Н.Б. Горбачева
ВЗГЛЯД МОЛОДЕЖИ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...
VIEW YOUTH FOR QUALITY FEATURES OF MODERN MAN
© 2015
N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical work of the department «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: Exploring the world and developing, each person understands and appreciates it. Something to direct their efforts, what is important in life, which way to go, not to be mistaken - these issues contributes to it is that value system, which is one of the fundamental components of human culture. Man's realization of the significance of things defines his personality. For some important material things, for others and spiritual values. Thanks to the values of people life plans, regulates its processes, thus demonstrating the orderliness of the social world. The youth in terms of innovation and technology adapts faster than the adult population. The study was tasked to find out the opinion of young generation about the quality characteristics of modern man. Data showed that the top five important qualities of a modern man Togliatti youth include: fitness and health, humor and sociability, vigor and enterprise and learning and erudition, the ability to use a computer. About half of young men and women expressed confidence that they conform to the requirements of modernity. Almost half of the respondents expressed a lower degree of confidence in this. Presentation on self-assessment of personal qualities from the standpoint of modernity depends, on the one hand, the manifestations of independence, on the other, from relations with parents and subjective assessment of material situation of the family. Ideas about modernity parents characterize subjective distance that separates the young generation of adults. The results of the study showed that less than half of all respondents indicated that both parents present. Respondents indicate good relations between all members of the family where both parents are called modern. Representations of teenagers about modernity parents associated with self-esteem of modernity personal qualities. Assessment by respondents of their relationship to modernity depends on such factors as interest in political news, in technical progress, the desire to follow fashion, claims, interpersonal relationships in the family, the family's financial situation, status and education of parents.
Keywords: youth, modernity, parents, personality, self-esteem, relationships, communication, education, status, financial status and quality characteristics.
УДК: 378.16:004.087
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ
РЕСУРСОВ
© 2015
О.М. Гущина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается компетентностный подход к созданию информационно-образовательной среды как системы подготовки студентов к развитию способностей и приобретению знаний, основанных на поиске и использовании электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: компетентностный подход; электронные образовательные ресурсы, информационно-образовательная среда, профессиональные компетенции.
Современная тенденция перехода к «компетентност-ному» подходу в оценке качества профессиональной подготовки специалистов определяет фундаментальные изменения в содержании существующих образовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС ВО) и требует оптимизации способов, технологий и средств организации образовательного процесса. По мнению Бермус А.Г. компетентностный подход непосредственно связан с «...идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехком-понентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения)» [1]. Компетентностный подход предполагает усиление роста требований к будущему специалисту и, как подчеркивает Н.А. Селезнева, «.может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [2]. Он предполагает перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины на студента и ожидаемые результаты. В этой связи весьма актуальными являются исследования современного состояния информационно-методического сопровождения студентов в период освоения ими образовательных программ. Тем более, что эффективная и полноценная реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ невозможна без мотивированного и заинтересованного участия студентов, как субъектов информационно-образовательного пространства, включающего
информационные, технологические и педагогические ресурсы.
Следовательно, для реализации компетентностного подхода требуется подготовка новых сценариев учебных занятий, на которых студенты имели бы возможность познакомиться с основными его основными идеями, средствами формирования обязательных и добавленных компетенций, средствами диагностики и самодиагностики уровня сформированности компетенций, а также получить опыт самооценки и презентации сформированных компетенций.
Принципиально подготовка новых сценариев учебных занятий в условиях освоения технологии формирования профессиональных компетенций представляет собой формирование формализованных образовательных ситуаций, в которых обучающиеся ставят или присваивают и достигают те или иные цели. Для достижения поставленных целей необходимо наличие определенного набора информации, которую можно почерпнуть из внутренних (собственные знания) или внешних источников, среди которых наибольшую популярность приобретают электронные образовательные ресурсы (ЭОР), как самостоятельные интерактивные электронные издания комплексного назначения, содержащие систематизированные теоретические и/или практические и/или контролирующие материалы с использованием элементов мультимедиа технологий [3].
Для определения роли ЭОР в формировании профессионально-значимых компетенций студентов представляется актуальной разработка новой информационно-образовательной среды как системы подготовки студентов к профессиональной деятельности для развития
способностей и приобретения знаний с целью эффективного решения образовательных задач по обретению нового знания, основанного на поиске и использовании новых образовательных ресурсов [4-9]. Она представляет комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность образовательных и педагогических технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений и получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе электронных образовательных ресурсов.
Для создания информационно-образовательной среды разрабатывается специальная система спецификаций для унификации ЭОР, которая создает предпосылки для универсализации используемых средств, обеспечивающих диалог субъекта образования в среде, представленной в форме:
1) многомерного систематизированного информационного пространства (рис. 1), в котором основные компоненты позволяют эффективно, рационально, оперативно устанавливать и реализовывать всевозможные отношения и свя-зи между участниками образовательного процесса. К основным компонентам информационного пространства относятся:
- учебная среда, предназначенная для реализации образовательных курсов и организации групповых и индивидуальных траекторий обучения студентов;
- среда преподавателя, основное назначение которой заключается в организации взаимодействия студентов с образовательными ресурсами, представленными в традиционном формате и электронном, обеспечивающим мобильность изучения нового материала;
- сами электронные образовательные ресурсы, представленные в виде учебных и методических пособий, обеспечивающих более широкую траекторию усвоения новых знаний, способствующих формированию профессионально-значимых компетенций студентов.
2) эффективной образовательной системы, в рамках которой возможен новый уровень реализации активной и интерактивной стратегии образования, направленной на формирование положительной мотивации к учебной и творческой деятельности, навыков самостоятельного получения различных типов информации из разных типов источников, активизации сотрудничества участников образовательного процесса, что в конечном счете способствует формированию профессионально-значимых компетенций студентов.
Разработка
образовательных курсов
Организация групповых и индивидуальных траекторий обучения
Базовая подготовка обучающихся в области поиска и использования информации
Организация взаимодействия меаду участниками образовательного процесса
Создание электронных образовательных ресурсов, в том числе: видеоматериалов, интерактивных тестов
Рис. 1. Представление информационно-образовательной среды
При этом сам процесс построения модели информационно-образовательной среды все время находится в развитии, который происходит по спиральной схеме и проходит следующие фазы (рис. 2):
- в фазе диагностики в качестве целевой установки выдвигается определение исходного уровня информационно-образовательной среды, направленной на форми-
рование профессиональных компетенций;
- в фазе проектирования происходят построение концептуальной модели развития учебного процесса, где каждой задаче соответствуют проект с ожидаемыми, измеряемыми результатами;
- в фазе построения формируется новая учебная среда подготовки студента к деятельности с более высокими значениями показателей эффектив-ности;
- в фазе испытания осуществляется диагностика и коррекция состояния сформированной среды, в ходе которой устраняются замеченные недостатки.
Ди агностика
Рис. 2. Маршрут работ по построению модели информационно-образовательной среды
Учебная среда подготовки студента всегда организовывается как модель среды его профессиональной деятель-ности для развития способностей и приобретения знаний с целью эффективного решения проблем по созданию нового продукта (интеллектуального, материального). Она выступает:
- средством обеспечения условий для формирования профессиональных компетенций как способностей выявлять связи между знаниями и ситуациями, применять знания адекватно для решения проблем [10];
- в виде системы управления образовательным процессом подготовки выпускника, востребованного на рынке труда.
Спиральное развитие модели информационно-образовательной среды, как модели многомерного систематизированного информационного пространства и эффективной образовательной системы, позволяет совершенствовать ее с каждым новым витком спирали и перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, осуществляя полную интеграцию ИКТ в педагогическую деятельность учебного заведения в целом [11-19]. Такая интеграция предполагает принятие решения, при котором информационно-образовательная среда формированию профессиональных компетенций может быть представлена системой, которая объединяет в единый информационный комплекс:
- доступ к учебно-методическим модулям и контролирующим заданиям предметов учебного плана (электронные учебники, учебные пособия, методические указания, учебные программы, тесты и тренажеры);
- организацию интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса;
- реализацию удаленного разнотипного контроля знаний студентов;
- организацию сбора разнородной статистики по учебному процессу;
- доступ к информации, связанной с учебным процессом (нормативно-справочная информация, учебные планы, расписания занятий.
Осуществление перечисленных функций легко реализовать с использованием аналитической информационной системы, которая способствовала бы освоению и реализации всеми участниками учебно-воспитательного процесса основной образовательной программы.
Возможна следующая модель автоматизированной системы, обеспечивающей организацию информационно-образовательной среды формирования профессиональных компетенций студентов, представленная на рисунке
3.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Модуль: Паспорт компетенций
- краткое содержание компетенций
- па спорта компете нций
- программы формирования компетенций
Модуль: Учебный процесс
учебные планы
электронные учебные ресурсы
Рис. 3. Модель системы организации информационно-образовательной среды формирования профессиональных компетенций студентов
Автоматизированная система организации информационно-образовательной среды формирования профессиональных компетенций студентов представляет собой совокупность следующих компонентов:
- модуль «Студент» предназначен для формирования банка личной информации об обучающихся и сохранения данных об изучаемых ими дисциплинах и списка индивидуальных заданий к ним;
- модуль «Модель выпускника» содержит перечень обязательных для формирования компетенций в соответствии с ФГОС, список обязательных и выбранных студентами дисциплин;
- модуль «Паспорт компетенций» предназначен для отображения следующей информации о формируемых компетенциях:
- краткое обоснование формируемой дисциплины;
- структура компетенции, включающая обоснование знаний, умений и навыков, которыми овладеют студенты при формировании указанной компетенции;
- планируемые уровни сформированности компетенций;
- модуль «Учебный процесс» содержит описание учебных планов со списком дисциплин, изучение которых направлено на формирование компетенций, и перечень электронных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения основных и выбранных дисциплин.
Очевидно, что система научных знаний, представленная в модуле «Учебный процесс», не может предложить готовую дисциплинарную структуру образовательных программ, адекватную компетентностному подходу, но определяет задачу формирования профессиональных компетенций, которая предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса и самой образовательной среды. Принципиально новым в формировании профессиональных компетенций выступает создание формализованных образовательных ситуаций, в которых студенты применяют полученные знания, умения и навыки в решении профессионально-ориентированных задач, на основании которого выставляется оценка успеваемости студентов в зависимости от средней выполнимости практических заданий (рис. 4). Ценность того или иного знания определяется степенью достижения поставленной цели, при которой важность знания определяется как ресурса достижения цели, решения поставленной задачи. Полученная оценка вы-
ступает ключевым фактором формирования профессиональной компетенции (рис. 5).
СРЕДНЯЯ ВЫПОЛНИМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
I 73
О Средняя выполнимость имеет допустимые значения
АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ СРЕДНЕЙ ВЫПОЛНИМОСТИ ЗАДАНИЙ
Задание 1:
■ 78
О Задание 1 имеет допустимые показатели выполнимости. Задание 2
170
о Задание 2 имеет допустимые показатели выполнимости. Задание 3:
Щ 54
д Задание 3 имеет недопустимые показатели выполнимости.
Рис. 4. Оценка успеваемости студентов в зависимости от средней выполнимости практических заданий
Студент Задям 1 Мот 2 Зодат 3
Зачтен»/2015-« -27 ШМ, ноличктбо ошибок; 1) Зачтено вШЫИЯ МНИМ, количество ошибок; 01 Зачтена тШ-27 06Ш1 количеств ошибок: 1}
Анастасия Левкина Компетенция сформирована: студент способен применять полуденные знания в соответствующих коммуникативных ситуациях Компетенция сформирована: студент способен использовать правильные обороты грамматики в деловом общении Компетенция сформирована; студент способен работать с текстами профессиональной направленности но иностанном языке
Рис. 5. Фрагмент отчета по сформированности профессиональных компетенций у студента
Экспериментальная апробация автоматизированной системы организации информационно-образовательной среды формирования профессиональных компетенций студентов доказала, что ее использование приводит к улучшению показателей качества обучения в образовательных учреждениях, так как она позволяет:
• производить качественный обор учебных материалов, включая ЭОР;
• хранить данные об успеваемости студентов;
• регистрировать данные о контроле знаний и сфор-мированности профессиональных компетенций;
• диагностировать основные пробелы в знаниях и заданиях, что обеспечивает корректировку учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Таким образом, практическое внедрение разработанной системы организации информационно-образовательной среды формирования профессиональных компетенций студентов позволяет обеспечить инновационный характер организации учебного процесса, проявить самостоятельность студентов в изучении дисциплин, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории за счет использования ЭОР. На основании полученных с помощью автоматизированной системы данных можно скорректировать образовательную программу и тем самым улучшать педагогические показатели, а, следовательно, качество получаемых в образовательном учреждении знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. http://www.eidos.ru/ joumal/2005/0910-12.htm
2. Системное проектирование и обоснование ком-петентностно-ориентированных ООП ВПО, реализу-
Модуль: Студент
общие сведения о студенте сведения об научаемых дисциплинах перечень индивидуальных заданий
Модуль: Модель выпускника
- перечень обязательных дисциплин
- перечень обязательных компетенций
ющих требования ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла / Авт.-сост. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Казанович В.Г.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 54 с.
3. Гущина О.М., Крайнова О.А. Выбор и оценка эффективности средств разработки электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2013. № 1. - С. 7-12.
4. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.
5. Квач Т.Г. О роли преподавателя в реализации информационно-образовательной среды в учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 95-97.
6. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
7. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
8. Куликович Д.В., Семчук Н.М. О подготовке учителей биологии к работе с электронными образовательными ресурсами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 121-124.
9. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 214-216.
10. Панюкова Е.В., Егорова Э.В. Особенности проектирования компетенстностно-ориентированных технологий // Перспективы модернизации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 112-115.
11. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 10-12.
12. Атаманчук Ю.Н. Влияние информационных технологий на формирование профессиональных навыков студентов - управленцев в сфере образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 37-40.
13. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.
14. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Проектирование информационного пространства образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 91-93.
15. Бутахина Л.А. Использование информационно-образовательных технологий при обучении студентов экономических направлений (на примере английского языка) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 136-141.
16. Ефремкина И.Н., Туйдукова О.А. Возможности применения информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 123-127.
17. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
18. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
19. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.
COMPETENCE APPROACH IN CREATION OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KNOWLEDGE WITH USING OF ELECTRONIC RESOURCES
© 2015
O.M. Gyshchina, Candidate of Pedagogical sciences, senior lecturer, senior lecturer of department «Computer
Science and Informatics»
Togliatti State University, Tolyatti (Russia)
Annotation. The article highlights the competence approach to the creation of educational environment as a system of preparation of students to the development of skills and acquire knowledge based on the search and using of electronic educational resources.
Keywords: competence-based approach; electronic educational resources, the information and education environmen,-professional competences.