DOI 10.47576/2712-7516_2023_2_20 УДК 332
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
Гребенникова Анна Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Сто -лыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: aagrebennikova@ mail.ru
Колоколов Алексей Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
Масляков Владимир Владимирович,
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются некоторые аспекты компетенции органов местного самоуправления в земельной сфере в Российской Федерации. Особое внимание уделено основным функциям муниципального управления земельными ресурсами. Установлено, что вопросы организации деятельности органов местного самоуправления в земельной сфере имеют особую значимость и их решение во многом зависит от проводимой государственной политики.
Ключевые слова: муниципальное управление; органы местного самоуправления; компетенция; полномочия; функции; земельная сфера; земельные ресурсы.
UDC 332
COMPETENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE
LAND SPHERE: SOME ASPECTS
Grebennikova Anna Alexandrovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Povolzhsky Institute of Management Named after P. A. Stolypina - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: aagrebennikova@ mail.ru
Kolokolov Alexey Vladimirovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Criminal Law, Povolzhsky Institute of Management Named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]
Maslyakov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Mobilization Training of Public Health and Disaster Medicine, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]
The article discusses some aspects of the competence of local governments in the land sector in the Russian Federation. Particular attention is paid to the main functions of municipal land management. It has been established that the issues of organizing the activities of local governments in the land sphere are of particular importance and their solution largely depends on the ongoing state policy.
Keywords: municipal government; local governments; competence; powers; functions; land sphere; land resources.
Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Особое внимание уделяется нормативно-правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления в земельной сфере. Полномочия органов местного самоуправления на базовом уровне закрепляются в Конституции Российской Федерации [1], соответствующие конституционные положения развиваются в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах, что делается не всегда последовательно, и земельная сфера в этом контексте не является исключением, о чем свидетельствуют многочисленные факты нарушения установленных норм и правил землепользования. Эта ситуация возникла из-за многих причин, и в их числе несовершенство нормативно-правового регулирования компетенции органов местного самоуправления в земельной сфере.
Земля является одним из особых объектов управления, в том числе и со стороны органов местного самоуправления. Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства учет значения земли как основы жизни и деятельности человека [2]. Согласно данному принципу регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле: как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации и как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В этой связи реформирование сферы земельных отношений приобретает особую значимость и актуальность. Земельная ре-
форма - важнейшая часть экономической реформы, проводимой в Российской Федерации. Земельная реформа представляет собой процесс целенаправленного изменения системы земельных отношений, включая преобразование институтов земельной собственности, владения и пользования, перераспределение земель, освоение нового экономического механизма регулирования земельных отношений, внедрение прогрессивных методов государственного управления земельными ресурсами (мониторинг и кадастр земель, их охрана, землеустройство и др.). В современной России ее реализации мешают экономический кризис, политические и идеологические конфликты, сложившиеся традиции, а также наличие социальных слоев населения, материальные интересы которых она ущемляет.
Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Муниципальное управление предусматривают на территории муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения, муниципальные округа) в пределах законодательных норм. Муниципальное управление земельными ресурсами - это целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по организации рационального использования земли в целях обеспечения интересов как всего общества, так и отдельного человека и устойчивого развития поселения [3].
Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступают земельные участки, в установленных границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ образования. При этом объектом муниципального управления являются не только исключительно муниципальные земельные участки, но и земли, находящиеся в государственной
собственности (неразграниченные земли). Управляющее воздействие муниципалитета оказывается и на земли, находящиеся в частной собственности, например при установлении ставок земельного налога или определении налогооблагаемой базы.
Субъектами местного управления являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления земельными участками - собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы в лице граждан и юридических лиц.
Предметом управления является формирование процессов по регулированию земельных отношений и использованию земельных участков в границах муниципального образования.
Цели, задачи и интересы государственных и муниципальных органов власти в области управления земельными ресурсами в основном совпадают, но с учетом того что земельные платежи являются источником пополнения местного бюджета, в муниципальном управлении отмечается ярко выраженный экономический уклон [4].
Управление землями включает в себя принятие нормативных правовых актов в виде решений, программ, правил и осуществляется через внедряемые мероприятия. В соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие и становление рынка земли, при этом в основу общего регулирования земельно-имущественных отношений положена федеральная и региональная нормативно-правовая база.
Стратегическая направленность муниципальной земельной политики должна быть направлена на создание благоприятных условий для обеспечения интересов граждан и общества. Проведение и функционирование современной муниципальной экономической политики основано на рациональной эксплуатации закрепленной за органами местного самоуправления собственности. Очевидно, что муниципальная собственность, в особенности земельные ресурсы, составляют экономическую базу местного самоуправления в качестве источника финансирования местного бюджета. Поэтому муниципалитет должен реализовывать такую стратегию управления земельными ресурсами, которая бы обеспечивала стабильные и увеличиваю-
щиеся поступления доходов от использования земли.
К основным функциям муниципального управления земельными ресурсами относятся:
1. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов. Процесс планирования является средством претворения идей в реальность и заключается в первую очередь в формировании целей и задач, а также средств их достижения в соответствии с реальными ресурсными возможностями.
2. Экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов. Основное содержание рассматриваемой функции управления земельными ресурсами заключается в регулировании механизмов платежей за землю. В первую очередь это определение размера земельного налога по видам использования земли на территории муниципального образования, установление методики расчета арендной платы и предоставление льгот по отдельным категориям землепользователей и арендаторов.
3. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами. Данная функция системы управления предусматривает изучение, оценку, систематизацию и учет объекта управления, то есть земельных ресурсов, а также прочно связанных с ними объектов недвижимости. Это так называемый кадастр, осуществляющий учет местоположения, количественных и качественных характеристик земли, а также правовое положение земель и представляющий собой информационную составляющую системы управления, необходимую для выработки и реализации управленческих решений.
4. Нормативно-правовое обеспечение системы управления. Управление земельными ресурсами осуществляется на основе нормативных актов, положений, порядков и правил, установленных законодательным органом управления. От своевременности и правильности принятия нормативно-правовой базы во многом зависит и степень эффективности управления.
5. Мониторинг земель. Представляет собой систему наблюдений за состоянием земель на территории муниципальных образований. Основная задача мониторинга - своевременное выявление изменений
состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.
6. Землеустройство. Данная функция управления отвечает за организацию и реализацию управленческих решений. Землеустройство представляет собой техническую и организационную составляющую системы управления земельными ресурсами.
7. Муниципальный контроль за использованием и охраной земель. Эта функция является одной из ключевых в системе управления земельными ресурсами, относится к категории контрольных. Контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляется на территории муниципального образования в независимости от вида собственности земли и организационно-правовых форм хозяйствования, а также контроль за должностными лицами, осуществляющими управление земельными ресурсами [5].
Все вышеперечисленные функции управления земельными ресурсами относятся к одной из общих управленческих функций: учет, контроль, анализ, прогнозирование, планирование, организация и координация. В этом ключе инвентаризация рассматривается как учетная функция управления земельными ресурсами и включает в себя аналитические аспекты, основу информационного обеспечения управления, мониторинг и землеустройство.
Управление земельными ресурсами со стороны государства осуществляется исполнительными органами государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, законодательными органами в сфере нормотворчества, а также органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления активно участвуют в земельных отношениях. При этом органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях:
1) как органы публичной власти, обладающие определенными полномочиями в сфере управления землей на территории соответствующего муниципального образования -деятельность органов местного самоуправления будет регулироваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации,
Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными актами земельного и градостроительного законодательства, а также муниципальными правовыми актами в соответствующей сфере;
2) как собственники земельных участков от имени муниципальных образований - в этом случае деятельность органов местного самоуправления будет регулироваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами в соответствующей сфере.
Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принци -пах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует различать следующие понятия: земли, входящие в состав территории муниципального образования, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования [6].
К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены (ст. 11 ЗК РФ):
1) резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
2) установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
3) разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
4) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений также относятся:
1) ведение земельного кадастра, включая регистрацию земельных участков, их учет и оценку;
2) планирование и систематическое регулирование использования земель;
3) резервирование земель;
4) изъятие земельных участков для муниципальных нужд;
5) землеустройство и мониторинг земель;
6) земельный контроль;
7) установление порядка управления и распоряжения землями;
8) установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
9) предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность, аренду;
10) планирование использования земель, находящихся на территории муниципального образования;
11) взимание платы за землю;
12) установление границ территорий земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых администраций, а также предоставляемых юридическим и физическим лицам в различные виды пользования;
13) разработка и реализация местных про -грамм использования и охраны земель;
14) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель [7].
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований. К их числу относятся: возможность разрешения земельных вопросов местного значения; распоряжение земельными участками, являющимися собственностью общины (передача в аренду, постоянное пользование или частную собственности посредством приватизации).
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно органы местного самоуправления принимают решения об использовании муниципальных земель. Для разных видов муниципальных образований вопрос местного значения, посвященный земельным отношениям, закреплен в ст. 14-16.
В этом контексте следует согласиться с О. Г Селиховой в том, что органы местной власти являются примером специфического субъекта правоотношений, сочетающих в себе как гражданско-правовые признаки (например, заключение договора аренды зе-
мельного участка), так и признаки публично-властного образования (например, выдача разрешения на использование земельного участка) [8]. Это обстоятельство усложняет правовое регулирование компетенции органов местного самоуправления в земельной сфере. И неслучайно в нормативно-правовые акты, регулирующие земельную сферу, так часто вносятся изменения.
Полномочия органов местного самоуправления по регулированию и участию в земельных правоотношениях можно условно разделить на виды. Первая типология: а) касающиеся управления участками, пребывающим в муниципальной собственности; б) касающиеся управления другими землями.
Вторая типология: а) собственные полномочия органов местного самоуправления, которыми их наделила Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; б) делегированные полномочия: в Российской Федерации практикуется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [9].
Перечень собственных полномочий органов местного самоуправления следующий:
- управление участками, находящимися в муниципальной собственности;
- установления размеров арендной платы за использование таких участков;
- организация торгов по продаже права их аренды;
- изъятие участков из частной собственности для прокладки дорог, строительства муниципальных объектов и иных нужд на основании Гражданского кодекса Российской Федерации;
- земельное налогообложение, установление ставок земельного налога (гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации он отнесен к числу местных);
- установление местных правил землепользования и застройки согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации;
- принятие, реализация программ повышения плодородия и охраны земель;
- резервирование земель [10].
Законодательство ранжирует полномочия
органов местного самоуправления в сфере
управления земельными ресурсами в зависимости от статуса муниципальных образований. Поселение и городской округ наделены всей полнотой полномочий; правомочности муниципального района гораздо уже.
Представительский орган муниципального образования разрешает наиболее значимые земельные вопросы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Этот орган единственный, которые при любой схеме организации местного самоуправления избирается непосредственно населением.
К числу полномочий представительского органа муниципального образования в земельной сфере относятся:
- утверждение зонирования территорий муниципальных образований;
- утверждение генпланов застройки населенных пунктов, земельно-хозяйственного устройства городов;
- утверждение проектов организации и застройки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан;
- утверждение процедуры предоставления участков (должна соответствовать требованиям федерального и регионального законодательства);
- утверждение правил пользования земельными ресурсами;
- установление ограничений по использованию земли;
- установление перечня неотчуждаемых или ограниченно отчуждаемых земель в рамках, установленных федеральным или региональным законодательством, порядка изъятие участков у собственников;
- установление порядка совершения сделок по приобретению земель в муниципальную собственность или отчуждению этих земель;
- установление различных размеров земельных участков, передаваемых для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
- установление порядок муниципального контроля за использованием и охраной земель;
- установление правил взимания земельного налога, предоставления льгот [11].
В структуре местной администрации создается структурное подразделение (комитет, управление, департамент), осуществляющее функции управления в земельной сфе-
ре. Так, Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Основными задачами Комитета по управлению имуществом города Саратова, связанными с решением вопросов местного значения, являются:
1. Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени и в интересах муниципального образования.
2. Участие в формировании, исполнении бюджета муниципального образования и контроле за его исполнением.
3. Участие в процессе резервирования земель и изъятия земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд.
Комитет по управлению имуществом города Саратова в том числе осуществляет следующие функции в земельной сфере:
- участвует в процессе резервирования и изъятия земель в границах муниципального образования для муниципальных нужд;
- осуществляет муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;
- принимает от имени администрации муниципального образования решения о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или о приведении ее в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом;
- осуществляет мероприятия по установлению публичного сервитута для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения на земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования;
- осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
- осуществляет функции организатора торгов по продаже земельных участков, права на заключение договоров аренды земельных участков;
- осуществляет информирование о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, о резервировании земель, о возможном изъятии для муниципальных нужд земельных участков в границах муниципального образования;
- утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, формирует банк данных графических материалов;
- осуществляет функции заказчика комплексных кадастровых работ;
- обеспечивает процедуру предварительного согласования предоставления земельных участков на территории муниципального образования и т. п. [12]
Таким образом, решения об использовании земельных участков зачастую выдает не сам исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) как орган публичности власти, а его структурное подразделение (комитет, департамент, управление, отдел), которое не имеет властных полномочий, что снижает степень ответственности. Кроме того, депутаты представительных органов местного самоуправления как наиболее характерные выразители интересов населения муниципального образования физически не в состоянии осуществлять депутатский контроль в земельной сфере.
Сегодня Российская Федерация переживает период системных реформ. С одной
стороны, в ходе общих экономических преобразований реализуется земельная реформа, с другой - происходит становление местного самоуправления. Это пока не привело к созданию надлежащих организационно-экономических и социальных основ современных земельных отношений. Сегодня наблюдается повсеместная деградация земельных ресурсов муниципальных образований, снижение продуктивности хозяйствования на земле, необоснованное выведение больших площадей земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота, перепрофилирование земель.
Как показывает практика органы местного самоуправления в целом не справляются с задачей выражать и отстаивать мнение большинства жителей муниципальных образований в земельной сфере, о чем свидетельствует большое количество нарушений при перепрофилировании земель. За этими нарушениями стоят, прежде всего, интересы крупного строительного капитала, нередко создающего с местной властью коррупционные схемы [13].
Федеральный законодатель в попытке приостановить данные негативные процессы в основных законодательных актах (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т. п.) постоянно детализирует компетенцию органов местного самоуправления в земельной сфере. Кроме этих мер, необходимо установить дополнительные барьеры для незаконной деятельности органов местного самоуправления в земельной сфере. Следует расширить публичность принимаемых местной властью решений в земельной сфере с помощью средств массовой информации и социальных сетей.
Список литературы _
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).
2. Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 25.10. 2001. № 136-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
3. Кухтин П. В. Управление земельными ресурсами. СПб. : Питер, 2019.
4. Петросенко А. В. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации // Экономика и жизнь. 2018. № 9. С. 45-49.
5. Гребенникова А. А., Колоколов А. В. Полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере : учеб. пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 104 с.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
7. Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2018.
8. Селихова О. Г Особенности правового статуса органов местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2016. № 5. С.123-134.
9. Крассов О. И. Земельное право : учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2014.
10. Гребенникова А. А., Колоколов А. В. Полномочия органов государственного и муниципального управления в земельной сфере : учеб. пособие. Саратов : Вузовское образование, 2022. 89 с.
11. Муниципальное право / С. Е. Чаннов [и др.]. 4-е изд. М. : Омега-Л, 2016.
12. Комитет по управлению имуществом города Саратова. URL: http://kimsar.ru/ (дата обращения: 04.07.2020).
13. Упоров И. В., Бескоровайная Е. С. Компетенция органов местного самоуправления в сфере градостроительства: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики // Современная научная мысль. 2019. № 12. С. 241-246.
References_
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020. Official Internet portal of legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of appeal: 04.07.2020).
2. Land Code of the Russian Federation: Federal Law No. 136-FZ of October 25, 2001. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 44. St. 4147.
3. Kukhtin P. V. Land management. St. Petersburg: Peter, 2019.
4. Petrosenko A.V. Land management in the Russian Federation. Economy and life. 2018. No. 9. Pp. 45-49.
5. Grebennikova A. A., Kolokolov A.V. The powers of local self-government bodies in the land sphere: a textbook. Saratov: University Education, 2020. 104 p.
6. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. No. 40. St. 3822.
7. Article-by-article scientific and practical commentary on the Land Code of the Russian Federation / edited by A. A. Yalbulganov. Moscow, 2018.
8. Selikhova O. G. Features of the legal status of local self-government bodies. Russian Law Journal. 2016. No. 5. Pp. 123-134.
9. Krassov O. I. Land law: textbook. 4th ed., reprint. and additional. Moscow: Norm, 2014.
10. Grebennikova A. A., Kolokolov A.V. The powers of state and municipal government in the land sphere: studies. stipend. Saratov: University Education, 2022. 89 p.
11. Municipal Law/S. E. Channov [et al.]. 4th ed. Moscow: Omega-L, 2016.
12. Property Management Committee of the city of Saratov. URL: http://kimsar.ru (accessed: 04.07.2020).
13. Uporov I. V., Beskorovaynaya E. S. Competence of local self-government bodies in the field of urban planning: problems of legislative regulation and law enforcement practice. Modern scientific thought. 2019. No. 12. Pp. 241-246.