Научная статья на тему 'БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОГРАММ'

БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ДРАМЫ / БИОЭТИКА / СТУДЕНТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / DEONTOLOGY / TV MEDICAL DRAMAS / BIOETHICS / STUDENTS / METHODOLOGY / DESCRIPTIVE PRINCIPLE / CURRICULA / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гречихин Сергей Сергеевич

В настоящее время очень популярны фильмы про врачей. Некоторые преподаватели в университете любят критиковать действие актеров-медиков для демонстрации профессионализма и биоэтических дилемм. Цель исследования - проанализировать биоэтические принципы телевизионных медицинских драм. В ходе исследования нами был использован контент-анализ для исследовательского и описательного принципа биоэтики среди актёра врача, чтобы оправдать эмпирические исследования его обучающей ценности. В результате было установлено, что во многих сценариях популярных фильмов про врачей рассматриваются биоэтические дилеммы. Всего было проиллюстрировано 140 практических роликов врачей актеров и реальных пациентов с реальными клиническими диагнозами, в которых преподаватель и студенты после разбора давали критику действия врача в этическом и практическом плане. Такой обзор помогает студентам с легкостью понять этические и деонтологические принципы врача. Этическим принципом, который чаще всего представляли студенты, была благотворительность, за которой следовали отсутствие вреда для пациентов, автономия и справедливость. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что грамотный разбор и критика конкретного клинического примера может быть полезна для преподавания биоэтики студентам медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гречихин Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOETHICAL PRINCIPLES OF TV MEDICAL DRAMAS

Currently, movies about doctors are very popular. Some teachers at the University like to criticize the actions of medical actors to demonstrate professionalism and bioethical dilemmas. The aim of the research is to analyze the bioethical principles of TV medical dramas. In the course of the study, we used content analysis for the research and descriptive principle of bioethics among the actor doctor to justify empirical research on its educational value. As a result, it was found that many scenarios of popular films about doctors deal with bioethical dilemmas. In total, 140 practical videos of doctors actors and real patients with real clinical diagnoses were illustrated, in which the teacher and students after analysis gave criticism of the doctor's actions in ethical and practical terms. This review helps students easily understand the ethical and deontological principles of the doctor. The ethical principle most often represented by students was charity, followed by no harm to patients, autonomy, and fairness. The data obtained in the course of the study indicate that a competent analysis and criticism of a specific clinical example can be useful for teaching bioethics to students of a medical University.

Текст научной работы на тему «БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОГРАММ»

Grechikhin Sergey Sergeevich BIOETHICAL PRINCIPLES ..

pedagogical sciences

УДК 37.013.

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0005

БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОГРАММ

© 2020

SPIN: 4815-1720

AuthorlD: 1063632

Гречихин Сергей Сергеевич, ассистент кафедры «Терапевтической стоматологии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Аннотация. В настоящее время очень популярны фильмы про врачей. Некоторые преподаватели в университете любят критиковать действие актеров-медиков для демонстрации профессионализма и биоэтических дилемм. Цель исследования - проанализировать биоэтические принципы телевизионных медицинских драм. В ходе исследования нами был использован контент-анализ для исследовательского и описательного принципа биоэтики среди актёра врача, чтобы оправдать эмпирические исследования его обучающей ценности. В результате было установлено, что во многих сценариях популярных фильмов про врачей рассматриваются биоэтические дилеммы. Всего было проиллюстрировано 140 практических роликов врачей актеров и реальных пациентов с реальными клиническими диагнозами, в которых преподаватель и студенты после разбора давали критику действия врача в этическом и практическом плане. Такой обзор помогает студентам с легкостью понять этические и деонтологические принципы врача. Этическим принципом, который чаще всего представляли студенты, была благотворительность, за которой следовали отсутствие вреда для пациентов, автономия и справедливость. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что грамотный разбор и критика конкретного клинического примера может быть полезна для преподавания биоэтики студентам медицинского университета.

Ключевые слова: психология, педагогика, деонтология, телевизионные медицинские драмы, биоэтика, студенты, методология, описательный принцип, учебные программы, высшее образование.

BIOETHICAL PRINCIPLES OF TV MEDICAL DRAMAS

© 2020

Grechikhin Sergey Sergeevich, assistant of the «Therapeutic dentistry» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3 e-mail: grechikhin2020@bk.ru)

Abstract. Currently, movies about doctors are very popular. Some teachers at the University like to criticize the actions of medical actors to demonstrate professionalism and bioethical dilemmas. The aim of the research is to analyze the bioeth-ical principles of TV medical dramas. In the course of the study, we used content analysis for the research and descriptive principle of bioethics among the actor doctor to justify empirical research on its educational value. As a result, it was found that many scenarios of popular films about doctors deal with bioethical dilemmas. In total, 140 practical videos of doctors actors and real patients with real clinical diagnoses were illustrated, in which the teacher and students after analysis gave criticism of the doctor's actions in ethical and practical terms. This review helps students easily understand the ethical and deontological principles of the doctor. The ethical principle most often represented by students was charity, followed by no harm to patients, autonomy, and fairness. The data obtained in the course of the study indicate that a competent analysis and criticism of a specific clinical example can be useful for teaching bioethics to students of a medical University.

Keywords: psychology, pedagogy, deontology, TV medical dramas, bioethics, students, methodology, descriptive principle, curricula, higher education.

ВВЕДЕНИЕ.

Телевизионные медицинские драмы были очень популярны с момента их создания. Многие студенты-медики и медсестры следуют этим сериалам, и несколько авторов предположили, что медицинские драмы интересны как инструмент для обучения студентов дисциплинам здравоохранения. Различные факторы говорят в пользу использования медицинских драм в качестве учебного пособия. В этих изображениях используется визуальный язык, который студенты легко понимают и вызывают эмоциональную активность и могут повысить мотивацию и интерес учащихся к пониманию сценария. Это также может помочь студентам понять ситуации с разных точек зрения и развить навыки критического мышления посредством глубокого анализа изображенных конфликтов, особенно в отношении отношений между врачом и пациентом. Одним из предметов, где телевизионные медицинские драмы часто использовались для преподавания, является биоэтика или медицинская этика и многие сцены изображают актуальные проблемы, которые могут помочь в понимании принципов биоэтики [1-7].

Существует несколько конкурирующих биоэтических теорий современности, которые рассматриваются как основа справедливости в социальных отношениях, о равенстве правах между любыми социальными группами, о правах на оказание медицинской деятельности, а так же специальных вопросах о неразглашении диагноза. В частности, принцип дифференциации Джона Роулза утверждает, что следует учитывать не только свободу, но и справедливое равенство возможностей. Некоторые 22

социальные и экономические неравенства допускаются до тех пор, пока преследуется наибольшая выгода, однако данное деяние недопустимо в настоящее время в связи с равенством абсолютно всех социальных групп граждан. Теория справедливости подразумевает, что ни один гражданин не должен быть исключен из системы здравоохранения из-за нехватки финансовых ресурсов. Полное достижение этической свободы предполагает равный доступ к определенным ключевым позициям, ко всем лекарственным препаратам и медицинским манипуляциям, к возможности и правах выбора лечащего врача. Данные принципы в свою очередь, не могут быть получены без минимума физических, психологических и социальных условий [8-12].

Биоэтика имеет мультидисциплинарный характер, совмещая в себе биологию и этику. Медицинская этика означает не только принятие уникальной универсальной этики в преподавании и поведении студентов, но и включение всех вопросов, относящихся к наукам о жизни, о здоровье пациентов, о ведение больных, о возможности психологической поддержки пациентов с неизлечимыми диагнозами. Каждый доктор должен адекватно оценивать все свои действия, что является неотъемлемой частью его работы, а именно это взаимосвязь между доктором и пациентов, а так же между докторами и младшим медицинским персоналом [13-15].

В глобальном определении с терминами «биоэтика» и «деонтология» связано существенное измерение практики медицины и биомедицины, представляющее собой совокупность обязанностей, присущих любой медицинской профессии. Существование межкультурного Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Гречихин Сергей Сергеевич БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ...

консенсуса подразумевает, что медицина всегда должна улучшать условия человеческого существования, уважая идентичность субъекта и вида, к которому она принадлежит. Однако осуществление индивидуальной свободы и последующее существование культурного плюрализма предполагали необходимость поиска общей платформы для разрешения определенных конфликтов в области биоэтики и деонтологии, особенно в сфере медицины и других медицинских профессий. Одним из путей достижения этого консенсуса вполне может быть разработка на практике комплекса руководящих принципов, имеющих систематическое применение в клинической практике и в исследованиях на людях. Эти принципы биомедицинской этики будут находиться на полпути между фундаментальной этической теорией-интегрированным сводом правил и принципов [16-17].

Медицинская биоэтика означает не только принятие уникальной универсальной этики, но и включение в нее всех аспектов, относящихся к наукам о жизни. Врач и другие медицинские работники, практикующие медицину или проводящие исследования в лаборатории, должны полностью осознавать, что человеческая природа является общепринятой основой медицинской практики. Действительно, биоэтика оказала огромное влияние на недавнюю эволюцию традиционной медицинской этики. Такие ценности, как личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и самоопределение, рассматриваются как фундаментальные аспекты человеческой жизни и представляют собой интимную сферу, которой нельзя манипулировать или жестко подрывать. Это правильное основание человеческой личности, коренящееся в ее убеждениях о том, что самое ценное в жизни. Но влияние биоэтики проявилось также и в отношениях между врачом и обществом. Сохраняя принцип, что главным объектом внимания является пациент и его права, этический принцип справедливости также подразумевает, что выбор осуществляется в соответствии с критериями медицинской помощи, т. е. в соответствии с принципом публичной ответственности [18-21].

Мы предположили, что «Хороший доктор» из сериала может быть полезен для преподавания биоэтики студентам, изучающим здоровье. Мы провели контент-анализ, чтобы определить сюжеты и сцены, на которых изображены события, которые могут быть полезны в учебных целях, и отметили, как их можно использовать, чтобы помочь студентам узнать такие темы, как взаимоотношения врач-пациент, профессионализм, а также этические и биоэтические дилеммы. Такой подход может позволить нам выбрать лучшие фрагменты и / или эпизоды с точки зрения их педагогической эффективности и оценить их полезность для преподавания биоэтики [22-25]

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель исследования - проанализировать биоэтические принципы телевизионных медицинских драм. В ходе исследования нами был использован контент-анализ для исследовательского и описательного принципа биоэтики среди актёра врача, чтобы оправдать эмпирические исследования его обучающей ценности. В результате было установлено, что во многих сценариях популярных фильмов про врачей рассматриваются биоэтические дилеммы. Всего было проиллюстрировано 140 практических роликов врачей актеров и реальных пациентов с реальными клиническими диагнозами, в которых преподаватель и студенты после разбора давали критику действия врача в этическом и практическом плане. Этический принцип: мы классифицировали поведение персонажей в соответствии с четырьмя этическими принципами, определенными Бошаном и Чайлдрессом: 24 уважение к автономии, благосостоянию, не-вредности и справедливости. Сценарий: эта переменная описывает характер сцены, иллюстрирующий биоэтические принципы, связанные с такими проблемами в медицинской практике, как институциональные отношения, диагно-Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

стические процессы, операции или выписка пациента. Назначение связи между этическими принципами и сценариями позволяет проводить ситуационный анализ виньеток. Это состоит из краткого описания соответствующих аспектов сцены, которые позволяют студентам понять связь между биоэтическим принципом и сценарием. Два исследователя, обученные биоэтике, независимо друг от друга закодировали переменные в эпизодах под наблюдением третьего исследователя. Кодирование было сделано эпизод за эпизодом. Третий исследователь искал общее разграничение для сценариев в каждой ситуации. Чтобы согласовать критерии кодирования, мы провели пилотное исследование первых шести эпизодов и трех 2-часовых тренировок. Остальные 12 эпизодов анализировались один за другим: после каждого анализа эпизода проверялась кодировка, обсуждалась схема кодирования, и был достигнут консенсус для облегчения понимания и дальнейшей работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Всего было проиллюстрировано 140 практических роликов врачей актеров и реальных пациентов с реальными клиническими диагнозами, в которых преподаватель и студенты после разбора давали критику действия врача в этическом и практическом плане. Такой обзор помогает студентам с легкостью понять этические и деонтологические принципы врача. Этическим принципом, который чаще всего представляли студенты, была благотворительность, за которой следовали отсутствие вреда для пациентов, автономия и справедливость. Мы были заинтересованы в знании разнообразия биоэтических принципов и сценариев, а также в понимании того, что в более широком смысле происходит более сложный и богатый взгляд на биоэтические ситуации. Наиболее частые пересечения между биоэтическими принципами и сценариями: автономия и информированное согласие (n = 22; 12,6%), справедливость и институциональные отношения (n = 20; 11,5%), благотворительность и хирургия (n = 15; 8,6%).

ВЫВОДЫ.

Настоящее исследование показало, что современные медицинские драмы богаты биоэтическими конфликтами. Эта серия охватывает широкий спектр ситуаций, в которых могут возникать биоэтические темы. Наши результаты подтверждают потенциальную заинтересованность этой медицинской драмы в преподавании биоэтики в медицинских науках. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что грамотный разбор и критика конкретного клинического примера может быть полезна для преподавания биоэтики студентам медицинского университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

2. Бондарева А.Э., Ирышкова О.В., Тишков Д.С., Журбенко В.А., Саакян Э.С. Исследование эффективности учебного процесса на стоматологическом факультете и пути его повышения на основе обратной связи // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 492

3. Осипова В.Е. Формирование педагогической установки на целомудрие личности в программе воспитательно-образовательной работы //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 148-152.

4. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова, О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

5. Вострокнутов Е.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 102-107.

6. Павлова О.А., Горохов В.А., Литвинчук В.И. Панельная дискуссия как способ реализации интерактивных форм обучения в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 220-223.

7. Рахметова А.Т. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому и иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности студентов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 107-110.

Grechikhin Sergey Sergeevich BIOETHICAL PRINCIPLES ..

pedagogical sciences

8. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. - 367 с.

9. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) //История российской психологии в лицах. 2017. С. 215 - 224.

10. Likert R. A technique for the measurement of attitudes //Archives of Psychology. 2016.1—55р.

11. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика. М.: Инфра-М. 2017. - 248 с.

12. Чалдини Р. Психология влияния //Прогресс книга, 2018. - 475 с.

13. Кульневич С. В. Управление современной школой // Муниципальные методические службы. М.: Учитель, 2016. — 224 с.

14. Загвязинский В.И. Педагогика. М.: Academia, 2017. -160 с.

15. Ивановская О.Г. Педагогика текста и психолингвистка. М.: Форум, 2018. - 256 c.

16. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М.: Проспект 2016. - 248 c.

17. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

18. Лобанов А. П. Модульный подход в системе высшего образования // Основы структурализации и метапознания.- М.: РИВШ, 2016. - 733 c.

19. Хилько М.Е. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. - 200 c.

20. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia, 2017. - 312 c.

21. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

22. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Макарова М.В. Использование активных форм обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12-8. — С. 15191521

23. Найдис О.А., Найдис И.О. Коллективные методы решения нестандартных задач: сравнительный анализ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 206-209.

24. Фрейре П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. - 159 c.

25. Beauchamp T., & Childress J. Principles of biomedical ethics (7th ed.)//New York: OxfordUniversity Press, 2015. 345рр.

Статья поступила в редакцию 21.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

24

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.