Научная статья на тему 'Компетентностный подход в практике подготовки преподавателей вузов и закономерности развития современной вузовской системы'

Компетентностный подход в практике подготовки преподавателей вузов и закономерности развития современной вузовской системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER OF HIGH SCHOOL / COMPETENCE MODEL OF TEACHER / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Рм., Джамалудинова З.Г., Нуциева А.С., Касумова М.А., Рубанова Е.И.

На важность и необходимость исследования данной проблемы указывают тенденции развития системы высшего профессионального образования и, как следствие, изменение требований, предъявляемых к преподавателю современного вуза, которые складываются под влиянием того, что для инновационной экономики страны нужны, прежде всего, различные типа профессиональных компетенций. Авторы делают вывод о том, что происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, а переход от культурологической модели подготовки специалистов к компетентностной, вызывают необходимость постановки вопроса о более полном, интегрированном социально-личностно-поведенческом феномене как результате образования в совокупности мотивационных, когнитивных и деятельностных составляющих в подготовке современного преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Рм., Джамалудинова З.Г., Нуциева А.С., Касумова М.А., Рубанова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN TEACHERS TRAINING UNIVERSITIES AND REGULARITIES OF DEVELOPMENT OF MODERN UNIVERSITY SYSTEM

The article reveals importance and necessity of research of the problem of development of the system of higher professional education and indicates its major tendencies. As a result, the authors have found changes in requirements for teachers of a modern university, which develop under the influence of the innovative economy of the country, including different types of professional competences. The authors conclude that what happens in the world and Russia lead to changes concerning educational goals, consistent with the global challenge of entering a person in the social world, and the cultural transition from the model of specialists’ training on competency. The authors write about the existence of more comprehensive, integrated social-personal-behavioral phenomenon as a result of education in aggregate motivational, cognitive and activity components in training of a modern university teacher.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в практике подготовки преподавателей вузов и закономерности развития современной вузовской системы»

References

1. Podpovetnaya Yu.V. Teoretiko-metodologicheskij analiz razvitiya nauchno-metodicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6-2: 187-190.

2. Melehina E.A., Barabasheva I.V. Prepodavatel' vysshej shkoly v kontekste reformy obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov NGTU. 2007; 4 (50): 131 - 140.

3. Kosals L.Ya. Social'nyj mehanizm innovacionnyh processov. Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe otdelenie. 1989: 285.

4. Medynskij V.G. Innovacionnyjmenedzhment. Moskva: INFRA-M, 2008: 293.

5. Talyzina N.F. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1998: 288.

6. Nemov R.S. Psihologiya. Moskva, 2001: 640.

7. Podpovetnaya Yu.V. Orientiry razrabotki koncepcii upravleniya pedagogicheskim partnerstvom v nauchno-obrazovatel'nom processe univer-siteta. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 12(188): 59 - 63.

Статья поступила в редакцию 20.03.16

УДК 748

Magomedova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special

Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: razi_9999@mail.ru

Jamaludinova Z.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special

Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: razi_9999@mail.ru

Nutsieva A.S., assisting teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: razi_9999@mail.ru

Kasumova M.A., assisting teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: razi_9999@mail.ru

Rubanova E. I., assisting teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: razi_9999@mail.ru

COMPETENCE APPROACH IN TEACHERS TRAINING UNIVERSITIES AND REGULARITIES OF DEVELOPMENT OF MODERN UNIVERSITY SYSTEM. The article reveals importance and necessity of research of the problem of development of the system of higher professional education and indicates its major tendencies. As a result, the authors have found changes in requirements for teachers of a modern university, which develop under the influence of the innovative economy of the country, including different types of professional competences. The authors conclude that what happens in the world and Russia lead to changes concerning educational goals, consistent with the global challenge of entering a person in the social world, and the cultural transition from the model of specialists' training on competency. The authors write about the existence of more comprehensive, integrated social-personal-behavioral phenomenon as a result of education in aggregate motivational, cognitive and activity components in training of a modern university teacher.

Key words: professional competence, professional competence of teacher of high school, competence model of teacher, competence-based approach.

Р.М. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: razi_9999@mail.ru

З.Г. Джамалудинова, канд. пед. наук, доц. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: razi_9999@mail.ru

А.С. Нуциева, ассистент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: razi_9999@mail.ru

М.А. Касумова, ассистент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: razi_9999@mail.ru

Е.И. Рубанова, ассистент каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: razi_9999@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ

На важность и необходимость исследования данной проблемы указывают тенденции развития системы высшего профессионального образования и, как следствие, изменение требований, предъявляемых к преподавателю современного вуза, которые складываются под влиянием того, что для инновационной экономики страны нужны, прежде всего, различные типа профессиональных компетенций. Авторы делают вывод о том, что происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, а переход от культурологической модели подготовки специалистов к компетентностной, вызывают необходимость постановки вопроса о более полном, интегрированном социально-личностно-поведенческом феномене как результате образования в совокупности мотивационных, когнитивных и деятельностных составляющих в подготовке современного преподавателя вуза.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная компетентность преподавателя вуза, ком-петентностная модель преподавателя, компетентностный подход.

Исследование проблемы применения компетентностного подхода в практике подготовки преподавателей вуза потребовало интеграции различных научных сфер, что демонстрирует динамику в разрешении важной теоретико-прикладной, инте-гративной, междисциплинарной задачи формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза в процессе послевузовской подготовки. О важности исследования процесса профессионального становления преподавателя современного вуза говорит тот факт, что модернизация высшего образования, в том числе посредством использования компетентностного под-

хода, возводится в ранг политической и общенациональной задачи.

В современных условиях образование становится стратегическим ресурсом для развития государства, а также важной экономической отраслью. Согласно закону «Об образовании в РФ», основная цель, применительно к высшему образованию, направлена на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, развитие кадрового потенциала высшего образования. Всё это должно привести к тому, что преподаватели высшей школы должны осуществлять

образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями.

Произошедшие изменения за период образовательных реформ, обострили ряд проблем, связанных с внедрением ФГОС ВПО нового поколения, изменением условий функционирования вузов, что привело к возрастанию нагрузки профессорско-преподавательского состава.

На важность и необходимость исследования данной проблемы указывают тенденции развития системы высшего профессионального образования и, как следствие, изменение требований, предъявляемых к преподавателю современного вуза, которые складываются под влиянием того, что для инновационной экономики страны нужны, прежде всего, следующие три типа профессиональных компетенций.

1. Компетенции, обеспечивающие деятельность в рамках крупных кластеров - научно-образовательно-производственных комплексов. В связи с этим ведутся работы по созданию в федеральных округах крупных федеральных университетов, деятельность которых к 2015 году должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими, как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. По ряду показателей федеральные университеты должны выйти на мировые позиции. Например, в международных рейтингах университетов наши университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. Не менее 15% образовательных программ, созданных и создаваемых федеральных университетов, должны получить международную аккредитацию.

2. Компетенции, необходимые для поддержания постоянного обновления технологий. Здесь в рамках поддержки инновационных программ (Национальный проект «Образование») развития 57 вузов в объеме в среднем по 500 млн. рублей были заложены основы для формирования компетенций специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В первую очередь программы развития затронули технологии таких приоритетных отраслей, как транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика, информационные технологии, машиностроение и др. Наукоград «Сколково» также создается для достижения этих задач.

3. Компетенции, необходимые для управления современной постиндустриальной экономикой, экономикой знаний. Для этого идут работы по созданию бизнес-школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге. Задача для дальнейшего развития этих образовательных учреждений состоит в обеспечении сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению сетевых связей как важнейшего элемента экономики знаний.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время в российском высшем образовании одновременно сосуществуют две дидактические модели - функционалистская, которая рассматривается в работах А.Г. Асмолова, Л.В. Бабух, А.А. Мар-голис, В.Д. Щадрикова; и модель, сориентированная гуманистически. В России существенное влияние на гуманистическую ориентацию образования оказали труды многих педагогов и психологов прошлого (В.П. Вахтеров, В.К. Бехтерев, П.Ф. Кап-терев, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев, Л.И. Петражицкий, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский) и настоящего (Б.С. Гершунский, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов и др.)

Функционалистская (или компетентностная) модель нацеливает институт высшего образования только на подготовку специалиста, оператора определенных производственных или административных систем. В этой парадигме образования человек готовится под определённое место в функциональной структуре производственной системы и соответственно рассматривается как один из элементов наряду с другими.

Такой подход позволяет разработать технологию педагогического производства в соответствии с квалификационными характеристиками (компетенциями) специалиста, определить характер и последовательность операций, обеспечивающих формирование требуемых характеристик (компетенций), а также обеспечить текущий и итоговый контроль. Внедрение так называемых передовых технологий образования на базе компьютеризации, автоматизации, оптимизации, рейтингового контроля находится в русле функциональной парадигмы подготовки.

Гуманистическая модель, признавая важность профессиональной подготовки специалиста, делает акцент на принципе

самоценности образования для развития и самореализации личности. С ее точки зрения образование должно, прежде всего, помогать человеку осознать свое место в жизни и деятельности, включать его в структуру общественного (профессионального, социально-стратового) сознания, установить взаимосвязь со всем универсумом культуры. Только на этой основе человек может реализовать себя как специалист.

Может показаться, что в силу многих причин (идеологического воздействия, последствий механико-детерминистского видения мира, сведения идеала образования до сиюминутного образца и др.) гуманистическое ценностное основание утратило (утрачивает) роль смысловой доминанты, но, решая научные задачи в логике проводимого исследования, мы выявили, что оно внутренне присуще высшему образованию и образованию вообще как функции жизни. Поэтому, по нашему мнению, современное состояние высшего образования можно оценить как переходное (кризисное), которое сопровождается переосмыслением роли и места преподавателя в изменяющихся вузах [1]

Данную мысль подтверждает анализ теоретических аспектов проблемы исследования, который позволяет констатировать, что современное состояние образования многие ученые (Ж. Аллак, Б.С. Гершунский, В.И. Жуков, Ф.Г. Кумбс, А.М. Новиков, В.А. Садовничий и др.) оценивают как кризисное. Выход из этого состояния возможен посредством ориентация образования на его новый результат, что требует инновационных подходов к обеспечению качества такового, критериям его оценки, новых подходов к организации образовательного процесса и управления им. Одной из таких инноваций является компетентностный подход к отечественному образованию (В.И. Байденко, Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, С.В. Коршунов, Я.И. Кузь-минов, Д.В. Пузанков, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и мн.др.), концептуальные идеи которого в системе педагогического образования представлены авторским коллективом Санкт-Петербургских ученых (И.С. Батракова, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырев и др.).

Переход отечественного высшего образования на компетентностный подход обусловлен рядом объективно существующих причин. Главной из них является общеевропейская и мировая тенденция к интеграции науки и экономики. Анализ теоретических основ содержания высшего образования позволяет утверждать, что система образовательных компетенций, представляет собой комплексную процедуру, которая интегрирует совокупность взаимосвязанных смысловых ориентацией, умений и знаний для эффективного решения профессиональных, личностно-значимых и социально-актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах деятельности [2; 3]

Необходимо отметить, что в современной педагогике компетенции (и компетентности) понимаются по-разному, например, как результат и критерий качества подготовки специалиста (А.Г. Бермус, И.А. Зимняя); практическое выражение модернизации содержания образования (В.В. Краевский); базовые компоненты педагогической культуры преподавателя (Т.Е. Исаева); личностная составляющая профессионализма (Т.Ю. Базаров); новый подход к конструированию образовательных стандартов, а также как совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности (А.В. Хуторской); личностно-о-сознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение (Е.В. Бондаревская).

Отсюда, позитивный потенциал компетентностного подхода заключается в том, что он не отрицает перспективный и до конца не воплощенный культурологический подход к содержанию образования, а актуализирует прагматический аспект того, что у современных высококвалифицированных специалистов, которых готовят и, которыми являются преподаватели вуза, должно быть сформировано.

Применение компетентностного подхода в практике подготовки преподавателей вузов является проявлением закономерностей развития современной вузовской системы, знание и использование которых является залогом направленного формирования профессиональных компетенций преподавателя такой системы. В процессе исследования нами в качестве таковых закономерностей были определены:

1) переход количественного накопления управленческих, структурных, содержательных изменений в качественно новое состояние - современную (во многом - инновационную) вузовскую систему;

2) становление рыночно-ориентированной, инновационно-предпринимательской системы современного вуза как детерминанты и результата личностно-профессионального развития вузовского преподавателя под влиянием разнообразных объективных и субъективных факторов;

3) социальная обусловленность развития вуза (как самообучающейся организации) общемировыми, общероссийскими, региональными тенденциями, которая приобретает характер самодетерминации;

4) интеграция (взаимопроникновение и взаимовлияние) традиционно существующих и инновационных подсистем вуза, определяющая векторы развития современного вуза и новое содержание образования;

5) взаимообусловленность готовности преподавателя к деятельности с эффективностью деятельности как условие целенаправленной подготовки преподавателя вуза к профессиональной деятельности.

Перечисленные закономерности были использованы нами в качестве оснований, объясняющих саморазвитие системы современного вуза, которое обусловлено подвижным равновесием с окружающей средой и направлено на сохранение целостности и уникальности трансформирующейся (развивающейся) образовательной системы, и позволяющих моделировать процесс послевузовской подготовки преподавателя вуза к новым видам профессиональной деятельности, а также разрабатывать организационно-педагогические условия реализации данного процесса.

Перед лицом трудно предсказуемого будущего (как в экономическом, так и отчасти в политическом контексте) вуз как обучающаяся организация становится коллективными субъектами образовательного процесса, который благодаря правильному распределению ресурсов учится своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и новые вызовы среды [4], т. е. рынка научно-образовательных услуг.

Более того, некоторые авторы [5] придерживаются точки зрения, на то, что Россия в настоящее время придерживается консьюмеристской концепции высшего образования, при которой оно рассматривается как товар, предлагаемый для «продажи». Выражаясь терминами рынка, каждый сектор общества приобретает у высшего образования то, что его интересует: правительство - научные сведения; промышленность - производственную информацию, возможность внедрения в практику научных открытий и изобретений; частные некоммерческие организации платят за разработку таких областей, как культурные мероприятия, международное сотрудничество, бытовое обслуживание и т. п.

Отсюда, важнейшим фактором, обуславливающим формирование определенных профессиональных компетенций

Библиографический список

преподавателя вуза, является необходимость выполнения разнообразных научно-образовательных функций и, прежде всего, оказания на высоком уровне качества исследовательских и образовательных услуг.

Успешность такой деятельности в современном вузе может быть обеспечена необходимыми ресурсами: инвестициями (т. е., источниками различных ресурсов); «человеческими ресурсами» (носителями и источниками компетенций, способными к интеллектуальному труду); технологическая и методическая оснащенность преподавателей и сотрудников; обеспеченность необходимыми знаниями и информацией; техническая оснащенность рабочих мест [6; 7; 8].

Еще одно важное условие - это постоянная (необходимая и целесообразная) обновляемость знаний, кадров, обновляемость технического, технологического и методического оснащения, обеспечение обновления источников или программ инвестиций, обновляемость информационных и коммуникационных технологий, а также методов обучения, обновляемость организационной структуры и корпоративной культуры вуза.

В данной связи, уместно привести высказывания бизнесмена Г. Форда и ученого-экономиста Й. Шумпетера в отношении необходимости и своевременности осуществления обновления всех ресурсов, которые оказывают прямое и косвенное влияние на инновационную деятельность в вузе. «Бизнесмены идут ко дну вместе со своим бизнесом потому, что настолько влюблены в прежние порядки, что не могут заставить себя изменить их», - писал Генри Форд в соей книге «Моя жизнь и дело» в 1922 г. Йозеф Шумпетер - австрийский экономист 30-х годов XX века придумал термин «творческое разрушение». Возрождением из пепла капитализм обязан разрушению старых, проверенных и негибких компаний. Так открывается дорога для новых, живых и энергичных фирм, полных свежих идей и творческого мышления. Вот вам выбор: можно стать либо разрушителем, либо развалиной. Чтобы достичь первого и избежать второго, необходимо вдохновение, воображение, нововведения.

Таким образом, происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, а переход от культурологической модели подготовки специалистов к ком-петентностной, вызывают необходимость постановки вопроса о более полном, интегрированном социально-личностно-поведен-ческом феномене как результате образования в совокупности мотивационных, когнитивных и деятельностных составляющих, способствующих становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного (компетентного) действия в ней.

1. Харченко Л.Н., Магомедова РМ. и др. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. Ставрополь, 2012.

2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: Стратегия инновационного прорыва. 2-е издание, доп. Москва, 2005.

3. Образование, которое мы можем потерять. Москва, 2002: 17 - 18.

4. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Санкт-Петербург, 2007.

5. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. Модернизация экономики и глобализация: материалы IX Международной научной конференции под редакцией Я. Кузьминова, И. Фрумина; Государственный университет - Высшая школа экономики. Москва, 2008.

6. Никитин И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория. Москва, 2002.

7. Образование взрослых как социальный институт. Под редакцией Е.П. Тонконогой, В.И. Подобеда. Санкт-Петербург, 1999.

8. Саранов А.М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: монография. Волгоград, 2000.

References

1. Harchenko L.N., Magomedova R.M. i dr. Prepodavatel'sovremennogo vuza: kompetentnostnaya model'. Stavropol', 2012.

2. Kuzyk B.N., Yakovec Yu.V. Rossiya - 2050: Strategiya innovacionnogo proryva. 2-e izdanie, dop. Moskva, 2005.

3. Obrazovanie, kotoroe my mozhem poteryat'. Moskva, 2002: 17 - 18.

4. Rozum S.I. Psihologiya socializaciii social'noj adaptacii cheloveka. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Rossijskoe obrazovanie - 2020: model' obrazovaniya dlya 'ekonomiki, osnovannoj na znaniyah. Modernizaciya 'ekonomiki i globalizaciya: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii pod redakciej Ya. Kuz'minova, I. Frumina; Gosudarstvennyj universitet - Vysshaya shkola 'ekonomiki. Moskva, 2008.

6. Nikitin I.N. Social'naya adaptaciya kaksociologicheskaya kategoriya. Moskva, 2002.

7. Obrazovanie vzroslyh kak social'nyjinstitut. Pod redakciej E.P. Tonkonogoj, V.I. Podobeda. Sankt-Peterburg, 1999.

8. Saranov A.M. Innovacionnyjprocess kak faktorsamorazvitiya sovremennojshkoly: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Volgograd, 2000.

Статья поступила в редакцию 18.03.16

УДК 378

Pechersky Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

Chavtaraeva M. M., assisting teacher, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

FEATURES OF FORMING INDEPENDENT WORK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT CLASSES IN WORKSHOPS.

The article focuses on specifics of developing independent work among younger students. The research reveals particular features of training in school workshops and education of primary school pupils. The work determines that the process of teaching to work independently and the formation of skills to perform physical work is a major activity for younger school students. In the process of implementing various types of independent work students are taught not only to solve certain tasks, but also to plan its work. The authors show that without giving young pupils physical labor with a bringing-up value, which is closely connected with tasks of training and education, it is impossible to ensure the development of their body and personality. Gradually, complicating training and socially useful work of pupils should achieve modern production base, both the contents and forms of its organization.

Key words: self-study, primary school pupils, forming labor skills, didactic principles, work.

Ю.В. Печерский, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Aripov50@mail.ru

М.М. Чавтараева, ассистент каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Aripov50@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье раскрываются особенности формирования трудового обучения и воспитания младших школьников. Определено что в процессе обучения самостоятельности, и формирования трудовых умений и навыков является одним из основных видом деятельности младших школьников. Мало того, в процессе выполнения различных видов самостоятельной работы школьники учатся не только решать определённые задачи, но и планировать свою трудовую деятельность. Авторы показывают, что без включения школьников с младшего возраста в педагогически оправданный физический труд, тесно связанный с задачами обучения и воспитания, невозможно обеспечить развитие организма и личности. Постепенно усложняясь, учебный и общественно полезный труд школьников должен выйти на современную производственную основу, как по содержанию, так и по формам его организации.

Ключевые слова: самостоятельная работа, младший школьник, формирование трудовых умений, дидактически принципы, трудовая деятельность.

Способы решений различных практических задач и заданий - сложный аналитико-синтетический процесс мышления. В этой связи, каждая практическая работа или задание должны способствовать не только закреплению знаний, но и способствовать определенному стилю мышления. Например, поспешное, неполное обобщение, не учитывающее существенные признаки. На данный тип ошибок обращают внимание педагоги и психологи. Серьёзным недостатком практики трудовой подготовки детей является догматический подход к подбору практических работ и заданий для самостоятельной и индивидуальной работы. Нередко трудовые задания или упражнения носят только тренировочный характер. Многие младшие школьники по этой причине затрудняются самостоятельно добывать необходимые доступные знания с помощью наблюдений, различных практических работ, опыта, технического творчества, чтения технико-технологической документации. Во многих случаях дети формально владеют знаниями и навыками, часто не умея их применить в учебной деятельности при несколько измененных условиях. Любое новое знание (принципа, правила, понятия) следует вводить, организуя систему упражнений по анализу, сравнению, сопоставлению тщательно отобранных факторов, подводя постепенно учащихся к сообщению.

Учебные программы и дидактические принципы требуют там, где нужно (при введении первичных знаний), опираться на наглядность, а там, где возможно, своевременно отказаться от нее, ставя главной задачей формирование абстрактного мышления, всеми способами стимулировать самостоятельность и познавательную деятельность учащихся по созданию у них ориентации на постоянное пополнение своих знаний и умений, формированию вкуса к творческой деятельности, воспитывающей умение самостоятельно мыслить. Психологи подчёркивают, что полноценность обобщений обеспечивается богатством чувственного опыта: «чем абстрактнее данное понятие, тем больше его усвоение требует конкретизации».

Побудить всех учащихся класса постоянно, самостоятельно, творчески работать в полную меру сил и способностей нельзя без учёта индивидуальных различий, без индивидуализации учебного процесса и дифференцированного подхода в обучении

младших школьников. «Одна и та же задача для одного ученика является проблемой, для другого она еще не стала ею, а для третьего она уже перестала быть проблемой».

При исследовании элементов проблемности в трудовой подготовке младших школьников вопрос об индивидуально-психологических различиях учащихся в процессе формирования у них самостоятельности и трудовой активности встал более остро по сравнению с теми условиями, когда детям приходится действовать в условиях сообщающего обучения. Нами использовалась определённая схема подготовки к занятиям с элементами проблемного обучения, которая предусматривала цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Построить учебно-воспитательный процесс с максимальным использованием активности и самостоятельности учащихся в усвоении и применении знаний, позволяющих школьникам самостоятельно и активно искать наилучшие варианты решения поставленной перед ними практической задачи, где в процессе непосредственной трудовой деятельности школьники учатся читать различные изображения: технические рисунки, эскизы, простейшие инструкционные и технологические карты; выполнять несложные расчеты, измерения; правильно выполнять предусмотренные программой технологические операции; овладевать культурой труда и др. при строгом соблюдении правил безопасности труда;

2. Постоянно ставить перед детьми определенные задачи, в той форме, в какой решение задач становится посильным и доступным для детей данной возрастной группы, и тем самым управлять в какой-то мере процессом их познавательной деятельности;

3. Выделять в учебном материале основных проблемных вопросов и возможность расчленять их на ряд подпроблем, исходя из опыта и имеющихся у детей знаний и умений;

4. Обеспечить освоение учителем умения проектировать план решения проблемы, готовить несколько (если это возможно) вариантов решения проблемы, но не предлагать ее решение в готовом виде, а обсуждать совместно с детьми, например, с помощью наводящих вопросов: «Какие инструменты, материалы, приспособления нужны для выполнения поставленной задачи?»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.