УДК: 37. 011 / 37.012.3
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА:
СУЩНОСТЬ, НОМЕНКЛАТУРА И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1 "2 Хайбулаев М. Х. , Нурутдинова Х. Г.
1 ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала.
2
ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала.
Аннотация. В статье проанализированы понятия «компетентность», «компетенция», проведен их сравнительный анализ, выявлены их сущностные признаки относительно бакалавра-теолога.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, теолог, компетентностный подход, профессиональная компетентность, трудовые функции.
COMPETENCIES OF THE SPECIALIST:
ESSENCE, NOMENCLATURE AND THEIR FEATURES Khaybulaev M. Kh.1, Nurutdinova Kh. G.2
1 EI HE «Dagestan humanitarian institute», Makhachkala.
2 EI HE «Dagestan humanitarian institute», Makhachkala.
Abstract. In the article the concepts "competent", "competence" are analyzed, their comparative analysis is carried out, their essential signs concerning the bachelor theologian are revealed.
Keywords: competent, competence, theologian, competence approach, professional competence, labor functions.
Комптетентностный подход принят в качестве одного их ключевых методологических инструментов модернизации профессионального образования (Болонского процесса) в странах Европы и России. Согласно документам Болонского процесса, проектирование образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода означает: -отражение в системном и целостном виде результатов образования; -формулирование результатов образования в ВУЗе, как признаков готовности студента / выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;
-определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми.
По определению В. И. Байденко под компетентностным подходом понимают метод моделирования результатов образования как норм его качества. Относительно вопроса о сущности компетентностного подхода приведем мнение О.Г. Ларионовой о том, что в данной педагогической парадигме интегрированы две основные тенденции развития профессионального образования: прагматическая направленность на подготовку специалистов в соответствии с потребностями сферы труда и гуманистическая направленность на развитие личности, стремящейся к самостоятельности, самореализации и успешности в профессиональной деятельности.
Основные определения понятий «компетентность» и «компетенция» приведены в таблице 1 (табл.1).
Таблица 1.
Содержание понятия «компетенция»
Автор Содержание понятия «компетенция»
1 2
И.А. Зимняя Некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
В.И. Байденко Навыки, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям.
А.В. Хуторской Отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
А.А. Вербицкий Система целей, ценностей, мотивов, личностных качеств, знаний, умений, навыков, способностей и опыта человека, обеспечивающая качественное осуществление им той или иной деятельности.
Э.Ф. Зеер Обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
А. В. Хуторский понятие «компетенция» относит к определенным задачам деятельности и конкретным функциональным и личностным качествам специалистов, необходимым для продуктивного выполнения профессиональных задач. Результат образования он определяет как готовность к применению знаний, к качественному продуктивному осуществлению деятельности. В отличие от него Э.Ф. Зеер включает в компетенции наряду с операциональной готовностью ценностно-этическое отношение к деятельности, а Ю. Г. Татур и А. А. Вербицкий - мотивы. И. А. Зимняя подчеркивает «скрытый», потенциальный характер компетенций, противопоставляя их «употреблению» в активной деятельности. С точки зрения большинства ученых компетентность не сводится к сумме компетенций. Компетентность характеризует уровень развития компетенций. Трактовки понятия «компетентность» приводится в таблице 2 (табл.2).
Таблица 2.
Содержание понятия «компетентность»
Автор Содержание понятия «компетентность»
1 2
Дж. Равен «Мотивированная способность», как явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся, скорее, к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения.
«Стратегия модернизации общего образования» Компетентность: а) объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования, б) основывается на интерпретации содержания образования от результата («стандарт на выходе»), в) обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.
И.А. Зимняя Основывающийся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленный опыт, социально-профессиональная жизнедеятельность человека.
В.И. Байденко Мера образовательного успеха личности, проявляющаяся в её собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях.
А.В. Хуторской Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей
компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Э.Ф. Зеер Содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в виде понятий, принципов, смыслеобразующих положений; целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний.
А.А. Вербицкий Проявленные и реализованные на практике компетенции человека, характеризующие уровень владения им технологиями практической деятельности и развития социально-нравственных качеств личности: гражданственности, ответственности, самостоятельности, способности к принятию индивидуальных и совместных решений, коммуникативности, способности к непрерывному образованию и самообразованию.
А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова характеризуют компетентность как интегральное, проявляющееся на практике качество, определяющее успех дела и ответственность за его результаты. И. А.Зимняя видит в компетентности актуальное проявление компетенций.
Компетентность в трудовой деятельности определяют как профессиональную компетентность. При этом в отличие от квалификации, описывающей функциональное соответствие задач профессиональной деятельности и требуемого для их выполнения статичного набора знаний, умений, навыков, опыта, компетентность включает способность ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.
В таблице 3 приведены определения понятия «профессиональная компетентность» (табл. 3).
Таблица 3.
Определения понятия «профессиональная компетентность»
Автор Содержание понятия «профессиональная компетентность»
1 2
А.К. Маркова Психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и
ответственно, обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека.
В.М. Монахов Психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно, обладания человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека.
ЮГ. Татур Интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.
В.И. Байденко Готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности -соответствующие навыки, технические приемы. Интегральная содержательно-процессуальная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за ее результаты.
Т.Л. Камоза Интегральная характеристика современного специалиста, отражающая уровень развития его способности и готовности к проектированию и реализации профессионального замысла, отвечающего собственным и производственным потребностям.
В этом ракурсе мы рассматриваем профессиональные компетенции будущих бакалавров - теологов. Точного определения данного понятия нет в ФГОС. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенции являются одним из компонентов квалификации: «квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Однозначного определения профессиональных компетенций выпускников ВУЗов нет и в научной литературе.
Понятие «профессиональная компетенция» связывается с трудовыми функциями, с задачами профессиональной деятельности. Их проектирование выполняется с участием работодателей на основе анализа профессиональной деятельности, трудовых функций. В отечественной педагогике подобный подход к проектированию результатов образования обозначен как
«деятельностный». Этим занимались С. Я. Батышев, Е. А. Милерян, Н. Ф. Талызина, В. Д. Щадриков и др. По мнению М. В. Лукьяненко, и Н. П. Чурляевой, в высшем образовании содержание образования рассматривалось как основа профессиональной компетентности. Поэтому компетентностный подход всегда имел место в подготовке специалистов.
Однозначного мнения о структуре компетенций и компетентности в педагогических исследованиях не выработано (табл. 4).
Характеристика выпускников, содержание понятия «компетенция» позволяют уточнить определение понятия «профессиональные компетенции бакалавров - теологов». Профессиональные компетенции бакалавра - теолога -это компетенции, определяющие готовность его к деятельности в профессиональной сфере и включает компоненты:
-операционально-функциональный - обобщенные способы действий по выполнению профессиональных задач. Это, прежде всего, умение видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения; -знаниево-ориентировочный - практико-ориентированные знания, необходимые для выполнения профессиональных задач;
-мотивационно-ценностный - мотивы и ценности, определяющие отношение и побуждающие к освоению и выполнению профессиональных задач. Различают внешние мотивы трудовой деятельности (материальный доход, престиж и др.) и внутренние, связанные с личностными потребностями самого человека. С точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности наиболее эффективно преобладание внутренних мотивов и внешних положительных [86]; -рефлексивно-целевой - самооценка готовности к выполнению профессиональных задач, определяющая ответственность за результаты их выполнения и конкретные цели дальнейшего освоения профессиональной деятельности.
Таблица 4.
Структура компетенций/компетентностей выпускников ВУЗа
Автор Содержание понятия «компетенция»
1 2
И.А. Зимняя 1) готовность к проявлению (мотивационный аспект); 2) владение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект); 3) опыт проявления компетенции, умения (поведенческий аспект); 4) отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Ю.Г. Татур 1) когнитивный; 2) функциональный; 3) ценностно-этический.
А.Н. Гамаюнова 1) когнитивный; 2) деятельностный; 3) личностный.
Таким образом, профессиональные компетенции означают:
1.Владение основами профессиональной деятельности, достаточными для ее самостоятельного продуктивного осуществления и продолжения образования;
2.Готовность бакалавра-теолога к деятельности в профессиональной сфере, включающие:
-обобщенные способы действия по выполнению профессиональных
задач;
-знания, необходимые для выполнения профессиональных задач; -мотивы и ценности, определяющие отношение и побуждающие к освоению и выполнению профессиональных задач и самооценка готовности к выполнению профессиональных задач.
Литература:
1. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 3 - 9.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8 —14.
3. Новиков А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. 254 с.
4. Мухаметшин Р. М. Система мусульманского образования в современной России // Теология в системе научного знания и образования: материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. М.: Изд-во Общественной палаты Российской Федерации, 2008.
5. Садиков М.И. Синтез светского и религиозного - образование нового формата // Аккредитация в образовании. 2009. №30. С.83
6. Таланкина М. В. Теологическое образование и наука в светском государстве: российский и западноевропейский опыт. URL: http://download.pstgu.ru/DATACENTER/DIR_FILES/DIR_ZIP/fdo_doklad_9 MT.pdf (дата обращения: 12.05.2017). 7. Некрасова С. В. Формирование профессиональной компетентности обучающихся // Молодой ученый. 2016. №17. С. 140—142.
References:
1. Bidenko V. I, Oskarsson B. Basic skills (core
competencies) as integrating factor of the educational process // Vocational education and the formation of the personality as a specialist. M., 2002. P. 3 — 9.
2. Bolotov V. A, Serikov V. V. Competent model: from idea to educational program // Pedagogy. 2003. №10. P. 8 —14.
3. Novikov A. M. Professional Education of Russia. Development prospects. Moscow: ISPNPO RAO, 1997. 254 p.
4. Mukhametshin R. M. The system of Muslim education in modern Russia] // Theology in the system of scientific knowledge and education: materials of hearings in the Public Chamber of the Russian Federation. Moscow: Public Chamber of the Russian Federation, 2008.
5. Sadikov M. I. Synthesis of secular and religious - the formation of a new format] // Accreditation in Education. 2009. № 30. P.83.
6. Talankin M. V. Theological education and science in a secular state: Russian and Western European experience. URL: http://download.pstgu.ru/DATACENTER/DIR_FILES/DIR_ZIP/fdo_doklad_9MT.p df (circulation date: 05/12/2017).
7. Nekrasova S. V. Formation of professional competence of students // Young scientist. 2016. №17. 140—142.