Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке будущих специалистов дизайна одежды'

Компетентностный подход в подготовке будущих специалистов дизайна одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / CLOTHES DESIGN / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENT APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Т. М.

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки будущих специалистов сферы дизайна одежды на основе компетентностного подхода. Содержание профессиональной подготовки студентов раскрывается на основе определения ключевых компетенций, необходимых в создании дизайна одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENT APPROACH IN PREPARАTIJN OF FUTURE SPECIALISTS OF CLOTHES DESIGN

Some aspects of preparation suture specialists of clothes design on the base of competent approach are discussed in the article. Maintenance of professional preparation of students is opened on the base of tefinition key competences which necessary in making clothes design.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке будущих специалистов дизайна одежды»

удк 377.5

компетентностный подход в подготовке будущих специалистов дизайна одежды

Щеглова Т. М.

Старооскольский техникум технологий и дизайна, г. Старый Оскол, Россия

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки будущих специалистов сферы дизайна одежды на основе компетентностного подхода. Содержание профессиональной подготовки студентов раскрывается на основе определения ключевых компетенций, необходимых в создании дизайна одежды.

Ключевые слова: дизайн одежды, компетентностный подход, компетентность, компетенции.

udc 377.5

competent approach in preparatijn of future specialists of clothes design

Shcheglova T. M.

Stary Oskol College of Technology and Design, Stary Oskol, Russia

E-mail: [email protected]

Some aspects of preparation suture specialists of clothes design on the base of competent approach are discussed in the article. Maintenance of professional preparation of students is opened on the base of tefinition key competences which necessary in making clothes design.

Keywords: clothes design, competent approach, competence, competences.

Развитие общества в значительной степени зависит от инициативы, знаний, способностей, творчества каждого человека. Современному рынку труда требуются специалисты, основу действий которых составляют профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. Поэтому все более актуальным становится вопрос о способах формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов, которые в мировой образовательной практике выступают центральным понятием, поскольку обладают интегративной природой, объединяя знания, владения, творческий потенциал личности [1].

Теоретическую основу модернизации профессионального образования составляет компетентностный подход, главная идея которого заключаются в способности и готовности человека к эффективной и продуктивной профессиональной деятельности [2]. Целью компе-тентностного образования является формирование личности, способной грамотно решать разнообразные профессиональные задачи. В этом контексте содержание образования отбирается на основе определения ключевых компетенций, вычленяя задачи, которые обучающийся должен решить. Компетентностный подход соотносится с личностно-ориентированным подходом и способствует реализации последнего, а потому предполагает усиление практической направленности образования (Л. Н. Боголюбов), нацелен на развитие личностных качеств обучающихся в соответствии с гуманистическими ценностями образования. Основные направления перестройки образования на основе компетентностного подхода в своих работах показывает О. Е. Лебедев, прослеживая последовательно переход от традиционного обучения к компетентностному [3].

Раскрывая сущность компетентностного подхода, В. А. Болотов и В. В. Сериков указывают на то, что в нем отражен такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций [4]. Реализация компетентностного подхода предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых производственных ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

В научно-педагогической литературе понятия «компетенция/компетентность» трактуются по-разному. Это свидетельствует о том, что дальнейшая разработка проблемы компетентностного подхода в образовании будет способствовать уточнению понятийного аппарата. Компетенции — совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [5], обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способность человека реализовать на практике свою компетентность [6]. Различают ключевые компетенции общие для всех обучающихся и специалистов, базовые для каждой из групп специальностей и специальные для отдельных специальностей, однако в трактовке этих понятий по-прежнему отсутствует единство мнений.

И. А. Зимняя в своих работах ссылается на В. Хутмахера, который приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций [7]: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте личной профессиональной и социальной жизни. Последняя ключевая компетенция является залогом успешного начала профессиональной деятельности по завершении обучения в профессиональном учебном заведении.

Важнейшим новообразованием личности студента, способствующим его профессиональной адаптации, является компетентность [8]; компетентный специалист — субъект, владеющий определенными компетенциями, позволяющими ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Компетентность — владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5].

Проблемы формирования профессиональной компетентности отражены в трудах отечественных педагогов и психологов А. П. Акимова, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, Д. С. Савельева и др. [7]. По мнению А. П. Акимова, профессиональная компетентность — сумма знаний, умений и навыков, усвоенных

субъектом и необходимых для его успешной деятельности. Д. С. Савельев рассматривает профессиональную компетентность как способность должностного лица успешно решать задачи, относящиеся к его компетенции [9]. Под компетентностью О. Е. Лебедев подразумевает уровень образованности: этот уровень тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых человек способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов [3]. Жак Делор в рамках доклада международной комиссии по образованию сформулировал 4 столпа, на которых основывается образование: 1) научиться познавать; 2) научиться делать; 3) научиться жить вместе; 4) научиться жить. В дальнейшем это было признано основными глобальными компетентностями [10].

Одним из способов повышения уровня компетентности будущих специалистов дизайна одежды является реализация в профессиональном образовании проектно-деятельностного подхода, целью которого является построение учебного процесса через активную проектную деятельность обучающегося [11]. Главной функцией дизайна как процесса является проектирование и планирование будущего изделия, среды или услуги; ведущей компетентностью является проектная, поэтому ведущим видом деятельности в сфере дизайна одежды является проектная. Включение студентов — будущих дизайнеров в проектную деятельность позволяет обеспечить формирование у них ключевых компетенций, обеспечивающих опережающую конкурентоспособность на рынке труда. Рассматривая проектно-деятельностный подход в обучении как обеспечение будущему конструктору-модельеру гарантированного качественного образования, формирование необходимых составляющих компетентности специалиста легкой промышленности и сферы обслуживания, необходимо отметить недостаточность внимания конкретным формам проектного образования и отсутствие их четкой классификации.

Введение нового образовательного стандарта в среднее профессиональное образование, ведущей идеей которого является формирование профессиональной компетентности у студентов, обусловили необходимость интенсивной разработки принципов проектирования и организации учебного процесса с учетом требований, предъявляе-

мых к результатам освоения основных образовательных программ.

Структура профессиональной компетентности специалиста в области дизайна одежды является сложной, поэтому нельзя точно сказать об измерении уровня профессиональной компетентности на этапе подготовки специалиста, как для сферы обслуживания, так и для швейной промышленности. Данная система не поддается прямому наблюдению, она проявляется косвенно в процессе и результате профессиональной деятельности.

Оценка профессиональной компетентности возможна через уровень результативности деятельности при решении профессиональных задач. Оценить сформированность профессиональной компетентности выпускника учреждения профессионального образования возможно в процессе выполнения им выпускной квалификационной работы, качество которой зависит от уровня сформированности профессиональных компетенций на этапах профессиональной подготовки. Одним из путей решения этой задачи является активизация методов обучения.

Реализация активных методов обучения способствует формированию профессионально-творческой личности. К. А. Абульханова-Слав-ская, Н. В. Васина, Л. Т. Лаптев, В. А. Сластенин признаками творчества считают: использование оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и их сочетание; направленность субъекта профессиональной деятельности на поиск новых приемов решения творческих задач и их реализацию в профессиональной деятельности, исследовательская деятельность студентов [12].

В техникуме технологий и дизайна г. Старый Оскол Белгородской области главным направлением исследовательской деятельности будущих конструкторов-модельеров и художников по костюму является деятельность Театра мод и проектирование коллекций моделей одежды. Метод проектного обучения на основе компетентностно-го подхода широко используется как развивающий творческие способности, формирующий самостоятельность личности на каждом этапе работы от замысла до его воплощения в готовой модели: выбор и анализ источника творчества, эскизная проработка форм костюма, выбор материала и колористического решения, разработка конструкции. Все это определяет в дальнейшем профессиональную компетентность будущего специалиста в области создания одежды.

Создание одежды — искусство, рождение новой коллекции одежды — процесс поиска, находок и отбора. Творческая познавательная деятельность студентов проявляется в процессе усвоения теоретического материала и решения профессионально значимых задач по применению знаний на основе элементов самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования результатов решений и способов деятельности.

Педагогический коллектив колледжа активно внедряет образовательные технологии, способствующие формированию и развитию мотивационной готовности к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, развитию самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности и творческой самореализации.

Завершив полный курс обучения в профессиональном учебном заведении, выпускник должен обладать определенными компетенциями, профессионально релевантными качествами, являющимися потенциалом, который будет актуализирован в профессиональной деятельности. При этом термин «компетентность» целесообразно употреблять при характеристике специалиста, а «компетенция» — для обозначения базового свойства (качества), которое делает специалиста «потенциально» компетентным [13].

Художественно-техническое образование, реализующееся на основе компетентностного подхода, предполагает такую организацию учебного процесса, которая нацелена на конечный результат — качество деятельности выпускников, измеряемой в компетенциях/компетентности. В содержание образования включаются предметы, формирующие компетентности будущей профессиональной деятельности, имеющие междисциплинарный, интегрированный характер, что позволяет готовить выпускников к проектной деятельности в меняющихся условиях профессиональной среды. Проектные компетенции будущего конструктора-модельера — компонент в структуре его деятельности, способствующий формированию творческого мышления.

Реализация проектно-деятельностного подхода приближает студента к реальной профессиональной деятельности, делает знания активными, учит использовать имеющиеся и искать необходимые для решения задачи знания. Многозначность ответов, необходимость принятия последовательных решений и наблюдение результата

«в режиме реального времени» резко увеличивают интерес студентов к делу и открывают простор для развития индивидуальности [14]. В этом находят отражение основные элементы, необходимые для формирования проектной компетентности, проектирование же выступает основой проектной компетентности. Практический опыт показывает, что студент, занимающийся проектной деятельностью, более адаптирован к различным ситуациям профессиональной деятельности, что подтверждает многофункциональность, универсальность и надпредметность проектной компетентности.

Многомерность проектной компетентности подтверждается применением студентами в проектной деятельности межпредметных интеллектуальных умений. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна, применима в любой ситуации и на любом материале. Таким образом, проектная компетентность является ключевой для художественно-технической деятельности, что определяет значимость ее формирования.

Компетентность в различных сферах деятельности человека связана с опытом, ведь, мнению К. Д. Ушинского, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Другими словами, «компетентным нельзя стать, им можно становиться», а для этого необходимо продумывать альтернативные варианты решения профессиональных задач, выбирая из них наиболее оптимальные на основе прогноза протекания процесса. Эти свойства характерны для устойчивой профессиональной деятельности специалиста в сфере обслуживания населения.

список литературы

Ростовцева В. М. Компетентность и компетенции: герменевтический аспект в контексте диверсификации современного образования. Томск, Изд-во ТПУ совместно с изд-вом ИЧА «КИТ», 2009. - 261 с., С. 7.

Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей./Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научн. тр./под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5.

1. 2.

3.

4. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/В. А. Болотов, В. В. Сериков//Педагогика.-2003.- № 10. — С. 8-14.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. /Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научн. тр./под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

6. Захарова И. Г. Модель поэтапного формирования социальной компетенции будущих инженеров//«Инновации в образовании» — № 12. — 2008, С. 25-32.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования//Высшее образование сегодня. — 2003.- № 5. — С. 34-42.

8. Петров А. Ю. Педагогические основы профессиональной адаптации студентов/Вестник ОГУ. — 2005. — № 2. — С. 53-56.

9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» — М., 2004.

10. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

11. Дьяконов, С. Корпоративные университеты на основе проектно-деятельностного образования, как инструмент инновационного развития/С. Дьяконов, А. Тузиков, Р. Зинурова и др.//Высшее образование в России. — 2006. — № 11.

12. Соловьева А. В. Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 2010.

13. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме//Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5.

14. Взятышев В. Ф. Инженерное образование и современный специалист [Текст]/В. Ф. Взятышев, Б. А. Делекторский и др.//Вест-ник высшей школы. — 1987.- № 6.- С. 7-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.