Научная статья на тему 'Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды'

Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / PROJECT TECHNOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCE / CLOTHES DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Т. М.

В статье рассматриваются специфика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды в учреждениях среднего профессионального образования. Содержание профессиональной подготовки студентов раскрывается на основе использования в учебном процессе технологий проектирования. Content of professional training of students is opened on the base of using project technology at study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNOLOGY AT ORGANIZING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE CLOTHES DESIGNSPECIALISTS

Specifie character of organizing of professional competence of future clothes design specialists in institutions of secondary vocational training is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды»

являются: наличие методической проблемы или задачи, которую сообщает студентам преподаватель; разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими варианта решения поставленной проблемы (задачи); проведение заключительного заседания проблемной группы или кружка (если данная часть работы совмещена с разработкой курсового проекта).

Примером использования метода игрового проектирования служит организация работы студентов 4 курса по подгруппам для решения следующей методической проблемы: актуализация знаний младшего школьника по теме «Простые задачи на нахождение суммы и остатка». Для подготовки занятия студенты в каждой подгруппе отобрали фактический математический материал, выбрали и обосновали методы и приемы актуализации знаний младшего школьника по данной теме, спроектировали фрагмент урока, приготовили наглядный материал. На заседании проблемной группы выступили с презентацией фрагмента (защита проекта). После презентации происходило обсуждение и присуждение призовых мест.

Решение обозначенной проблемы с помощью игрового проектирования позволило студентам осознать взаимосвязь целого ряда учебных предметов: педагогики, психологии, математики, методики преподавания математики, активизировать изучение данных дисциплин как фундаментальной основы формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы.

На основании вышесказанного можно заключить, что личностно-ориентированное обучение в вузе дает возможность:

- представления элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач, связанных с жизненно смысловой сферой студентов, обеспечивающих глубокое личностное усвоение студентами знаний, умений способов действий, формирующих устойчивую положительную мотивацию к будущей профессиональной деятельности;

- усвоения содержания образования в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности студента;

- имитацию социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающую реализацию личностных функций студента, формирование у него позиции субъекта собственной деятельности, что расширяет его возможности в освоении психологопедагогических знаний и практических умений.

Литература

1. Левина, М.М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального педагогического образования [Текст] / М.М.Левина // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №1. - С35-38.

2. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г.Асмолов. - М., 1984. - 107с.

3. Орлов, А.А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза [Текст] / А.А.Орлов, Е.И.Исаев, И.Л.Федотенко и др. // Педагогика. - 2004.- №3. - С.53-60.

4. Зеленцова, А.В. Личностный опыт в структуре содержания (теоретический аспект) [Текст]: Автореф. ...канд.пед.наук / А.В.Зеленцова. - Волгоград, 1996. - 24.

Щеглова Т.М.

Преподаватель конструирования и моделирования одежды, ОГБОУ СПО «Старооскольский техникум технологий и дизайна» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ

Аннотация

В статье рассматриваются специфика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды в учреждениях среднего профессионального образования. Содержание профессиональной подготовки студентов раскрывается на основе использования в учебном процессе технологий проектирования.

Content ofprofessional training of students is opened on the base of using project technology at study.

Ключевые слова: проектная технология, профессиональная компетентность, дизайн одежды

Shcheglova TM

Teacher of clothes design, Stary Oskol College of Technology and Design PROJECT TECHNOLOGY AT ORGANIZING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE CLOTHES

DESTGNSPECTALTSTS

Abstract

Specifie character of organizing of professional competence offuture clothes design specialists in institutions of secondary vocational training is considered in the article.

Key words: project technology, professional competence, clothes design.

Проектные технологии получают все большее развитие в практике средних профессиональных учебных заведений. Как метод обучения проектные технологии приобретают на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией.

Под влиянием современной тенденции к технологизации педагогической науки проектные технологии развились из метода проектов, и обозначались в отечественной педагогической литературе термином «метод проектов». Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как целая технология, включающая в себя другие творческие методы. В педагогической и методической литературе встречаются различные термины: метод проектов, проектный метод, проектная технология.

Слово «проект» («projectus» - лат.) означает «выброшенный вперед», выступающий, «бросающийся в глаза».

Теоретиком и пропагандистом проектного метода в образовании был американский педагог У.Х. Килпатрик. Сегодня все большее значение приобретают его идеи, связанные с гуманизацией и проектной организацией учебного процесса. За все время существования и развития «метода проектов» немало сказано в различных концептуальных контекстах:

- трудового обучения (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий);

- профессионального обучения (Г.В.Рогова, Ф.М. Рабинович);

- дифференцированного обучения (Н.П. Гузик, Е.А. Юнина, И.Э. Унт);

- личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская);

- педагогики сотрудничества (И.П. Волков, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский).

В разное время применение проектной деятельности в сфере обучения и воспитания исследовали В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеев, В.А. Никитин, В.Е. Радионов, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, О.С. Круглова, ЕС. Полат, И.Д. Чечель, О.С. Газман и др.

Отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы

81

образования. Современные исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий и использующие их на практике, сходятся во мнении, что проектная технология имеет широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.

Как показывает практика, использование в учебной деятельности метода проектов повышает эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно. Учебное проектирование в интеграции с другими технологиями позволяет сориентировать учебный процесс на конкретного обучающегося, его познавательные потребности и возможности, его стремление к самосовершенствованию и самопознанию. Происходит интеграция содержания и творческого потенциала обучающегося. Это выводит обучающихся на качественно новый уровень, у них формируются и развиваются методологические умения, позволяющие выявить затруднения в собственной деятельности, формулировать возникшие проблемы, определять пути их решения, систематизируя известные знания и приобретая новые в процессе работы, адекватно оценивать качество результата и определять способы его коррекции в случае необходимости. Кроме того, помимо знаний и умений в достаточной мере развиваются мыслительные навыки: анализ, синтез, обобщение и др., таким образом, формируется компетентность - совокупность знаний и умений, а также предметно-практического, профессионального и жизненного опыта обучающегося.

Формирование основ профессиональной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды является главной составляющей совершенствования качества профессиональной подготовки специалистов художественно-эстетического профиля в соответствии с квалификационными требованиями к личности художника по костюму, технолога-конструктора.

Структура профессиональной компетентности специалиста в сфере дизайна включает не только уровень профессиональных знаний, личного мировоззрения и жизненных ориентаций, но и различные виды компетентности, являющихся важной основой профессионального успеха специалистов данной сферы. Мы согласны с исследованием Болозович А.П. [1], которая в структуре профессиональной компетентности выделяет:

- информационную компетентность, характеризующую конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

- проектную компетентность - умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

- организаторскую компетентность - умения руководства деятельностью;

- аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности;

- коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса.

Одним из способов повышения уровня компетентности будущих специалистов дизайна одежды является реализация в профессиональном образовании проектно-деятельностного подхода, целью которого является построение учебного процесса через активную проектную деятельность обучающегося [3]. Главной функцией дизайна как процесса является проектирование и планирование будущего изделия, среды или услуги; ведущей компетентностью является проектная, поэтому ведущим видом деятельности в сфере дизайна одежды является проектная. Включение студентов - будущих дизайнеров в проектную деятельность позволяет обеспечить формирование у них ключевых компетенций, обеспечивающих опережающую конкурентоспособность на рынке труда.

Метод проектов - технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Формирование профессиональных компетенций и развитие творческих способностей в учебном процессе техникума происходит эффективно, включая выполнения комплексных заданий, сочетающих в себе исследовательскую деятельность, обучение и производственную практику, творческий поиск оптимальных решений технических проблем. В процессе многогранной деятельности: разработка эскизов, художественное проектирование, выполнение расчетов для построения чертежей конструкций, конструирование, изготовление изделий одежды, написание рефератов формируются не только знания и умения их применения, но и творческие профессиональные компетенции.

В техникуме технологий и дизайна г. Старый Оскол Белгородской области главным направлением исследовательской деятельности будущих технологов-конструкторов и художников по костюму является деятельность Театра мод и проектирование коллекций моделей одежды. Метод проектного обучения на основе компетентностного подхода широко используется как развивающий творческие способности, формирующий самостоятельность личности на каждом этапе работы от замысла до его воплощения в готовой модели: выбор и анализ источника творчества, эскизная проработка форм костюма, выбор материала и колористического решения, разработка конструкции. Все это определяет в дальнейшем профессиональную компетентность будущего специалиста в области создания одежды.

Педагогический коллектив техникума активно внедряет образовательные технологии, способствующие формированию и развитию мотивационной готовности к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, развитию самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности и творческой самореализации.

Реализация проектно-деятельностного подхода приближает студента к реальной профессиональной деятельности, делает знания активными, учит использовать имеющиеся и искать необходимые для решения задачи знания. Многозначность ответов, необходимость принятия последовательных решений и наблюдение результата «в режиме реального времени» резко увеличивают интерес студентов к делу и открывают простор для развития индивидуальности [2]. В этом находят отражение основные элементы, необходимые для формирования проектной компетентности, проектирование же выступает основой проектной компетентности. Практический опыт показывает, что студент, занимающийся проектной деятельностью, более адаптирован к различным ситуациям профессиональной деятельности, что подтверждает многофункциональность, универсальность и надпредметность проектной компетентности.

Многомерность проектной компетентности подтверждается применением студентами в проектной деятельности межпредметных интеллектуальных умений. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна, применима в любой ситуации и на любом материале. Таким образом, проектная компетентность является ключевой для художественно-технической деятельности, что определяет значимость ее формирования.

Литература:

1. Болозович А.П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инвестиционной деятельности. Дис. канд. пед. наук / А.П. Болозович. - Тамбов, 2008.

82

3. Взятышев В.Ф. Инженерное образование и современный специалист [Текст] / В.Ф. Взятышев, Б.А. Делекторский и др.// Вестник высшей школы. - 1987.- №6.- С.7-19.

4. Дьяконов, С. Корпоративные университеты на основе проектно-деятельностного образования, как инструмент инновационного развития / С. Дьяконов, А.Тузиков, Р.Зинурова и др. // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ /.MEDICAL SCIENCES Гогерчак С.Ю.1, Кобзарев В.П.2

'Кандидат фармацевтических наук, доцент, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты;

2врач-невролог, Таганрогская больница Федерального Государственного учреждения «Южный окружной медицинский центр»

Федерального медико-биологического агентства России

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК СОВОКУПНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И

НЕВРОТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Аннотация

В нашем исследовании мы рассмотрим перфекционизм как черту личности, и как невротическое расстройство. Однако наше исследование может указать только лишь на тенденцию того, что перфекционизм как свойство личности связан с перфекционизмом как клиническим случаем, и вызывает патологические симптомы.

Практическая значимость данного исследования состоит в следующем. Характеристики личности деформируются в условиях современных социальных реалий, угрожающих, враждебных или просто неожиданных и требующих напряжения, влияние перфекционизма может охватывать все сферы жизни человека, и сформировать невротический перфекционизм. Людей, страдающих перфекционизмом в легкой или тяжелой форме, становится все больше, и далеко не все из них обращаются за помощью, при том, что это состояние не только лишает человека душевного комфорта, ухудшает качество жизни, но и оказывает прямое воздействие на снижение его социальной активности, что в масштабах общества - уже проблема. Мы предлагаем некоторые варианты клиникопсихологического сопровождения людей, страдающих данным симптомом.

Ключевые слова: перфекционизм, невротический, психологический, симптом, тревога, депрессия, расстройство, клинические

признаки.

Gogerchak SU1, Kobzarev VP2

'PhD in Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, South-Russian State University of Economics and Service, the Mines;

2neurologist, Taganrog Hospital of the Federal State Institution "Southern Regional Medical Center" of the Federal Medical-Biological Agency of

Russia

STUDY OF THE PROBLEM OF PERFECTIONISM AS A COMBINATION OF PSYCHOLOGICAL AND NEUROTIC

COMPONENTS

Abstract

In our study, we consider perfectionism as a personality trait, and as a neurotic disorder. However, our study may indicate only a tendency, if any, that perfectionism as a property of the person associated with perfectionism as a clinical case and causes pathological symptoms. The practical significance of this study lies in the fact that the basic characteristics of the individual deformed in contemporary social realities, threatening, hostile, or just unexpected and challenging, the impact of perfectionism can cover all areas of human life, and to form a neurotic perfectionism. Because people with perfectionism in mild or severe form, is growing, and not all of them are reflective in itself this condition and seek help, despite the fact that this state is not only decreases l person peace of mind, affects the quality of life, but and has a direct impact on the reduction of its social activity, that the scale of society - is the problem. We offer several options for clinical and psychological support of people suffering from this symptom.

Keywords: perfectionism, neurotic, psychological symptoms, anxiety, depression, frustration, clinical signs.

В настоящее время феномен перфекционизма (от латинского perfectio - совершенство) стал предметом интереса в клинической психологи, неврологии и в психиатрии. Многие исследователи убеждены в том, что стремление к совершенству сопряжено с высоким риском психических расстройств, и снижает продуктивность деятельности.

Немногочисленные исследования перфекционизма в клинических выборках показывают его тесную связь с расстройствами аффективного спектра, такими, как депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями пищевого поведения, а также органическими нарушениями типа мигрени и повышения или понижения артериального давления. Мы также считаем, что перфекционизм может являться характерологической чертой, индивидуально-психологической особенностью, свойством личностного стержня, ярко выраженным свойством имиджа или социальной роли либо формироваться как акцентуированное свойство в ходе жизненного пути личности. Перфекционизм включает в себя чрезмерно высокие стандарты, концентрацию на ошибках, сомнения в качестве выполненной деятельности, восприимчивость к критике, дисбаланс в оценке себя и других. Страдающие данным расстройством рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их отношение к жизни и деятельности описывается словами «всё или ничего».

При «нормальном» перфекционизме человек получает удовлетворение от усердной работы, стремится к саморазвитию и улучшению результатов, при этом адекватно понимая наличие предела совершенства. При невротическом перфекционизме человеку ничто не кажется достаточно совершенным, всякое дело или задача превращаются в угрожающий вызов с последствиями в виде потери самоуважения, беспокойства, боязни оценки со стороны других людей, развития комплекса неполноценности, алкоголизация, наркотизация и др. Как свойство личности, перфекционизм обычно проявляется в стремлении довести любое действие до идеала, в повышенном внимании к мелочам (что иногда заставляет путать его с педантизмом, педантической акцентуацией), гонке за наилучшим результатом. В таком виде перфекционизм, хоть и осложняет жизнь человека, но не является патологическим проявлением психики.

Другое дело, когда мы начинаем наблюдать у личности чрезмерно высокие стандарты. Это приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности и, как следствие, снижению самооценки и развитию комплекса неполноценности, концентрацию на ошибках, сомнения в качестве выполнения деятельности, болезненную боязнь критики. От здоровой мотивации достижения перфекционистские стремления отличаются маниакальным, навязчивым характером. Невротик становится

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.