Научная статья на тему 'Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации'

Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1264
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / COMPETENCES / COMMUNICATION SKILLS / MANAGEMENT SPECIALISTS / BEHAVIORAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Альвина Павловна

В статье рассматривается компетентностный подход к развитию коммуникативной компетенции специалистов, обучающихся в магистратуре. Предлагается модель, включающая ключевые компетенции, их кластеры и индикаторы, с помощью которых можно оценить развитие коммуникативных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the development of communication skills

The article deals with the competence approach to the development of communicative competence of specialists studying in the magistracy. The model including core competencies, their clusters and indicators, which give the opportunity for evaluating the development of communicative competence, is proposed

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации»

А. П. Панфилова

(Санкт-Петербург)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается компетентностный подход к развитию коммуникативной компетенции специалистов, обучающихся в магистратуре. Предлагается модель, включающая ключевые компетенции, их кластеры и индикаторы, с помощью которых можно оценить развитие коммуникативных компетенций

В профессиональной жизни общение выполняет многообразные функции. Существует несколько подходов к их классификации, но большинство авторов выделяют следующие профилирующие функции общения в организационном поведении: коммуникативную, регулятивную и перцептивную. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией между индивидами. Регулятивная функция выражается в том, что в процессе общения человек регулирует (изменяет] как своё собственное поведение, так и поведение партнёра по общению. Перцептивная функция реализуется в том, что общение включает в себя взаимное восприятие партнёрами друг друга, которое во многом обеспечивает или затрудняет понимание общающихся. Социальный психолог Б. Д. Парыгин вместо регулятивной функции рассматривает интерактивную, что в деловом общении является весьма существенным, особенно в последнее десятилетие, в связи с ориентацией на командообразование [1].

Коммуникация в труде специалиста оказывается всего лишь частью процесса общения и, следовательно, понятием более узким. Она осуществляется лишь в процессе взаимодействия (интеракции] и рассчитана на взаимопонимание (перцепцию]. Коммуникация -это специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания от человека, группы или организации. Эффективное осуществление коммуникационного процесса зависит от уровня развития коммуникативной компетенции личности, то есть комплекса умений вербального и кинетического общения, самопрезентации, стрессоустойчиво-

сти, командного взаимодействия, сотрудничества, управления конфликтами, умений и навыков самоуправления в процессе взаимодействия.

В обучении магистрантов общению сегодня практикуют компетентностный подход. Однако у педагогов в системе подготовки магистрантов много неясностей и непонимания, особенно в вопросах конкретных компетенций и их диагностике «на выходе». Нам представляется, для того чтобы в процессе обучения будущих специалистов формировать компетенции и затем оценивать уровень их развития у выпускника, необходимо прежде разобраться в том, что же такое компетенция и каким образом формировать её модели и определять индикаторы ключевых компетенций.

Анализ научной литературы показывает также, что часто на практике некоторые исследователи не разделяют понятия компетентность и компетенция, используя их как синонимы. Кроме того, иногда им придаются различные значения, при этом в менеджменте больше предпочтений отдаётся поведению, влияющему на эффективность работы, а в педагогике - таким характеристикам, как совокупность взаимосвязанных качеств личности (опыта, знаний, умений, навыков, способов деятельности], относящихся к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности [2, 11, 12]. Для дальнейшего рассмотрения проблемы целесообразно определить, что:

- компетентность - это результаты, определяющие эффективную работу, в которой специалист компетентен;

- компетенции - это поведение, применённое для достижения желаемых результатов, делающее человека компетентным.

Исходя из этого понимания, когда мы говорим о компетенции, то имеем в виду, что объект наблюдения - личность, характеристика личности (эффективное взаимодействие с партнёрами], поведение (коммуникабелен, делится информацией с другими], контекст поведения (эффективное общение помогает развивать отношения с ключевыми партнёрами]. Когда же речь идёт о компетентности, то объектом наблюдения становится должность (например, переводчик], должностные задачи (приём и обработка информации, организация процесса партнёрства], результат работы (передача адекватного текста и контекста, контроль - обратная связь] [3].

В данной статье нами исследуется более конкретная область знаний, а именно: коммуникативная компетенция магистранта, будущего менеджера, позволяющая ему в дальнейшем эффективно управлять в любой ситуации процессом взаимодействия, включающая социальный и эмоциональный интеллект; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, видами спора, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнёров, умениями устанавливать обратную связь, использовать нормы делового этикета [4].

Основные составляющие коммуникативной компетенции:

- вербальная - уместность тех или иных высказываний участников делового взаимодействия; отсутствие трудностей в письменной речи, в оформлении деловой документации; вариативность в интерпретации получаемой информации; адекватность ориентации в сфере оценочных суждений и стереотипов; развитый тезаурус (лингвистический словарь] и метафоричность речи; умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них; владение позитивными невербальными сигналами, сопровождающими речь;

- психологическая - знание участников общения, их индивидуальных особенностей, ведущих сенсорных каналов и «ключей доступа» к ним; индивидуальной мотивации и на-

правленности; умение управлять эмоциональным напряжением и конфликтными ситуациями, инцидентами, оказывать участникам взаимодействия психологическую поддержку;

- социально-психологическая - это межличностная ориентация; представление о разнообразии социальных ролей, способов, стратегий и тактик взаимодействия; умение анализировать и решать межличностные и внутригрупповые проблемы, разрабатывать и пробовать разнообразные конструктивные сценарии поведения в ситуациях конфликта мнений;

- интерактивная - умение создавать команду и соорганизовывать совместную работу её членов, правильно распределять роли, выбирать лидеров, эффективные стратегии, управлять процессом взаимодействия и решением задач, поставленных перед группой;

- эго-компетенция - важная составляющая подготовки специалиста, опирающаяся на самомаркетинг (изучение своего потенциала] и самоменеджмент (управление собой, достижение поставленных целей], позволяющая понимать свои возможности и предназначение, ресурсы и причины трудностей в общении с другими, а также знание механизмов регулирования эмоций и умение ими пользоваться, владение техниками формирования и оптимизации (эвристический оптимизм] личного успеха [5].

Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно только описать или перечислить конкретные коммуникативные умения специалиста. Для того чтобы их использовать практически, а именно: диагностировать и оценивать, вознаграждать и продвигать и по полученным результатам планировать программу обучения и подбирать технологии обучения, - необходимо прописать конкретные модели, включающие кластеры и индикаторы ключевых умений и выбрать адекватную методику получения информации. Сложным процессом является характеристика индикаторов поведения, позволяющих определять уровни развития компетенции. Поведенческие индикаторы, как считают разработчики этой проблемы, - это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Предметом их наблюдения избирается проявление высокой компетенции, что в условиях учебного

процесса осуществлять весьма трудно. В то же время именно этот процесс, на наш взгляд, является самым сложным для преподавателей, обучающих общению, причём на практике, как правило, дело не доходит дальше перечисленных умений и навыков [6].

Для дальнейшего рассмотрения проблемы считаем также необходимым проанализировать аспекты, в которых действительно проявляется коммуникативная компетенция специалиста. Поскольку в деловом общении коммуникативная компетенция проявляется прежде всего через умение вести переговоры и малый разговор типа беседы, консультации; через умение работать в команде и осуществлять сотрудничество, партнёрские отношения; через умение проводить эффективную презентацию и самопрезентацию, в том числе публично выступать в разных вербальных жанрах (доклад, лекция, участие в дискуссии, споре, полемике, в конференции и пр.], постольку целесообразно рассмотреть коммуникативные компетенции через эти ключевые умения.

Как отмечают специалисты по менеджменту, компетенция отличается от любого другого критерия оценки наличием поведенческих индикаторов, что позволяет прогнозировать эффективность и успешность оцениваемого. В связи со сказанным, для того чтобы оценить коммуникативные компетенции, полезно обратиться к авторам, занимающимся проблемами оценивания персонала. Пример индикаторов диагностики уровня развития компетенции «Управление отношениями», описан М. В. Красностановой, Н. В. Осетровой и Н. В. Самара и выглядит следующим образом [7] (табл. 1, с. 32].

Анализируя предлагаемый пример описания коммуникативной компетенции, можно отметить, что поведенческие индикаторы компетенций различаются по интенсивности и масштабности проявления, что позволяет образовать шкалу и тем самым облегчить практическое применение. Количество уровней шкалы коммуникативных компетенций определяется в каждой организации, а порой и для каждого специалиста, по-своему исходя из внешних и внутренних условий реализации компетентностного подхода.

Модель компетенций, по мнению С. Уид-дет и С. Холлифорд, используется для обозначения полного набора как самих компетенций, так и индикаторов поведения. Основная

модель коммуникативных компетенций состоит из таких, которые охватывают стандарты поведения, общие для всех видов взаимодействия (как, например, умения работать с людьми], или стандарты для особых видов коммуникативной деятельности, например: работа в команде, переговоры или управление конфликтами.

Как показывает практика, одной из ведущих сегодня коммуникативных компетенций практически любого специалиста, работающего в системе субъект-субъектных отношений, являются умение и навыки работы в команде. Модель поведенческих компетенций специалиста «умение работать в команде» включает следующие ключевые умения и способности:

- легко устанавливает контакты с другими людьми и использует навыки межличностного общения для достижения поставленных целей;

- предлагает собственные идеи по поводу решения задачи;

- проявляет интерес к точке зрения членов команды;

- помогает группе достичь результата;

- стремится к достижению консенсуса;

- владеет интерактивными навыками;

- готов активно поддерживать командные процессы;

- может добровольно отказаться от использования своих преимуществ в пользу команды;

- поддерживает благоприятную для творчества и сотрудничества атмосферу и - климат в команде;

- в случае возникновения конфликта стремится его разрешить и др.

Чтобы выявить такого рода компетенции (работа в команде], например, во время проведения с магистрантами в процессе их обучения интерактивной технологии «игровое проектирование», можно использовать следующие индикаторы. (табл. 2, с. 32].

Р. Боуз и Д. Байноу, предлагая другой подход, выделяют позитивные и негативные индикаторы коммуникативных компетенций «Работа в команде». Если основная компетенция - это желание в полной мере участвовать в работе команды, в которой не обязательно играть роль лидера, достаточно вносить эффективный вклад в работу команды, то позитивные и негативные индикаторы могут быть следующими (табл. 3, с. 33].

Таблица 1

Уровни Индикаторы

1 Поддерживает внешние связи: ◦ учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях; ◦ активно управляет внешними контактами в бизнес сети; ◦ организует и использует любой случай, любые события для развития внешних связей.

2 Строит отношения вне группы: ◦ учитывает своё влияние на установление внешних контактов; ◦ поддерживает регулярные двусторонние внешние связи; ◦ устанавливает и поддерживает внешние контакты, которые могут быть полезны для профессиональной деятельности.

3 Строит отношения внутри группы: ◦ приспосабливает личный стиль к развитию отношений с коллегами; ◦ приспосабливает форму представления информации к потребностям аудитории; ◦ устанавливает и поддерживает постоянный контакт с людьми, от которых зависит и которые влияют на его собственную судьбу.

В. М. Даринская и И. Н. Чаплыгин, понимая под компетенцией поведенческий индикатор, характеризующий то, что человек делает практически для достижения позитивного результата, а не то, что мог бы сделать или умеет делать потенциально, предлагают свой набор поведенческих индикаторов по этой компетенции, используя балльные оценки [8]. Например, крайние из пяти вариантов:

5 баллов. Всегда ставит интересы команды и организации выше своих. Фокусирует внимание команды на общей цели. Обеспечивает согласование общих интересов, при этом считает задачи организации приоритетными...., а 1 балл. Преследует свои личные интересы вне зависимости от того, как его личные интересы соотносятся с интересами команды и организации. Отказывается помогать дру-

Таблица 2

Уровни развития Индикаторы Заметки наблюда- теля

А 1. Инициирует и руководит процессом группового обсуждения, хвалит идеи коллег, стимулирует одобрением, шутками, своими примерами других участников процесса к высказываниям своих мнений. 2. В конфликтной ситуации предлагает конструктивные пути решения, сглаживает конфликт.

В 1. Активно поддерживает общение и обсуждение: задаёт вопросы, высказывает свою точку зрения и уважительно относится к мнениям других членов группы. 2. В конфликтных ситуациях спокоен и выдержан.

С 1. Включается в процесс группового общения в случае, когда к нему обращаются напрямую и предлагают участие. Не принимает в счёт мнения других членов группы, акцентируя внимание участников только на своих предложениях, либо не предлагает никаких своих идей, во всех случаях присоединяясь к мнениям других участников. 2. Избегает конфликтов, оказавшись вовлечённым в него, «срывается» на других или «замыкается» в себе. 3. Не анализирует свои ошибки, периодически повторяет их.

D 1. Избегает общения, держится в стороне. 2. Перебивает коллег, критикует все высказывания коллег, не аргументируя свои замечания. 3. Провоцирует конфликты. 4. Не признаёт свои ошибки.

Таблица 3

Позитивные поведенческие индикаторы Негативные поведенческие индикаторы

Активно побуждает других вносить свой вклад и поддерживает их в этом. Пытается внести гармонию и взаимопонимание. Доминирует в совместной работе, фокусируется только на собственных идеях и планах. Игнорирует вклад других.

С охотой помогает другим в преодолении препятствий или в достижении ими их согласованных целей. Является «трудным» членом команды, нарушает её работу, или критикует команду, или же не согласен с другими членами команды.

Идентифицирует себя с группой и демонстрирует озабоченность общим успехом, а не своим личным успехом. Стремится выполнить свои личные планы, даже если они, очевидно, конфликтуют с планами команды и с подходом, принятым командой в целом.

Делится своими знаниями, навыками и опытом для общей выгоды команды. Вносит в работу команды неполный вклад, либо сохраняя информацию и не делясь ею с другими, либо просто занимая пассивную позицию.

Добровольно принимает на себя обязанности в команде, чтобы помочь успеху группы в достижении общих целей. Не предлагает команде помощь, если результат не принесёт ему лично пользу.

гим членам команды, часто ставя под угрозу общий результат.

Как известно, для того чтобы успешно работать в команде, необходимо развивать и такую ключевую коммуникативную компетенцию магистранта, как интерактивные умения и навыки, которые чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия членов команды, индивидуальным и групповым стилем общения. Нам представляется, что они могут включать такие умения, как:

- диагностировать и оценивать партнёров (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и её понимания], владеть типологиями людей;

- правильно распределять роли в командном общении, при необходимости взять на себя лидерство;

- управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников команды, добиваться высокого результата деятельности;

- гибко использовать и подбирать эффективные стратегии взаимодействия (сотрудничество, соперничество, приспособление, избегание и компромисс];

- владеть техниками ведения спора («ad red» - к цели, «ad rem» - по факту, «ad homi-nem» - к мнению];

- использовать конструктивную критику «Lege artis» - по всем законам искусства;

- определять сенсорные каналы членов группы (аудиальный, визуальный, кинестетический] и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;

- вести групповую и межгрупповую дискуссию, подводить итоги, формулировать коллективные результаты (исполнять функции модератора, фасилитатора];

- разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений, создавать благоприятный климат в команде и др.

Кроме перечисленного, для осуществления эффективного командного взаимодействия необходимо иметь такую важную ключевую компетенцию, как способность к сотрудничеству, которая также оценивается через свои специфические индикаторы. По каким показателям можно определить и оценить наличие такой коммуникативной компетенции? М. Кляйнманн, например, считает, что показателями оценок, по которым можно судить о наличии такой компетенции, могут быть:

- приветливый и предупредительный стиль общения;

- поддерживание зрительного контакта с другими членами группы;

- вовлечение людей в диалог;

- предоставление возможности выговориться другим;

- подчёркивание общей цели;

- умение пойти на компромисс;

- открытая и честная аргументация;

- позитивное оценивание высказываний других и принятие их попытки внести свой вклад в решение проблемы;

- способность осуществлять межкультур-ное сотрудничество с разными людьми [9].

Вместе с тем практика профессионального взаимодействия показывает, что владения умениями осуществлять продуктивное сотрудничество иногда недостаточно для преодоления трудностей решения возникающих коммуникативных проблем в команде. В связи со сказанным, магистр должен иметь и такие важные компетенции, как умение управлять конфликтами, индикаторами при этом могут стать такие умения и навыки, как: умение собирать, анализировать и перерабатывать информацию о конфликте и его участниках; владение алгоритмом анализа конфлик-

тов; видение не только внешних факторов конфликта (повод], но и скрытых факторов (причина]; умение находить варианты решений и согласовывать их с участниками конфликта, осуществлять профилактику конфликтов и др.

Таким образом, подводя итоги анализу проблемы по формированию у магистрантов в процессе их подготовки коммуникативной компетенции, следует отметить, что, во-первых, необходимо чётко определить кластеры ключевых критериев-компетенций и индикаторы, с помощью которых их можно диагностировать, а, во-вторых, для их формирования необходимы совершенно иные развивающие технологии, а именно интерактивные: тренинги, ролевые игры, игровое проектирование, имитационные игры и разнообразные креативные технологии [10].

Литература

1. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности». - 4-е изд. - СПб.: Знание ; ИВЭСЭП, 2005. - С. 10.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5.

- С. 34-42.

3. Боуз Р., Байноу Д. и команда SHL. Методы проведения интервью. Интервью по компетенциям : пер. с англ. - М.: Изд-во ГИППО, 2009. - С. 197.

4. Панфилова А. П. Развитие руководителя как социального архитектора // Человек и образование. - 2009. - №4. - С. 8-12.

5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002.

6. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям : пер. с англ., 3-е изд. - М.: Изд-во ГИППО, 2008. - С. 6-10.

7. Красностанова М. В., Осетрова Н. В., Самара Н. В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. - М.: Вершина, 2007. - С. 37.

8. Даринская В. М., Чаплыгин И. Н. Оценка и развитие персонала методом «Ассессмент-центр». - СПб.: Речь, 2008. - С. 52-53.

9. Кляйнманн М. Ассессмент-Центр : пер. с нем. - М.: Гуманитарный Центр, 2004. - С. 51.

10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Академия, 2009.

11. Панфилова А. П. Оценка ключевых компетентностей менеджеров в условиях перемен // Менеджмент XXI века: стратегии, технологии, человеческие ресурсы : сб. науч. ст. - СПб. : ООО «Книжный Дом», 2009. - С. 32-37.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация - М.: Когнито-центр, 2002. - 394 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.