Научная статья на тему 'Модели интегративной биоэтики в разных странах'

Модели интегративной биоэтики в разных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегративная биоэтика / плюриперспективизм / контекст-сенситивная биоэтика / трансдисциплинарность / интегративная педагогическая биоэтика. / integrative bioethics / the origins of integrative bioethics / pluriperspectivism / context-sensitive bioethics / transdisciplinarity / integrative pedagogical bioethics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Губенко

Концепция интегративной биоэтики получила развитие в разных странах, при этом объединяющей составляющей данной концепции является идея о необходимости дискуссии по вопросам биоэтики в разных слоях общества. Не менее важными в этой концепции являются понятия биоэтики и биоэтического императива, предложенные Фрицем Яром (1926). Обнаруженная в 1997 году статья ученого содержит новый формат биоэтических идей, а также возможность понимания биоэтики как интегративной науки. Обзор исследований, проводимых научными группами в Хорватии и Германии, выявил разнообразие подходов и взглядов на биоэтику, а также подвел нас к выводу о необходимости выработки общего видения решения проблем в сфере биоэтического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models Integrative Bioethics in Different Countries

The concept of integrated bioethics is popular in the different countries and it is united by the common idea about need of a discussion in the field of bioethics, in different sectors of society. The essential part of this concept is the vision of «bioethics» by Fritz Jar (1927) and his bioethical imperative. The article of this researcher, which was found only in 1997, extends a new format of the bioethical ideas, and also possibilities of understanding of bioethics as integrated entity. The review of scientific groups in Croatia and Germany has revealed a variety of approaches, views of bioethics, and also has brought us to a cooperative image of the solution of problems in education in a general sense and in the sphere of bioethical education. In a concept of bioethics «integrative» is attempt to establish a discourse of various points of view. Providing various positions, the integrated bioethics can give orientation for people who face an ethical/bioethical perspective. Therefore in integrative bioethics the idea of to accept various points of view, without any form of hierarchy is active, but also without falling into an ethical relativism. Important aspect is also the fact that discussion of these questions generates sensitivity of society to these questions.

Текст научной работы на тему «Модели интегративной биоэтики в разных странах»

Б1ОЕТИКА: ТРАНСДИСЦИПЛ1НАРНИЙ ПРОЕКТ

УДК: 372.8 Анна ГУБЕНКО

МОДЕЛИ ИНТЕГРАТИВНОЙ БИОЭТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Концепция интегративной биоэтики получила развитие в разных странах, при этом объединяющей составляющей данной концепции является идея о необходимости дискуссии по вопросам биоэтики в разных слоях общества. Не менее важными в этой концепции являются понятия биоэтики и биоэтического императива, предложенные Фрицем Яром (1926). Обнаруженная в 1997 году статья ученого содержит новый формат биоэтических идей, а также возможность понимания биоэтики как интегративной науки. Обзор исследований, проводимых научными группами в Хорватии и Германии, выявил разнообразие подходов и взглядов на биоэтику, а также подвел нас к выводу о необходимости выработки общего видения решения проблем в сфере биоэтического образования.

Ключевые слова: интегративная биоэтика, плюриперспективизм, контекст-сенситивная биоэтика, трансдисциплинарность, интегративная педагогическая биоэтика.

На наш взгляд, интегративная биоэтика обладает собственной спецификой, поскольку является методологической попыткой выяснить, как мы можем/должны говорить на биоэтические темы. В рамках биоэтики «интегративность» позволяет объединить различные точки зрения с перспективой взаимодействия биоэтических вопросов, чтобы выработать определенные позиции в пределах той или иной дискуссии. Представляя различные позиции, интегративная биоэтика может дать ориентиры для людей, сталкивающихся с этической/биоэтической проблематикой.

Поэтому в интегративной биоэтике активной является идея принятия различных точек зрения, требующих серьезного внимания, без какой-либо формы иерархии, но также и без этического релятивизма. Другим важным аспектом является то, что обсуждение данных вопросов порождает сенситивность общества к этим вопросам.

Однако, каким образом это можно обеспечить? Возможно ли, чтобы данная концепция фактически была в состоянии осуществить свою собственную идею? Следует заметить, что концепция интегративной

биоэтики не только означает, что мы должны задействовать все соответствующие позиции. Она предполагает также, что мы должны исключить те из них, которые нарушают ее основополагающие принципы, например, в случае, когда представители разных точек зрения не принимают мнения оппонентов, считают его неприемлемым. Или же если, например, специалисты признают только окончательное и терминологическое объяснение биоэтических вопросов, не принимая мнения людей-с-улицы, профанов (П.Д. Тищенко).

На мой взгляд, концепция интегративной биоэтики дает возможность научиться принимать решения в обществе на основе различных позиций, без претензий на истину в последней инстанции, показать разнообразные аспекты решения проблемы в определенной биоэтической сфере даже если существуют значительные расхождения между участниками дискуссии, независимо от того, имеют они противоположные точки зрения по тому или иному вопросу или же они единодушны в своем большинстве.

В авторских лекциях по биоэтике, когда я попыталась классифицировать направления биоэтики в одном курсе, передо мной встали следующие вопросы: «Как объединить такое множество направлений биоэтики в одном курсе, не упуская при этом новые достижения современности? Как расширять кругозор того же медика, социолога или эколога? Как использовать уже накопленные биоэтические знания в современной науке и образовании?» Ответы на эти вопросы и стали основой создания интегративной педагогической биоэтики.

Интегративная педагогическая биоэтика — это проект, разрабатываемый на основе гуманистических идей педагогики, в котором биоэтика представлена как интегративная наука, обобщающая множественные направления, сферы и дисциплины, развивающиеся на основе инновационных технологий.

Анализ научной литературы показал, что смежные позиции в вопросах биоэтики имеют хорватские ученые Анте Чович (Ante Covic), Хвое Юрич (Hrvoje JuriC), Лука Томашевич (Luka TomaCeviC), Надя Го-зич (Nada GosiC), Игор Чатич (Igor CatiC) и их немецкие коллеги Вол-тер Швайдер (Walter SChweidler), Томас Сьёрен Хоффман (Thomas Soren Hoffmann), Ганс-Мартин Засс (Hans-Martin Saas), Е.-М. Энгельс (E.-M. Engels). В основе их исследований лежит концепция немецкого пастора, учителя Фрица Яра, который в 1927 г. в журнале «Космос» впервые употребил термин «биоэтика». Методологическим основанием его немногочисленных статей являются работы В. Вундта, Т. Фехнера, Р. Эйлера, Ф. Шлейермахера, Ф. Эрнста, А. Шопенгауэра и Р. Вагнера.

У истоков интегративной биоэтики

Считается, что термин «биоэтика» в научный оборот ввел американский врач, биохимик Ван Ренсселер Поттер (Van Rensselaer Potter), опубликовавший статью в 1970 г. «Биоэтика - наука виживання», а в 1971 г. книгу «Биоэтика: мост в будущее». Однако в 1997 году профессор Ральф Лозер (Ralf Lother, Университет Гумбольдта в Берлине) на конференции в Тюбингене упоминает Фр. Яра (Fritz Jahr) как ученого, впервые употребившего данный термин. В 1926 Фр. Яр в своей статье «Wissenschaft vom Leben und Sittenlehre» в журнале «Die Mittelschule» объединил этику и науку, а в 1927 г. уже использовал термин «биоэтика». Концепция Фр. Яра отражена в его биоэтическом императиве: «Уважайте все живое в общем, как самого себя и, если это возможно, относитесь ко всему живому, как к самому себе!».

Энгельс Е.-М. (Eve-Marie Engels, университет Тюбингена) использовала работу Р. Лозера в статье «Bioethik», в Metzler Lexicon в 1999 году и способствовала ее дальнейшей популяризации (Engels, 1999; Engels, 2001). Статья была переведена на португальский язык и переиздана в 2004 году в бразильском журнале «Veritas» в Порту-Алегру (Eve-Marie Engels, 2004). Но, прежде чем исследование привлекло к себе внимание, были изданы новые статьи о Фр. Яре клинициста и профессора университета Порту-Алегри Хосе Роберто Голдим (Josй Roberto Goldim) и профессора биоэтики из Центра Сент-Камилл Лео Пессини (Leo Pessini) (Goldim, 2006; Pessini, 2006). Но самый детальный анализ идей Фр. Яра принадлежит Х.-М. Зассу (Hans-Martin Sass), а также исследовательской команде из Института этики им. Кеннеди в Джорджтаунском университете (штат Вашингтон). До настоящего времени Гансом-Мартином Зассом было опубликовано более 15 эссе, посвященных Фр. Яру. Он организовал последовательное чтение и интерпретацию биоэтического императива Фр. Яра, в котором идентифицирует по меньшей мере шесть аспектов, теоретически расширяющих предложенный Фр. Яром взгляд на императив И. Канта:

1) Биоэтический императив направляет этические и культурные отношения к обязательствам в области наук о жизни и ко всем формам жизни (...);

2) Биоэтический императив базируется на исторических и других доказательствах того, что «сострадание является эмпирически установленным явлением человеческой души» (...);

3) Биоэтический императив укрепляет и дополняет моральное сознание, обязательства по отношению к человеку в кантовском контексте и в отношении к человеческой культуре и взаимного морального обязательства среди людей (...);

4) Задачей Биоэтического императива является признавать, утверждать и культивировать борьбу за жизнь среди жизни, за природные и культурные условия жизни (...);

5) Биоэтический императив реализуется в сострадании, любви и солидарности ко всем формам жизни как основополагающая добродетель в «золотом правиле» и в категорическом императиве Канта, которые являются только лишь взаимными и формальными;

6) Биоэтический императив включает в себя обязательства по отношению к своему телу и к душе как чему-то живому (8а88, 2009: р. 22).

Концепция Фр. Яра и его биоэтический императив говорят о необходимости этического отношения не только к человеку, но и к животным и растениям. Обращаясь к идеям тех мыслителей, которых он считает своими предшественниками, Фр. Яр выделяет у них именно то, что сближает (как в онтологическом, так и в ценностном смысле) человека со всеми другими живыми организмами. При этом Фр. Яр стремится показать, что это проводимое им сближение обосновывается современными исследованиями, раскрывающими биологическое родство человека с другими формами жизни. Так, немецкий философ Е.-М. Энгельс подчеркивает то влияние, которое оказала на Яра концепция биологической эволюции Ч. Дарвина и его последователей. А немецкий философ Г.-М. Засс говорит о геоэтике, в рамках которой объектом этического отношения со стороны человека должна стать вся наша планета, которой угрожает сегодня экологическая катастрофа.

Рис. 1. Хронология распространения идей Фрица Яра до 2010 года (Мпас I., Ми1иг А., 2011: р. 394)

Интересной является история о том, как Х.-М. Засс впервые услышал о трудах Фр. Яра. Иван Шегота (Ivan Segota), читавший курс биоэтики в Хорватии в начале 1990-х гг., сообщает Зассу во время конференции в Сиднее в 2004 г., что неизвестный «немец» ввел термин «биоэтика» задолго до Поттера (Segota, 2008). И. Шегота вспоминает, что слышал о «таком немце» от У. Рейха (W Reich) в 2003 г. на конференции в Португалии. Тогда же был поднят вопрос американских биоэтиков об обоснованности кандидатуры В.Р. Поттера на Нобелевскую премию (RinCiC, Muzur, 2011: р. 392). На примере этой истории мы можем увидеть, как была спасена от забвения личность Фрица Яра. Далее мы представим хронологию распространения его идей в научных кругах (см. рис. 1).

Германия - Хорватия - Украина: объединяющие начала и дальнейшие перспективы биоэтики на основе концепции Фрица Яра

Первые сведения о жизненном пути Фр. Яра были собраны через интернет-переписку с несколькими учреждениями в Германии и были представлены на 9-й конференции «Дни биоэтики Лошини» / 9th Losinj Days of Bioethics (RinCiC I., Muzur A., 2010: р. 115), а также на презентации образовательного курса для учителей этики (UNESC O), проведенной в г. Дубровник (Хорватия) в июне-июле 2010 г. (RinCiC, 2010).

Коллектив авторов в составе Кристиан Бик (Christian Byk), Анте Чо-вич (Ante CoviC), Ева-Мария Энгельс (Eve-Marie Engels), Игор Этерович (Igor EteroviC), Марсия Сантано Фернандес (Marcia Santano Fernandes), Хосе Роберто Голдим (Jose Roberto Goldim) и др. - в «Декларации о будущем биоэтики» предложили следующее: содержание биоэтики, которое было сведено к вопросам медицинской этики, необходимо расширить до «интегративной биоэтики». Трансформируясь, биоэтика рассматривает различные культурные, научные, философские и этические перспективы (плюриперспективный подход), анализирует интеграцию этих перспектив в ориентированном знании и практическом действии (интегратив-ный подход) (Rijeka DeClaration on the Future of BioethiCs, 2010: p. 260).

Как подчеркивается в Декларации, интегративная биоэтика будет стремиться к гармонии, уважению, а также будет извлекать урок из множества индивидуальных и коллективных перспектив и культуры глобального сообщества. Действительно, биоэтика становится открытым пространством встреч, диалога представителей различных наук и профессий для того, чтобы обсудить и решить этические вопросы, связанные с жизнью в целом и отдельными ее аспектами во всех формах ее проявления. Признавая биоэтику, мы говорим, что она «мост в будущее», «наука выживания», а также, как отмечал в 1970 г. В.Р. Поттер (Rijeka DeClaration on the Future ofBioethiCs,

2010: p. 260), биоэтика - это мудрость, «знание о том, как использовать знания» в современной науке, медицине и технологиях.

В докладе на 13-м Симпозиуме «Интегративная биоэтика и новая епоха» (Малая Лошинь, Хорватия, 19-21 мая 2014 г.) нами было отмечено, что в Украине развитие биоэтики также достигло уровня перехода от медицинской этики к интегративной биоэтике.

После симпозиума мне удалось договориться о сотрудничестве с профессором Г.-М. Зассом, который и открыл для украинского общества целый ряд работ Фрица Яра, большую часть которых автор статьи исследовала в библиотеке Института медицинской этики и истории медицины Рурского университета Бохума (Institut für Medizinische ethik und Geschichte der Medizin der Ruhr-Universität Bochum), директором которой является профессор Йохан Вольман (Jochen Vollmann). В результате на обсуждение научной общественности был вынесен целый ряд понятий, а также привлечено внимание к процессу разработки методологии интегративной биоэтики (в частности, в Хорватии, Германии, Украине) на основе концепции Фрица Яра. Это, соответственно, плю-риперспективизм, контекст-сенситивность, трансдисциплинарность.

Хорватия

Основная идея интегративной биоэтики в Хорватии - плюриперспекти-визм, который включает соответствующие важные точки зрения, расширяющие границы исследования биоэтики и взгляд на рассматриваемую тему. Кроме того, сочетание интегративности и плюриперспективности вовсе не означает формирования одной основной точка зрения, которая является правильной, а все другие точки зрения должны быть интегрированы как ее часть. Это скорее означает необходимость равного обсуждения различных позиций, которые нельзя рассматривать иерархически. Таким образом, плюриперспек-тивизм - это: (а) не-иерархический дискурс, (б) множественность различных точек зрения по одной теме, (в) укоренившихся в различных идеалах и мировоззрениях. Такой дискурс является (г) межкультурным и межрелигиозным, а также имеет (д) транснациональный и (е) междисциплинарный характер. Интегративная биоэтика должна характеризоваться открытостью и разнообразием, и лишь при выполнении этих требований она может быть целесообразна в ХХ1 веке (Schaefer-Rolffs, 2012: р. 114).

Таким образом, целью является самокритичная и саморефлексивная форма биоэтического дискурса, которая является открытой платформой общения, приемлемой для всех. В дополнении к этому можно добавить то, что не существует дуалистического контраста правильного и неправильного ответа на биоэтичекие проблемы.

Понятие плюриперспективности в интегративной биоэтике снимает опасность того, что такая концепция может быть лишь предлогом, чтобы скрыть свое доминирование во время дискуссии. Другими словами, утверждая позицию об открытости для всех/других мнений, мы убираем идею/попытку навязать собственную позицию. Интегратив-ная биоэтика не должна быть теорией для небольшой группы ученых, которые нашли новую, так называемую «рациональную» или «современную» точку зрения, например, чтобы решить, что с точки зрения морали правильно или неправильно. Она также не должна быть оправданием того, чтобы изолировать собственные идеи от других позиций, ограничив эти позиции ^сЬаеГег-ЯоШ^, 2012: р. 114). Конечно, также важно - показать и встать на защиту собственной точки зрения, но это не означает, что нет никакого другого мнения, кроме собственного.

Таблица 1. Схема развития биоэтики в Хорватии и Украине

Хорватия Украина

1985- 1990 гг. - биоэтика принимает первые институциональные формы (Центр биоэтики в Загребе) 1998- 2000 гг. - деятельность биоэтики как общественного движения; формирование и работа этических комитетов (первая официально зарегистрированная всеукра-инская общественная организация -Украинская Ассоциация по биоэтике)

1990- 2000 гг.- проблемы биоэтики освещаются в государственных средствах массовой информации и при академическом обучении в основно м как «новой медицинской этики» (RinCiC, Muzur, 2010: р. 416) 2000- 2004 гг. - проблемы биоэтики освещаются в учебных программах до- и последипломной подготовки медиков, создаются специальные учебные модули и программы по биоэтике

2000- 2010 гг. - проведение ежегодных конференций по биоэтике; формирование первоначальной концепции инте-гративной биоэтики (А. Соую, Форум биоэтики Юго-Восточной Европы) (RinCiC, Muzur, 2010: р. 417) 2004- 2010 гг. - Министерство здравоохранения Украины утверждает первую программу по биоэтике (81 ч.) для студентов 5 курса в форме элективного курса; в научных журналах описывается связь биоэтики, педагогики и философии образования

Начиная с 2010 г. - на основе изучения работ Фрица Яра вводится термин «европеизации» интегративной биоэтики (в журнале Jahr, 2010; EuroBioNethics - конференции в Риека / Опатия, 2011; издание книг (издательство Verlag), конференции в Сан-Паулу, 2012 (RinCiC, Muzur, 2010: р. 417) 2010 г. - внедрение интегратив-ной педагогической биоэтики в программы обучения (СумГПУ); значимую роль в биоэтическом образовании играют Конгресс по биоэтике, международные научные форумы, семинары и круглые столы

В анализе хорватской концепции всегда поражает сходство и родство понятий, описанных автором в украинской концепции (см. табл. 1). Кроме того, об «интегративности» эти две группы заговорили в одно и то же время (начало 2010-2011 гг.).

Германия

В акценте межнационального взаимодействия следует упомянуть контекст-сенситивную биоэтику. Впервые о такой концепции биоэтики автор прочитала в книге Т. Кронес «Контекст-сенситивная биоэтика. Наука и медицина как практика» (библиотека Института медицинской этики и истории медицины Рурского университета Бохума (Institut fur Medizinische ethik und Geschichte der Medizin der Ruhr-Universitat Bochum).

По мнению Т. Кронес, биоэтика редко используется как академическое знание на практике. Ей не хватает связи между наукой и практикой. Автор книги отслеживает развитие дисциплины на основе этики, философии и социальной теории.

Назовем основные характеристики контекст-сенситивной биоэтики: междициплинарный подход; этический опыт в сотрудничестве с социальной практикой; этические теории (нормы, принципы) для обоснования понятий эвристики, доказывающие себя на практике; повседневная мораль (поведение, социальные действия) - центральный индуктивно-эмпирический исследуемый элемент; согласованность анализа среды обитания и философии; прескрипции (предписания, этические нормы, ценностные утверждения) генерируют инакомыслие в рамках повседневной морали; ошибочность решений можно определить эмпирически (например, опросом) (Krones, 2008: p. 338).

Для нас интересно и то, что интегративная педагогическая биоэтика как контекст-сенситивная характеризуется радикальным поворотом к эмпирическим методам. Все это способствует актуализации новой модели субъект-субъектного взаимоотношения в обучении (учителя и ученика, врача и пациента), основанной на ценностях солидарности, сострадания, соучастия, диалого-коммуникативных интересов (Б.Дженнингс), а также чувствительности (сенситивности) к разным контекстам.

Таким образом, «эмпирический поворот» современной биоэтики рассматривается нами как попытка приблизиться к социальным реалиям, к повседневной жизни человека. Социальный контекст биоэтики объединяет в себе этический анализ и эмпирические исследования в интерактивном цикле. Эмпирическая биоэтика принимает «всерьез» намерение практической этики (а именно: желание не только прини-

мать правила и принципы, но и практически направлять действия людей). Такая биоэтическая теория в образовании в сочетании с описанной методикой предполагает воспитание способности человека к нравственному выбору и формированию современного мышления.

Украина

Пространством «общения» в биоэтике является дискурс трансдисци-плинарности, в котором каждая из позиций, оставаясь в собственных дисциплинарных рамках, в то же время открыта для интеграции. Простой апелляции к научной обоснованности биоэтики в новых условиях оказывается явно недостаточно: требуется перевод ее терминологии в форму, доступную для публичного обсуждения, а также практической применяемости.

Опираясь на идеи педагогики, современные особенности науки и образования ХХ1 в., мы хотим представить интегративную педагогическую биоэтику как объединяющее научное знание. Такое утверждение основывается, по крайней мере, на трех взаимосвязанных факторах:

1) тесной взаимосвязи интеграции и дифференциации в биоэтическом знании - выполнение интегративной педагогической биоэтикой объединяющей функции;

2) тесных связях с эмпирическими науками - содействует, прежде всего, объединению эмпирических результатов разных наук, а также разных биоэтических направлений. Интегративная педагогическая биоэтика приобретает эмпирическую форму, но это не означает, что она отказывается от теоретических интересов и толкований. Она не преследует цель объяснить человеческое воспитание, но предполагает постоянный пересмотр и коррекцию воспитательного процесса в изменяющемся потоке знания о человеке и мире;

3) необходимости биоэтики в науке о воспитании и образовании, а также необходимости объединения теории и практики при изучении и преподавании этих наук.

Кроме того, для решения поставленных задач общество нуждается в качественно новой парадигме профессиональной и гражданской мен-тальности. Это определяет актуальность программы интегративной педагогической биоэтики, ориентированной на разработку философско-методологических основ биоэтики, а также учебных пособий, программ и методических рекомендаций, направленных на их внедрение как в процесс подготовки специалистов-биоэтиков, так и переподготовки специалистов в других сферах знания.

На наш взгляд, в обучении биоэтике должен участвовать широкий круг преподавателей. Например, в Украине можно виртуально объеди-

нить существующие кафедры, где читаются курсы по биоэтике (кафедры философии или медицинских наук), и общественные организации по биоэтике, а в будущем создать международную платформу - Институт (школу) биоэтики.

Перспективы

По мере возникновения такого «родства душ» устанавливалось реальное сотрудничество между странами. Его дальнейшее развитие видится в создании интегративной сети биоэтики, которая позволит преподавателям, студентам и будущим исследователям из разных стран и разных научных сфер обмениваться идеями, изучать и предоставлять информацию по вопросам биоэтики. Кандидаты наук, студенты получат возможность интернациональной научной мобильности. Поэтому, на наш взгляд, обучение должно проводиться также на английском/немецком языках.

Не менее важной формой сотрудничества является то, что мы можем предоставить платформу - Институт (школу) биоэтики - для обмена идеями, методикой преподавания биоэтики и улучшения биоэтического образования в целом. Тем более, что существует проблема нехватки педагогов-биоэтиков, а получение такой квалификации непосредственно через индивидуальные исследования и инициативы недостаточно. Сети общения учителей создают среду, благоприятную для их обучения. Другими словами, для формирования существенных коммуникативных навыков важны как сети, так и развитие связей с различными организациями и ассоциациями.

Еще одним способом сотрудничества является создание транс дисциплинарного курса по биоэтике, предназначенного как для студентов, так и преподавателей. Курс должен иметь многопрофильный характер. Предметы должны включать аспекты этики, права, когнитивистики, педагогики и социологии. Для слушателей, которые прибывают из разных стран и представляют различные направления, следует обеспечить возможность выбирать различные курсы по биоэтике. Поскольку до сих пор нет какого-либо центра или организации, где можно было бы организовать/послушать курсы; команда преподавателей может быть организована так, чтобы курс читался в разных университетах Хорватии - Германии - Украины.

Использование Интернета, онлайн-курсов, вебинаров - современный источник информации о развитии биоэтики в Украине и европейских странах. Участие в международных семинарах также являются отправной точкой для построения международных сетей.

Литература:

1. Engels E.-M. Bioethik / Eve-Marie Engels // Metzler Lexicon Religion. Stuttgart: J. B. Metzler, 1999. - Vol. 1. - Р. 159- 164.

2. Engels E.-M. Die Herausforderung der Biotechniken für Ethik und Anthropologie / Eve-Marie Engels // Die biologische Machbarkeit des Menschen, by Christof Gestrich. Berlin: Wichern, 2001. - Р. 100- 124.

3. Engels E-M. O desafio das biotecnias para a etica e a antropologia / Eve-Marie Engels // Veritas. - 2004. - Vol. 50(2). - P. 205- 228.

4. Goldim J.R. Bioetica: origens e complexidade / Jose Roberto Goldim // Rev Hosp Clin Porto Alegre. - 2006. - Vol. 26 (2). - Р. 86- 92.

5. Krones T. Kontextsensitive Bioethik: Wissenschaftstheorie und Medizin als Praxis / Tanja Krones. - Campus Frankfurt am Main, 2008. - 446 s.

6. Pessini L. Bioetica: das origens a prospero de alguns desafios contemporáneos / Bioetica e longevidade humana. - Sao Paulo: Loyola; 2006. - P. 5- 46.

7. Rincic I., Muzur A. Fritz Jahr: Contributions to the Biography of the Founder of (European) Bioethics / Iva Rincic and Amir Muzur / 9th Losinj Days of Bioethics, by Hrvoje Juric. - Zagreb: Hrvatsko filozofsko draMvo, 2010. - Р. 115-116. URL: http://www. hrfd.hr/u/dokumenti/Losinj%20knjizica%20-%202010..pdf.

8. Rincic I. The founder(s) ofbioethics: one or more? / Iva Rincic. Presented at UNESCO Ethics Teacher Training Course, Inter-University Center Dubrovnik. - Croatia, 28 June - 2 July, 2010.

9. Rincic I., Muzur A. Variety of Bioethics in Croatia: a Historical Sketch and a Critical Touch / Integrative Bioethics and Pluri-Perspectivism, Ante Covic (ed.). Sankt Augustin: Academia Verlag, 2010. - Р. 403- 428.

10. Rincic I., Muzur A. Fritz Jahr (1895- 1953): A life story of the "inventor" of bioethics and a tentative reconstruction of the chronology of the discovery of his work / Amir Muzur* and Iva Rincic // Jahr. - 2011. - Vol. 2, no. 4. - P./s. 373- 612.

11. Rijeka Declaration on the future of bioethics / Christian Byk, Ante Covic, Eve-Marie Engels, Igor Eterovic, Marcia Santano Fernandes, Jose Roberto Goldim // Indian J Med Ethics. - 2011. - Vol. 8(4). - Р. 260- 261. - URL: http://www.pubfacts.com/ detail/22106674/Rijeka-Declaration-on-the-future-of-bioethics.

12. Sass H-M. European roots of Bioethics: Fritz Jahr's 1927 definition and vision of Bioethics / Covic A, Gosic N, Tomasevic L. - From new Medical Ethics to integrative Bioethics. Pargamena: Zabreb, 2009. - P. 22.

13. Schaefer-Rolffs J. Integrative Bioethics as a Chance An Ideal Example for Ethical Discussions? / Schaefer-Rolffs J. // Jos Schaefer-Rolffs Synthesis philosophica. -Croatian Philosophical Society. - 2012. - Vol. 53 (1). - P. 107- 122.

14. Segota I. «Predgovor» [Preface] to "Bioeticki imperativ Fritza Jahra: 80 godina bioetike u Njemackoj od 1927 do 2007. godine / Ivan Segota. by Hans-Martin Sass (translated by Suzana Jurin) // Bioetickisvesci. - Rijeka. - 2008. - Vol. 61. - Р. 2 (1-4).

Ганна Губенко. Моделi ¡нтегративно! бюетики в рвних краТнах

Концепщя штегративно'1 бюетики набула розвитку в pi3Hm крашах, при

цьому об'еднуючим складником ще'1 концепци е вдея про необхвдшсть дис-

куси з питань бюетики в piзних прошарках сусшльства. Не менш важливи-

ми в щй концепци е поняття бюетики та бюетичного шператива, запро-

поноват Фрщем Яром (1926). Виявлена в 1997 рощ стаття вченого мктить новий формат бюетичних вдей, а також можливкть розумiння бiоетики як штегративно'' науки. Огляд дослщженъ, виконаних науковими групами в Хорвата та Нiмеччинi, показав рiзноманiтнiстъ п1дход1в та погляд1в на бю-етику, а також дозволив дшти висновку про необхiднiстъ загалъного бачен-ня щодо виршення проблем бюетично'' освiти.

Ключовi слова: ттегративна бюетика, плюриперспектив1зм, контекст-сенситивна бюетика, трансдисциплинартсть, ттегративна педагогiчна бюетика.

Ganna Hubenko. Models Integrative Bioethics in Different Countries

The concept of integrated bioethics is popular in the different countries and it is united by the common idea about need of a discussion in the field of bioethics, in different sectors of society. The essential part of this concept is the vision of «bioethics» by Fritz Jar (1927) and his bioethical imperative. The article of this researcher, which was found only in 1997, extends a new format of the bioethical ideas, and also possibilities of understanding of bioethics as integrated entity. The review of scientific groups in Croatia and Germany has revealed a variety of approaches, views of bioethics, and also has brought us to a cooperative image of the solution of problems in education in a general sense and in the sphere of bioethical education.

In a concept of bioethics «integrative» is attempt to establish a discourse of various points of view. Providing various positions, the integrated bioethics can give orientation for people who face an ethical/bioethical perspective. Therefore in integrative bioethics the idea of to accept various points of view, without any form of hierarchy is active, but also without falling into an ethical relativism. Important aspect is also the fact that discussion of these questions generates sensitivity of society to these questions.

Keywords: integrative bioethics, the origins of integrative bioethics, pluri-perspectivism, context-sensitive bioethics, transdisciplinarity, integrative pedagogical bioethics

Ганна Губенко — кандидат фшософсъких наук, доцент кафедри сощаль-но-гумаштарно'' освии СО1ППО; директор ГО «Бюетика». E-mail: [email protected]

Ganna Hubenko, PhD, Associate Professor of Social and Humanitarian Education of Sumy, Institute of Postgraduate Pedagogical Education; director of the NGO «Bioethics».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.