Научная статья на тему 'Компетенции публичного выступления - индикатор профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации'

Компетенции публичного выступления - индикатор профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2294
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПАЮЩЕМУ / МАНЕРА ИЗЛОЖЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ (УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голик Дарья Юрьевна, Развозжаева Татьяна Леонидовна

Сегодня проводится бесчисленное количество семинаров, конференций, презентаций, конкурсов, которые понуждают педагогов выступать публично. Практически ежедневно каждый педагог сталкивается с необходимостью публичного выступления. Аудитории слушателей могут быть самыми разными: и дети, и взрослые (родители, коллеги, администрация ДОО, общественность, депутаты, представители власти). В настоящей статье описаны некоторые теоретические основания феномена «публичное выступление» и совокупность упражнений для формирования компетенций публичного выступления педагога ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетенции публичного выступления - индикатор профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации»

УДК 373

КОМПЕТЕНЦИИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ -ИНДИКАТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Д. Ю. Голик, Т. Л. Развозжаева

Муниципальное казенное дошкольное образователъноеучреждение «детский сад № 30», г. Еманжелинск

Сегодня проводится бесчисленное количество семинаров, конференций, презентаций, конкурсов, которые понуждают педагогов выступать публично. Практически ежедневно каждый педагог сталкивается с необходимостью публичного выступления. Аудитории слушателей могут быть самыми разными: и дети, и взрослые (родители, коллеги, администрация ДОО1, общественность, депутаты, представители власти). В настоящей статье описаны некоторые теоретические основания феномена «публичное выступление» и совокупность упражнений для формирования компетенций публичного выступления педагогаДОО.

Ключевые слова: условия и критерии публичного выступления, требования к выступающему, манера изложения, технологические приемы (упражнения и игры).

Качество дошкольного образования

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это - «роскошь», а в другом - профессиональная необходимость и обязанность. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне пространств межличностного общения. Именно таким видом «...трудовой деятельности является работа педагога» [4. С. 18].

Заметим, что современное дошкольное образование является одной из самых активно развивающихся ступеней системы образования Российской Федерации.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

И если качество социализации в дошкольном детстве зависит не только от воспитателя, но и от родителей, то качество дошкольного образования практически напрямую зависит от компетентности педагогического персонала ДОО. Профессиональная компетентность педагога, как системообразующий компонент, обеспечивает формирование качественно новой системы образования и является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Совокупность задач, стоящих перед современным педагогом, настолько наполнена новыми контентами, что он должен а) и владеть информационными технологиями, б) и компетенциями эффективно вступать в партнерские отношения, в) и полноценно использовать личностные профессионально-значимые ресурсы, г) и быть готовым реализовывать карьерную динамику на основе непрерывного профессионально-педагогического образования, обеспечивая собственную успешность и конкурентоспособность. Поэтому профессионально-педагогическое образование специалистов в области дошкольного детства приобретает

'Дошкольная образовательная организация - в дальнейшем ДОО.

особую значимость: сегодня востребован не просто педагог-воспитатель, но педагог, выступающий и как исследователь, и как психолог, и как технолог, и как коммуникатор, и как оратор [2].

Эта профессионально-квалификационная проблематика актуальна в современных условиях, когда требования к дошкольному образованию со стороны общества, государства значительно повысились и усложнились, что нашло свое отражение во ФГОС ДО2.

ФГОС ДО требуют от органов управления образованием, от руководителей ДОО создания системного комплекса моральных и материальных условий, отвечающих требованиям актуальной образовательной ситуации.

Самым важным в цепочке необходимых моральных условий является педагог, его профессиональные компетенции.

Публичное выступление педагога -

актуальная профессиональная компетенция

Формирование компетенций публичного выступления педагога занимает более важное место в содержании профессионально-образовательной программы, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному, карьерному и профессиональному успеху педагога. Исследователи этой проблематики полагают [7; 8; 10], что «вовсе не 10 (коэффициент интеллекта) является залогом жизненного и профессионального успеха, но, не менее важен и, так называемый, эмоциональный интеллект Е0, т.е. совокупность способов владения и управления эмоциями» [11. С. 3]. Компетенция выступать на публике является «.. .одним из качеств, тесно связанных с эмоциональным развитием, мы здесь сталкиваемая с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать их неким контентом, учимся привлекать их на свою сторону» [11. С. 3].

Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими компетенциями, которые можно представить как совокупность трех наиболее важных составляющих (компонентов) или групп компетенций: 1) эмоциональные или аффективно-коммуникативные (хорошее эмоциональное состояние выступающего), 2) информативно-коммуникативные (тщательная подготовка контента выступления) и 3) регулятивно-коммуни-кативные (управление живым, интерактивным диалогом) [7; 8]. Тщательная подготовка подразумевает исчерпывающее, великолепное знание пространства проблемы (темы) выступления, проработку всех предполагаемых вопросов, которые может задать аудитория, и своих аргументов для ответа на эти вопросы. Важно не только то, ЧТО вы говорите, но и какуюреакциюу слушателей вызывают ваши слова.

О культуре публичного выступления

В исследованиях делаются попытки фиксации условий, при которых в обществе (социуме) может происходить развитие самой культуры публичного выступления:

1. Феномен «публичное выступление» динамично развивается, если есть в обществе существует твердое убеждение, что свобода слова - реальность, а не декларация.

2. Публичные выступления должны иметь место во всех социально-образовательных институтах (образовательных организациях дошкольного, общего среднего и высшего профессионального образования, в фирмах и компаниях, во всех организациях гражданского общества).

3. Публичное выступление развивается посредством народного волеизъявления и социального заказа на получение правдивой информации и истины. «Двуличие, двойная

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - в дальнейшем ФГОС ДО.

мораль, коррупция, деспотия, ложь уничтожают культуру публичного выступления» [12. С. 63].

4. «Публичное выступление развивает не только аналитическое мышление, но и эмоционально-лирическое, и поэтическо-художественное, поскольку литература, поэзия и другие искусства, в том числе и культура чтения, динамично развивают всю духовную культуру человека» [12. С. 63].

5. Человек на публичной должности (президент, премьер-министр, депутат, дипломат, генеральный директор, менеджер, торговый агент, политик, общественный деятель, журналист, редактор, ученый, преподаватель, учитель, воспитатель и представители еще множества разных профессий) обязаны обладать компетенциями публично выступать.

6. Публичное выступление - индикатор для признания лидера со стороны социальной группы. Это индикатор уровня лидерских качеств. «Публика любит ушами и оценивает силу лидера через его публичное выступление».

«Публичное выступление - составная часть социально значимой деятельности» [12. С. 63].

Об ораторском мастерстве

С. М. Халин выделяет специальные требования, т. е. «...требования, которые предъявляются к мастерству выступающего педагога и ориентируют на постоянное совершенствование публичного выступления.

К числу показателей ораторского мастерства педагога можно отнести следующие:

1. Эрудированность, знание предметов смежных с темой выступления областей зна-

2. Убежденность выступающего, готовность защищать свою позицию.

3. Культура речи.

4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудитори-

5. Умение изложить содержание так, чтобы оно стало собственной (личностно-зна-чимой) позицией слушателя.

6.Умение аргументировать. Стройность и последовательность изложения.

7. Умение применять наглядные и технические средства» [12. С. 56].

Если рассматривать эффективность публичного выступления педагога, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям: 1) адекватность (соответствие способов воздействия выступающего цели и задачам, особенностям слушателя (аудитории); 2) экономичность (количество времени, затраченное на передачу единицы информации); 3) активность слушателей (реплики, вопросы, аплодисменты и другие реакции аудитории); 4) информативность (влияния на интеллектуальную сферу); 5) наглядность (влияние на чувства слушателей).

О форме, содержании и предупреждении ошибок

Главный закон публичного выступления - гармония мысли, слова и формы. Работа над формой выступления, и прежде всего над его лексической формой (словом), должна придать ему возможно большей ясности, образности, доходчивости. Обсуждая форму выступления, следует обратить внимание на его начало. Оно должно быть подвижным и активным, т.е. должна сразу возникнуть обратная связь, «...способствуя или не способствуя достижению целей выступления» [12. С. 23]. Воздействие выступающего должно сразу вызвать интерес к предлагаемому контенту, создать позитивный настрой слушателей и на самого выступающего, и на предлагаемый им контент.

«Форма, наряду с содержанием выступления, является одним из важнейших критериев, по которым судят о его качестве, порой, правда, ошибочно сводя все выступление именно и только к форме.

К числу важнейших элементов формы публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения.

Совершенствование формы выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения» [12.С. 23].

Для публичного выступления педагога огромное значение имеет искренность, сила, чувства и естественность.

Выступать перед детьми и видеть, как они «впитывают» ваши мысли - одно из величайших наслаждений, которое только может познать педагог.

«Монотонность является основной и самой распространенной ошибкой педагога при выступлении на публике. Монотонная речь педагога - недостаток действия, ведь монотонный педагог не отделяет одну мысль или фразу от другой выражая их все в одинаковой манере» [5. С. 30].

Если взять десять педагогов, каждому дать стихотворение и попросить прочитать вслух, каждый прочитает его по-своему. Это будут десять абсолютно разных по звучанию произведений. «Кто-то будет бурчать себе под нос, кто-то - читать с четким соблюдением правил пунктуации, кто-то будет спотыкаться на каждом слове, а кто-то продекламирует так, будто он на вступительном экзамене в театральный вуз» [9.С. 399].

«С любым публичным выступлением то же самое: речь на одну и ту же тему может быть преподнесена разными людьми совершенно по-разному.

Каждый привнесет в речь свою индивидуальность, подаст ее так, как подсказывает сердце. Вы замечали, что даже такую не отличающуюся интересом информацию, как прогноз погоды, одни дикторы преподносят так, что хочется начать долго и мучительно зевать, а другие превращают в увлекательное мини-выступление? Все дело в манере изложения» [9. С. 399].

О манере изложения

Д. Карнеги под манерой изложения понимает целую совокупность факторов. «Тут и эмоциональность, и жесты, и мимика, и голос, и контакт с аудиторией, и многое-многое другое. Причем работает все это только в связке. Попробуйте лишить хорошего оратора чего-то одного, скажем, голоса. Человек, шепчущий себе под нос даже самый интересный материал, вряд ли рискует сорвать аплодисменты» [9. С. 401].

Голос педагога должен выражать уверенное спокойствие. Или, скажем, эмоциональность. Естественность при публичном выступлении педагога ДОО «взращивается» исключительно многократной практикой выступлений перед различными аудиториями. Не пытаться говорить так, будто вы отвечаете на экзамене, а вести простую беседу - высший пилотаж искусного педагога-коммуникатора. Обращаться к родителям воспитанников на собрании, к педагогам на педагогическом совете, к детям в образовательном процессе ДОО так, чтобы каждый в аудитории думал, что говорят лично с ним - такое под силу далеко не каждому. Это и есть естественность.

Педагог имеет «под рукой» ряд инструментов и приспособлений, посредством которых задает направление мыслям слушателей.

Приоритетным направлением нашей работы считаем повышение уровня сформированное™ профессиональной компетенции публичного выступления педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.

Технологические приемы способствуют формированию компетенций публичного выступления педагога ДОУ

Подумайте, что лучше всего запомнилось вам из школьной программы? «Наверняка это уроки любимого учителя. Того, который может держать внимание аудитории. Который может даже самую скучную тему превратить в захватывающее действие. Все ли педагоги так умеют? Конечно, нет. Хотите ли вы быть тем педагогом, которого слушают

вполуха и только из вежливости? Наверняка нет. А ведь при отсутствии должной подготовки так оно и получается» [9. С. 275].

Разработка технологических приемов по формированию компетенций публичного выступления предполагает развитие творчески активнойречевой личности педагога, умеющего применять полученные знания и превращать их в компетенции в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации. Педагог должен освоить способы поиска собственных, индивидуальных решений многообразных профессионально-коммуникативных задач.

Игры иупражнения для формирования

компетенций публичного выступления

В качестве примера опишем упражнения, направленные на освоение элементов внутренней и внешней техники управления собой и аудиторией; выработку компетенций публичного выступления педагога.

Упражнение «Мозговой штурм». Участники должны разделиться на подгруппы. Педагоги в группах вырабатывают правила и способы преодоления страха публичного выступления, объясняя коллегам свои идеи.

Упражнение «Консультация в пять минут» [6. С. 98]. Каждому участнику в течение 5 минут надо выступить в «прямом эфире» с консультацией для родителей. Дается время на подготовку. После всех выступлений проводится их анализ, педагоги проводят рефлексию и получают обратную связь от коллег.

Упражнение «Что учесть при подготовке к выступлению». Педагогам предлагается обсудить в группах, что необходимо учесть при подготовке выступления. Мнение каждой группы записывается на доске и обсуждается. В заключение ведущий обобщает высказывания и подводит итог.

Упражнение «Поймаем слово» [9. С. 377]. Это упражнение великолепно развивает слуховое внимание и улучшает аудиальную память. Педагогам предлагается прослушать аудиозапись передачи, спектакля или беседы. Задача педагогов - внимательно вслушиваться в разговор. Цель: уловить ухом определенные слова. Можно выбирать любые слова, например, «что», «чтобы», «потому», «это», «был» или же довольно редкие слова. Важно - внимательно вслушиваться в речь!

Упражнение «Защита диссертации». Цель: научиться в короткие сроки придумать речь, которая будет понятна слушателям, не будет затянута, но, тем не менее, в которой будут все необходимые тезисы.

Педагогам предлагается вообразить себя аспирантом, которому только что сказали, что защита его диссертации состоится сейчас, прямо здесь. Задача педагогов: придумать себе тему и основные ее тезисы; представить себя в аудитории. Обратить внимание педагогов на реакцию аудитории:

-Кому-тоуже скучно?

- Кому-то непонятно?

- Почему морщится преподаватель философии?

- Ваша речь кажется затянутой или слушатель просто не согласен с вашей точкой зрения?...

Попробуйте понять эмоции каждого слушателя!

Игра «Глазами современника» [1. С. 77]. Цель игры: показать «исторические картинки», иллюстрирующие роль риторики в жизни Древней Греции, Древнего Рима.

Подготовительнаяработа:

Изучить соответствующие источники определённого периода. Выбрать одну из ярких фигур - ораторов того времени, составить о нём и его ораторской деятельности монолог (10 минут) и подготовиться к исполнению этого монолога от имени современника

данной личности (например, рассказ Эсхила о своём поражении в состязании «Золотой венок» с Демосфеном), пытаясь воссоздать образ того времени (грим, костюм, стиль речевого поведения, предметы обихода).

Ход игры:

Выступление каждого «современника выдающегося оратора» названных эпох является иллюстрацией к своему рассказу о разных периодах в развитии риторики.

Остальные педагоги дают анализ деятельности выступавших со следующими вопросами:

- Насколько каждый из выступавших «вошел в свою роль»?

- Каково соотношение в выступлении «важного» и «интересного»?

- В какой степени выступающему удалось представить своего «героя» как личность, как человека?

Упражнение «Найди свою тему» [1С. 78].

Цель: актуализировать понятие «изобретение мысли» или «найти тему».

Ход занятия:

Педагогам даётся три слова «РАДОСТЬ», «СЛУЧАИ», «ЛЕНЬ».

Каждый педагог выбирает одно из слов и придумывает тему для монолога.

Выбор темы должен отвечать следующим условиям:

- даёт оптимистические решения;

- решается на базе личного опыта и в короткое время;

- всеобщность (интересна для всех);

- характеризуется многопроблемностью (представляет сгусток проблем).

Педагоги на основании выбранного ключевого слова образуют группы. Группа коллективно обсуждает каждую предлагаемую тему, останавливается на одной из них, по которой и готовится выступление.

Упражнение «Найди идею» [1. С. 79]. Цель: научиться пользоваться методом словесных ассоциаций для нахождения идей.

Ход занятия:

Ежедневно жизнь ставит перед нами задачу «найти идею»:

- отобрать материал из большой массы информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- найти способ заработать на карманные расходы;

- наладить отношения с родителями, учителем ит. д.;

- провести праздничное событие, чтобы оно надолго запомнилось.

Итак, определите для себя задачу, требующую выполнения в ближайшие две или три недели и, взяв в руки толковый словарь русского языка, воспользуйтесь методом словесных ассоциаций, суть которых заключается в следующем.

Издатель одного журнала использовал этот метод при анализе своей продукции. Он хотел сэкономить деньги и избежать увеличения стоимости журнала. Тогда он взял карманный словарик и использовал его в качестве списка слов. Слово «цвет» натолкнуло его на мысль изменить цвет обложки, слово «поля» - уменьшить их на каждой странице и таким образом сэкономить место. Когда он дошел до слова «размер», то по ассоциации возникло слово «меньше» - и в результате незначительное изменение объёма журнала принесло большую выгоду. Слово «структура» натолкнуло на использование другого, более дешёвого, вида бумаги. Метод словесной ассоциации помог издателю избежать повышения стоимости журнала. Но что удивительнее всего: внешне журнал стал привлекательнее.

Упражнение «Извлекаю (вытаскиваю) замысел из чужого высказывания» [1. С.

80] (рекомендуется к использованию любителям художественной литературы).

Цель упражнения: научиться выполнять риторические операции «изобретения мыслей» на основе подражания образцу.

В качестве дидактического материала можно использовать тексты критических статей, научные работы и т. д. При выполнении работы ориентироваться на следующие ключевые моменты:

1. Анализ ситуации.

2. Определить, чем вызвана потребность говорящего в данном

высказывании.

3. Определить какие «духовные ценности» «выкладывает» говорящий.

4. Сформулировать концепцию, которой руководствовался говорящий.

5. Определить позицию говорящего.

6. Определить ключевое понятие и назвать его существенные признаки, отражающие концепцию и позицию говорящего.

7. Сформулировать задачу высказывания.

8. Сформулировать сверхзадачу высказывания.

Игра «Критики». Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего - в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.

Игра «Вы ошиблись номером» [3. С. 163]. Цель: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

Слушатели включаются в обыгрывание ситуации, когда звонящий по телефону ошибается номером. Выбираются роли (например, грозного соседа, строгого директора школы, заботливой многодетной матери, полицейского, разговорчивой бабушки, грубияна, уставшей от бесконечного одиночества домохозяйки и др.)

Итак, роли распределены, игра начинается.

Участники игры могут меняться ролями, вводить новых персонажей.

Резюме

Каждому педагогу чрезвычайно-1 полезно осмыслить процесс профессионально-педагогического общения и свою субъектность как профессионального субъекта воздействия (взаимодействия) с объектами (субъектами) социализационно-образовательного процесса.

Мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами ДОО по формированию компетенций публичного выступления, поможет увеличить количество и качество профессионально-педагогических компетенций, повысить, в частности, профессионально-коммуникативные компетенции, а, следовательно, и профессионально-педагогическую компетентность педагога, в целом.

С целью повышения действенности и эффективности выступлений, каждый педагог должен не только преодолеть, связанные с этим страхи, но, скорее даже, стремиться пройти через как можно большее число различных видов упражнений, игровых и реальных испытаний, увеличивающих качество выступления, таких, например, как:

• предварительное проговаривание всего выступления, или его отдельных мест;

• внешнее рецензирование выступления, или его текста;

• прослушивание выступления коллегами с последующим обсуждением.

Для этого можно использовать выше приведенные упражнения и игры, которые помогут подготовиться к реальному публичному выступлению.

Список литературы

1. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах: учебное пособие [Текст] / Д. X. Вагапова. - М.: Цитадель, 1999. - 460 с.

2. Волгина, Е. Н. Повышение профессиональной компетенции педагогов в ДОУ [Электронный ресурс] /Е. Н. Волгина. - URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/25/tema-povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 18.12.2016).

3. Ельцова, О. М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги [Текст] / О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010. -215 с.

4. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя [Текст] /

B. А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

5. Карнеги, Д. Общайся так, чтобы тебя слышали, слушали и слушались! [Текст] / Д. Карнеги, Н. Хилл.-М.: ACT, 2016.-316с.

6. Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие [Текст] /Н. А. Лукьянова. - Омск: СибГУФК, 2008.

7. Молчанов, С. Г. Профессионально-педагогическая компетентность - объект описания, формирования и оценивания [Текст] / С. Г. Молчанов II Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - Челябинск, 2014. -№2(06). - С. 14-17.

8. Молчанов, С. Г. Теория профессиональной компетентности [Текст] / С. Г. Молчанов II Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования: материалы Международной научно-практической конференции 14 октября 2014 г. / под ред. И. О. Котляровой, К. С. Бурова. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2014. - С. 28-32.

9. Мосс, Д. Большая книга тренингов по Дейлу Карнеги [Текст] / Д. Мосс, А. Нарбут. -М.: ACT, 2015-414 с.

10. Сутковая, Н. В. Тьюторские функции педагога в пространстве реализации индивидуальной образовательной программы в дошкольном образовании [Текст] / Н. В. Сутковая, С. Г. Молчанов II Современная высшая школа: инновационный аспект. - Том. 8. -№2(32).-С. 163-179.

11. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе [Электронный ресурс]. - URL: http://schl0.rybadm.ru/l/docum/ metrazr.pdf (дата обращения: 18.12.2016).

12. Халин, С. М. Методика публичного выступления: учебное пособие [Текст] /

C. М. Халин. - 2-е изд., перераб. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. - 70 с.

13. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / В. М. Целуйко. - М.: «ВЛАДОС», 2007. - 242 с.

COMPETENCE OF PUBLIC SPEAKING-AN INDICATOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

D. Y. Golik, T. L. Razvozzhaeva

Municipal state-ownedpre-school educational institution «Kindergarten № 30», Emanzhelinsk, molchanov_chel@mail.ru

Today held countless seminars, conferences, presentations, competitions, which compels teachers to speak in public. Almost every day, each teacher is faced with the necessity of public speaking, listeners Audiences can be very different: both children and adults (parents, colleagues, administration of the OED, the public, MPs, representatives of the authorities). This article describes some of the theoreticalfoundation of the phenomenon of «public performance» and a set of exercisesfor theformation of competences ofpublic speaking teacher OED.

Keywords: conditions and criteria for public speaking, speaker requirements, manner of presentation, processing methods (exercises and games).

References

1. Vagapova, D. H. (1999) Ritorika v intellektualnyih igrah i treningah: uchebnoe posobie [=The rhetoric in the intellectual games and training: Textbook], Moscow, Tsitadel, 460 p. (In Russ.).

2. Eltsova, O. M. (2010) Praktikum po professionalnoy kommunikatsii pedagogov: reko-mendatsii, igryi, treningi [=Workshop for teachers of professional communication: recommendations, games, workshops], Volgograd, Uchitel, 215p. (In Russ.).

3. Kan-Kalik, V. A. (1987) Uchitelyu o pedagogicheskom obschenii: kniga dlya uchitelya [=Master of pedagogical communication: book for teachers], Moscow, Prosveschenie, 190 p. (In Russ.).

4. Karnegi, D. and Hill, N. (2016) Obschaysya tak, chtobyi tebya slyishali, slushali i slusha-lis! [=Talk so that you have heard, listened to and obeyed!], Moscow, AST, 316p (In Russ.).

5. Lukyanova, N. A. (2008) Uchimsya govorit publichno: uchebno-metodicheskoe posobie [=Learn to speak in public: educational handbook], Omsk, SibGUFK. (In Russ.).

6. Moss, D. and Narbut, A. (2015) Bolshaya kniga treningovpo Deylu Karnegi [=Big Book by Dale Carnegie Training], Moscow, AST, 414 p. (In Russ.).

7. Halin, S. M. (2006) Metodikapublichnogo vyistupleniya: uchebnoe posobie [=The methodology of public speaking: the manual], 2-e izd., pererab., Tyumen, Tyumenskiy gos. un-t, 70 p. (In Russ.).

8. Tseluyko, V. M. (2007) Psihologicheskie osnovyi pedagogicheskogo obscheniya ^Psychological principles of pedagogical communication], Moscow, «VLADOS», 242 p. (In Russ.).

9. Volgina, E. N. Povyishenieprofessionalnoy kompetentsiipedagogov vDOU [=Enhancing the professional competence of teachers in preschool], available at: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/25/tema-povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti, accessed 18.12.2016. (InRuss.).

10. Formirovanie navyikapublichnyih vyistupleniy na uroke i vo vneurochnoy deyatelnosti v osnovnoy shkole [=Formation of skill of public speaking in the classroom and in extracurricular activities at the basic school], available at: http://schl0.rybadm.ru/l/docum/metrazr.pdf, accessed 18.12.2016. (InRuss.).

11. Molchanov, S. G. (2014) Teoriya professionalnoy kompetentnosti [=The theory of professional competence], in: Chelovekoorientirovannoe upravlenie sberezheniem lichnyih en-ergoresursov uchastnikov obrazovaniya [=Chelovekoorientirovannoe manage personal saving energy stakeholders in education], ed. by I. O. Kotlyarovoy, K. S. Burova, Chelyabinsk, Izd-vo Tsitsero, pp. 28-32. (In Russ.).

12. Molchanov, S. G. (2014) Professionalno-pedagogicheskaya kompetentnost - ob'ekt opisaniya, formirovaniya i otsenivaniya [=Professional-pedagogical competence - the description of the object, the formation and evaluation], in: Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya: nauchno-prakticheskiy zhurnal [=Innovative development of vocational education: scientificjournal], Chelyabinsk, no. 2 (06), pp. 14-17. (InRuss.).

13. Sutkovaya, N. V. and Molchanov, S. G. (2016) Tyutorskie funktsii pedagoga v prostrans-tve realizatsii individualnoy obrazovatelnoy programmyi v doshkolnom obrazovanii [=Tyutor-skie teacher functions in space implementing individual educational programs in pre-school education], in: Sovremennaya vyisshaya shkola: innovatsionnyiy aspect [=Contemporary Higher Education: innovative aspects], vol. 8, no. 2 (32), pp. 163-179. (In Russ.).

Голик Дарья Юрьевна — воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» г. Еманжелинска; студентка магистратуры факультета дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. molchanov_chel@mail.ru

Развозжаева Татьяна Леонидовна - старший воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» г. Еманжелинска. molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.