ИЗДАТЕЛЬСТ!
^rpQmOTQ
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1104-1108 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 1104-1108
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Компетентностный подход в преподавании биоэтики
студентам медицинских вузов
при рассмотрении проблемы эйджизма
Старцева О. Н., Фирсов Д. Е.
Аннотация. Цель данной работы - обоснование возможности компетентностного подхода в преподавании биоэтики студентам медицинских вузов на примере проблемы эйджизма. В статье обосновывается актуальность анализа проблемы эйджизма в педагогическом процессе при формировании биоэтических компетенций в аспекте работы с уязвимыми группами населения в современном обществе. На примере рассмотрения проблемы эйджизма в биоэтике раскрывается содержание процесса формирования компетентного отношения к вопросам профессиональной этики в образовательном процессе высшей школы в рамках компетентностного подхода и формирования преемственности требований, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами по вопросам реализации этических и деонтологических принципов профессиональной деятельности. Научная новизна обеспечивается авторским подходом к вопросам изучения и предупреждения проблемы эйджизма среди студентов медицинского вуза. Выявлены основания актуальности анализа проблемы эйджизма в преподавании современной биоэтики, а также задачи формирования компетентного отношения к проблеме эйджизма в образовательном процессе высшей школы. В результате обоснованы включение в курс биоэтики этико-деонтологических вопросов эйджизма и важность реализации компетентностного подхода с целью обеспечения преемственности требований образовательных и профессиональных стандартов в процессе обучения будущих специалистов медицинского профиля.
EN
Competence Approach to Teaching Bioethics to Medical University Students When Addressing the Agism Problem
Startseva O. N., Firsov D. E.
Abstract. The paper aims to ground the possibility of the competence approach to teaching bioethics to medical university students by the example of the problem of agism. The article grounds the relevance of the agism problem analysis in pedagogical process when forming bioethical competences from the perspective of work with vulnerable population groups in the modern society. By the example of addressing the problem of agism in bioethics, the study has revealed the content of the process of formation of the competent attitude to the professional ethical issues in the higher school educational process within the competence approach to the formation of the continuity of requirements set by the educational and professional standards on realizing the ethical and deontological principles of professional activity. The scientific originality of the research is determined by the authors' approach to the issue of studying and preventing the agism problem among medical university students. The grounds for the relevance of the analysis of the agism problem in teaching modern bioethics, as well as the objectives of the formation of the competent attitude to the problem of agism in the higher school educational process have been identified. As a result, the integration of ethical-deontological issues of agism into the bioethics course and the importance of realization of the competence approach in order to ensure the continuity of the requirements of educational and professional standards in the process of teaching the future medical specialists have been substantiated.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим значением корреляции критериев компетентности, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами, с требованиями
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210155
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
профессиональных стандартов по выполнению трудовых функций (http://www.fgosvo.ru/; http://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionaLnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/). Реализация данной задачи в педагогическом процессе в высшей школе требует аргументированного обоснования преемственности образовательного и трудового процессов (Томашов, Фирсов, 2018, с. 393). При обучении студентов медицинских специальностей процесс установления данной преемственности конкретизируется в аспекте многогранности факторов, определяющих интегративный показатель здоровья, являющегося по определению Всемирной организации здравоохранения «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» (http://www.who.int/ageing/ru).
Закрепление компетентного отношения к проблемам здоровья, формируемого в учебном процессе с целью дальнейшего применения в трудовом процессе, в медицинском вузе является междисциплинарной задачей. Обеспечение принципов междисциплинарной интеграции наиболее эффективно реализуется в рамках ком-петентностного подхода (Шершнева, 2008, с. 201).
Принципы реализации компетентностного подхода в высшей школе рассматривались в ряде трудов, посвященных различным аспектам формирования когнитивных и трудовых компетенций в работе с обучающимися. Исследователями уточнены характеристики компетентностного подхода (Григорьева, 2006), обоснована концептуальная основа модели сближения учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности студента (Шершнева, 2008, с. 201), проанализирована роль компетентностного подхода в высшей школе в повышении качества специалистов (Протас, 2005; Гузаирова, 2007).
Базовое значение в процессе реализации компетентностного подхода с целью закрепления компетентного отношения к проблемам здоровья имеет формирование комплексного представления об этических и деонто-логических основаниях медицинской практики. Комплексный анализ профессиональных требований, с которыми сталкивается в повседневной деятельности современный медицинский работник, - одна из функций современной биоэтики как учебной дисциплины.
Современная биоэтика возникла на рубеже 1960-1970-х гг. и продолжает развиваться, активно реагируя на процессы модернизации социальных процессов. Изменения, касающиеся предметной области биоэтики, обусловлены эволюцией аксиологических приоритетов, апробацией новых методов и ресурсов, связанной с ними ревизией понятийно-терминологического аппарата, обеспечивающего междисциплинарную корреляцию. Анализ новых этических проблем медицины в контексте современного понимания связи физиологических, психологических и социальных факторов здоровья предусматривает широкий охват накопленного опыта. Наиболее репрезентативно эту задачу можно представить на примере рассмотрения в преподавании биоэтики вопросов медико-социального характера, в частности проблемы эйджизма.
Задачи исследования:
- обоснование актуальности анализа проблемы эйджизма в преподавании современной биоэтики;
- обоснование применения компетентностного подхода как способа обеспечения преемственности требований, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами по вопросам реализации этических и деонтологических принципов профессиональной деятельности в преподавании биоэтики студентам медицинских вузов на примере проблемы эйджизма.
Теоретической базой работы наряду с исходными положениями биоэтического подхода (Поттер, 2002) являются методологические разработки, посвященные связи этической теории и медицинской практики (Иль-ницкий, Старцева, 2016; Старцева, Лымарева, Ильницкий и др., 2019; Томашов, Фирсов, 2018; Фирсов, 2020).
Методы исследования: сравнительно-исторический и причинно-следственный анализ.
Практическая значимость исследования. Выявленная достаточно высокая степень проблемы геронтологиче-ского эйджизма среди студентов-медиков, формирование уже на младших курсах обучения стереотипов по отношению к пожилым людям (Старцева, Лымарева, Ильницкий и др., 2019) подтверждают важность включения в образовательные программы для обучающихся по медицинским специальностям вопросов, связанных с этико-деонтологическими подходами в работе с пожилыми людьми. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке специалистов медицинского профиля с целью обеспечения преемственности требований образовательных и профессиональных стандартов по соблюдению этических и деонтологических принципов в профессиональной деятельности.
Актуальность анализа проблемы эйджизма в преподавании современной биоэтики
Особое внимание к проблеме эйджизма в современной биоэтике обусловлено тем, что гуманизирующее влияние медицины на общество особенно ощутимо в отношении так называемых уязвимых групп населения (Стар-цева, Лымарева, Ильницкий и др., 2019). Опыт преподавания биоэтики показал, что наиболее проблемными для восприятия студентами являются вопросы работы с людьми пожилого и старческого возраста. В то же время увеличение доли лиц пожилого и старческого возраста вызывает необходимость более детального изучения морально-этических подходов к работе с этой категорией населения.
Необходимо отметить, что наблюдается высокий уровень предпосылок к проявлению эйджизма среди студентов младших курсов вузов. Он обусловлен отчасти негативным представлением о процессе старения, наличием стереотипов в отношении пожилых людей как в обществе в целом, так и среди молодежи. Это говорит
о необходимости выработки подходов к преодолению некомпетентных стереотипов, о важности противопоставления обыденному опыту обучающихся аргументированного аксиологического взгляда на проблемы старения, формирования биоэтической компетентности.
Единство требований образовательных и профессиональных стандартов медицинских специальностей по формированию и последующему применению принципов врачебной этики и деонтологии в профессиональной деятельности (http://www.fgosvo.ru/; http://profstandart.rosшintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-bLok/ natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/) подтверждает необходимость максимального сближения «результатов образования» и «современных требований жизни» уже на стадии подготовки специалиста, в рамках компетентностного подхода в образовании (Протас, 2005, с. 80). Соответственно, реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Биоэтика» с целью всестороннего анализа проблемы эйджизма в современной биоэтике на стадии образовательного процесса должна служить предупреждению геронтологического эйджизма у будущих медиков.
При анализе опыта решения проблемы эйджизма необходимо учитывать, что проблемное (предметное) поле современной биоэтики представляет собой междисциплинарную область исследований на пересечении специально-научных, правовых, социальных, гуманитарных проблем. Целью курса «Биоэтика» является формирование теоретических и аргументированных оснований практической реализации моральных норм, этических и деонтологических принципов в профессиональной деятельности медицинского работника на основании исторического опыта решения и актуального переосмысления этических вопросов медицины. Соответственно, ком-петентностный подход при рассмотрении проблемы эйджизма в биоэтике предполагает постановку следующих задач: 1) характеристика факторов формирования и развития профессионального подхода к связанным с эй-джизмом вопросам медицинской практики; 2) определение роли биоэтического (теоретического) подхода к проблеме эйджизма в современной биоэтике; 3) обоснование этическо-деонтологического решения проблемы эйджизма в практической деятельности медицинского работника. То есть «история», «теория», «практика» решения проблемы эйджизма являются взаимосвязанными элементами образовательного процесса.
Как проблема медицинской практики эйджизм регистрируется достаточно рано. Поэтому первым этапом рассмотрения значимости вопросов старения и социального положения пожилых людей является обзор аксиологических установок в отношении уязвимых групп населения в античной медицине с позиции доминирующих в общественном сознании средневекового общества приоритетов патернализма в аспекте тенденций гуманизма периода европейского Ренессанса и Нового времени. Отдельным вопросом является развитие деонтологического подхода в практической медицине XVПI-XIX вв., оценка его роли в изменении социального статуса пожилых, инвалидов. Особое значение при изучении исторического контекста проблемы имеет обращение к теоретическим обоснованиям отношения в различные эпохи к уязвимым группам населения. В данном аспекте рассматриваются, в частности, этико-философские концепции Аристотеля, Ф. Бэкона, И. Бентама, современных исследователей.
Оптимизация диалога со студенческой аудиторией предполагает предварительную конкретизацию базовых этических категорий: аксиологического экстремума (интервала), мировоззрения, феномена совести, научной парадигмы, воли и ответственности, истины и заблуждения. Важно предупредить диссонанс требований морали, как легитимных предписаний, императивов, запретов и требований, регулирующих отношения в социуме с позиции общественного блага, и нравственности, составляющей содержание активного отношения индивида к принятию решений в ситуации этического выбора, самоопределения с учётом собственного опыта. Имеет значение классификация моральных требований по способу выражения как предписывающих и лимитирующих. В целом выявление происхождения и характеристик нравственного сознания, его отношения к социальным нормам необходимо для понимания значения ответственного выбора индивида, ценностных оснований его решений.
Обращение к биоэтической теории предусматривает ознакомление студентов с содержанием программной работы одного из основателей современной биоэтической парадигмы В. Р. Потера (2002) «Биоэтика: мост в будущее». Здесь необходимо акцентировать внимание аудитории на обусловленность взглядов В. Р. Поттера социокультурной ситуацией рубежа 1960-70-х гг. Изучение основ биоэтического подхода позволяет системно обобщить практический опыт исследования проблемы эйджизма.
Таким образом, актуальность анализа проблемы эйджизма в педагогическом процессе при формировании биоэтических компетенций определяется требованиями формирования гуманистического взгляда будущего специалиста на факторы, обуславливающие сложности социальной адаптации уязвимых групп населения в современном обществе.
Реализация компетентностного подхода в преподавании биоэтики на примере проблемы эйджизма
Сопоставление требований ФГОС по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология к освоению общепрофессиональной компетенции «Этические и правовые основы профессиональной деятельности» (ОПК-1) и трудовых функций профессиональных стандартов показывает, что способность выпускника медицинского вуза «реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологиче-ские принципы в профессиональной деятельности» (http://www.fgosvo.ru/) преемственно отражается в профессиональных стандартах в области медицинской деятельности в требованиях по соблюдению «принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами» (http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/).
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. повышение стандартов качества человеческой жизни привело к законодательному закреплению прав пожилых пациентов. Студентам необходимо знать положения таких нормативно-правовых актов, как Мадридский международный план действий по проблемам старения (2002, 2012 гг.), Всемирный доклад по старению ВОЗ (2015 г.), Федеральный проект «Старшее поколение» (2019 г.) (http://www.who.int/ageing/ru; Стратегия действий..., 2016; Устойчивое общество..., 2017).
Важно транслировать студенческой аудитории, что изучение проблемы эйджизма актуально в подготовке будущих медиков, поскольку нередко пожилые люди подвергаются дискриминации со стороны медицинских работников в учреждениях здравоохранения (Старцева, Лымарева, Ильницкий и др., 2019). В связи с этим представляется актуальным для будущих молодых врачей изучить явление геронтологического эйджизма, причины формирования негативных стереотипов в отношении старения и старости.
Поскольку, как отмечалось, сложности личностного общения студента с пожилым человеком зачастую обуславливают проблемы во взаимоотношении с этой категорией людей, важно предложить практические решения применения этико-деонтологических принципов, основных правил биоэтики в работе с пожилыми людьми. Для решения данной задачи необходимо подробное рассмотрение следующих вопросов:
- понимание старения как благоприятного закономерного процесса, во время которого продолжается эволюционное развитие человека;
- сохранение прав пожилых людей на достоинство и уважение;
- непредвзятое отношение и восприятие человека пожилого или старческого возраста;
- недопустимость любых мер дискриминационного характера и насилия по отношению к пожилым людям.
В процессе обучения путем разбора ситуационных задач отрабатывается ряд профессиональных умений
и навыков будущих медиков, таких как стрессоустойчивость, адаптируемость, аналитичность мышления. Это, в свою очередь, способствует повышению мотивации обучающихся и самостоятельной выработке решений, в том числе в общении с людьми, имеющими психические проблемы, что также является обязательным для успешного усвоения данного курса.
Нужно отметить, что при разборе ситуационных задач зачастую выявляется, что только небольшая доля студентов считает возможным в пожилом возрасте открывать для себя новые жизненные смыслы и ценности, тогда как значительная часть студентов - будущих врачей считает, что пожилой возраст - это заключительный этап жизни, это возраст болезней, в том числе развития старческого слабоумия. Полученные данные свидетельствуют о закреплении стереотипов в отношении пожилых людей уже в студенческой среде.
Поэтому изучение морально-этических принципов и формирование навыков их применения в работе с пожилыми людьми является важным для студентов-медиков. Будущий врач при прохождении курса «Биоэтика» должен аргументированно обосновать недопустимость эйджизма во всех сферах и областях медицины, осознавать важность соблюдения презумпций психического здоровья (вменяемости, сделкоспособности, дееспособности), признания деменции болезнью, а не нормативным проявлением старения.
Понимание студентом важности сохранения достоинства и уважения человека до конца жизни и до последней стадии деменции является основанием обеспечения в будущей практической работе врача права пожилых пациентов на медицинскую помощь.
Разбор морально-этических проблем эйджизма, решение конкретных вопросов оптимизации отношения к пожилым пациентам, выбор тактики действий в процессе моделируемых ситуаций осуществляется на семинарских занятиях в виде дискуссий, обсуждений. Для этого проводится анализ каждой возможной ситуации.
На основании сделанных в процессе обучения студентами выводов закрепляются навыки ответственного отношения к правам пациентов, что обеспечивает преемственность требований, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами по вопросам реализации этических и деонтологических принципов в профессиональной деятельности.
Заключение
Дисциплина «Биоэтика» в медицинском вузе является обязательной для изучения будущими специалистами, современными врачами. В целом, влияние биоэтики становится все более ощутимым во всех сферах современного общества, а биоэтическая компетентность - базовой когнитивной потребностью.
Медицинская этика в структуре биоэтики актуализирует вопросы ценностных приоритетов медицинской теории и практики в междисциплинарном аспекте, то есть выполняет аксиологическую (теоретическую) и научно-практическую функцию в процессах развития современной медицины. Применительно к вопросам предупреждения эйджизма на стадии формирования будущего специалиста медицинского профиля в курсе «Биоэтика» необходимым является установление преемственности образовательных и профессиональных стандартов в реализации этических и деонтологических принципов в работе с уязвимыми группами населения.
По результатам анализа вопросов реализации компетентностного подхода при рассмотрении проблемы эйджизма в преподавании биоэтики в медицинском вузе можно заключить:
1. Актуальность анализа проблемы эйджизма в педагогическом процессе при формировании биоэтических компетенций определяется тем, что при изучении вопросов, посвященных этическому осмыслению процессов старения, у студентов закладывается ответственное отношение к проблеме особенностей пожилого возраста, важное для оптимизации взаимоотношений врача с пожилым человеком.
2. На примере рассмотрения проблемы эйджизма в преподавании биоэтики показано, что в процессе формирования ответственного отношения к этическим вопросам медицины в образовательном процессе высшей школы в рамках компетентностного подхода закладываются основания преемственности требований, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами в аспекте этических требований к работе врача.
Таким образом, в работе обоснована возможность применения компетентностного подхода как способа обеспечения преемственности требований, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами по вопросам реализации этических и деонтологических принципов профессиональной деятельности в преподавании биоэтики студентам медицинских вузов на примере проблемы эйджизма.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в продолжении разработки методики реализации ком-петентностного подхода при рассмотрении актуальных проблем современной биоэтики в медицинском вузе.
Источники | References
1. Григорьева Е. В. Компетентностный подход в современном высшем профессиональном образовании Франции и России: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2006.
2. Гузаирова Е. А. Компетентностный подход - новый подход к повышению качества образования // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2007. № 2 (8).
3. Ильницкий А. Н., Старцева О. Н. Эйджизм и его преодоление в стационарных учреждениях социального обслуживания: метод. Рекомендации. М. - Ярославль: Филигрань, 2016.
4. Устойчивое общество для всех возрастов: реализация потенциала более продолжительной жизни: Лиссабонское заявление министров 2017 года. 2017. URL: https://unece.org/DAM/pau/age/Ministerial_Conference_ Lisbon/Declaration/2017_Lisbon_Ministerial_Declaration_-_RU.pdf
5. Поттер В. Р. Биоэтика: мост в будущее. Киев: Вадим Карпенко, 2002.
6. Протас Е. В. Компетентностный подход в формировании содержания образования в высшей школе Европейского союза и России // Право и образование. 2005. № 6.
7. Старцева О. Н., Лымарева И. А., Ильницкий А. Н. и др. Геронтологический эйджизм и его преодоление среди студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39).
8. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164-р. 2016. URL: https://base.garant.ru/71322816/
9. Томашов В. В., Фирсов Д. Е. Процессуальная биоэтическая модель реализации профессиональной ответственности // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XIII научно-методической конференции с международным участием (г. Ярославль, 22-23 марта 2018 г.). Ярославль: ЯрГУ, 2018.
10. Фирсов Д. Е. Вопросы компетентностного подхода при высокотехнологичных исследованиях в преподавании биоэтики // Медицинская этика. 2020. Т. 8. № 1.
11. Шершнева В. А. Междисциплинарная интеграция и компетентностный подход // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10 (17): в 2-х ч. Ч. I.
Информация об авторах | Author information
RU
Старцева Ольга Николаевна1, к. мед. н.
Фирсов Денис Евгеньевич2, д. культ., доц.
1 2 Ярославский государственный медицинский университет
EN
Startseva Olga Nikolaevna1, PhD Firsov Denis Evgenievich2, Dr 1 2 Yaroslavl State Medical University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 06.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.
Ключевые слова (keywords): эйджизм; биоэтика; компетентностный подход, медицинский вуз; биоэтические компетенции; agism; bioethics; competence approach; medical university; bioethical competences.