УДК377.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА
Е. В. Лемешова
В рамках модернизации российского образования реализация компетентностного подхода в системе высшей школы не теряет своей актуальности и в настоящее время. Эффективное решение проблем социально-экономического развития страны во многом определяется высокопрофессиональными квалифицированными кадрами. В этой связи выпускник вуза должен иметь достаточный опыт применения полученных знаний для решения практических задач. В статье предпринята попытка раскрыть значимость процесса формирования когнитивной компетентности у будущих экономистов, определена её структура и обозначены задачи по решению данной проблемы.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, когнитивная компетентность, познавательная деятельность, самостоятельность.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы определяется возрастающими требованиями государства и общества к качеству образования и его реальным образовательным результатам, что требует поиска новых подходов и технологий, применяемых в процессе обучения.
В условиях высокой динамики современного рынка труда человек начинает сознательно избирать индивидуальную «образовательную траекторию» в соответствии со своими интересами и образовательными потребностями. Если раньше «перед высшей школой никогда не ставилась задача обучить своих выпускников «жизни» в полном объёме и на все случаи» [6;38] , то теперь роль и предназначение образования смещаются в сторону удовлетворения образовательных запросов людей и сопровождения их в течение всей жизни.
Сущностным аспектом профессиональной компетентности как образовательного результата является способность будущего специалиста решать задачи, определяемые условиями реальной профессиональной деятельности [4].
Большой вклад в разработку проблем компетентности в образовании внесли такие исследователи как В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.
Сложность и многоаспектность понятия «компетентность» обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, структуры и методам её изучения.
Понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются учёными по- разному. Различные подходы к рассмотрению категорий «компетенция» и «компетентность» проанализированы в работах В.И. Байденко [1; 3-13].
По мнению ведущих исследователей, компетенции - отчуждённые, наперёд заданные требования к образовательной подготовке выпускника, «программа», на основе которой развивается компетентность (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Г.К. Селевко).
Общим для всех попыток дать определение компетенции является понимание её как способности (или готовности) индивида справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы.
Компетентность рассматривается как интегральное качество личности, характеризующее её стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной деятельности в определенной области (И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур).
Закономерность перехода к компетентностной модели отечественного образования, как считают В.А. Болотов и В.В. Сериков, определяется тем, что традиционная модель по сути своей дисгармонична, поскольку «.. .вместо целостного социокультурного опыта учащиеся фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент» [2; 8-14].
Когнитивная компетенция, реализующая способность и желание человека учиться всю жизнь была выделена среди ключевых компетенций ещё в 1996 году Советом Европы на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996).
Применительно к нашему исследованию, мы взяли за основу классификацию Г.В. Селевко, который, в соответствии с видами деятельности, наряду с трудовой, учебной, игровой.., выделяет и когнитивную компетентность [5;139].
Когнитивный опыт входит, также, в трёхкомпонентную модель компетенции [3; 3-14]. На наш взгляд, именно когнитивная компетентность позволяет личности осознанно и самостоятельно
осуществлять стратегию профессионального образования.
Интегративный показатель качества подготовки будущего экономиста определяет его способность решать как предметно-специализированные, так и профессиональные и информационно-технологические задачи, определяемые направлениями будущей деятельности с учетом их специфики.
Для экономиста основными направлениями профессиональной работы, требующими применения знаний и умений являются: рассчётно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая. В соответствии с этим, он должен решать конкретные профессиональные задачи.
Наряду с общекультурными компетенциями, выпускник, будущий экономист должен обладать, и это в первую очередь, на наш взгляд, профессиональными компетенциями. То есть, что он должен знать, уметь, осуществлять, выполнять, использовать и т.п. Именно на этой составляющей мы сосредоточиваем своё внимание, раскрывая проблему формирования когнитивной компетентности. В соответствии с вышеназванными видами, направлениями деятельности в ФГОС ВПО [7] указаны требования к овладению профессиональными компетенциями.
Профессиональная компетентность является результатом развития личности, ее образованности и воспитанности (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский и др.).
Профессионализм - неотъемлемая ступень компетентности в конкретном виде деятельности. Профессионально компетентного человека надо рассматривать не просто как владеющего высоким уровнем знаний, умений и результатов, а как человека с определенной организацией сознания, психики. Профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека.
Развитие компетентности у студентов предполагает постепенный переход от некоторого начального уровня к более высокому. На наш взгляд, принципиально важно, чтобы такое развитие происходило не спонтанно, а было управляемым и, самое главное, самоуправляемым. Для этого необходимо выявить механизм, формирующий такую компетентность. Именно в этом смысле мы говорим о формировании компетентности, которое с точки зрения личности выступает как ее развитие через повышение уровня компетентности. Однако в большинстве исследований (В. Е. Гаибова, А. В. Муханова, А. П. Чернявская и др.) развитие компетентности выступает процессом, всего лишь коррелированным с процессом обучения, в котором управлению подлежит овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками. Тем самым, процесс овладения собственно компетентностью фактически оказывается неуправляемым. Более того, такой процесс нередко замкнут рамками конкретного предмета (например, в исследовании О. В. Темняткиной), хотя еще В. И. Байденко [1;11] отметил, что «компетенции (особенно ключевые) формируются за счет педагогических и методологических подходов. Они не могут генерироваться в процессе традиционного преподавания на предметно-содержательном уровне».
Главная особенность ключевых компетенций заключается в том, что они обладают интегративной природой и объединяют знания, навыки и интеллект. Обеспечивая продуктивность различных видов деятельности обучаемых, ключевые компетенции базируются на когнитивных умениях, способствующих самостоятельному приобретению знаний.
Поэтому понятие компетентности обязательно включает в себя когнитивную составляющую как одну из важнейших по отношению к процессам восприятия информации и применения мыслительных стратегий в процессе обучения.
При уточнении содержания понятия «когнитивная компетентность» мы понимаем под ней качества личности на основе единства теоретической и практической готовности учащегося к самостоятельной репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности, как в предметно-ориентированном компоненте, так и в надпредметном компоненте учебного процесса, а также вне его рамок.
На наш взгляд, все указанные проявления компетентности и компетенций находят своё корректное отражение в понятии «когнитивная компетентность». В классификации ключевых компетенций выделяется когнитивная, распространяющаяся на процесс познания в целом. Когнитивная компетентность предполагает развитие как познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), так и сформированность компонентов учебно-познавательной деятельности личности (цель, мотивы, действия, оценка и др.).
При рассмотрении состава ключевых видов компетентности все исследователи компетентностного подхода выдвигают на первый план компетенции, относящиеся к когнитивной сфере человека.
Так, авторы стратегии модернизации содержания общего образования (Э.Д. Днепров,
А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев. А.А. Пинский, А.Л.Семёнов, В.В. Сериков, В.В. Фирсов и др.), основываясь на зарубежном опыте, в качестве одной из ключевых называют компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.
В качестве одной из ключевых А.В. Хуторской [5] называет учебно-познавательную компетентность, операционализируя её на компетенции обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, навыки добывания знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
И.А. Зимняя [ 5] выделяет:
- компетентность познавательной деятельности как умение ставить и решать познавательные задачи, находить нестандартные решения, создавать и разрешать проблемные ситуации, используя продуктивное и репродуктивное познание в процессе исследовательской и интеллектуальной деятельности;
- компетентность в области информационных технологий как умение принимать, перерабатывать, выдавать информацию, владение электронной, мультимедийной, компьютерной и Интернет-технологиями;
- компетентность интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний.
Анализ литературы по проблеме компетентностного подхода показал, что исследователи, учитывая сложную интегративную структуру компетентности, пытаются декомпозировать её в таких категориях традиционного обучения как «качество», «способность», «готовность» и операционализировать на «знания», «умения», «навыки», «опыт деятельности», «компетенции».
При всём многообразии подходов к описанию и раскрытию сущности понятия «компетентность» учёные единогласно признают её «деятельностный» характер. Так как одним из ведущих типов деятельности студентов является учебная деятельность, мы рассматриваем сущность компетентности в сопоставлении с компонентами внешней структуры учебной деятельности, что позволяет нам выделить следующие компоненты когнитивной компетентности студентов:
- мотивационно-ценностный: сформированность мотивов самостоятельной учебной деятельности, отношения к образованию как ценности, потребность в самообразовании;
- познавательно-практический: владение технологией самостоятельной учебной деятельности (умение и способность самостоятельно ставить цель, планировать, организовывать, контролировать, оценивать свою учебную деятельность), наличие опыта самостоятельной учебной деятельности;
- эмоционально-волевой: сформированность волевой саморегуляции, положительно окрашенного отношения к учебно-познавательной деятельности, способности к объективности в самооценке и рефлексии.
Исходя из структуры когнитивной компетентности, можно выделить следующие задачи по ее формированию: развитие у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к образованию и к окружающему миру; овладение технологией самостоятельной учебной деятельности; сформированность эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Главной задачей в социально-педагогическом плане является формирование у обучающихся такого уровня когнитивной компетентности, который обеспечил бы ему эффективную учебно-познавательную деятельность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни.
Только профессионально компетентный специалист сможет выдержать современную конкуренцию экономистов на рынке труда, достичь успеха в профессиональной деятельности и в личной самореализации.
Within modernization of Russian education realization of competence-based approach in system of the higher school doesn't lose the relevance and now. The effective solution of problems of social and economic development of the country in many respects is defined by highly professional qualified personnel. In this regard the university graduate has to have sufficient experience of application of the gained knowledge for the solution of practical tasks. In article an attempt to open the importance of process of formation of cognitive competence at future economists is made, its structure is defined and tasks of the solution of this problem are designated. The key words: competence, competence, cognitive competence, informative activity, independence.
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. 2004. № 11.С. 3-13.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика.2003.№ 10 С. 8-14.
3. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы// Педагогика.2014.№ 2.С. 3-14.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под редакцией проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Родионовой. СПб., 2004.
5. Селевко Г.В. Компетентность и их классификация// Народное образование.2004.№ 4.С. 138143.
6. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность// Высшее образование в России.2014.№ 5 С. 34-45.
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»).в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011г., № 1975).
Об авторе
Лемешева Е. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского