Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие. "публичное выступление: взрослые и дети"'

Сетевое взаимодействие. "публичное выступление: взрослые и дети" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
433
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / PUBLIC SPEECH / ДЕТИ / ЛОГОПЕД / CHILDREN SPEECH THERAPIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заворохина Ирина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы подготовки публичных выступлений. Эта тема стала интересна не только психологам, но и логопедам. Автор задается вопросом: в чем схожесть и различие в подготовке к публичному выступлению взрослых и детей. Даны рекомендации, как воспитывать уверенного в себе ребенка, какие использовать методики по формированию навыков устной речи. Как сделать подготовку интересной и, одновременно, обучающей. Опыт работы логопедов может быть использован для организации сетевых площадок. Статья будет интересна родителям дошкольников, воспитателям и педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Заворохина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие. "публичное выступление: взрослые и дети"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. «ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ» Заворохина И.В. Email: Zavorokhina634@scientifictext.ru

Заворохина Ирина Владимировна - учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 550 «Академия Успеха», г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы подготовки публичных выступлений. Эта тема стала интересна не только психологам, но и логопедам. Автор задается вопросом: в чем схожесть и различие в подготовке к публичному выступлению взрослых и детей. Даны рекомендации, как воспитывать уверенного в себе ребенка, какие использовать методики по формированию навыков устной речи. Как сделать подготовку интересной и, одновременно, обучающей. Опыт работы логопедов может быть использован для организации сетевых площадок. Статья будет интересна родителям дошкольников, воспитателям и педагогам. Ключевые слова: публичное выступление, дети, логопед.

NETWORK INTERACTION. «PUBLIC SPEAKING: ADULTS AND CHILDREN» Zavorokhina I.V.

Zavorokhina Irina Vladimirovna - Teacher-Speech Therapist, MUNICIPAL AUTONOMOUS PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 550 "ACADEMY OF SUCCESS", YEKATERINBURG

Abstract: the article discusses the training of public speaking. This topic has become of interest not only to psychologists, but speech therapists. The author asks the question: what are the similarities and differences in preparing for public speaking children and adults. Recommendations how to raise a confident child, what techniques to use for formation of skills of oral speech. How to make training interesting and at the same time educational. Experience speech therapists can be used for network sites. The article will be of interest to parents of preschoolers, preschool teachers and teachers. Keywords: public speech, children speech therapist.

УДК 1174

Публичное выступление - всегда испытание. Даже если молча пройти через аудиторию, чтобы перенести стул, можно почувствовать дискомфорт. Создается ощущение оценки, экзамена, даже если внимание публики не столь уж пристально.

Тема «Публичное выступление» стала интересна не только психологам, но и логопедам. Прежде всего интересно сравнение: одинакова ли подготовка детей и взрослых к публичному выступлению. В 2015 - 2016 уч. гг. на базе МАДОУ ЦРР № 550 собрались логопеды 17 детских садов Кировского района г. Екатеринбурга, чтобы поделиться мнением по этой теме. Умение хорошо говорить на публике формируется у детей с самых ранних лет, еще до школьной скамьи. От того, насколько хорошо ребенок овладеет навыками устной речи, зависит его успех в университете, в работе и даже в личной жизни. Взрослым, которые не блещут на сцене, также приходится трудиться и овладевать навыками устной речи. Семинар проходил в три этапа:

1. Подготовка к публичному выступлению.

2. Психологические особенности детей и взрослых.

3. Представление своей модели публичного выступления.

Коснемся кратко всех трех этапов семинара.

Подготовка к публичному вступлению должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Известный психолог Д. Карнеги написал книгу с рекомендациями подготовки публичных выступлений. Основную ее фабулу можно сформулировать так: «Нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, возможно правильно донести информацию и убедить поверить себе» [6, 370].

Публичные выступления могут быть нескольких видов. Так экспромт и выступление по плану под силу только взрослым, для дошкольников, конечно, доступно только выступление, выученное заранее наизусть.

В этапы освоения выступлений на публике входит репетиция. Если взрослый человек сам выбирает, как он будет это делать: перед зеркалом, усадив перед собой домочадцев, а может быть за рулем, то с ребенком надо повторять текст и показывать, как правильно интонационно его прочесть.

Заранее стоит позаботиться об одежде. Фасон одежды не должен отвлекать ни самого оратора, ни публику от произносимой речи. Что касается детей, то их, конечно, очень радуют красочные и необычные костюмы, в которых они себя чувствуют настоящими героями.

И еще, на мой взгляд, очень важный момент - страх публичного выступления. Ему подвержены все - и взрослые, и дети.

Воспитание в большинстве случаев является основой того, почему человек боится выступать перед другими людьми. Родители нередко запрещают своим детям громко разговаривать или кричать в общественных местах. Мамы и папы закрывают рот своим чадам, аргументируя это тем, что все смотрят на ребенка и что это некрасиво. В итоге, когда подрастающей или уже взрослой созревшей личности приходится выступать на публике, голос куда-то пропадает, внутри все сжимается, а со лба льются ручьи пота. Очень часто негативный детский опыт закрепляется уже в школе или в институте, когда человек подвергается критике со стороны преподавателей или других студентов.

Как преодолеть страх публичных выступлений? На этот вопрос есть ответы в специальной литературе (изучение аудитории, спец. упражнения и т.д.).

Самым интересным этапом в работе семинара бал последний - практический. Каждый логопед представил свою работу, в которой смог применить знания на практике. Например, использование мнемотехники, пантомимы при подготовке к публичному выступлению. Интервью, как способ раскрыть ребенка. Мультипликация стала ярким пятном. Обращение к мультфильмам не случайно, они усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Дети сами создавали и озвучивали свою работу, что придает ей особую значимость. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно в обычном детском саду. Но еще более эффективно в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Особенно выделялись коллеги, работающие с детьми с особыми возможностями здоровья.

Последняя встреча напоминала праздник, с которого не хочется уходить. Каждый логопед представил видеоматериал и конспект проведенного мероприятия. Позже все материалы были собраны в метод-кейс и направлены участникам семинара. Таким образом, теперь все могут воспользоваться наработками своих коллег и эффективно использовать их в своей работе.

Список литературы /References

1. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-н/Д, 1996.

3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. М., 1996.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов.М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Рязань, 1990.

7. Автономная некоммерческая организация «Логопед плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: logopedplus@yandex.ru/ (дата обращения: 16.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.