Научная статья на тему 'Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего педагога в вузе'

Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего педагога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / высшее образование – бакалавр и магистратура / модернизация высшего образования / формирование и развитие педагогических компетенций. / competence approach / higher education-bachelor's and master's degrees / modernization of higher education / formation and development of pedagogical competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Абакумова Ирина Владимировна, Масаева Зарема Вахаевна

Компетентностный подход процесс интегративный, когда речь идет об обучении педагогов в образовательной среде вуза. Высшее образование прошлого века основывалось на принципе, что образование выполняет функцию социальную и культурную, в настоящее время высшее образование становится смыслообразованием, учитывающим индивидуальноличностных и ценностно-смысловых качеств и особенностей. Многоуровневое образование формирует новый уровень подготовки преподавателя высшей школы где каждый студент должен самостоятельно приобретать новые компетенции в парадигме компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Абакумова Ирина Владимировна, Масаева Зарема Вахаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The Competence approach is an integrative process when it comes to teaching teachers in the educational environment of the University. Higher education of the last century was based on the principle that education performs the function of social and cultural, now higher education becomes a meaning formation, taking into account the individual-personal and value-semantic qualities and features multi Level education forms a new level of training of a teacher of higher educationwhere each student must independently acquire new competencies in the paradigm of competencebased approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего педагога в вузе»

8. Проекты и проектная деятельность. Бакалаврская программа «Управление 6roHecoM».https://www.hse.m/ba/bba/projects

9. Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994, с. 113-114).

10. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Т. 49. С. 182-185.

УДК 37.015.3

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Кагермазова Лаура Цраевна, д.психол.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, Россия

Абакумова Ирина Владимировна, д.психол.н., профессор, декан факультета «Психологии, педагогики и дефектологии», зав. кафедрой «Общей и консультативной психологии», профессор. член-кор.РАО, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Масаева Зарема Вахаевна, к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия

Аннотация:

Компетентностный подход - процесс интегративный, когда речь идет об обучении педагогов в образовательной среде вуза. Высшее образование прошлого века основывалось на принципе, что образование выполняет функцию социальную и культурную, в настоящее время высшее образование становится смыслообразованием, учитывающим индивидуально-личностных и ценностно-смысловых качеств и особенностей. Многоуровневое образование формирует новый уровень подготовки преподавателя высшей школы - где каждый студент должен самостоятельно приобретать новые компетенции в парадигме компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее образование - бакалавр и магистратура, модернизация высшего образования, формирование и развитие педагогических компетенций.

COMPETENCE APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Kagermazova Laura Tsraevna, Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology"Chechen State Pedagogical University", Grozny, Russia

Abakumova Irina Vladimirovna, Doctor of Psychology, professor, dean of the faculty of "Psychology, pedagogy and defectology", Head Department of General and Advisory Psychology, professor. Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia.

Masaeva Zarema Vakhaevna, PhD in psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology "Chechen State University", Grozny, Russia

Abstract.

The Competence approach is an integrative process when it comes to teaching teachers in the educational environment of the University. Higher education of the last century was based on the principle that education performs the function of social and cultural, now higher education becomes

a meaning formation, taking into account the individual-personal and value-semantic qualities and features multi - Level education forms a new level of training of a teacher of higher education-where each student must independently acquire new competencies in the paradigm of competence-based approach.

Key words: competence approach, higher education-bachelor's and master's degrees, modernization of higher education, formation and development of pedagogical competences.

Важность подготовки будущих педагогов определяется процессами глобализации -международным уровнем, выявляющими новые технологии в подготовке педагога нового масштаба. Масштабность и многоуровневость воздействия процессов глобализации на сферу образования и воспитания требуют переформатирования механизмов подготовки будущего педагога в русле Болонского договора, определяющие задачи межкультурного сотрудничества. [1, с. 73].

Современная школа высшего образования базируется на инновационной парадигме модели педагога, формирование межкультурной и межэтнического сотрудничества, иметь потребность к формированию познавательной и эмоциональной сферы, проходить все этапы социализации с приобретением качественных особенностей психики. Наша задача в современном высшем образовании включить все аспекты компетентностного подхода, перейти на модель «бакалавр-магистр». [4, с. 112].

Многоуровневость образования выполняет принципы международных парадигм, транслирует идею «поля образовательного обучения учащихся высшей школы, имеющим в своем багаже спектр компетенций». [5, с. 55].

Современное высшее образование базируется на модель обучения «бакалавр-магистр» студентов, позволяющим интеграцию российского образования в европейское образовательное пространство. [2, с. 57].

Компетентностный подход имеет компетенции: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, где сообщество обучаемых приобретают все необходимые способности для будущей высокоэффективной профессиональной деятельности. Педагог «нового университета» имеет в своем багаже спектр универсальных компетенций, которые в свою очередь инициируют эффективную профессиональную педагогическую деятельность, развивающие педагогическое «Я» обучаемого, систематически рефлексировать результаты своей педагогической деятельности.

Традиционно-сложившиеся модель подготовка высококвалифицированного педагога переходит на многоуровневую модель, где происходит изменение содержания и технологий подготовки педагогов в стране и на международном уровне. [6, с. 50].

Результаты анализа системы педагогического образования определили функции модернизации высшего педагогического образования:

1. Трансляции социо-межкультурного опыта, определяющие обучение педагогов в образовательных учреждениях высшей школы.

2. Предоставление высокопрофессионального кадрового потенциала в высшей школе; каждый обучающийся имеет навык самоактуализации и саморазвития. [7, с. 33], [3, с. 12].

Глубокие системные преобразования на базе компетентностного подхода в высшем образовании, включают: цели, задачи, содержание, технологии, анализ и контроль анализа педагогического процесса. «Смыслобразующим фактором высшего образования становится развитие личности студента, где личность обучаемого - проблемное поле для интеграции содержания и технологии обучения. Дифференциация содержания и организация процесса образования осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их ценностно-смысловых установок, потребностно-мотивационной сферы личности» (И.В.Абакумова, Л.Ц.Кагермазова).

«Образование сегодня - формирование компетенций, психосоциальных качеств и свойств студента, имеющих потребность к самообразованию и самоактуализации [8, с. 117], [9, с. 171].

Обобщая анализируемый контекст, выделим, что реформирование образовательной среды высшего профессионального образования в русло инновационной направленности компетентностного подхода.

На сегодняшний день традиционное обучение имеет цель приобретение студентами теоретических знаний, но отсутствует акцент на применение знаний на практике. Компетентностный же подход к образованию предполагает, что «учащиеся усваивают не отдельные друг от друга знания и умения, а овладевают комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер» [5, с.56]. Компетентностный подход имеет цель - навыки разрешать ситуационные задачи, возникающие в практике учебного процесса:

1. в оценке явлений действительности через призму адекватного восприятия социальной среды;

2. в познании и применении инновационных технологий;

3. в межкультурных коммуникациях, в межэтических нормах, рефлексии своего поведения;

4. ориентация на свою будущую профессиональную деятельность, когда необходимо ориентироваться на рынок труда;

5. жизненное самоопределение, способы разрешения конфликтов межличностных и в деловом общении».

Данный инновационный подход стимулирует практическую значимость педагогических специальностей высшего образования, формирует и инициирует эффективный результат процесса усвоения знаний, умений и навыков в практике учебного процесса, решение ситуационных задач на смысл.

Таким образом, приобретение комплекса компетенций студентами в процессе обучения не завершается профессиональное становление педагога, профессиональное становление и развитие специалиста проходит через все педагогическое служение детям.

Весь комплекс компетенций должен инициировать смысловую значимость и смыслообразование студентов в процессе приобретения профессионального опыта.

Педагог должен осознавать высокие требования общества, социально-экономических потребностей в высоко эффективных специалистов, необходимых в разных сферах экономики, политики, культуре и искусстве.

Таким образом, высшее педагогическое образование базируется на компетентностном подходе, где в поле сознания обучаемого существует конгломерат знаний, умений, профессионального опыта, потребность в саморазвитии и самоактуализации. «Образование должно приобретаться студентами в процессе их активной познавательной самостоятельной деятельности: учебной, личностного развития и профессиональной; в сфере деятельности педагога есть новые, более сложные задачи, требующие новых подходов к их решению». [10, с. 12].

Литература

1. Абакумова И. В. Современные теории смысла и их влияние на общую теорию обучения //Ежегодник Рос. психол. общества. Психология и ее приложения. 2002. Т. 9. Вып. 3. С. 73-74.

2. Абакумова И. В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении. // Российский психологический журнал. 2008. Том 5, № 4. С.56-64.

3. Абакумова И. В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе антиэкстремистской идеологии. //Российский психологический журнал. 2011. Том 8, № 3. С.11-20.

4.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. 2005. 215 с.

5. Кагермазова Л.Ц. Трансформация личностных особенностей студентов - будущих педагогов в период модернизации образования // Российский психологический журнал. 2007. Т. 4. №4. С. 55-62.

6. Кагермазова Л.Ц. Типология коммуникативных стилей у будущих учителей// Казанский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 49-55.

7. Масаева З. В., Кагермазова Л. Ц. Взаимосвязь психологической безопасности и национального образования // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2016, № 2 (8). С. 32-34.

8. Масаева З. В., Кагермазова Л. Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2016.С. 117-118.

9.Масаева З.В., Матиева П.М. Интерес к ценностным ориентациям молодежи Северного Кавказа. В сборнике: 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. Ответственный редактор Р.А. Кутуев . 2016. С. 171-175.

10.Садовничий В. А. Высшая школа России: традиции и современность/В. А. Садовничий //Высш. образование в России. 2003. № 1. С. 11-18.

УДК 159.9

КАК СДЕЛАТЬ НЕСКУЧНЫМ ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ СТУДЕНТАМ-НЕПСИХОЛОГАМ

Ершова Лариса Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Красногорск, ул. Речная, д.8, к.1, e-mail: https://mo.ranepa.ru

Коренева Александра Анатольевна - кандидат психологических наук, психолог, Негосударственное частное учреждение общеобразовательная организация Средняя общеобразовательная школа «Карьера»; Москва, Краснодарская ул., д.11, e-mail: https://noukarera.mskobr.ru

Аннотация.

В статье представлен рефлексивный опыт преподавания психологии студентам-непсихологам. В данной работе описаны педагогические технологии, способствующие усилению субъектности студента как участника образовательного процесса. В качестве необходимых условий рассматривается развитие рефлексии смысла обучения через формирование персонализированной цели изучения учебной дисциплины, определение ключевых компетенций, форм обучения и контроля.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, личностный смысл, сдвиг мотива на цель, смыслоинициирующая дидактическая технология, смысловое принятие, диалог, рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.