Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА'

КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аштаева Саглар Сергеевна, Ромадикова Виктория Михайловна, Цуглаева Нина Викторовна, Ким Анастасия Радионовна, Тюрбеев Бадма Алексеевич

Статья посвящена основным положениям Лиссабонского договора о реформе ЕС, вступившего в силу с декабря 2009 г. Структурные реформы предусматривают ликвидацию Европейского Сообщества. Его заменяет и замещает Европейский Союз. Обретает обязательную юридическую силу Хартия основных прав ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аштаева Саглар Сергеевна, Ромадикова Виктория Михайловна, Цуглаева Нина Викторовна, Ким Анастасия Радионовна, Тюрбеев Бадма Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE OF THE EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF CONSUMER PROTECTION AFTER THE REFORM OF THE LISBON TREATY

The article is devoted to the main provisions of the Lisbon Treaty on EU Reform, which entered into force in December 2009. Structural reforms provide for the liquidation of the European Community. It is being replaced and replaced by the European Union. The EU Charter of Fundamental Rights becomes legally binding.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_204 УДК 347.219.5

КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА THE COMPETENCE OF THE EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF PROTECTION CONSUMER RIGHTS AFTER THE LISBON TREATY REFORM

АШТАЕВА Саглар Сергеевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

E-mail: ashtaeva.s@mail.ru;

РОМАДИКОВА Виктория Михайловна,

к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: romadikova@mail.ru;

ЦУГЛАЕВА Нина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: palestinka-30@mail.ru;

КИМ Анастасия Радионовна,

магистрант кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

ТЮРБЕЕВ Бадма Алексеевич,

магистрант кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

ASHTAEVA Saglar Sergeevna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: ashtaeva.s@mail.ru;

Romadikova Victoria Mikhailovna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration and Law Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: romadikova@mail.ru ;

TSUGLAEVA Nina Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: palestinka-30@mail.ru ;

KIM Anastasia Radionovna,

Master's student of the Department of Civil Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

TYURBEEV Badma Alekseevich,

Master's student of the Department of Civil Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: civil.pravo@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена основным положениям Лиссабонского договора о реформе ЕС, вступившего в силу с декабря 2009 г. Структурные реформы предусматривают ликвидацию Европейского Сообщества. Его заменяет и замещает Европейский Союз. Обретает обязательную юридическую силу Хартия основных прав ЕС.

Abstract: The article is devoted to the main provisions of the Lisbon Treaty on EU Reform, which entered into force in December 2009. Structural reforms provide for the liquidation of the European Community. It is being replaced and replaced by the European Union. The EU Charter of Fundamental Rights becomes legally binding.

Ключевые слова: защита прав потребителей, Европейский Союз, услуги, экономические интересы, договор оказания услуг, законодательство.

Keywords: consumer protection, European Union, services, economic interests, service contract, legislation.

Дата направления статьи в редакцию: 29.08.2021

Дата публикации: 30.09.2021

В начале второго тысячелетия возникла необходимость перестроить отношения стран ЕС с институтами данной организации. Это было обусловлено масштабным ростом ЕС, а также нехваткой определенности по вопросам их компетенции, в том числе принятия тех или иных решений в Европе.

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

В 2004 году появился проект такого документа, как Договор, который утвердит Конституцию для всего европейского поля1. Но это был очень спорный документ, дебаты вокруг него в итоге свелись к тому, что он так и не был ратифицирован многими членами ЕС.

Однако сама суть данного документа, имеются ввиду важные изменения в сфере компетенции, а также в системах утверждения межгосудрственных решений, не послужила поводом для отказа в принятии данного документа во многих странах ЕС. Спорным стал сам революционный подход, ранее принятый странами ЕС для определения названий учредительных актов.

Так, на данном примере видно, что наименование, а также форма принимаемого акта очень важны для их последующего утверждения.

Понятие «Конституция» применительно к межгосударственным отношениям в рамках ЕС не приняли граждане данной организации, а изменения общепринятой договорной формы для процесса согласования тех или иных решений ЕС добровольно, а тем более единогласно не были утверждены2.

С точки зрения авторов учебного руководства «Актуальные проблемы европейского права», не было никакого критического момента, которому уделяли так много внимания, при непринятии гражданами ЕС проекта Конституции данной организации: устоявшееся законодательство, а также объективные принципы для интеграции стран ЕС существуют, как и ранее, и ответ этих стран на различные вызовы может отличаться от заложенного Конституционным договором3.

По словам академика О.Е. Кутафина, летом 2007 года страны ЕС нашли хороший выход — вместо проекта Конституции ЕС изменить учредительные акты данной организации (это также было предусмотрено в проекте Конституции ЕС)4. Такое решение о переносе положений Конституции в рядовой договор, который поменяет учредительные акты ЕС, не натолкнулось на такие сопротивления, при этом суть и итоги Лиссабонского договора, принятого в 2007 году, соответствовали положениям проекта Конституции.

Помимо этого, при ратификации данного договора не было необходимости участия населения ЕС, этот процесс осуществлялся на законодательных собраниях стран, входящих в состав ЕС (исключением была лишь Ирландия, где был назначен референдум). Так, граждане ЕС согласились о необходимости изменений нормативных основ организации, таким образом они начали новый этап истории ЕС.

По словам Т.В. Бордачева, Лиссабонский договор — это последний для европейских стран основной договор5.

Но мы считаем, что преждевременна такая точка зрения Т.В. Бордачева о невозможности в дальнейшей эволюции процесса интеграции стран ЕС, поскольку Лиссабонский договора является лишь новым моментом ее развития.

Более объективна позиция О.Е. Кутафина: Лиссабонский договор от 2007 года — уникальный акт, который показал трансформацию количества в качество, и который является началом качественно иного периода развития ЕС6.

По словам О.Е. Кутафина, в целях последующего роста интеграции ЕС, а также демократизации, в том числе повышения уровня управляемости структурами организации, а также эффективности, гласности было необходимо изменение посредством данного договора всего правового инструментария — системы институтов, а также различных механизмов и разного рода процедур для управления народом в странах ЕС.7

Для области защиты прав потребителей (далее — ЗПП) данный договор тоже послужил началом нового этапа.

По вступлению в силу данного договора 1 декабря 2009 г.8 ЕС стал обладать правосубъектным статусом и получил в соответствии со ст. 47 ДЕС полномочия заключать договоры на международном уровне. Помимо этого, данный договор впервые провел границы полномочий ЕС как организации и его государств-членов.

До изучения полномочий ЕС в сфере ЗПП после принятия вышеназванного договора, важно обратиться к теории о вопросе разделения компетенции. Важно отметить, что данная необходимость определена тем, что существует две системы управления. Обычно это применяется к федеративным странам с двумя уровнями управления: федеральным и региональным.

Примечательно мнение ученого Б.Н. Топорнина, который выделял «гибкого характера» ЕС, сочетающий элементы международной структуры, а также квазигосударственной федерации9. Так, наличие федеративных признаков в данной организации определило необходимость проведения мер по разграничению компетенции. Такое мнение свойственно большинству ученых в сфере правовых дисциплин.

По мнению Л.М. Морозовой, принято четыре метода размежевания сфер действия и полномочий:

1) определяется исключительная сфера для компетенции федерации в целом, остальные вопросы передаются субъектам;

2) наоборот: сначала устанавливаются исключительные полномочия субъектов, оставшееся — федерации;

3) определяются две области полномочий - федеративная, а также субъектов, все неуказанные вопросы находятся либо в ведении федерации, либо — субъектов;

4) определяются три области полномочий: исключительная федеративная, субъектов федерации, а также сфера совместного ведения (или иначе — конкурирующая компетенция)10.

1Treaty establishing a Constitution for Europe. // OJ C 310, 16 December 2004. - p. 3-474.

2 Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Юстицинформ, 2019.- 664 с.

3Трыканова С.А., Энтин М.Л., Орина И., Энтин Л.М. Актуальные проблемы европейского права. М.: Флинта, МПСИ, 2011г. - С. 158.

4 Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского Договора с комментариями / Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Четвериков А.О. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 4.

5Бордачев Т.В. Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века: возможности «большой сделки». М.: Издательство «Европа», 2009 г. С. 106.

6 Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского Договора с комментариями / Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Четвериков А.О. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 3.

7 Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Четвериков А.О. Указ.соч. - С. 5.

8 Treaty of Lisbon (was signed by the EU member states on 13 December 2007) // OJ C 306, 17 December 2007

9Топорнин Б.Н. Европейское право. --М.: Юристъ, 1998 г.- С. 147.

10 Морозова Л.М.. Теория государства и права. Учебник 4-е издание. - М.: Юристъ, 2010. - С. 140.

Иные авторы не выделяют такую подробную типологизацию методов разграничения полномочий, однако вслед за Л.М. Морозовой они определяют исключительные полномочия федерации, компетенцию входящих в нее субъектов, вопросы совместного ведения, а также конкурирующую компетенцию1.

В рамках вышеназванного договором были определены следующие виды компетенций ЕС: исключительные полномочия самой организации ЕС, совместные функции ЕС и ее членов, а также дополнительная компетенция данной организации.

Как мы видим, данный тип разделения компетенции не выделен в подходе Л.М. Морозовой.

Важно подчеркнуть, что по поводу определения совместных полномочий Л.М. Морозова говорит, что основная сложность при этом заключается в юридических неясностях при определении и в процессе выполнения данных полномочий2.

Статья 4 ДФЕС3 определяет ЗП к вопросам совместного ведения ЕС и его членов. Учитывая позицию Л.М. Морозовой о наличии юридической неоднозначности при определении сфер совместного ведения, важно отметить, что данный подход установления трех областей полномочий применяется повсеместно в мире, к примеру в Германии, а также в Индии.

По поводу мотивов отнесения предметов, названных в статье 4 ДФЕС, к вопросам совместных полномочий профессор М.М. Бирюков говорит следующее: К области совместных вопросов ведения (или иначе — смешанную компетенцию) относятся задачи, выполнение которых не по силам отдельных государствам, либо им это просто выгодно, если они не будут их выполнять сами и они стремятся передать эти сферы на надгосударственный уровень, чтобы эти вопросы решались ЕС, в ведении которой находятся больше финансов, а также материальных, в том

4

числе административных ресурсов .

Решение выявленных Л.М. Морозовой сложностей установления предметов совместного ведения в ЕС нашлось принятием п. 2 ст. 2 ДФЕС, определяющим, что члены ЕС реализуют свои полномочия в том объеме, в котором ЕС как организация не использовал его компетенцию, либо в какой мере ЕС решил ее не осуществлять.

Положение п. 2 ст. 2 ДФЕС описано в «Протоколе об осуществлении совместной компетенции»5, подписанном наряду с Лиссабонским договором. В рамках названого протокола понятно, что когда ЕС осуществляет то или иное действие в какой-либо сфере, область его применения затрагивает лишь предметы, которые регулируются нормами ЕС, и, как следствие, не охватывает целиком данную область.

Так, в связи с принципами установления компетенции, а также принципом субсидиарности и еще одним принципом пропорциональности, п. 2 ст. 2 ДФЕС и Протоколом об осуществлении совместной компетенции, ЕС выполняет свои полномочия в области ЗП в рамках принимаемых им норм, при этом на усмотрение ее участников остаются те сферы, которые регулируются актами данной организации.

Библиогра фия:

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

2. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. - М.: Статут, 2013 - 240 с.

3. Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: Программа, тезисы лекций и задания к семинарским занятиям. - М.: ЗЕРЦАЛО-М 2009.- 372 с.

4. Бордачев Т.В. Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века: возможности «большой сделки». М.: Изд-во «Европа», 2009. 298 с.

5. Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского Договора с комментариями / Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Четвериков А.О. - М.: Инфра-М, 2008. - 704 с.

6. Из истории создания конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т 4: 1993 год. Книга первая (январь-апрель 1993 года) под общ.ред. Румянцева О.Г. - М.: ВолтерсКлувер, 2008. - 1119 с.

7. Кашкин, С. Ю. Право Европейского союза в 2 т. Том 1. Общая часть в 2 кн. Книга 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков ; ответственный редактор С. Ю. Кашкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 325 с.

8. Морозова Л.М.. Теория государства и права. Учебник 4-е издание. - М.: Юристъ, 2010. - 510 с.

9. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Юстицинформ, 2019.- 664 с.

10. Топорнин Б.Н. Европейское право. --М.: Юристъ, 1998 г.- 456 с.

11. Трыканова С.А., Энтин М.Л., Орина И., Энтин Л.М. Актуальные проблемы европейского права. - М.: Флинта, МПСИ, 2011г. - 161 с.

12. Protocol (No 25) On the exercise of shared competence. // OJ C 326, 26 October 2012. - p. 307.

13. Treaty establishing a Constitution for Europe. // OJ C 310, 16 December 2004. - p. 3-474.

14. Treaty of Lisbon (was signed by the EU member states on 13 December 2007) // OJ C 306, 17 December 2007

15. Treaty on the Functioning of the European Union (consolidated version 2008). // OJ C 115, 09/05/2008, p. 1-388

References (transliterated):

1. Baglaj M. V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. 6-e izd., izm. i dop. - M.: Norma, 2007. - 784 s.

2. Biryukov M.M. Evropejskoe pravo: do i posle Lissabonskogo dogovora. - M.: Statut, 2013 - 240 s.

3. Bogdanova N A. Konstitucionnoe pravo. Obshchaya chast: Programma, tezisy lekcij i zadaniya k seminarskim zanyatiyam. - M.: ZERCALO-M 2009.- 372 s.

4. Bordachev T.V. Novyj strategicheskij soyuz. Rossiya i Evropa pered vyzovami XXI veka: vozmozhnosti «bol'shoj sdelki». M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2009 g. 298 s.

5. Evropejskij Soyuz. Osnovopolagayushchie akty v redakcii Lissabonskogo Dogovora s kommentariyami / Kashkin S.YU., Kutafin O.E., CHetverikov A.O. M.: Infra-M, 2008. 704 s.

6. Iz istorii sozdaniya konstitucii Rossijskoj Federacii: konstitucionnaya komissiya: stenogrammy, materialy, dokumenty (1990-1993 gg.): v 6 t. T 4: 1993 god. Kniga pervaya (yanvar'-aprel' 1993 goda) pod obshch.red. Rumyanceva O.G. - M.: VoltersKluver, 2008. - 1119 s.

7. Kashkin, S. Yu. Pravo Evropejskogo soyuza v 2 t. Tom 1. Obshchaya chast' v 2 kn. Kniga 1 : uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / S. YU. Kashkin, A. O. CHetverikov ; otvetstvennyj redaktor S. YU. Kashkin. — 4-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2019. — 325 s.

8. Morozova L.M.. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik 4-e izdanie. - M.: YUrist", 2010. - 510 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Predprinimatel'skoe pravo Rossii: itogi, tendencii i puti razvitiya: monografiya / E.G. Afanas'eva, A.V. Belickaya, V.A. Vajpan i dr.; otv. red. E.P. Gubin. - M.: YUsticinform, 2019. - 664 s.

10. Topornin B.N. Evropejskoe pravo. --M.: YUrist", 1998 g.- 456 s.

11. Trykanova S.A., Entin M.L., Orina I., Entin L.M. Aktual'nye problemy evropejskogo prava. - M.: Flinta, MPSI, 2011g. - 161 s.

12. Protocol (No 25) On the exercise of shared competence. // OJ C 326, 26 October 2012. - p. 307.

13. Treaty establishing a Constitution for Europe. // OJ C 310, 16 December 2004. - p. 3-474.

14. Treaty of Lisbon (was signed by the EU member states on 13 December 2007) // OJ C 306, 17 December 2007

15. Treaty on the Functioning of the European Union (consolidated version 2008). // OJ C 115, 09/05/2008, p. 1-388

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 215; Богданова Н А. Конституционное право. Общая часть: Программа, тезисы лекций и задания к семинарским занятиям. - М.: ЗЕРЦАЛО-М 2009.- С. 36; Из истории создания конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т 4: 1993 год. Книга первая (январь-апрель 1993 года) под общ.ред. Румянцева О.Г. М.: ВолтерсКлувер, 2008. С. 866.

2 Там же с. 141

3 Treaty on the Functioning of the European Union (consolidated version 2008). // OJ C 115, 09/05/2008, p. 1-388

4 Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. - М.: Статут, 2013 - 240 с.

5 Protocol (No 25) On the exercise of shared competence. // OJ C 326, 26 October 2012. - p. 307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.