УДК 378
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Zavzanova Z.U., senior lecturer, Department of Economics and Information Technologies, Dagestan Humanities Institute (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Dzhabrailova A.O., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Economics, Dagestan State University of National Economy, senior lecturer, Department of Economics and Information Technologies, Dagestan Humanitarian Institute (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE CONTENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF EXPERTS IN THE SPHERE OF ECONOMY. The article analyzes the content of professional competencies of specialists in the field of economics. The authors conclude that professional competence plays a key role in teaching a highly qualified specialist, since it is thanks to her that society acquires a specialist with a high level of development of professionally important personal qualities. The quality of modern education will be largely determined by the degree to which students of secondary vocational education have developed professional competence. Key words: professional competence, specialists in economics, competence-based approach.
Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.У. Завзанова, ст. преп. каф. экономики и информационных технологий, ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
А.О. Джабраилова, канд. экон. наук, доц. каф. экономики, ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»;
доц. каф. экономики и информационных технологий, ОАНО ВО «Дагестанский гуманитарный институт», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
В статье проведён анализ содержания профессиональных компетенций специалистов в сфере экономики. Сделан вывод о том, что ключевую роль в подготовке высококвалифицированного специалиста играет профессиональная компетенция, так как, именно благодаря ей общество приобретает специалиста с высоким уровнем развития профессионально важных качеств личности. Качество современного образования в значительной мере будет определяться тем, насколько у студентов среднего профессионального образования развита профессиональная компетентность. Важной компонентой профессиональной компетентности экономиста является наличие способности к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В большинстве исследований последних лет подчёркивается, что любой специалист сегодня, а тем более в ближайшем будущем обречен на постоянное пополнение, обновление своих умений и навыков. Динамика изменения профессиональных компетенций постоянно растёт
Ключевые слова: профессиональные компетенции, специалист в сфере экономики, компетентностный подход.
В настоящее время происходят кардинальные преобразования всей системы образования России. Наиболее значительной содержательной сложностью, с которой сталкивается профессиональное образование в России, обладает компетентностный подход. Достаточно прозрачный в своих основных идеях, в практике компетентностный подход обретает мультивариативность, что предполагает множественность сценариев его реализации в зависимости от субъектов, вовлечённых в профессионально-образовательный процесс, уровня образования, региональных потребностей, направления подготовки, специализации и т. д.
Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Компетентностный подход в системе профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Под профессиональной компетентностью будем понимать целостное свойство личности, ориентированной на непрерывное самосовершенствование и самообразование, а также социально-значимую характеристику его профессиональной деятельности, выступающей основным фактором успешной работы по специальности.
Профессиональная компетенция - способность к выполнению обобщенных действий в профессиональной сфере.
Компетентность представляется нами как система, состоящая из отдельных блоков (компетенций), которая обладает внутренними и внешними связями. Свойства данной системы не сводятся к сумме свойств отдельных её элементов (компетенций), при этом присутствует некоторое интегративное качество, присущее только системе, которая определяет «компетентность» специалиста.
В основе процесса формирования ключевых компетенций лежат механизмы, создающие предпосылки для освоения знаний, умений и навыков. Наличие у студента ключевых компетенций даёт ему возможность отделять значимое для будущей профессиональной деятельности от малозначимого, то есть делать реальный выбор на основе оценки различных альтернатив и тем самым осуществлять определенную деятельность.
Ключевые компетенции наиболее универсальны по своему характеру и применимости, поэтому под ключевыми компетенциями в области теории и практики образования понимают компетенции, наиболее соответствующие как широкому спектру образования, так и его специфике.
Компетентность представляет собой интегративную характеристику личности, представляющую собой целостную, системную совокупность качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности в определенных областях: так называемых компетенций, а также способность эффективно разрешать проблемные ситуации и задачи, возникающие во всех других сферах ее жизнедеятельности. В свою очередь, профессиональная компетентность рассматривается нами как важнейшая компонента профессионального образования, как интегральная характеристика личностных и деятельных качеств будущего специалиста, отражающая не только уровень его знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность является значимым фактором, позволяющим выпускнику адекватно интегрироваться в социальное пространство и, занимаясь определенного рода деятельностью, направить свое воздействие на окружающую природную, социальную среду и различные общественные отношения. Профессионализацию следует рассматривать как непрерывный процесс формирования профессиональной позиции, гармонизации социально и профессионально важных качеств и умений в достаточно устойчивые профессионально значимые комплексы, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональной деятельности.
Одними из основных характеристик компетентности студента являются исполнительность и ответственность, внешними проявлениями отсутствия которых могут быть опоздания и пропуски занятий, нарушение сроков выполнения контрольных заданий, курсовых и дипломных работ, несвоевременная сдача зачетов и экзаменов. Студентам в этом случае не хватает элементарных навыков регулярной работы, увеличение интенсивности которой в конце семестра определяется не внутренними мотивами и интересом к предметам, а внешней угрозой негативных последствий в виде «хвостов» и даже возможного отчисления. Как считают специалисты, «преподавателю в данном случае, по-видимому, следует особо позаботиться о развитии навыков регулярной работы у своих подчиненных».
Также важно сказать, что дополнительной ключевой компонентой профессиональной компетентности экономиста является наличие способности к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В большинстве исследований последних лет подчеркивается, что любой специалист сегодня, а тем более в ближайшем будущем обречен на постоянное пополнение, обновление своих умений и навыков. Динамика изменения профессиональных компетенций постоянно растёт. К концу обучения в вузе половина знаний, которые получает студент, безнадежно устаревает. В таких условиях готовность к непрерывному самообразовании и саморазвитию выступает важнейшим условием поддержания конкурентоспособности профессионала.
Следует признать, что темпы устаревания знаний в экономической области являются достаточно высокими. Поэтому преподавателю, реализуя компе-
тентностный подход, следует организовать учебную работу так, чтобы студенты осознавали и сами могли вычленить проблему, поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяя полученные знания на практике. При этом главная цель преподавателя - обеспечить готовность выпускника находить решения основных профессиональных задач в реально складывающихся ситуациях.
Несмотря на общие характеристики, следует учитывать специфические черты профессиональных компетенций экономиста. Каждая будущая обязанность экономиста структурно представляет собой определенные диспозитивно или императивно программы, алгоритмы, стереотипы. Это может быть выполнение в определенных ситуациях или при наличии необходимых оснований таких предписанных действий, как составление финансово-экономической отчетности, разработка бизнес-плана - для экономиста.
Кроме того, профессиональная деятельность должна быть нацелена на достижение определенных результатов: на получение прибыли и обеспечение высокой эффективности вложений - для экономиста. Анализ имеющихся данных, опубликованных в психолого-педагогической литературе, а также эмпирические исследования позволяют сделать вывод, что в настоящее время специалистами выделяются три группы компетенций экономиста: ключевые компетенции, базовые профессиональные компетенции и сопутствующие профессиональные компетенции. Ключевые компетенции отражают готовность и способность специалиста к адаптации и успешной деятельности в различных социально-профессиональных сообществах. Базовые профессиональные компетенции обусловлены видами профессиональной деятельности экономиста.
К ним относятся: организационно-управленческая; планово-экономическая; финансово-экономическая; аналитическая; внешнеэкономическая; предпринимательская; научно-исследовательская и образовательная компетенции.
Сопутствующие профессиональные компетенции представляют собой потенциал и прошлый опыт человека, позволяющие ему быть успешным в профессиональной деятельности. Эти компетенции формируются в процессе изучения дисциплины специализации, факультативов и дополнительного образования. Они могут быть общепрофессиональными, специальными, практическими, производственно-технологическими и системными. Следовательно, иноязычное образование выступает сопутствующей профессиональной компетенцией, должно учитывать специфику будущей профессиональной деятельности, усиливая профессиональное мастерство специалиста. Исследованиями профессионально значимых качеств специалистов занимались В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Н.В. Кузьмина, Н.В. Ильина, В.Н. Борисова и другие учёные. Отечественные психологи, опираясь на теорию способностей, включают в профессионально значимые качества психические свойства индивида. При этом, базируясь на принципах единства сознания и деятельности, они подчеркивают, что эти качества не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности, организованной соответствующим образом. Само выделение этих качеств, установление их структуры возможно только при анализе конкретных видов деятельности. Так, экономическая деятельность представляет собой единство следующих типов деятельности: естественнонаучной, экономической, социальной.
Экономическая деятельность с одной стороны - предметно-практическая, ас другой стороны - она носит чисто социальный характер, поскольку связана с удовлетворением запросов общества. При этом доминирующими видами деятельности выступают:
- исследование экономических отношений (отношений, возникающих между людьми в процессе производства);
- сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах (для достижения наивысших результатов предприятий и организаций);
- анализ хода и результатов экономической деятельности и оценка её успешности;
- совершенствование процесса экономической деятельности;
- планирование деятельности предприятия;
- определение системы оплаты труда и поощрений для всех категорий работников предприятия;
Библиографический список
- планирование затрат, использования ресурсов, расходов и прибыли предприятия;
- контроль над процессом выполнения финансово-хозяйственной деятельности;
- расчет потребности предприятия, организации в кадрах;
- анализ причин перерасхода фонда заработной платы;
- работа, связанная с расчетами и переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах;
- составление экономических обоснований, справок, периодической отчетности, аннотаций и обзоров.
Структура деятельности экономиста реализуется в четырех компонентах профессиональных умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, гностические. Его профессиональное мастерство предполагает успешное решение задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом, высоким уровнем мотивации профессиональной деятельности и умениями решать профессиональные задачи. Факторами, определяющими уровень подготовленности экономиста к профессиональной деятельности, являются: выраженность профессиональной направленности (мотивации) и профессионально значимые качества личности специалиста; уровень фундаментальной (базовой) подготовки; уровень знаний и навыков в области будущей деятельности; уровень активности самообразования.
Проведённое исследование существующей и желательной степени обеспечения заданного уровня подготовленности специалиста по требуемым «эталонным параметрам», отражённым в квалификационных характеристиках, определило то рассогласование, которое имеет место с точки зрения различных экспертов («потребителей» - представителей организаций, и «изготовителей» - работников вуза). Корреляционный анализ профессиограммы и мнений экспертов по поводу профессионально значимых качеств специалиста подтверждает зависимость между интегративными качествами личности и успешной деятельностью, а также позволяет выделить список из семи комплексов профессионально значимых качеств успешной деятельности: профессиональные знания и умения; профессиональная направленность; ответственность; активность; адаптивность; психологическая устойчивость; коммуникативность.
Следует особо подчеркнуть, что овладение этими компетенциями -сложный и длительный процесс. Мы полагаем, что основной период их становления приходится на возраст между 15 и 25 годами. Это задачи не только школы, но, прежде всего, среднего и высшего профессионального образования.
В настоящее время существуют различные классификации ключевых компетенций. На наш взгляд, стоит выделить следующие из них: общекультурная компетенция (способность жить в поликультурном обществе, умение жить с людьми других культур, уважение других языков, религий); учебная компетенция (включает устную и письменную коммуникацию, изучение иностранных языков, навыки логической, методологической, общенаучной деятельности, умение владеть приемами действий в нестандартных ситуациях); информационная компетенция (владение вычислительной техникой, понимание способов её применения, способность искать и анализировать информацию, сохранять и использовать её в дальнейшем); профессиональная компетенция (умение развивать профессиональные навыки, способствующие росту продуктивности деятельности, выявлению и владению методиками и технологиями профессии, усовершенствование профессионального мастерства); компетенция самосовершенствования.
Таким образом, вышеперечисленные компетенции важны для студентов среднего профессионального образования, но ключевую роль в подготовке высококвалифицированного специалиста играет, на наш взгляд, именно профессиональная компетенция, так как, именно, благодаря ей, общество приобретает специалиста с высоким уровнем развития профессионально важных качеств личности. Качество современного образования в значительной мере будет определяться тем, насколько у студентов среднего профессионального образования развита профессиональная компетентность.
1. Алиева РР, Пейзувова Ю.А. Профессиональная компетентность будущего педагога профессионального обучения. Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях: проблемы и перспективы: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. Махачкала, 2016: 200 - 206.
2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структура и содержание общекультурной компетентности педагога профессионального обучения. Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях: проблемы и перспективы: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. Махачкала, 2016: 12 - 20.
References
1. Alieva R.R., Pejzuvova Yu.A. Professional'naya kompetentnost' buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Professional'naya podgotovka specialistov v vysshih zavedeniyah: problemy i perspektivy: sbornik materialov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2016: 200 - 206.
2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Struktura i soderzhanie obschekul'turnoj kompetentnosti pedagoga professional'nogo obucheniya. Professional'naya podgotovka specialistov v vysshih zavedeniyah: problemy iperspektivy: sbornik materialov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2016: 12 - 20.
Статья поступила в редакцию 05.06.19