Научная статья на тему 'Как сделать нескучным преподавание психологии студентам-непсихологам'

Как сделать нескучным преподавание психологии студентам-непсихологам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / ключевые компетенции / личностный смысл / сдвиг мотива на цель / смыслоинициирующая дидактическая технология / смысловое принятие / диалог / рефлексия. / competence approach / key competencies / personal meaning / shift of motive to goal / meaning-initiating didactic technology / semantic acceptance / dialogue / reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Лариса Владимировна, Коренева Александра Анатольевна

В статье представлен рефлексивный опыт преподавания психологии студентамнепсихологам. В данной работе описаны педагогические технологии, способствующие усилению субъектности студента как участника образовательного процесса. В качестве необходимых условий рассматривается развитие рефлексии смысла обучения через формирование персонализированной цели изучения учебной дисциплины, определение ключевых компетенций, форм обучения и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершова Лариса Владимировна, Коренева Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO MAKE TEACHING PSYCHOLOGY TO NON-PSYCHOLOGICAL STUDENTS NON-BORING

The article presents a reflexive experience of teaching psychology to non-psychological students. This paper describes pedagogical technologies that help to strengthen the subjectivity of the student as a participant in the educational process. As necessary conditions, we consider the development of reflection on the meaning of learning through the formation of a personalized goal of learning a discipline, the definition of key competencies, forms of learning and control.

Текст научной работы на тему «Как сделать нескучным преподавание психологии студентам-непсихологам»

3. Абакумова И. В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе антиэкстремистской идеологии. //Российский психологический журнал. 2011. Том 8, № 3. С.11-20.

4.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. 2005. 215 с.

5. Кагермазова Л.Ц. Трансформация личностных особенностей студентов - будущих педагогов в период модернизации образования // Российский психологический журнал. 2007. Т. 4. №4. С. 55-62.

6. Кагермазова Л.Ц. Типология коммуникативных стилей у будущих учителей// Казанский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 49-55.

7. Масаева З. В., Кагермазова Л. Ц. Взаимосвязь психологической безопасности и национального образования // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2016, № 2 (8). С. 32-34.

8. Масаева З. В., Кагермазова Л. Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2016.С. 117-118.

9.Масаева З.В., Матиева П.М. Интерес к ценностным ориентациям молодежи Северного Кавказа. В сборнике: 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. Ответственный редактор Р.А. Кутуев . 2016. С. 171-175.

10.Садовничий В. А. Высшая школа России: традиции и современность/В. А. Садовничий //Высш. образование в России. 2003. № 1. С. 11-18.

УДК 159.9

КАК СДЕЛАТЬ НЕСКУЧНЫМ ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ СТУДЕНТАМ-НЕПСИХОЛОГАМ

Ершова Лариса Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Красногорск, ул. Речная, д.8, к.1, e-mail: https://mo.ranepa.ru

Коренева Александра Анатольевна - кандидат психологических наук, психолог, Негосударственное частное учреждение общеобразовательная организация Средняя общеобразовательная школа «Карьера»; Москва, Краснодарская ул., д.11, e-mail: https://noukarera.mskobr.ru

Аннотация.

В статье представлен рефлексивный опыт преподавания психологии студентам-непсихологам. В данной работе описаны педагогические технологии, способствующие усилению субъектности студента как участника образовательного процесса. В качестве необходимых условий рассматривается развитие рефлексии смысла обучения через формирование персонализированной цели изучения учебной дисциплины, определение ключевых компетенций, форм обучения и контроля.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, личностный смысл, сдвиг мотива на цель, смыслоинициирующая дидактическая технология, смысловое принятие, диалог, рефлексия.

HOW TO MAKE TEACHING PSYCHOLOGY TO NON-PSYCHOLOGICAL

STUDENTS NON-BORING

Ershova Larisa Vladimirovna - candidate of psychological Sciences, associate Professor, head of the Department of Humanities, socio-economic and natural science, Moscow regional branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration; Krasnogorsk, 8 Rechnaya street, K. 1, e-mail: https://mo.ranepa.ru

Koreneva Alexandra Anatolyevna - candidate of psychological Sciences, psychologist, nonGovernmental private institution General education organization secondary school "Career"; Moscow, 11 Krasnodarskaya str., e-mail: https://noukarera.mskobr.ru

Abstract.

The article presents a reflexive experience of teaching psychology to non-psychological students. This paper describes pedagogical technologies that help to strengthen the subjectivity of the student as a participant in the educational process. As necessary conditions, we consider the development of reflection on the meaning of learning through the formation of a personalized goal of learning a discipline, the definition of key competencies, forms of learning and control.

Keywords: competence approach, key competencies, personal meaning, shift of motive to goal, meaning-initiating didactic technology, semantic acceptance, dialogue, reflection.

Потребность модернизации содержания образования, введение новых образовательных стандартов, понимание образовательных компетенций как усиление практической направленности образования вызывает необходимость поиска новых эффективных технологий в обучении. В реальной образовательной практике педагог сталкивается с проблемой принятия обучающимся целенаправленного образовательного воздействия.

Проблема постижения учебного материала на уровне смыслового принятия впервые обнаруживаясь в трудах Л.С.Славиной (1958), Л.И. Божович (1968), М.С.Неймарк (1975), находит свое продолжение в работах Абакумовой И.В. (2003, 2008, 2013), Ермакова П.Н. (2016), Осиповой А.А. (2012, 2018) и др. Как отмечают Осипова А.А., Дятлова Л.А., Рядинская Е.Н, Лукьяненко М.А. на современном этапе возникает потребность в образовательных технологиях, инициирующих не единичные ситуативные смыслы в рамках учебной ситуации, а актуализирующие смысложизненные ориентации обучающихся, формирующие ценности, определяющие жизненные приоритеты [2].

В основу таких инициирующих смысловой потенциал образовательных технологий содержательно может быть положена идея А.Н.Леонтьева о порождении личностного смысла как отношения мотива к цели, а процессуально - принцип диалога. Применение диалога позволяет перевести обучающегося в «актуальное смысловое состояние» (А.В.Серый, 2003), как «переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы ... на качественно новый уровень функционирования» [3]. Процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства (Д.А.Леонтьев, 2003), реализуемые вместе с педагогом, позволяют активизировать личностно смысловой фактор в отборе и освоении содержания образования.

Рассматривая образование как развивающую смыслы среду, мы считаем, что при освоении содержании обучения и становлении индивидуальных смыслов обучаемых необходимо создание специальных условий. Рефлексивный опыт создания данных условий в процессе преподавания психологии студентам-непсихологам позволяет продемонстрировать возможности реализации смыслоинициирующих дидактических технологий.

Очень часто студенты специальностей «менеджмент», «государственное и муниципальное управление», «экономика» мало заинтересованы в изучении академической, научной психологии. Психология, являясь одной из значимых дисциплин для научного понимания базовых компетенций (креативности, эмоционального интеллекта,

толерантности, ассертивности, умения работать в команде), студенту непсихологических специальностей не интересна.

Поколение 18-23-летних является более «прагматично» настроенными к обучению в вузе. Результаты опроса студентов перед учебным курсом демонстрируют преобладание потребности в лично полезном, практически применимом. Также для современных студентов характерна сильная мотивация на отметку, а не на оценку, сформированная применением балльно-рейтинговой технологии, в которой студент часто «зарабатывает» баллы, не рефлексируя, какие знания и навыки он приобретает.

Перед преподавателем встает резонный вопрос - как мотивировать студента таким образом, чтобы студент не только работал на рейтинг, но и развивал необходимые компетенции в ходе изучения дисциплины. Очевидный ответ - сделать обучение интересным, наполненным смыслом лично для него. Образовательные компетенции должны соотноситься со смысловыми ориентациями самой личности, а учебный процесс -обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов обучающегося.

Преподавание курса строится на формировании достижимых целей обучения, которые не озвучиваются педагогом, а формируются самим студентом и принимаются как собственные личные цели. В качестве основной задачи обучения выступает простраивание индивидуальной образовательной траектории обучающегося через поиск им личностных образовательных смыслов.

Покажем, как технология реализуется в учебном процессе в виде конкретных шагов.

Шаг 1. Постановка целей (текущих и конечных). Студентам дается задание сформулировать задачи обучения, ответив на следующие вопросы: Что вы хотите получить в конце курса? Какими знаниями, умениями и качествами вы будете обладать, пройдя этот курс? Далее в ходе групповой дискуссии разрабатывается общая для всех обучающихся модель целей и задач, которые будут реализоваться в ходе изучения курса. Выделяются ключевые компетенции, которые студенты приобретают в ходе обучения по данной дисциплине. Обсуждаются междисциплинарные связи курса и связь целей дисциплины с целями обучения в целом. Цель этого шага - разработать модель целей изучения курса, таким образом, чтобы она была принята большинством участников. Это позволяет студентам принимать цели обучения не как что-то пришедшее извне (от преподавателя и требований учебного плана), а как свои собственные цели - «я хочу научиться, я хочу развить такие-то профессиональные умения, я могу получить в ходе изучения курса навыки, необходимые мне». В ходе дискуссии преподаватель задает проблемные вопросы, помогающие сформулировать цели в терминах профессиональных действий. Грамотная постановка индивидуальных учебных целей курса и каждого учебного занятия облегчает смысловое принятие обучающимся образовательных воздействий и помогает им самостоятельно отслеживать уровень их достижений на протяжении всего курса.

Шаг 2. Выбор средств достижения целей (учебных форм). Проводится групповая дискуссия с проблемными вопросами о формах обучения. Преподаватель предлагает различные формы обучения, студенты задают вопросы, предлагают свои методы, исходя из уже имеющегося опыта обучения. Активное участие в обсуждении активизирует субъектность обучающегося, повышает интерактивность обучения. Этап заканчивается выбором оптимальных с точки зрения преподавателя и студентов форм учебно-профессиональной деятельности, которые будут использоваться в ходе курса.

Шаг 3. Способы контроля и коррекции деятельности. Обсуждаются формы и периодичность контроля с целью понимания степени продвижения к заявленным целям. Выбираются формы итогового отчета - портфолио работ, рефлексивный дневник, оценки выступлений, оценки эссе и т.д. На этом этапе деятельность «закольцовывается», т.е. привязываются результаты отдельных операций к оценке. Подводятся итоги групповой работы, результаты оформляются в виде таблицы целей. Поддержание цели занятий в фокусе внимания студентов в течение всего курса осуществляется с помощью постановки целей

перед каждым занятием и оценки преподавателем и студентами в конце каждого занятия насколько они реализованы. Также преподаватель при проведении промежуточного контроля возвращается к таблице целей, оценивает, насколько студенты продвинулись в реализации целей и дает обратную связь [1].

Практический опыт преподавания психологии студентам-непсихологам показывает, что процесс поиска и обретения личностных смыслов обучающимся в ходе обучения психологии возможен при создании таких условий обучения, при которых у каждого студента есть возможность осознать и сформулировать свои личные цели обучения, найти свой смысл изучения психологии, а также свобода в выборе методов и форм обучения, реализуемые в ходе диалога между обучающимся и педагогом. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает создание образовательной продукции через поиск личностного содержания, личностную рефлексию образовательных результатов, формирование личностной позиции к изучаемому.

Литература

1. Коренева А.А. Опыт формирования целеполагания в учебной деятельности студентов вузов. //Гуманитарное образование: цели традиции перспективы: сборник научных трудов. - выпуск 4 - Елецкий Государственный университет им И.А. Бунина - 2016 - С. 2735.

2. Осипова А. А., Дятлова Л. А., Рядинская Е. Н., Лукьяненко М. А. Психолого-педагогические технологии преодоления смыслового барьера в учебном процессе // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 2. С. 260-278.

3. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов (монография) - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 183 с.

УДК 316.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Ерофеева Мария Александровна (Россия, Москва) доктор педагогических наук,

профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя; профессор ГОУ ВО

МО «Государственный социально-гуманитарный университет»; E-mail: erofeeva-

ma72@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

Мироненкова Ольга Леонидовна (Россия, Москва) преподаватель кафедры педагогики МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя.

Аннотация.

В статье изложена идея гуманитаризации образования, которая раскрывается через общие подходы к его осуществлению: реализацию полисубьектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно значимых образовательных потребностей; создание условий для построения индивидуального образовательного процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.

Ключевые слова: гуманитаризация, высшее образование, воспитание, образовательная среда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.