Научная статья на тему 'Компетенции преподавателя медицинского вуза'

Компетенции преподавателя медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1299
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / КОМПЕТЕНЦИИ / СOMPETENCE / TEACHER OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербатых Андрей Викторович, Хамнуева Лариса Юрьевна

В настоящее время происходит переориентация оценки результатов подготовки выпускников медицинских высших учебных заведений на понятия компетентность и компетенция. В настоящей статье рассматриваются компетенции преподавателя медицинского вуза, поскольку подготовить современного врача может только преподаватель, обладающий профессиональными и общими компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербатых Андрей Викторович, Хамнуева Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence of the teacher of medical higher educational establishments

At present, the assessment of the results of training outcome of graduates of medical higher educational establishments is being reoriented towards the idea competence. Competences and terms of reference of a teacher in a medical higher educational establishment are discussed in this paper, as a student of a medical institute, in order to become a modern professional doctor, has to be taught by a teacher, who has high professional and general competences.

Текст научной работы на тему «Компетенции преподавателя медицинского вуза»

уровне додипломную подготовку врачей для работы в учреждениях системы ОМД, усовершенствовать последипломное образование врачей для обеспечения лечебных учреждений системы ОМД специалистами высокой квалификации.

Повышение уровня здоровья нынешнего и грядуще-

го поколений Россиян может обеспечить процветание нашей Родины и не последнюю роль в этом играют педиатры

Следует помнить, что «...решая проблемы детского здравоохранения, мы обеспечиваем государственную безопасность страны» (Л.М. Рошаль, детский хирург).

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1 Шевченко Елена Викторовна — декан педиатрического факультета, профессор, д.б.н.

© ЩЕРБАТЫХ А.В., ХАМНУЕВА Л.Ю. — 2010

КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

А.В. Щербатых, Л.Ю. Хамнуева (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В настоящее время происходит переориентация оценки результатов подготовки выпускников медицинских высших учебных заведений на понятия «компетентность и компетенция». В настоящей статье рассматриваются компетенции преподавателя медицинского вуза, поскольку подготовить современного врача может только преподаватель, обладающий профессиональными и общими компетенциями.

Ключевые слова: преподаватель медицинского вуза, компетенции.

THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

A.V. Sherbatyh, L.Yu. Khamnueva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. At present, the assessment of the results of training outcome of graduates of medical higher educational establishments is being reoriented towards the idea “competence”. Competences and terms of reference of a teacher in a medical higher educational establishment are discussed in this paper, as a student of a medical institute, in order to become a modern professional doctor, has to be taught by a teacher, who has high professional and general competences.

Key words: teacher of medical higher educational establishments, œmpetence.

Учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении требует постоянного совершенствования на основе научно-методических исследований и внедрения полученных результатов, корректировки существующих подходов и методик в образовательном процессе. Одной из актуальных проблем высшего медицинского образования является обеспечение подготовки выпускников, готовых к все более усложняющейся деятельности современного врача.

В этих условиях остро встает вопрос об изменении целей образования. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетентность» и возникает необходимость организовать образовательный процесс на основе компетент-ностного подхода.

В новом поколении государственных образовательных стандартов (ГОС) компетентность рассматривается как результат освоения компетенций конкретной личностью, а компетенция — как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.

Компетенции делят на профессиональные (или специальные) и общие (или надпрофессиональные). Общие компетенции — те, которые необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и внепро-фессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, выступать перед аудиторией и др.

Профессиональные компетенции — те, которые необходимы для реализации профессиональной деятель-

ности. Они делятся на компетенции деятельности (провести занятия со студентами, собрать анамнез, сделать назначения в процедурный лист и др.) и личностные компетенции (качества личности, которые формируются через поведение, например ответственность, аккуратность, дисциплинированность, внимательность и др.). Таким образом квалификация — это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных обязанностей.

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая их них — деятельность самого преподавателя. В современном вузе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его педагогического воздействия на студента. Преподаватель уже не может быть только передатчиком знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом.

Профессиональные компетенции преподавателя медицинского вуза касаются, прежде всего, учебнометодической и связанной с ней воспитательной деятельностью (подготовить и провести занятие со студентами, прочитать лекцию, проанализировать проведенное занятие, разработать цели и задачи дисциплины на основе компетентностного подхода, составить учебный план занятий и задания для достижения разработанных целей обучения и воспитания по дисциплине, выбрать оптимальные мероприятия по воспитанию студентов и др.).

Общие компетенции преподавателя медицинского вуза включают в себя следующие виды деятельности:

— Научно-исследовательская деятельность (проведение исследования по дисциплине как научному предмету, проведение исследования по дисциплине как учебному предмету, написание научной статьи, оформление отзыва на научную работу и др.);

— Умение самостоятельно работать с информацией (поиск информации и умение превратить ее в средство решения профессиональных задач, в оперативную форму, удобную для использования (схемы, конспекты и др.), использовать не менее одного из иностранных языков, как средство профессионального общения, владеть профессиональным языком, медицинской терминологией на латинском языке и др.);

— Педагогическая деятельность (пропаганда здорового образа жизни, конференции с медицинскими работниками и др.);

— Выступление перед аудиторией (умение выбрать способ общения, умение формулировать вопросы и участвовать в дискуссии и др.);

— Создание благоприятного микроклимата в коллективе (критическая оценка стиля общения между преподавателями, преподавателя со студентом, умение строить взаимоотношения в коллективе, оказание помощи при возникновении межличностных конфликтов);

— Ведение здорового образа жизни (пропагандировать здоровый образ жизни);

— Самообучение и самовоспитание всю жизнь (наличие индивидуальной программы самообучения и самовоспитания).

Для выполнения всей вышеперечисленной деятельности преподавателю необходимы определенные качества личности, главные из которых — любовь к педагогической деятельности, эрудиция, любовь к студентам, высокий уровень культуры и нравственности, порядочность, справедливость и доброжелательность, уравновешенность и др.

Без любого из этих качеств успешная педагогическая работа не возможна. Но помимо необходимости природных задатков, необходима постоянная работа педагога над собой. От этого во многом зависят и успешность его педагогической деятельности, и его авторитет. Авторитет преподавателя — интегральная характеристика его профессионального, педагогического и лич-

ностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и студентами и, в конечном итоге, оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса. Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад главным был авторитет роли, то сейчас основное — это личность преподавателя, его неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитательное (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов. Существенным моментом работы педагога являются коммуникация и понимание состояния студента. Понимание, значит систематическое становление на его внутреннюю точку зрения. С другой стороны, педагог должен донести до студента что-то, с его точки зрения, важное, но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознавании своего личного опыта. Педагогическое действие, таким образом, является коммуникативным и диагностическим актом. Преподаватель для успешной работы должен иметь необходимую психологическую подготовку, в которой выделяют три основных компонента: — формирование психологической культуры (забота человека о своем психологическом здоровье, культуру поведения и общение), психологическую компетентность в педагогической деятельности (знания и умения по психологии, необходимые для решения профессиональных задач в педагогической деятельности) и умение человека представлять себя на рынке труда.

Таким образом, каждый преподаватель медицинского вуза обязан вести не только учебно-воспитательную, но и методическую работу. Методическая работа повышает его профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство. Эта работа включает освоение и внедрение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, инновационных методик преподавания, создание учебных пособий для студентов и методических разработок для преподавателей. Только преподаватель, обладающий профессиональными и общими компетенциями, сможет подготовить выпускника не только к профессиональной деятельности, но и будет способствовать формированию его личностных качеств и подготовить его к самообразованию и самовоспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогурова В.А. Научная организация учебного процес- 2. Инновационные технологии в учебном процессе меди-

са: учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР- цинского вуза / Под. ред. П.Г. Ромашова. — СПб.: СПбГМА им.

Медиа, 2010. — 511с. И.И. Мечникова, 2006. — 204с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, т. 8(3952)243066 Щербатых Андрей Викторович — проректор по учебно-воспитательной работе, профессор, д.м.н., Хамнуева Лариса Юрьевна — ученый секретарь, профессор, д.м.н.

© ЩЕРБАКОВ Г.И., ЩЕРБАТЫХ Е.В., КАЛЯГИН А.Н. — 2010

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Г.И. Щербаков, Е.В. Щербатых, А.Н. Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия)

Резюме. Продемонстрирована методика внедрения балльно-рейтинговой системы в оценку профессиональных компетенций студентов, предложены её применения для клинических дисциплин.

Ключевые слова: Болонское соглашение, балльно-рейтинговая система, производственная практика.

USE OF CONTINUOUS ASSESSMENT FOR STIMULATION OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF

STUDENTS DURING CONDUCTING CLINICAL PRACTICE

G.I. Scherbakov, E.V Scherbatykh, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.