Научная статья на тему 'Компетенции специалиста: сущность, номенклатура и их особенности'

Компетенции специалиста: сущность, номенклатура и их особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕОЛОГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / COMPETENT / COMPETENCE / THEOLOGIAN / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / LABOR FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М.Х., Нурутдинова Х.Г.

В статье проанализированы понятия «компетентность», «компетенция», проведен их сравнительный анализ, выявлены их сущностные признаки относительно бакалавра-теолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCIES OF THE SPECIALIST: ESSENCE, NOMENCLATURE AND THEIR FEATURES

In the article the concepts "competent", "competence" are analyzed, their comparative analysis is carried out, their essential signs concerning the bachelor theologian are revealed.

Текст научной работы на тему «Компетенции специалиста: сущность, номенклатура и их особенности»

УДК: 37. 011 / 37.012.3

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА:

СУЩНОСТЬ, НОМЕНКЛАТУРА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

1 "2 Хайбулаев М. Х. , Нурутдинова Х. Г.

1 ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала.

2

ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала.

Аннотация. В статье проанализированы понятия «компетентность», «компетенция», проведен их сравнительный анализ, выявлены их сущностные признаки относительно бакалавра-теолога.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, теолог, компетентностный подход, профессиональная компетентность, трудовые функции.

COMPETENCIES OF THE SPECIALIST:

ESSENCE, NOMENCLATURE AND THEIR FEATURES Khaybulaev M. Kh.1, Nurutdinova Kh. G.2

1 EI HE «Dagestan humanitarian institute», Makhachkala.

2 EI HE «Dagestan humanitarian institute», Makhachkala.

Abstract. In the article the concepts "competent", "competence" are analyzed, their comparative analysis is carried out, their essential signs concerning the bachelor theologian are revealed.

Keywords: competent, competence, theologian, competence approach, professional competence, labor functions.

Комптетентностный подход принят в качестве одного их ключевых методологических инструментов модернизации профессионального образования (Болонского процесса) в странах Европы и России. Согласно документам Болонского процесса, проектирование образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода означает: -отражение в системном и целостном виде результатов образования; -формулирование результатов образования в ВУЗе, как признаков готовности студента / выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;

-определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми.

По определению В. И. Байденко под компетентностным подходом понимают метод моделирования результатов образования как норм его качества. Относительно вопроса о сущности компетентностного подхода приведем мнение О.Г. Ларионовой о том, что в данной педагогической парадигме интегрированы две основные тенденции развития профессионального образования: прагматическая направленность на подготовку специалистов в соответствии с потребностями сферы труда и гуманистическая направленность на развитие личности, стремящейся к самостоятельности, самореализации и успешности в профессиональной деятельности.

Основные определения понятий «компетентность» и «компетенция» приведены в таблице 1 (табл.1).

Таблица 1.

Содержание понятия «компетенция»

Автор Содержание понятия «компетенция»

1 2

И.А. Зимняя Некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

В.И. Байденко Навыки, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям.

А.В. Хуторской Отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.

А.А. Вербицкий Система целей, ценностей, мотивов, личностных качеств, знаний, умений, навыков, способностей и опыта человека, обеспечивающая качественное осуществление им той или иной деятельности.

Э.Ф. Зеер Обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

А. В. Хуторский понятие «компетенция» относит к определенным задачам деятельности и конкретным функциональным и личностным качествам специалистов, необходимым для продуктивного выполнения профессиональных задач. Результат образования он определяет как готовность к применению знаний, к качественному продуктивному осуществлению деятельности. В отличие от него Э.Ф. Зеер включает в компетенции наряду с операциональной готовностью ценностно-этическое отношение к деятельности, а Ю. Г. Татур и А. А. Вербицкий - мотивы. И. А. Зимняя подчеркивает «скрытый», потенциальный характер компетенций, противопоставляя их «употреблению» в активной деятельности. С точки зрения большинства ученых компетентность не сводится к сумме компетенций. Компетентность характеризует уровень развития компетенций. Трактовки понятия «компетентность» приводится в таблице 2 (табл.2).

Таблица 2.

Содержание понятия «компетентность»

Автор Содержание понятия «компетентность»

1 2

Дж. Равен «Мотивированная способность», как явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся, скорее, к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения.

«Стратегия модернизации общего образования» Компетентность: а) объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования, б) основывается на интерпретации содержания образования от результата («стандарт на выходе»), в) обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

И.А. Зимняя Основывающийся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленный опыт, социально-профессиональная жизнедеятельность человека.

В.И. Байденко Мера образовательного успеха личности, проявляющаяся в её собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях.

А.В. Хуторской Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей

компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Э.Ф. Зеер Содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в виде понятий, принципов, смыслеобразующих положений; целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний.

А.А. Вербицкий Проявленные и реализованные на практике компетенции человека, характеризующие уровень владения им технологиями практической деятельности и развития социально-нравственных качеств личности: гражданственности, ответственности, самостоятельности, способности к принятию индивидуальных и совместных решений, коммуникативности, способности к непрерывному образованию и самообразованию.

А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова характеризуют компетентность как интегральное, проявляющееся на практике качество, определяющее успех дела и ответственность за его результаты. И. А.Зимняя видит в компетентности актуальное проявление компетенций.

Компетентность в трудовой деятельности определяют как профессиональную компетентность. При этом в отличие от квалификации, описывающей функциональное соответствие задач профессиональной деятельности и требуемого для их выполнения статичного набора знаний, умений, навыков, опыта, компетентность включает способность ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

В таблице 3 приведены определения понятия «профессиональная компетентность» (табл. 3).

Таблица 3.

Определения понятия «профессиональная компетентность»

Автор Содержание понятия «профессиональная компетентность»

1 2

А.К. Маркова Психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и

ответственно, обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека.

В.М. Монахов Психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно, обладания человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека.

ЮГ. Татур Интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.

В.И. Байденко Готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности -соответствующие навыки, технические приемы. Интегральная содержательно-процессуальная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за ее результаты.

Т.Л. Камоза Интегральная характеристика современного специалиста, отражающая уровень развития его способности и готовности к проектированию и реализации профессионального замысла, отвечающего собственным и производственным потребностям.

В этом ракурсе мы рассматриваем профессиональные компетенции будущих бакалавров - теологов. Точного определения данного понятия нет в ФГОС. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенции являются одним из компонентов квалификации: «квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Однозначного определения профессиональных компетенций выпускников ВУЗов нет и в научной литературе.

Понятие «профессиональная компетенция» связывается с трудовыми функциями, с задачами профессиональной деятельности. Их проектирование выполняется с участием работодателей на основе анализа профессиональной деятельности, трудовых функций. В отечественной педагогике подобный подход к проектированию результатов образования обозначен как

«деятельностный». Этим занимались С. Я. Батышев, Е. А. Милерян, Н. Ф. Талызина, В. Д. Щадриков и др. По мнению М. В. Лукьяненко, и Н. П. Чурляевой, в высшем образовании содержание образования рассматривалось как основа профессиональной компетентности. Поэтому компетентностный подход всегда имел место в подготовке специалистов.

Однозначного мнения о структуре компетенций и компетентности в педагогических исследованиях не выработано (табл. 4).

Характеристика выпускников, содержание понятия «компетенция» позволяют уточнить определение понятия «профессиональные компетенции бакалавров - теологов». Профессиональные компетенции бакалавра - теолога -это компетенции, определяющие готовность его к деятельности в профессиональной сфере и включает компоненты:

-операционально-функциональный - обобщенные способы действий по выполнению профессиональных задач. Это, прежде всего, умение видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения; -знаниево-ориентировочный - практико-ориентированные знания, необходимые для выполнения профессиональных задач;

-мотивационно-ценностный - мотивы и ценности, определяющие отношение и побуждающие к освоению и выполнению профессиональных задач. Различают внешние мотивы трудовой деятельности (материальный доход, престиж и др.) и внутренние, связанные с личностными потребностями самого человека. С точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности наиболее эффективно преобладание внутренних мотивов и внешних положительных [86]; -рефлексивно-целевой - самооценка готовности к выполнению профессиональных задач, определяющая ответственность за результаты их выполнения и конкретные цели дальнейшего освоения профессиональной деятельности.

Таблица 4.

Структура компетенций/компетентностей выпускников ВУЗа

Автор Содержание понятия «компетенция»

1 2

И.А. Зимняя 1) готовность к проявлению (мотивационный аспект); 2) владение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект); 3) опыт проявления компетенции, умения (поведенческий аспект); 4) отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Ю.Г. Татур 1) когнитивный; 2) функциональный; 3) ценностно-этический.

А.Н. Гамаюнова 1) когнитивный; 2) деятельностный; 3) личностный.

Таким образом, профессиональные компетенции означают:

1.Владение основами профессиональной деятельности, достаточными для ее самостоятельного продуктивного осуществления и продолжения образования;

2.Готовность бакалавра-теолога к деятельности в профессиональной сфере, включающие:

-обобщенные способы действия по выполнению профессиональных

задач;

-знания, необходимые для выполнения профессиональных задач; -мотивы и ценности, определяющие отношение и побуждающие к освоению и выполнению профессиональных задач и самооценка готовности к выполнению профессиональных задач.

Литература:

1. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 3 - 9.

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8 —14.

3. Новиков А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. 254 с.

4. Мухаметшин Р. М. Система мусульманского образования в современной России // Теология в системе научного знания и образования: материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. М.: Изд-во Общественной палаты Российской Федерации, 2008.

5. Садиков М.И. Синтез светского и религиозного - образование нового формата // Аккредитация в образовании. 2009. №30. С.83

6. Таланкина М. В. Теологическое образование и наука в светском государстве: российский и западноевропейский опыт. URL: http://download.pstgu.ru/DATACENTER/DIR_FILES/DIR_ZIP/fdo_doklad_9 MT.pdf (дата обращения: 12.05.2017). 7. Некрасова С. В. Формирование профессиональной компетентности обучающихся // Молодой ученый. 2016. №17. С. 140—142.

References:

1. Bidenko V. I, Oskarsson B. Basic skills (core

competencies) as integrating factor of the educational process // Vocational education and the formation of the personality as a specialist. M., 2002. P. 3 — 9.

2. Bolotov V. A, Serikov V. V. Competent model: from idea to educational program // Pedagogy. 2003. №10. P. 8 —14.

3. Novikov A. M. Professional Education of Russia. Development prospects. Moscow: ISPNPO RAO, 1997. 254 p.

4. Mukhametshin R. M. The system of Muslim education in modern Russia] // Theology in the system of scientific knowledge and education: materials of hearings in the Public Chamber of the Russian Federation. Moscow: Public Chamber of the Russian Federation, 2008.

5. Sadikov M. I. Synthesis of secular and religious - the formation of a new format] // Accreditation in Education. 2009. № 30. P.83.

6. Talankin M. V. Theological education and science in a secular state: Russian and Western European experience. URL: http://download.pstgu.ru/DATACENTER/DIR_FILES/DIR_ZIP/fdo_doklad_9MT.p df (circulation date: 05/12/2017).

7. Nekrasova S. V. Formation of professional competence of students // Young scientist. 2016. №17. 140—142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.