Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 21-24. УДК 179, 159.99
DOI: 10.24147/2410-6364.2019.4.21-24
С. Ю. Жданова, Л. О. Пузырёва, С. Л. Мишланова
ОНТОЛОГИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ»*
Раскрывается актуальность изучения вопросов биоэтики и формирования биоэтического сознания. Дается определение биоэтики как понятия, как научной и исследовательской области. Рассматривается онтология предметной отрасли «Биоэтическое сознание». Представлены результаты изучения предметной области, ее формализации и создания базы знаний по проблеме биоэтического сознания. Анализируются содержательные характеристики концептуальной модели биоэтического сознания.
Ключевые слова: биоэтическое сознание; биоэтика; онтология; концептуальная модель; когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты.
S. Yu. Zhdanova, L. O. Puzyreva, S. L. Mishlanova
ONTOLOGY OF THE SUBJECT FIELD "BIOETHICAL CONSCIOUSNESS"
The article reveals the relevance of studying bioethics and the formation of bioethical consciousness. We offer the definition of bioethics as a concept, as a scientific and research field. The article considers the ontology of the subject field «Bioethical consciousness». The article contains the results of studying the subject area, the results of its formalization and the results of creating a knowledge base on the problem of bioethical consciousness. The substantial characteristics of the conceptual model of bioethical consciousness are analyzed.
Keywords: bioethical consciousness; bioethics; ontology; conceptual model; cognitive, emotional, practice-oriented components.
Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологических разработок порождают этические проблемы, имеющие отношение к проблемам выживания человечества, сохранению жизни на Земле, проблемам глобальной биоэтики.
В этой связи особую актуальность приобретает формирование биоэтического сознания человека, направленного на соблюдение всеобщих принципов этических ценностей, принципов глобальной этики, понимание и осознание того, что люди являются неотъемлемой частью биосферы, играют важную роль в защите друг друга, а также других форм жизни, в частности животных.
Становление биоэтики как особого научного направления связывают, прежде всего, с именем американского ученого В. Р. Поттера.
* Выполнено при финансовой поддержке РФФИ и 413-590009 р_а.
© Жданова С. Ю., Пузырёва Л. О., Мишланова С.
В 1970 г. В. Р. Поттер впервые ввел термин «биоэтика». Рассматривая биоэтику как составляющую экологической этики, В. Р. Поттер говорил о необходимости защиты природы и самого человека, также особое внимание уделял анализу этических проблем, связанных с потенциальной опасностью выживания человека в мире.
В. Р. Поттер подчеркивал, что приемлемое выживание (acceptable survival) человечества - это не только биологическое выживание, но и социальная стабильность, устойчивое развитие общества (sustainable society), сохранение и развитие здоровой экосистемы (healthy ecosystem). Разрабатывая концепцию глобальной биоэтики, подчеркивая ее тотальный и всеохватывающий характер, В. Р. Пот-тер призывал ученых обратить внимание
Пермского края в рамках научного проекта № 19-
Л., 2019
на то, что биоэтика не должна ограничиваться исключительно сферой человеческих отношений и проблемами здравоохранения. Согласно В. Р. Поттеру, биоэтику следует рассматривать применительно ко всему живому, ко всей биосфере в целом с целью регуляции и контроля вмешательства человека в разнообразные проявления жизни [1].
Благодаря В. Р. Поттеру в настоящее время вопросы биоэтики рассматриваются достаточно широко, применительно не только к биомедицинским наукам, но и целому ряду других областей знаний, например юриспруденции, педагогике, психологии.
Сегодня принято говорить о понятии биоэтики в узком и широком смысле слова.
В узком значении слова понятие биоэтики обозначает круг этических проблем, связанных со здоровьем человека, касающихся нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии. В этом контексте понятие биоэтики рассматривают применительно к спорным ситуациям, возникающим в практической медицине в процессе взаимодействия пациента и врача.
В широком смысле термин «биоэтика» рассматривается как принципиально новая парадигма изучения человеком окружающего мира, сохранения его в условиях научно-технического прогресса, в том числе сбережения здоровья человека.
Понятие биоэтики в широком смысле слова включает в себя проблемы экологического характера, понимается как этика жизни, используется как методология познания в социальных, экологических, медицинских, социально-правовых областях знаний, изучает проблемы не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека.
Сегодня всё более активно растет понимание того, что уважение к жизни не может ограничиваться только одним биологическим видом, важным является уважение ко всякой жизни, не только человеческой [2].
Таким образом, современная биоэтика -это активно развивающаяся научная отрасль знания, которая основывается на принципах поведения, правилах, определяющих взаимоотношения между людьми, гармоничного развития общества в эпоху глобальной информатизации, развития генетики, робототехники, искусственного интеллекта.
Биоэтика как область междисциплинарных исследований имеет сегодня множество направлений, например биоэтика окружающей среды, экологическая биоэтика, медицинская, клиническая биоэтика [3].
Рассматривая онтологию предметной области «Биоэтическое сознание», следует отметить, что предмет биоэтики остается сегодня слабо проработанным как на методологическом, так и на теоретическом уровне. Изучение структуры, механизмов, закономерностей, технологий формирования биоэтического сознания выступает сегодня самостоятельной задачей исследования.
В ходе изучения предметной области, ее формализации, создания базы знаний (онтологии спецификации) по проблеме «Биоэтическое сознание» нами было установлено, что объектом биоэтики может рассматриваться не только человек, но и всё живое, сама жизнь [4].
В качестве предмета исследования современной биоэтики выступают закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, этические проблемы, сохранения и развития жизни и здоровья индивида, общества, окружающей среды. Данные проблемы могут рассматриваться применительно к медицинской сфере; биомедицинским технологиям; взаимодействию человека с окружающей природой; решению глобальных проблем человечества [1; 2; 4].
В ходе исследования было выявлено, что важными содержательными характеристиками концептуальной модели биоэтического сознания выступают когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты.
Когнитивный компонент может быть раскрыт с точки зрения ответа на вопрос: что изучает биоэтика? Данный компонент может быть рассмотрен с позиции круга исследовательских проблем, характеризующих проблемное поле биоэтики. Анализ литературы показывает, что к числу актуальных проблем биоэтики можно отнести сегодня не только проблемы биомедицинских наук, связанные со здоровьем человека, вопросы рождения, болезни, смерти, например допустимости абортов, вспомогательных репродуктивных технологий, исследований на эмбрионах, трансплантации органов, медицинских экспериментов, клонирования, эвтаназии и т. д. [5]. К исследовательскому полю современных проблем биоэтики следует отнести также во-
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 21 -24
Онтология предметной области «Биоэтическое сознание»
просы, которые выходят за пределы биомедицины, трактуются достаточно широко и включают в себя перечень социальных проблем, таких как доступность образования, нравственное совершенствование человека, улучшение качества индивидуальной жизни, сохранение и развитие окружающей среды и собственно человеческой природы, совершенствование коммуникаций между людьми в решении глобальных проблем человечества.
Эмоциональный компонент в структуре биоэтического сознания может быть представлен посредством категории отношения. Данная категория предполагает рассмотрение биоэтики в ключе глобальной этики жизни, проявляется в отношении человека к самому себе, другим людям, природе, обществу, миру в целом. В соответствии с данным компонентом важными характеристиками биоэтического сознания являются принципы уважения к жизни и ко всем формам ее проявления, ко всем живым существам, в том числе растениям [1]. Эмоциональный компонент предполагает наличие ценности биоразнообразия, рассмотрения мира биологии и мира человека как единого большого организма. Агрессивное техногенное воздействие на биосферу и негативное влияние на генотип человека обусловили значимость новой парадигмы мировосприятия, согласно которой особое значение приобретают маркеры ценности жизни, проявляющиеся на уровне субъектности и отношения человека к себе, другим, природе и обществу [1].
В этой связи особое значение приобретают ценности человека и природы; биоэтические принципы уважения, автономии, достоинства личности, ценности толерантности, недискриминации и др.
Эмоциональный компонент может быть описан посредством оценки эмоционального отношения в форме переживания. Так, в исследовании Т. Г. Светличной, Г. Н. Чумаковой, Е. С. Степанова, Н. С. Ларионовой было показано, что студенты проявляют положительное и негативное отношение к современным биомедицинским технологиям [6]. Авторами было обнаружено, что 33,7 % студентов медицинского вуза положительно относятся к применению биомедицинских технологий. Наибольшее позитивное восприятие у данной группы студентов вызывают технологии продления жизни (трансплантация органов), те-
рапия фетальными клетками и репродукция (экстракорпоральное оплодотворение).
Наряду с позитивным отношением авторами было установлено, что негативное отношение у студентов вызывают такие биомедицинские технологии, как искусственное прерывание беременности, технологии клонирования, эвтаназии, трансплантации органов. Число студентов, негативно воспринимающих современные биотехнологии, составило 51,3 % [6].
Деятельностный компонент модели биоэтического сознания может быть раскрыт посредством реализации принципов биоэтики на практике, создании условий для развития и внедрения новых технологий во всех областях жизни человека, а также формирования биоэтического сознания.
Механизмы формирования биоэтического сознания, способствующего безопасности биосоциальной природы человека, могут включать в себя воспитание социальной ответственности у индивидов, создание этико-правовых барьеров в практической деятельности, прогнозирование рисков и негативных последствий, связанных с разработкой новых технологий [1; 7].
Таким образом онтология предметной области «Биоэтическое сознание» может быть представлена посредством анализа объекта, предмета биоэтики, ее структурных составляющих, механизмов функционирования. Представленный материал позволяет заключить, что понятие биоэтики следует рассматривать в широком смысле слова, в связи с этим в качестве объекта биоэтики выступает сама жизнь, а предмета исследования - закономерности и механизмы взаимодействия человека с окружающей средой, этические проблемы, проблемы сохранения и развития жизни и здоровья индивида, общества, окружающей среды в целом. Важными структурными элементами биоэтического сознания выступают когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева Н. А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. -№ 6. - С. 100-108.
2. Кожевникова М. Биоэтика: возвращение к истокам // Знание. Понимание. Умение. -2017. - № 1. - С. 94-102.
ISSN 2410-6364
23
3. Ляуш Л. Б., Силуянова И. В. Роль преподавания биомедицинской этики в формировании отношения студентов к ключевым проблемам биоэтики // Философские проблемы биологии и медицины. - 2018. - № 2. -С. 74-81.
4. Пустовит С. В. Глобальная биотика: становление теории и практики (философский анализ). - Киев : Арктур - А, 2009. - 324 с.
5. Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. Изучение мнения студентов фармацевтического факультета медицинского университета «РЕАВИЗ» по актуальным вопросам биоэти-
Информация о статье Дата поступления 13 октября 2019 Дата принятия в печать 1 ноября 2019
Сведения об авторах
Жданова Светлана Юрьевна - доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития философско-социологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь, Россия). E-mail: [email protected].
Пузырёва Любава Олеговна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития философско-социологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь, Россия). E-mail: [email protected].
Мишланова Светлана Леонидовна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой лингводидактики факультата современных иностранных языков и литератур Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Жданова С. Ю., Пузырёва Л. О., Мишланова С. Л. Онтология предметной области «Биоэтическое сознание» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 21-24. DOI: 10.24147/2410-6364.2019. 4.21-24.
ки // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». - 2018. - № 6. - С. 145-151.
6. Светличная Т. Г., Чумакова Г. Н., Степанов Е. С. Характеристика начальных биоэтических представлений обучающихся в медицинском ВУЗе // Медицина и здравоохранение. - 2015. - № 6. - С. 14-20.
7. Трофимец Л. Н., Тургенева И. С. Отношение современных студентов к проблемам биоэтики // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 4. -С. 134-136.
Article info
Received October 13, 2019 Accepted November 1, 2019
About authors
Zhdanova Svetlana Yuryevna - Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of Developmental Psychology, Faculty of Philosophy and Sociology, Perm State University (Perm, Russia). E-mail: [email protected].
Puzyreva Liubava Olegovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Developmental Psychology, Faculty of Philosophy and Sociology, Perm State University (Perm, Russia). E-mail: [email protected].
Mishlanova Svetlana Leonidovna - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Language Teaching Methods, Faculty of Modern Foreign Languages and Literatures, Perm State University (Perm, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Zhdanova, S. Yu., Puzyreva, L. O., Mishlanova, S. L. Ontology of the Subject Field "Bioethi-cal Consciousness". Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 4, pp. 21-24. DOI: 10.24147/2410-6364.2019. 4.21-24. (In Russian).
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 4. С. 21 -24