Научная статья на тему 'Использование традиционных оценочных средств в современном медицинском образовании'

Использование традиционных оценочных средств в современном медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРНЫ / ОРДИНАТОРЫ / АСПИРАНТЫ / ТЕСТЫ / ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / EVALUATION TOOLS / COMPETENCE / INTERNS / RESIDENTS / GRADUATE STUDENTS / TESTS / MEDICAL HISTORY / GRADUATE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелова Ирина Геннадьевна, Жукова Елена Викторовна, Калягин Алексей Николаевич

В статье рассматривается место традиционных оценочных средств в формировании компетенций обучающихся (студентов, интернов, ординаторов, аспирантов) медицинских вузов. Рассматриваются особенности подготовки тестовых заданий, выпускной квалификационной работы, истории болезни в практике медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погорелова Ирина Геннадьевна, Жукова Елена Викторовна, Калягин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of traditional assessment tool in modern medical education

The article considers the significance of traditional assessment tools in the formation of competencies of students (students, interns, residents, graduates) medical schools. The features of the preparation of test tasks, the final qualifying work, medical history in the practice of medical education are considered.

Текст научной работы на тему «Использование традиционных оценочных средств в современном медицинском образовании»

8. Мушкамбаров Е.И., Кузнецов С.Л. Молекулярная био- 9. Hanahan D., WeinbergR.A. Hallmarks of Cancer: The Next

логия. - М.: МИА, 2007. - 536 с. Generation. // Cell - 2011. - Vol. 144. №5. - P.646-674.

REFERENCES

1. Alberts B., Bray D., Lewis J., et al. Molecular Biology of the Cell. - Vol. 1, 2, 3. - New York: Wiley, 1994.

2. Clinical guidelines for practitioners, based on evidence-based medicine. - Transl. from English. - Moscow: GEOTAR-MED 2002. - 1248 p. (in Russian)

3. Lewin B., Kassimeris L., Lingappa V.P., et al. Cells. - Moscow: Binom, 2011. - 951 p. (in Russian)

4. Majboroda A.A. Textbook and other general pathology (immune response, inflammation). - Moscow: MEDpress Inform, 2006. - 106 p. (in Russian)

5. Majboroda A.A. Genes and proteins of carcinogenesis // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2013. - Vol. 117. №2 -

P.132-138. (in Russian)

6. Majboroda A.A. Molecular and genetic basis of carcinogenesis // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2013. - Vol. 116. №1 - P.134-138. (in Russian)

7. Majboroda A.A. Apoptosis - genes and proteins // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2013. - Vol. 117. №3 - P.130-135. (in Russian)

8. Mushkambarov E.I., Kuznetsov S.L. Molecular Biology. -Moscow: MIA, 2007. - 536 p. (in Russian)

9. Hanahan D., Weinberg R.A. Hallmarks of Cancer: The Next Generation. // Cell - 2011. - Vol. 144. №5. - P.646-674.

Информация об авторе:

Майборода Аскольд Александрович - д.б.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской биологии,

664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1

Information About the Author:

Majboroda Askold A. - Ph.D., Professor, Head of the Department of Medical Biology, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1.

ПЕДАГОГИКА

© ПОГОРЕЛОВА И.Г., ЖУКОВА Е.В., КАЛЯГИН А.Н. - 2014 УДК: 614:616-084:378.173

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ирина Геннадьевна Погорелова, Елена Викторовна Жукова, Алексей Николаевич Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. В статье рассматривается место традиционных оценочных средств в формировании компетенций обучающихся (студентов, интернов, ординаторов, аспирантов) медицинских вузов. Рассматриваются особенности подготовки тестовых заданий, выпускной квалификационной работы, истории болезни в практике медицинского образования.

Ключевые слова: оценочные средства, компетенции, интерны, ординаторы, аспиранты, тесты, история болезни, выпускная квалификационная работа.

THE USE OF TRADITIONAL ASSESSMENT TOOL IN MODERN MEDICAL EDUCATION

I.G. Pogorelova, E.V. Zhukova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The article considers the significance of traditional assessment tools in the formation of competencies of students (students, interns, residents, graduates) medical schools. The features of the preparation of test tasks, the final qualifying work, medical history in the practice of medical education are considered.

Key words: evaluation tools, competence, medical history, interns, residents, graduate students, tests, Graduate work.

Одной из важнейших задач реформирования высшего образования в России является изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания в формулировках знаний, умений, навыков (ЗУНов) -характеристика приобретаемых выпускником компетенций [3,5-6].

Необходимо отметить, что формирование «знаний-умений-навыков», применяемое в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 1 и 2 поколений, позволяло осуществить:

- связь со сферой труда, что выражалось в попытках давать общую характеристику деятельности в той профессиональной области, где предполагалась работа выпускника;

- достаточно развернутое (доведенное порой до излишней детализации и унификации) планирование содержания образования, особенно в том, что касается его фундаментальной направленности;

- большой объем инвариантной части содержания образования, что отражало заботу о сохранении и развитии единого образовательного пространства в условиях известных

тенденций децентрализации;

- предметно-центрированную направленность содержания.

Однако, происходящие на современном этапе ускорение

темпов развития общества, переход к гражданскому обществу с рыночной экономикой, информатизация, привели к изменению социальных требований к образованию. От выпускника работодатели ждут:

- готовность к переменам - мобильность, динамизм, конструктивность,

- профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности,

- умение делать выбор; эффективно использовать ограниченные ресурсы, вести переговоры и др.,

- способность оперативно находить информацию и использовать ее для решения своих проблем.

В связи с этим, в медицинском образовании России получил развитие деятельностно-компетентностный подход, который стал концептуальным основанием нового поколения государственных образовательных стандартов. После перехода на стандарты 3 поколения перед образовательными организациями встала проблема не только проектирования основных образовательных программ (ООП), но и изменение моделей и технологий комплексного управления качеством образования, реорганизации деятельности преподавателей, проектировки дидактических средств, а также разработки системы контрольно-оценочных средств, процедур и технологий, обеспечивающих реализацию практико-ориентированного образования.

При этом предполагается переход от оценивания преподавателем к сооцениванию при участии студентов и работодателей, что достигается участием потребителей в государственной итоговой аттестации выпускников, наличием обратной связи между образовательной организацией и заказчиками, их привлечением в учебный процесс, реализацией системы непрерывной подготовки специалистов (довузовский этап - специалитет (бакалавриат) - ординатура (интернатура) и/или аспирантура - дополнительное профессиональное образование).

При формировании компетентностной модели подготовки специалиста необходимо активно использовать различные оценочные средства, позволяющие вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик обучающегося. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает следующие индикаторы компетентности:

1) применение в учебном процессе практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач профессиональной направленности, публичных защит учебно-исследовательских и творческих проектов, увеличение количества практикумов, позволяющих студентам продемонстрировать свою компетентность;

2) приоритетное использование комплексных методов оценки достижений студентов.

Следовательно, контроль получаемых знаний в компе-тентностной модели подготовки специалиста уже имеет многоуровневую структуру. Комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего образовательного стандарта (государственных требований) по завершению освоения конкретной ООП - называется фондом оценочных средств. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию.

Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов и выпускников в условиях реформы высшего образования заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации образовательных стандартов 1-го и 2-го поколений, и нового подхода, который в настоящее время создается с опорой на экспери-

ментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства постепенно выведены из стадии эксперимента и адаптированы для повсеместного применения в российской вузовской практике.

Традиционные типы контроля ориентированы преимущественно на диагностику и оценку качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентом в результате освоения конкретных дисциплин и практик. Они по-прежнему могут успешно применяться в основном для текущей и промежуточной аттестации, однако при их использовании следует сделать акцент не только на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, но и на том, как эти знания и умения встраиваются в интегративную систему формируемой компетенции (компетенций).

Из традиционных типов контроля к новой компетент-ностной образовательной модели наиболее адаптивна государственная итоговая аттестация. Частично компетентност-ный подход может быть реализован при оценивании учебных курсовых работ, учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы студента/интерна/ординатора (НИРС/НИРИ/НИРО).

Традиционной формой курсовой работы в медицинском вузе, как это уже отмечалось выше, является история болезни, представляющая собой медицинскую карту стационарного больного, заполненную с учётом максимизированных академических требований к её заполнению. В истории болезни обучающийся демонстрирует компетенции применения методов исследования больного (расспрос, объективное исследование, лабораторные и инструментальные данные), компетенции диагностики и умения логически, на основании научных данных доказать свои диагностические заключения, а также компетенции лечения, наблюдения за больным и ведения медицинской документации.

При применении оценочных процедур преподаватели разных вузов сталкиваются с феноменом плагиата, выдачи готовых произведений за оригинальные произведения обучающихся. Избежать этого сложно, но возможно. При подготовке истории болезни целесообразно использовать традиционные методы её создания. Она должна писаться строго по конкретному больному, который известен преподавателю и с которым самостоятельно работал студент. История болезни должна писаться от руки, без использования компьютерных технологий набора и форматирования текста, т.к. именно на этом этапе часто возникает плагиат данных. Важно, что история болезни должна проверяться, желательно, в присутствии студента, с тем, чтобы иметь возможность обсудить важнейшие ошибки и дефекты формулировок при подготовке этого документа. Не менее важно, чтобы история болезни была переписана набело после корректировки недостатков.

Фактически, заставляя студента использовать традиционные методы подготовки истории болезни, преподаватель заставляет его работать с формулировками медицинских заключений, запоминать их, оттачивать свой язык. Преподаватель добивается от студента самостоятельного мышления над диагнозом [7], планом лечения больного, а также обоснованием этого. Чем чаще студент сталкивается с такими заданиями, применительно к разным учебным дисциплинам тем более свободным и логичным становится его язык, тем более чётким становится клиническое мышление обучающегося.

Однако, наряду с этим, компетентностная модель обучения предполагает и внедрение совершенно новых форм контроля как на этапе итоговой, так и на этапах текущей, промежуточной и рубежной аттестаций. Важнейшим условием успешной реализации перечисленных форм контроля является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника.

К основным видам оценочных процедур можно отнести: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы

преподавателя и студента; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля, так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

К формам контроля относятся: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен (по дисциплине, модулю, государственная итоговая аттестация), тест, контрольная работа, эссе и иные творческие работы, реферат, отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.), курсовая работа (в медицинском вузе - история болезни), выпускная квалификационная работа.

Важнейшими достоинствами тестов и контрольных работ являются:

- экономия времени преподавателя (затраты времени в 2-3 раза меньше, чем при устном контроле);

- возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;

- возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

- возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

- возможность проверить обоснованность оценки;

- уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.

Технические средства контроля (фонд оценочных средств) могут содержать: программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания. В понятие технических средств контроля может входить оборудование, используемое студентом при лабораторных работах и иных видах работ, требующих практического применения знаний и навыков в учебно-производственной ситуации, овладения техникой эксперимента.

Контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала студента. Опыт ряда вузов показывает, что технические средства контроля должны сопровождаться устной беседой с обучающимся [1].

Информационные системы и технологии (ИС) оценивания качества учебных достижений студентов являются важным сегментом информационных образовательных систем, которые получают все большее распространение в вузах при совершенствовании (информатизации) образовательных технологий. Программный инструментарий (оболочка) таких систем в режиме оценивания и контроля обычно включает: электронные обучающие тесты, электронные аттестующие тесты, электронный практикум , виртуальные лабораторные работы и др.

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает: быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; возможность детально и персонифицированно представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения; формирование и накопление интегральных (рейтинговых)

оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы; привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами; возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

При использовании технических средств и информационных технологий нужно понимать, что эти средства ориентированы на получение конкретных знаний. В медицинском образовании это требует осторожности, т.к. ряд положений и представлений могут периодически трансформироваться. В связи с этим, если в тексте будут содержаться некорректные формулировки, то у обучающегося сформируются неверные представления. Требуется ежегодное изучение всех тестовых заданий преподавателями кафедры с целью их коррекции.

Основным же способом объективной оценки компетенций выпускника из традиционных форм контроля является государственная итоговая аттестация, включающая выпускную квалификационную работу, а также государственный экзамен. В медицинских вузах, подготовка выпускной квалификационной работы предусмотрена только по отдельным специальностям («Фармация», «Медицинская биохимия», «Сестринское дело» и др.).

Цель выпускной квалификационной работы - это приобретение исследовательских компетенций, умения работать с конкретными творческими проектами, выявление способных к научной деятельности. Важный аспект - это практическая направленность работы [4]. Выпускные работы должны обязательно представляться к защите в присутствии коллег-обучающихся, руководителей и преподавателей, чтобы повышать ответственность за эти мероприятия.

Государственная итоговая аттестация является наиболее действенным инструментом контроля качества подготовки выпускников вузов. Как оценочная квалиметрическая процедура итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников по основной образовательной программе конкретного направления подготовки (специальности) требованиям образовательного стандарта.

Реализация образовательной программы и её закрепление в компетенциях выпускника вуза проверяется комплексом оценочных средств, которые являются регламентированными, квалиметрическими процедурами, охватывающими или обобщенные квалификационные (контрольные) задания, или вопросы (систему вопросов в виде экзаменационного билета и эталонных ответов на них, если вопросы имеют форму тестов), или и то и другое [2].

Таким образом, практическая реализация общей модели контроля качества образования осуществляется через систему оценочных средств и технологий оценки качества подготовки выпускника, адекватно отражающей результаты освоения им основной образовательной программы (компетенции), приобретенные им в течение всего периода обучения [8]. Используемые оценочные средства должны обеспечивать возможность многомерных измерений в рамках ком-петентностного подхода, ориентацию на профессиональные задачи будущей деятельности специалиста, непрерывное отслеживание качества учебных достижений и соблюдение требований теории педагогических измерений.

Эффективность применения различных оценочных средств определяется применяемыми технологиями контроля результатов обучения, которые предусматривают возможность комплексного оценивания различных элементов образовательных программ, формирующих приобретаемые компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. - 1999. - №3. - С.34-42.

2. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. - М.: Изд-во МГУ 2007. - 148 с.

3. Горяев Ю.А. Важнейшие пути активизации познавательной деятельности студентов на лекциях // Альманах сестринского дела. - 2012. - Т. 5. №3-4. - С.34-37.

4. Горячкина Е.Г., Мирович В.М., Бочарова Г.И.

Формирование профессиональных компетенций при написании дипломной работы на фармацевтическом факультете // V Общероссийская конференция с международным участием«Медицинское образование - 2014»: Сборник тезисов. - М.: Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2014. -С.127-129.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004. - С.10.

6. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании

(методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. -Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. - М., 2004. - С.6-12.

7. Казначеев В.П., Куимов А.Д. Клинический диагноз. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992.

- 199 с.

8. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2008. - №2. - С.106-109.

REFERENCES

1. Ainshtein V. Examinees and examiners // Visshee obrazovanie v Rossii. - 1999. - №3. - P.34-42. (in Russian)

2. Bogoslovskij V.A., Karavayeva E.V, Kovtun E.N., et al. Guidelines for designing assessment tools for the implementation of tiered educational programs at higher professional education competence approach. - Moscow: MGU, 2007. - 148 p. (in Russian)

3. Goryaev Y.A. The most important way to enhance the cognitive activity of students in lectures // Almanach sestrinskogo dela. - 2012. - Vol. 5. №3-4. - P.34-37. (in Russian)

4. GoryachkinaE.G., Mirovich V.M., BocharovG.I. Formation of professional competence prinapisanii thesis at the Pharmaceutical Faculty. // V All-Russian conference with international participation "Medical Education - 2014": Abstracts. - Moscow: Publishing House of the First Moscow State Medical University

named after I.M. Sechenov, 2014. - P. 127-129. (in Russian)

5. Zimnya I.A. Key competence as effectively-targeted competency-based approach to education. - Moscow, 2004. -P.10. (in Russian)

6. Zimnya I.A. Competence Approach in Education (methodological and theoretical aspect) // Problems of quality education: Proceedings of the XIV All-Russian meeting. - Pr. 2. Key social competence of the student. - Moscow, 2004. - P.6-12. (in Russian)

7. Kaznacheev V.P., Kuimov A.D. Clinical diagnosis. -Novosibirsk: Novosibirsk State University, 1992. - 199 p. (in Russian)

8. Pogorelova I.G., Kalyagin A.N., Zhukova E.V The competence approach in modern medical education // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2008. - Vol. 77. №2. - P.106-109. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах:

Погорелова Ирина Геннадьевна - доцент кафедры, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: pogorelova_ irine@mail.ru; Жукова Елена Викторовна - доцент кафедры, к.м.н., e-mail: zhuklen@yandex.ru; Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, тел. (3952) 703722, e-mail: akalagin@mail.ru

Information About the Authors:

Pogorelova Irina G. - Associate Professor, MD, PhD, 664003, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail: pogorelova_irine@mail.ru; Zhukova Elena V. - Associate Professor, MD, PhD, e-mail: zhuklen@yandex.ru; Kaliagin Alexey - Head of Department, Professor, MD, PhD, 664046, Irkutsk, post box 62, tel. (3952) 703722, e-mail: akalagin@mail.ru

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© КОЛЯДО Е.В., ЛЕЩЕНКО В.А., КАРТАШЕВ В.Н., ПЕРФИЛЬЕВ А.А., ЩЕРБИНА Н.Н. - 2014 УДК 338.46 : 61

АНАЛИЗ НОРМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Елена Владимировна Колядо1, Владимир Алексеевич Лещенко2, Валерий Николаевич Карташев1, Алексей Анатольевич Перфильев3, Николай Николаевич Щербина3 ('НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, Новокузнецк, директор -д.м.н., проф. В.В. Захаренков, лаборатория проблем охраны здоровья сельского населения, зав. - д.м.н., проф. В.Б. Колядо; Диагностический центр Алтайского края, гл. врач - к.м.н. В.А. Лещенко; 3Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края, руководитель - Ю.В. Пешкин)

Резюме. Целью исследования стало изучение особенности действующего законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Провести аналитический обзор норм с целью недопущения медицинскими организациями нарушений современных требований. Установлено, что надлежащая организация работы по соблюдению правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг позволит избежать жалоб граждан, предписаний надзорных органов и успешно исполнять нормы федерального законодательства. Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, платные медицинские услуги.

ANALYSIS OF THE CURRENT LEGISLATION NORMS ON GRANTING OF PAID MEDICAL SERVICES BY MEDICAL ORGANIZATIONS

E.V. ^lyado1, V.A. Leshenko2, V.N. Kartashev1, A.A. Perfilyev3, N.N. Shcherbina3 ('Scientific research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases SO RAMN, Novokuznetsk;

^Diagnostic Center of the Altai Territory; 3Center of the State Order in the Sphere of Health Care of the Altai Territory,

Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.