ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ БИОЭТИКИ
INTERACTIVE METHODS OF TEACHING FUNDAMENTALS OF BIOETHICS TO STUDENTS
А.Ф. Гох, С.В. Костылев A.F. Gokh, S.V. Kostylev
Высшая школа, биоэтика, интерактивные методы обучения, мастер-класс, кейс-метод, ситуационный анализ, стейкхолдеранализ, фронезис. В статье рассматриваются интерактивные методы обучения в высшей школе на примере курса биоэтики, демонстрирующие фронестические технологии современной этики. Исследуя научно-методический опыт, авторы делают вывод об эффективности метода ситуационного анализа в преподавании биоэтики. Традиционный для прикладной этики метод кейсов дополняется новаторской методикой стейк-холдеранализа (метод анализа заинтересованных сторон). Осмысливаются результаты мастер-класса, проведенного в качестве итогового (зачетного) занятия для будущих социальных работников.
Higher school, bioethics, interactive methods of teaching, master class, case method, situational analysis, stakeholder analysis, phronesis. The article deals with interactive methods of teaching in higher school on the example of the bioethics course, demonstrating the fronological technologies of modern ethics. Investigating the scientific and methodological experience, the authors conclude that the method of the situational analysis is effective in teaching bioethics. Traditional for applied ethics, the case method is complemented by the innovative methodology of stakeholder analysis (the method of analysis of the parties concerned). The results of the master class, conducted as a final (test) lesson for future social workers, are comprehended.
Интерактивные методы обучения напрямую зависят от поступательности движения всего образования в современном мире, использования новаций и постоянного поиска оптимальных решений. Изменился запрос общества, адресованный системе высшего образования. Сегодня востребован специалист новой формации - профессионал, владеющий этическими компетенциями [Викторук Е.Н., Викто-рук Е.А., 2013]. Актуальность интерактивных методов обучения возрастает по мере внедрения и совершенствования компетентностного подхода: определяются сущность, содержание и структура профессиональной компетентности, выявлены условия, разрабатываются технологические основы ее формирования [Федоров и др., 2012]. Обеспечить становление специалиста высокого уровня компетентности и отличающегося высокой степенью социальной адаптации возможно только в системе обучения, ориентированной на гуманизацию образования и
использующей интерактивные технологии. Именно при таких условиях у студента формируется мировоззрение, совершенствуются навыки анализа и оценки проблемных ситуаций, проясняются цели и способы деятельности, ранее усвоенные способы деятельности адаптируются к новым ситуациям [Науменкова, 2014].
Решение задачи, кратко охарактеризованной выше, возлагается на гуманитарные дисциплины. Одной из них является достаточно новая вузовская дисциплина «Биоэтика», которая постепенно занимает достойное место в учебных программах. Биоэтика признается одним из важнейших направлений в области наук о человеке. Однако освоить данную дисциплину путем простого накопления знаний едва ли возможно. Основные проблемы биоэтики в основном определены: эвтаназия, трансплантация, клонирование, аборт, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, смена пола и т.п. Поэтому биоэтика по праву
претендует на статус практической философии в ее современном выражении [Минеев, 2014]. Практика обучения позволяет сделать вывод, что причиной или, по меньшей мере, одной из основных причин сохраняющейся расплывчатости понятия биоэтики является его неструктурированность, смешение разных (и, очевидно, многочисленных) смысловых уровней концепта, в частности непроизвольная подмена философского (метафизического, метаисторическо-го) смысла проблем биоэтики их инструментальным содержанием [Минеев, 2014].
Преподавателю этой дисциплины трудно преодолеть крайности. С одной стороны, «сухое», лишенное сопереживания изложение фактов и теорий. С другой - излишне эмоциональный или морализаторский стиль преподавания. Интерактивные методы преподавания позволяют пройти между Сциллой и Харибдой, достичь необходимого уровня рефлексии, профессиональной зрелости будущих профессионалов. Специалисты характеризуют эти образовательные технологии как фронестиче-ские (phronesis - греч. Благоразумие, или практическая мудрость). Фронезис в данном случае определяется как этическая компетенция [Скирбек, Гилье, 2001], которая приобретается через общение в виде накопления личностного опыта. И важнейшим результатом полученного фронестического знания становится способность оценки общественной жизни.
Одним из обязательных условий реализации основных образовательных программ федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [ФГОС ВПО] называют широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [Науменко-ва, 2014]. Кафедра философии, социологии и религиоведения КГПУ им. В.П. Астафьева имеет опыт обучения социально-гуманитарным дисциплинам (в том числе биоэтики) с использованием интерактивных методов: проблемные и бинарные лекции, семинар-практикум, парная
и групповая работа, деловая и ролевая игра, ситуационный анализ, проектная лаборатория и проектная мастерская [Викторук Е.Н., Викторук Е.А., 2014; Минеев, 2013; 2014].
Разработку, внедрение и анализ новых этико-образовательных технологий уже несколько лет ведет лаборатория прикладной и практической этики. Это научно-образовательный проект, который объединяет преподавателей, аспирантов и студентов нескольких вузов города и базируется на кафедре философии, социологии и религиоведения КГПУ им. В.П. Астафьева. Цель проекта очевидна - исследование условий формирования и внедрения этико-образовательных технологий, отвечающих современным требованиям. Это большой комплекс просветительской, научно-методической деятельности, в который входит подготовка педагогических кадров, владеющих интерактивными методами обучения, то есть обучение тех, кто будет обучать [Викторук, 2015]. Кафедра использует в работе в максимально возможном объеме интерактивные технологии, как заимствованные из имеющихся в арсенале мировой практики либо адаптированные под отечественные стандарты образования и ментальность, так и собственные ноу-хау. Пожалуй, наиболее заметной, эффективность интерактивных методов становится в процессе обучения практико-ориентированным дисциплинам социально-гуманитарного цикла, к которым безусловно относится биоэтика. Ключевое место в обучении этой дисциплине будущих социальных работников занимает семинар-практикум с применением кейс-технологии.
Цель курса биоэтики - сформировать целостное представление о биоэтике. При этом нужно описать проблемное поле биоэтики, современные парадигмы в данной области науки, научить анализировать тенденции развития биоэтики. Цель семинара-практикума с использованием кейсов отличается конкретностью: сформировать навыки решения этических дилемм, возникающих в процессе профессиональной деятельности [Викторук, Ардюкова, Довыденко, 2014, с. 4].
<С £
d m
0
ь
X
1 W m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h О Й
3
ш tS
О PL W
§
о §
X
%
«
о w :г s
ь
L
<с п w с
«
S Д
H U
w м
Кейс-метод органично дополняет традиционную лекционно-семинарскую модель обучения биоэтике и служит связующим звеном при переходе к индивидуально-ориентированному обучению и самостоятельной работе.
Семинар-практикум - сложная педагогическая форма учебного занятия, подготовка к которому начинается с первых занятий, проходящих в традиционной лекционно-семинарской модели. Но уже при знакомстве с группой ставится задача для зачетного занятия. Суть последнего - защита одного из кейсов, проблемных ситуаций, разработанных студентами в течение семестра. Само занятие проводится преподавателями-дублерами, аспирантами, ведущий профессор при этом оценивает работу не только студентов, но и молодых преподавателей. Преподаватели используют имеющиеся банки кейсов по биоэтической проблематике, а также разрабатывают собственные. Особенность семинара-практикума заключается в том, что при решении кейсов обучающиеся постепенно переходят с репродуктивного уровня на продуктивный [Викторук, 2014].
Авторы данной статьи провели мастер-класс «Биоэтика: перспективы кейс-метода», целью которого было определение эффективности применения кейс-метода в преподавании биоэтики. Испытуемыми стали студенты III курса (направление подготовки Социальная работа). Экспертами, оценивающими работу студентов под руководством преподавателей-
дублеров: профессора и преподаватели кафедры, - гости и участники V Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», в программу которого официально вошло данное научно-методическое мероприятие. Студенты были объединены в три группы. Все этапы, задаваемые методикой, были соблюдены: от предварительного ознакомления группы с материалом кейса до обсуждения итогов решения. В качестве методики «распаковывания» кейсов был применен стейкхолдерана-лиз (stakeholderanalysis) - метод анализа заинтересованных сторон, позволяющий находить этичные управленческие решения в сложнейших условиях меняющейся морали современного общества.
В ходе мастер-класса были показаны сильные стороны применения метода ситуационного анализа для решения этических дилемм. Кейс-метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, что в полной мере отвечает открытым дилеммам биоэтики. Акцент обучения здесь переносится на продуцирование (изготовление, выработку) нового знания, в том числе профессионально ориентированного, а не просто на освоение готового знания. В представленной таблице видно, что результаты групповых решений кейса различны. Вариативность оценки ситуации - одна из особенностей кейс-метода, отношение педагогов к которой неоднозначно.
Итоги группового решения теста
Вопросы 1 группа 2 группа 3 группа
Этично ли было заключать такой договор? Нет Нет Нет
Этично ли было, сначала согласившись с условиями договора, позже отказываться? Нет Да Нет
Этичен ли поступок группы, перешедшей к насильственным действиям? Нет Нет Нет
Этично ли судить и наказывать выживших членов группы, прошедших через экстремальную ситуацию и выполнивших военное задание? Нет Да Да
Сегодня очевидно, что формирование компетентного специалиста в биоэтике доступно лишь технологичному образованию. Применение интерактивных методов обучения в обучении основам
биоэтики позволяет овладеть фронестическими знаниями, базисными биоэтическими ценностями, компетенциями «Человека Ответственного», проникнуться идеями сохранения всего живого.
Библиографический список
1. Викторук Е.Н., Викторук Е.А. Инновационные технологии этического образования: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 234 с.
2. Викторук Е.Н. «Лаборатория прикладной и практической этики» - пространство образовательных инноваций // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад -диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса. Уфа, 2015. С. 87-88.
3. Викторук Е.Н., Ардюкова О.С., Довыденко Л.В. Философия образования и науки. Кейс-метод в этическом образовании. Красноярск, 2014. 100 с.
4. Викторук Е.Н., Викторук Е.А. Этика в университете: соблазны и перспективы «пользовательского формата» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 162-166.
5. Викторук Е.Н. Этический семинар-практикум - опыт работы в проектно-ориентирован-ной парадигме // Ведомости прикладной этики. Тюмень: НИИ ПЭ, 2014. № 45. С. 213-226.
6. Минеев В.В. Лекционно-семинарская рабочая тетрадь по философии: учебное пособие для студ. вузов / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 84 с.
7. Минеев В.В. Парная работа на семинарах по философии: учеб. пособие для студ. вузов /
Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 132 с.
8. Минеев В.В. Смысл биоэтики: дилеммы инструментализма и метафизики в постижении живого // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 28-31.
9. Науменкова К.В. Преподавание дисциплины «Биоэтика» (компетентностное обучение на этапе перехода к новой образовательной парадигме // Сибирское медицинское обозрение. Красноярск. 2014. № 4 (88). С. 104-108.
10. Скирбек С., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / пер с англ. В.И. Кузнецова. М.: ВЛАДОС, 2001. 134 с.
11. Федоров А.Э. и др. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова Омск: Омскбланкиздат, 2012. 210 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). URL: http:// минобрнауки.рф/документы?keywords=114 (дата обращения: 15.01.2017).
13. Цукерман Г.А. Урок в системе развивающего обучения (планирование и импровизации) Цукерман // Психологическая наука и образование. МГППУ. 1998. № 1. С. 75.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
н
U
W М