Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / преподаватель / учебный процесс / образовательные технологии / профессиональные компетенции / специалист-следователь органов внутренних дел / cadet / teacher / educational process / educational technologies / professional competencies / specialist investigator of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Аветисян

В статье раскрывается содержание обучения курсантов, направленного на формирование у них компетенций для успешного выполнения служебных задач в практической деятельности в следственном подразделении органов внутренних дел. Преподавателям следует использовать комплексный подход и преемственность в получении курсантами знаний, навыков и умений, позволяющих обеспечить возможность участникам уголовного судопроизводства реализовать права, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, следователям осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве для достижения целей уголовного процесса. В ходе учебного процесса у курсантов необходимо сформировать профессиональные компетенции, которые имеют непосредственное отношение к узкой специализации специалиста-следователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Аветисян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS IN THE PREPARATION OF INVESTIGATORS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article reveals the contents of training of cadets aimed at the formation of their competencies for the successful performance of official tasks in practice in an investigative unit of internal affairs bodies. Teachers should use an integrated approach and continuity in the acquisition by cadets of knowledge, skills and abilities that enable participants in criminal proceedings to exercise the rights provided for by the criminal procedure law, and investigators to carry out criminal procedural activities in pre-trial proceedings to achieve the goals of the criminal process. During the educational process, cadets need to develop professional competencies that are directly related to the narrow specialization of an investigator specialist.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Преподавателю целесообразно передать практиканту образцы отчета о прохождении производственной практики; заключения о прохождении производственной практики на слушателя.

По результатам прохождения производственной практики практиканту следует сдать экзамен. В связи с этим его необходимо своевременно ознакомить с перечнем вопросов и контрольными практическими заданиями для подготовки к сдаче экзамена по завершении производственной практики.

Библиографический список

В качестве выводов следует выделить следующие составляющие: преемственность между знаниями, полученными практикантом в процессе обучения, навыками и умениями и их закреплением в практической деятельности по расследованию уголовных дел; комплексный подход руководителей практикой - преподавателя и следователя - для формирования выпускника как специалиста для работы в следственных подразделениях органов внутренних дел.

1. Белозерцев С.М. Сущность и методическая система профессионального обучения юристов. Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014; № 2: 42-45.

2. Зиннуров Ф.К., Марданов Д.Р Образовательные технологии в системе профессиональной подготовки курсантов учебных организаций МВД России на основе контекстного подхода: учебное пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2020.

3. Илиджев А.А. Дидактическая система компетентностно-ориентированного обучения в образовательных организациях МВД России: монография. Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2018.

4. Лодкин А.Е., Четверикова Т. А. Практика студентов как фактор подготовки высококвалифицированного специалиста в вузе. Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017: 66-67.

5. Львова Н.В. Производственная практика как средство формирования профессиональной компетентности будущего юриста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2009.

References

1. Belozercev S.M. Suschnost' i metodicheskaya sistema professional'nogo obucheniya yuristov. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2014; № 2: 42-45.

2. Zinnurov F.K., Mardanov D.R. Obrazovatel'nye tehnologii v sisteme professional'noj podgotovki kursantov uchebnyh organizacij MVD Rossii na osnove kontekstnogo podhoda: uchebnoe posobie. Kazan': KYul MVD Rossii, 2020.

3. Ilidzhev A.A. Didakticheskaya sistema kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii: monografiya. Kazan': Kazanskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2018.

4. Lodkin A.E., Chetverikova T.A. Praktika studentov kak faktor podgotovki vysokokvalificirovannogo specialista v vuze. Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovanij: perspektivy razvitiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017: 66-67.

5. L'vova N.V. Proizvodstvennaya praktika kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschego yurista. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2009.

Статья поступила в редакцию 08.02.24

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisja@rambler.ru

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS IN THE PREPARATION OF INVESTIGATORS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES. The article reveals the contents of training of cadets aimed at the formation of their competencies for the successful performance of official tasks in practice in an investigative unit of internal affairs bodies. Teachers should use an integrated approach and continuity in the acquisition by cadets of knowledge, skills and abilities that enable participants in criminal proceedings to exercise the rights provided for by the criminal procedure law, and investigators to carry out criminal procedural activities in pre-trial proceedings to achieve the goals of the criminal process. During the educational process, cadets need to develop professional competencies that are directly related to the narrow specialization of an investigator specialist.

Key words: cadet, teacher, educational process, educational technologies, professional competencies, specialist investigator of internal affairs bodies

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,

Е-mail: aleksandr. avetisja@rambler. ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье раскрывается содержание обучения курсантов, направленного на формирование у них компетенций для успешного выполнения служебных задач в практической деятельности в следственном подразделении органов внутренних дел. Преподавателям следует использовать комплексный подход и преемственность в получении курсантами знаний, навыков и умений, позволяющих обеспечить возможность участникам уголовного судопроизводства реализовать права, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, следователям осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве для достижения целей уголовного процесса. В ходе учебного процесса у курсантов необходимо сформировать профессиональные компетенции, которые имеют непосредственное отношение к узкой специализации специалиста-следователя.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, учебный процесс, образовательные технологии, профессиональные компетенции, специалист-следователь органов внутренних дел

Актуальность статьи заключается в компетентностном подходе при обучении курсантов, позволяющем сформировать из обучающего следователя органа внутренних дел. Компетентностный подход в юридических вузах изучали такие ученые, как З.Э. Гантемирова [1], О.В. Евтихов [2], Б.Р Мандель [3], Т.Н. Михайлова [4], П.Н. Пономарчук [5], И.Ю. Серяева [6] и многие другие. В учебном процессе преподавателям важно использовать опыт формирования компетенций, полученный вышеуказанными учеными и внедрять его в организацию учебного процесса при подготовке следователей. В период модернизации обучения в высших учебных заведениях преподавателям следует использовать в учебном процессе передовые технологии и практическую направленность подготовки специалистов для формирования у обучаемых профессиональных компетенций.

Цель статьи - определить практическую направленность деятельности преподавателей по использованию компетентностного подхода в высших учебных заведениях при подготовке следователей.

Задача статьи - показать возможности реализации преподавателями ком-петентностного подхода в учебном процессе при обучении курсантов для их работы в следственном подразделении.

Методы исследования неразрывно взаимосвязаны с анализом этапов формирования в процессе обучения у курсантов профессиональных компетенций, синтез сведений о достижениях в учебном процессе и использование положительного опыта преподавания преподавателей в образовательной деятельности при подготовке следователей.

Научная новизна статьи заключается в комплексном подходе деятельности преподавателей по организации учебного процесса при проведении аудиторных занятий, самостоятельной работы курсантов, выполнению дипломной работы, прохождении практики и формировании компетенций у будущих следователей.

Теоретическая значимость данной статьи заключается в определении направлений деятельности преподавателей по формированию у них профессиональных компетенций, которые им следует использовать в должности следователя.

Практическая значимость состоит в этапности учебного процесса и влиянии образовательных технологий на курсантов для формирования компетенций и подготовленности выпускника для работы следователем в органах внутренних дел.

В данный период времени для повышения качества профессиональной подготовки следователей, обеспечения эффективного использования знаний, умений и навыков в условиях их служебной деятельности преподавателям следует повысить качество обучения специалистов данного профиля.

В учебном процессе преподавателям целесообразно оптимально сочетать фундаментальную дидактику с компетентностно-ориентированными технологиями, предусмотренными ФГОС ВО для следователей органов внутренних дел.

Важной предпосылкой для формирования у курсантов знаний, умений и навыков для работы следователем является методическая база для проведения всех видов занятий, самостоятельной работы. Методические материалы должны основываться на практической направленности будущего следователя и позволить сформировать у курсанта необходимые компетенции для его работы в следственных подразделениях. В подготовленных преподавателями методических материалах должна прослеживаться практическая направленность формирования всех компетенций.

При организации учебного процесса курсанту следует получить знания о действующем законодательстве России, нормах международного права; о следственной практике по делам, подследственным следователю; о методиках выявления конкретных видов преступлений; тактике проведения следственных действий; формах предварительного расследования; об особенностях использования методик расследования уголовных дел; о требованиях составления процессуальных документов в служебной деятельности; об обеспечении прав граждан в России в уголовном судопроизводстве; о механизмах ограничения конституционных прав граждан следователем в уголовном судопроизводстве: получить умения:

- оперирования юридическими категориями в уголовно-процессуальной деятельности следователя;

- анализа типичных следственных ситуаций и дачи им правовой оценки;

- анализа норм законов и правильного их применения;

- выполнения процессуальных действий по проверке сообщений о преступлениях и оцениванию сведений, полученных из оперативно-розыскного подразделения;

- анализировать типичные следственные ситуации на первоначальном и последующем этапах досудебного производства;

- установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу; выдвижения и проверки следственных версий;

- грамотного составления процессуальных документов.

Получить навыки:

- владения юридической терминологией;

- применения действующих законов в следственных ситуациях;

- анализа сведений о преступлениях, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нормах, уголовно-процессуальных правоотношений, имеющих отношение к профессиональной деятельности следователя.

Профессиональные компетенции могут быть сформированы у обучаемых при практической направленности занятий и компетентностном подходе при обучении курсантов. Большое значение для компетентностного подхода имеют личные и деловые качества курсантов, которые должны быть рассмотрены как потенциал развития личности сотрудника полиции, которые следует развивать в практической деятельности следователя.

Целесообразно выделить этапы формирования у курсантов профессиональных компетенций в процессе обучения следователей.

Теоретико-подготовительный этап является первым этапом, направленным на формирование убеждений и стремлений реализовать себя в должности следователя с использованием перспектив профессионализации специалиста по расследованию уголовных дел. На данном этапе решающее значение имеют различные виды занятий.

Следующим этапом является диагностико-подготовительный этап, который взаимосвязан с оцениванием уровня формирования личных и профессиональных качеств следователя. Методами диагностики являются анкетирование курсантов, тестирование, педагогическое наблюдение и оценка.

На аналитико-проективном этапе преподаватели сопоставляют сведения о первоначальной подготовке курсантов в процессе занятий с результатами формирования компетенций следователя.

Формирующий этап взаимосвязан с использованием групповых и индивидуальных форм проведения занятий, внедрением образовательных технологий в учебный процесс, проведением групповых и индивидуальных консультаций с курсантами, организацией их самостоятельной работы при изучении дисциплин, имеющих отношение к становлению специалиста-следователя.

На заключительном этапе преподавателям следует обеспечить контроль сформированности компетенций у курсанта для работы его в следственных подразделениях.

Основными задачами, которые определяют преподаватели перед курсантами при формировании компетенций, являются следующие:

- приобретение курсантами практических навыков по организации деятельности следователей по возбуждению уголовного дела, привлечению лиц к уголовной ответственности и направлению дел с обвинительным заключением в суд;

- получение курсантами практических навыков по предупреждению новых преступлений;

- расширение и закрепление теоретических знаний, полученных курсантами в процессе изучения дисциплин специализации;

- приобретение и совершенствование практических навыков по точному применению норм уголовного, уголовно-процессуального и других законов;

- закрепление практических навыков составления процессуальных документов при расследовании уголовных дел;

- использование передового опыта других следователей при расследовании конкретных уголовных дел;

- анализ организации деятельности следователя в составе следственной группы.

В процессе аудиторных занятий преподавателям при подготовке следователей целесообразно реализовывать современные образовательные технологии, взаимосвязанные с деятельностью следователя.

В процессе проведения занятий семинарского типа преподаватели используют метод анализа исходных следственных ситуаций для формирования у курсантов профессиональных компетенций при производстве осмотра в жилище, выемки в жилище, обыска в жилище, а также при применении мер процессуального принуждения в уголовно-процессуальной деятельности следователя.

При изучении курсантами положений о доказательствах и доказывании, мерах уголовно-процессуального принуждения, ходатайствах и жалобах преподаватели проводят проблемные лекции, лекции с вкрапленными заданиями и лекции викторины.

Для выработки у курсантов навыков и умений проведения следственных действий проводятся деловые игры.

При ознакомлении курсантов с положениями о составе преступлений, их квалификацией, об использовании доказательств при предъявлении обвинения преподаватели используют проблемные лекции, что позволяет давать правовую оценку действий лиц, совершивших преступления, и принять следователю решение о предъявлении обвинения данным лицам.

В процессе закрепления знаний курсантов об актуальных проблемах уголовного права преподаватели используют метод «мозгового штурма», позволяющий обеспечить правильное применение уголовного закона в сложных ситуациях при проведении предварительного следствия.

Преподаватели формируют у курсантов умения и навыки обнаружения и фиксации следов преступления и их использования в досудебном производстве. На криминалистических полигонах закрепляются знания курсантов и формируются умения и навыки расследования уголовных дел, которые подследственны следователям.

На занятиях используется кейс-метод, позволяющий устанавливать следы причинения физического вреда, его особенности, а также порядок подготовки материалов для проведения экспертизы с целью определения времени и причины наступления смерти. Курсанты составляют проекты процессуальных документов, направляемых эксперту - судебному медику. С участием курсантов проводятся выездные занятия в бюро судебно-медицинской экспертизы для максимального приближения к практической деятельности следователя, связанной с расследованиями преступлений против личности.

Преподавателями организовывается самостоятельная работа курсантов при подготовке их по темам различных дисциплин. В компьютерных классах используются программные продукты, позволяющие осуществить контроль знаний курсантов, их навыков и умений по принятию криминалистических и процессуальных решений при проведении предварительного следствия по делу.

Перед прохождением производственной практики руководителю (преподавателю) следует встретиться со слушателями и провести детальные консультации о порядке заполнения служебных документов в период нахождения на производственной практике. К данным документам относятся следующие: дневник о прохождении производственной практики, отчет о производственной практике и составленных в ходе производственной практики проектов процессуальных документов. На слушателя по месту прохождения производственной практики руководство следственного подразделения составляет заключение, предусмотренное локальным нормативным документом высшего учебного заведения.

С участием слушателя руководитель (преподаватель) составляет график прохождения производственной практики, в котором должны быть указаны в соответствии с содержанием практики структурированные по видам деятельности направления работы практиканта в следственном подразделении.

Преподаватель формулирует перед практикантом задачу подготовить проекты процессуальных документов, составляемых им при прохождении производственной практики, от своего имени без приведения полностью персональных данных участников уголовного процесса, так как уголовные дела не были рассмотрены в суде первой инстанции.

Преподавателю - руководителю практикой и дипломной работы - следует сформулировать задание слушателю по сбору эмпирического материала по теме дипломной работы, обосновать необходимость его использования в тексте работы без приведения персональных данных участников уголовного судопроизводства со ссылками на архивные уголовные дела, которые были рассмотрены в суде.

При прохождении производственной практики в следственных подразделениях руководителю практикой (преподавателю) еженедельно следует

получать информацию от слушателя и следователя его руководителя практикой о результатах деятельности практиканта для принятия решений об оказании ему методической помощи в сложных следственных ситуациях для обеспечения законности и обоснованности данных решений в досудебном производстве.

По результатам прохождения производственной практики практиканту следует сдать экзамен. В связи с этим его своевременно следует ознакомить с

Библиографический список

перечнем вопросов и контрольными практическими заданиями для подготовки к сдаче экзамена по завершении производственной практики.

Успешное прохождение производственной практики слушателем создаст благоприятные предпосылки для завершения его обучения в высшем учебном заведении и формирования из него специалиста-следователя и обеспечит его готовность на основе профессиональных компетенций успешно расследовать уголовные дела подследственные следователю.

1. Гантемирова З.Э. Формирование коммуникативной компетентности юриста средствами эффективных форм и технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2017.

2. Евтихов О.В., Адольф В.А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2014.

3. Мандель Б.Р Профессионально ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва, Берлин, 2019.

4. Михайлова Т.Н. Формирование общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе их самоактуализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2018.

5. Пономарчук П.Н. Развитие исследовательской компетенции обучающихся по юридическому направлению в вузе: монография. Челябинск, 2013.

6. Серяева И.Ю. Профессиональная компетентность будущего специалиста. Педагогический журнал. Оренбург, 2004; № 4 (13): 20-25.

References

1. Gantemirova Z.'E. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti yurista sredstvami 'effektivnyh form i tehnologij vzaimodejstviya sub'ektov obrazovatel'nogo processa v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2017.

2. Evtihov O.V., Adol'f V.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti kursantov v vuze pravoohranitel'nyh organov: monografiya. Krasnoyarsk, 2014.

3. Mandel' B.R. Professional'no orientirovannoe obuchenie: problematika i tehnologii: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature. Moskva, Berlin, 2019.

4. Mihajlova T.N. Formirovanie obschekul'turnoj kompetentnosti kursantov vuzov MVD Rossii v processe ih samoaktualizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2018.

5. Ponomarchuk P.N. Razvitie issledovatel'skoj kompetenciiobuchayuschihsya po yuridicheskomu napravleniyu v vuze: monografiya. Chelyabinsk, 2013.

6. Seryaeva I.Yu. Professional'naya kompetentnost' buduschego specialista. Pedagogicheskijzhurnal. Orenburg, 2004; № 4 (13): 20-25.

Статья поступила в редакцию 14.02.24

УДК 801.73

Arutyunyan O.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia); senior lecturer, Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar, Russia), E-mail: oxana.arutiunyan2018@yandex.ru

Bogatyreva Zh.V., senior teacher, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: bogathanna@mail.ru

HERMENEUTICS IN PEDAGOGY. The article talks about the role of hermeneutics in the educational process carried out in a modern university. Its study is based on the analysis of works of Russian and foreign philosophers. In order to fully disclose the topic, the essential characteristic of the term "meaning - value" is given. Then the most essential principles of it are determined. The general rules, levels and methods of understanding are formulated, the implementation of which will contribute to the best assimilation of the meaning of the text by the student. A study of the educational practice of hermeneutics has revealed that understanding is a pedagogical process through which all available knowledge about the world is understood, as a result of which a new "one's own" knowledge is born. A better understanding arises because the interpreter, without having "direct knowledge" of the intentions of the initiator of the speech, is forced to strive to realize much that remains unclear to him. Key words: hermeneutics in pedagogy, personal meanings, deviation, text reconstruction, "meaning-message", "inner" meaning, form-making

О.А. Арутюнян, канд. филос. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, доц., СКФ РГУП «Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия», г. Краснодар, E-mail: oxana.arutiunyan2018@yandex.ru Ж.В. Богатырева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, E-mail: bogathanna@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ

В статье говорится о том, какую роль играет герменевтика в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в современном вузе. Её изучение реализуется на основе анализа работ отечественных и зарубежных философов. В целях наиболее полного раскрытия темы даётся сущностная характеристика термина «смысл - ценность». Затем определяются наиболее существенные его принципы. Формулируются общие правила, уровни и методы понимания, выполнение которых будет способствовать наиболее лучшему усвоению смысла текста студентом. Исследование образовательной практики герменевтики позволило выявить, что понимание - это педагогический процесс, через который происходит понимание всех имеющихся знаний о мире, в результате которого осуществляется рождение нового, «своего» знания. Лучшее понимание возникает потому, что интерпретатор, не обладая «непосредственным знанием» замыслов и намерений инициатора речи, вынужден стремиться к осознанию того, что осталось для него неясным.

Ключевые слова: герменевтика в педагогике, личностные смыслы, девинация, реконструкция текста, «смысл - сообщение», «внутренний» смысл, формотворчество

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время для педагогики и образования становится важным использование методов, принадлежащих современному миру и способствующих устойчивому развитию общества. Главными задачами образования является обучение и воспитание, способствующие развитию личности. И здесь востребован герменевтический метод, спецификой которого является осмысление философских текстов [1-7].

В статье проводится анализ герменевтического осмысления мира человеком при помощи текстов в работах С.А. Васильева, РИ. Павилениса, Ф. Шлейер-махера, РМ. Габитова [1, с. 237].

В исследовании философа С.А. Васильева рассматривается проблема «синтеза смысла при создании и понимании текста» [2, с. 93].

Исследователь Р.П. Павиленис считает, что процесс познания человека, заключающийся в развитии его умения ориентироваться в мире, является процессом образования смыслов, или концептов. Особенностью философского

истолкования является выяснение философских проблем эпохи и содержащихся в тексте неявных ответов на них.

Цель исследования - рассмотреть основные возможные существующие теории и показать, что понимание философского текста есть важная часть педагогического процесса.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:

- провести историко-философский анализ проблемы понимания;

- определить уровни понимания текстов [3, с. 56-59];

- выявить общие правила и методы понимания [4, с. 128];

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- анализ опыта в работах С.А. Васильева, Р. И. Павилениса, Ф. Шлейерма-хера, РМ. Габитова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.