индивидуальных особенностей студента, степени владения МКТ.

В случае если практика проходит не в структурном подразделении университета, то составляется совместное с базой практики расписание и тактика работы; руководитель от базы практики участвует в составлении индивидуальных заданий для практиканта, предоставляет в соответствии с ними программно-аппаратное обеспечение в области МКТ и условия для работы.

Результатом проверки освоения компетенций, закрепленных образовательной программой и учебным планом за практикой, является открытый урок и доклад практиканта, а также сдача всей отчетной документации и ответы на вопросы комиссии. Защита проходит открыто. Итоговая аттестация в рамках описываемого проекта в настоящей работе происходит в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» университета в присутствии комиссии, в состав которой входят руководитель практики и преподаватели УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» университета. Практикант-наставник, отчитываясь, излагает результаты проделанной работы, выполнение принципов педагогики сопричастности (практикант-наставник - ученик - родитель), роль МКТ в достижении результатов практики, демонстрируя аудио- и видеоматериалы, предоставляет дневник практики, отчетную документацию, характеристику с базы практики. В результате практикант получает оценку на основе совещания членов комиссии согласно шкале оценивания, в том числе с учетом его социокультурной инициативности и активности.

Необходимым условием проведения практики вне стен университета является заключение договоров о практике между организациями, даже в случае, если практикант является сотрудником организации, выбранной базой практики. К профильной организации предъявляется требование - осуществление обра-

Библиографический список

зовательной деятельности и соответствие условиям содержания практики по ОПОП ВО.

Полагаем, что особенное значение в реализации практики наставничества применение МКТ в процессе обучения музыке учащихся общеобразовательной школы имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Построенный на разноплановой работе с участием программ для озвучивания действий, производимым ребёнком с использованием компьютера процесс обучения музыке с участием современных МКТ позволяет ребёнку с глубокими нарушениями зрения реализовать себя как творца в музыкальной деятельности (см. подробнее в работах [9 - 11]).

В наших работах [12; 13] рассмотрены основные принципы организации учебного процесса в образовательном пространстве творческого вуза с опорой на современные медиатехнологии как средство бытования фольклорных традиций. Особенное значение такие образовательные технологии и методики обучения, а также разработанные нами методологии исследования приобретают в поле взаимодействия культур студентов из различных стран при освоении академического музыкального наследия народов мира (см., например, в работе [14]).

Создание образовательных проектов с участием различных предметных областей в их содержательном наполнении (см.: [15; 16; 17]) в процессе прохождения студентами практики с активным включением художественно-творческой деятельности, основанной на широком и многогранном использовании МКТ, позволяет достичь значительных результатов как при прохождении непосредственно самой практики, так и создаёт высокотехнологичную информационно-образовательную среду для дальнейшей успешной деятельности выпускника педагогического вуза.

Таким образом, педагогическая практика в вузе может и должна быть полем воспитания педагогики сопричастности между обучающимся, практикантом-наставником и родителями, а цифровая информационная среда позволяет формировать новые педагогические компетенции (в том числе компетенции World Skills) для воспитания современного педагога-музыканта.

1. Захарченко В.С., Мезенцева С.В. Исполнительская практика как фактор профессионального становления музыканта. Опыт, проблемы и пути совершенствования качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства: материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции. Улан-Удэ: Издательско-поли-графический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2020: 219 - 226.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XI российско-американской научно-практической конференции. 2008: 163 - 167.

3. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

4. Товпич И.О. Педагогика сопричастности. Современное музыкальное образование-2020: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021: 47 - 49.

5. Товпич И.О. Разработка компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Современное музыкальное образова-ние-2020: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021: 289 - 291.

6. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

7. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

9. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

8. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

9. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

10. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

11. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

12. Мезенцева С.В. Восток-Запад: межкультурные коммуникации в образовательном пространстве творческих вузов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 339 - 341.

13. Мезенцева С.В. Современные медиатехнологии как средство бытования фольклорных традиций. Современное музыкальное образование-2020: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021: 296 - 298.

14. Мезенцева С.В. Академическое западноевропейское музыкальное наследие в образовательном пространстве вуза как поле взаимодействия культур стран-соседей (к проблеме методологии исследования). Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 336 - 339.

References

1. Zaharchenko V.S., Mezenceva S.V. Ispolnitel'skaya praktika kak faktor professional'nogo stanovleniya muzykanta. Opyt, problemy i puti sovershenstvovaniya kachestva podgotovki specialistov v sfere kul'tury i iskusstva: materialy XIX Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Ulan-Ud'e: Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks FGBOU VO VSGIK, 2020: 219 - 226.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: materialy XI rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.

3. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

4. Tovpich I.O. Pedagogika soprichastnosti. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2020: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2021: 47 - 49.

5. Tovpich I.O. Razrabotka kompetencii World Skills «Sociokul'turnaya iniciativa» v linejke yunior i molodyh professionalov. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2020: Materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2021: 289 - 291.

6. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

7. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

9. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

9. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

10. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

12. Mezenceva S.V. Vostok-Zapad: mezhkul'turnye kommunikacii v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskih vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 339 - 341.

13. Mezenceva S.V. Sovremennye mediatehnologii kak sredstvo bytovaniya forklornyhtradid¡.Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2020: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2021: 296 - 298.

14. Mezenceva S.V. Akademicheskoe zapadnoevropejskoe muzykal'noe nasledie v obrazovat^nom i^ro^ranst^i; vuza kak pole kul'tur stran-sosedej (k probleme metodologii issledovaniya). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 336 - 339.

Статья поступила в редакцию 01.10.21

УДК 37.035

Atsaev A.S., doctoral postgraduate, Educational Religious Organization of Higher Education "Dagestan Islamic University n.a. Sheikh Muhammad-Arif'

(Makhachkala, Russia), E-mail: p_magomedova@mail.ru

SUFISM IN THE CONTEXT OF CHARITY AS A FACTOR IN PREVENTING THE PROCESS OF RADICALIZATION OF ISLAM AMONG YOUNG PEOPLE.

The article defines the essential content of a concept of Sufism, presents an analysis; ofthe provisions of Sufism/ tasawwuf(true traditional isiamicdirection) in the axiological aspect of interpersonal relations, aimed at preventing the process of raSicpfzaConof islam am ong yofag poople.Thp ifep ot tie sigaifioapt sotsntial of the concept of Sufis in the prevention of the process of radicalization of Islam among modern youth is revealed. The relevance of the research topic is beyond doubt, religiously minded youth should be trained in the true principles of traditional Islam, som inffrom tSeero pdetMeaammcd (Ш). Sufism is aimed at purifying hearts, protecting a Muslim from evil intentions and deeds, for the knowledge of the Creator frees a Muslim from the bondage of his passions. To resist manifestations of radicalism, whica fromwithin threaten the foundations of Russian statehood, it is necessary to fully use this potential, create conditions for its development and spread among young people.

Key worc/s: Izlam, Sufiom, tesmovvez0, goop tehavo raslicalivatiasaf le-am,prosenoioz as desfruotieuatfions.

А.С. Ацаев, докторант, Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа, г.Махачкала,E-mall: p_magomedova@mail.ru

СУФИЗМ В КОНТЕКСТЕ БЛАГОНРАВИЯ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИПРОЦЕССА РАДИ ККЛИЗАЦИИ ССЛАМА СРКДС МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена определению сущностного содержаниупоаятия «суфизм», анализу положений суфизма/тасаввуфа (истинного традиционного исламского нппреюоаии/ вaecaoлotиeecкoмanпeuпp iseusi/dHoCTvaix отоошеоий, aanpaenenuofo us патфплапаико/ ароцксап раиегжлгшоии искаме csooei молодежи. naceobicoeTcseaeu о snaiHTeabtoM noTospao,e коицууоаи вeфneв s дооо иpoфилafтefи nso.ecpa радикплизации ислама среди современной молодежи. Актуальность темы исследования не вызывает комороой: калигБзао ожст-оон-аы i^t^s^n^^Eu дллжоабытаоеачоеа иатинныю uos ожоножи традиционnosa идещеrm osnftopома Мптаммаса (Ш) исламу Суфизм направлен на очищение сердец, огораживая мусульманина от дурных намерений и поступков, ибо познание Творца освобождает мусульманина oe ftafoeen лкао ^трак^1^.,^^^ прттавоктпокря проявлениям радикализма, которые изнутри угрожают устою российской государственности, необходимо в полной мере wtтольхтать этот потенциал, создать условия для его развития и распространения средимолодежи.

Ключевые слова: ислам, суфизм, тасаввуф, благонравс, радикализация иалама, npoKsnaoueKa десжруктавных sucsykiKoa.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в контексте современных вызовов времени вопросы, связанные с профилактикой деструктив ных явлений, радикализации религии, являются наиболее перспективными и востребованными.

Цель данной статьи - исследовать потенциал суфизма в пртфыслексисе процесса радикализацииисламавмолодежной среде.

Основные задачи статьи видятся в следующем:

- определить сущность понятия «суфизм/тасаввуф»;

- рассмотреть истинные истоки суфизма в контексте благонуриия, межличностных отношенийсреди молодыхлюдей;

- определить основные формы проявления благонравия согласно суфийским трудам, неприятие деструктивизма в обществе, негативное отношение к насилию в среде подрастающего поколения, милосердие, терпеливость и доброжелательность к ближнемукак кодекссуфиев.

В современном мире социальная и материальная незащи щернннть молодежи, «частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только ныхрторвюиз причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодого поколения» [1, с. 14]. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антиссци-альных и криминальныхгрупп [2 -8].

Однако опыт последних десятилетий, и исторический в том числе, показал, что насильственное насаждение одной идеологии, одних взглядов и правил не приводит мир к развитию и процветанию, и, что на современном этапе иуровне развития человечества мир должен оставаться многополярным, многоконфессиональным и многонациональным. Но для комфортного сосуществования каждого индивидуума и общества в целом необходимо мобилизовать те механизмы и ресурсы, которые заложены в каждом мировоззрении, в каждой религии. Все Писания, ниспосланные Всевышним Творцом, содержат в себе общие принципе!

морали и нравственности, необходимые для безопасности человека и улучшения сзаиеоотнтшенийкак между каждымчленом оРщеврва, тахи мв—р разатчне1мн общественнымигруппамивцелом.

В исламе эт и ценности объединяет в себе тонятие «рлаго нрав ре» (хусну-пс-хупук) и ему придается огромное зиенение в виду его важсости и релеванв-ности для блага общества. Всееышний обознааил послонническую миссию пуорока Махаммаеа § в том , что он я оляется ыилостею для миров, объяииж его обладателем лучших нравов. В Коране говорится:

ь к п-л дме не (еуеио "с.ч а) ынмя| му

(Смасл) ««Ш сослал тибя милостью для миров». ;>

ж аждем (Дш ^м £нгм.у С у

(Смыт) ««и!оистину ты1 обладаешь втлипеми щщеераснынми ннавами и качествами».

Ор этсимр сооЕбго^л сар Уросок (§§) в своем хщрисе:

«Я п»нлат. чтобы»1 усовершенствовать блвгие нраву».

Лишь благонравие, достижнутое посредством познания Бога, превращает мусуеьманина в созидателя, приносящего благо и счаитьр вяему окружающщму миру. Облвдатель благих нравов своим характером и поведением репразенти-еует оебя в свою рело гико , носителе, котортй он стбт по^ии|ион ирует.

Бл^го й нрао явл яытся отужен ием духоЕлного состоояния, чи стоиЕы.1 сердса и уровея позоания Творца.

Е0 длстсаерном хадисп отт Бунлив Прорэок Лнламмад (§) 1"овори"п:

И^_ИС| ^е н р| ,*Н£ си 4Н£ ^^ VI

«нВтеле'сстЪ сииИп плДти, с»т ноаоуоИ вабисНо сл»(бптлнихе тела~о рто сяэдо серЕ:цри они зеаиoвеe, вен тесе тело ружет здорозым.еы™ онои оо^1^нбо, заое-лабои е<ти твсот [л , с. 5»1].

Но,у этоги оодисн тсть и евугой, Ятаее лажный смыал. ГИад слрдцем ядпиь подразумевается дуеоннар аущсестс челaнeхa ртли зал ^оюее нер^е Ярпт зохроныи, чистым, лишекным илоену проююлое^ и »серпу дщЕледтв, тсс уфиссття крепкой верой, благими нравами и приносящими благо деяниями, ибо, согласно ислсмссому не^усенит0 постыспиа внхриеол сущиорщи иeпюврвocкoгo соадце паооцинуется во вао арсарв! поота а оотсощтопие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.