Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке будущих офицеров к инновационной служебной деятельности'

Компетентностный подход в подготовке будущих офицеров к инновационной служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке будущих офицеров к инновационной служебной деятельности»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРБАЧЕВ С.В.

Подготовка специалистов в военных вузах ориентирована, прежде всего, на требования воинских частей и подразделений. Современная войсковая практика показывает, что, наряду с заложенными в стандартах и программах федерального и вузовского компонента знаниями, умениями и навыками, в процессе подготовки военных специалистов всё более актуальной становится проблема их подготовки к инновационной деятельности. Современный офицер должен обладать такими качествами, как творческая инициатива, универсальность мышления, способность критически, с учетом постоянно изменяющейся социальной обстановки в воинских частях, оценивать и трансформировать в воинскую службу инновации, адекватные целям и задачам служебной деятельности, возможностям и потребностям подчиненных.

Анализ содержания профессиональной подготовки будущих офицеров свидетельствует, что целенаправленной, акцентированной подготовки к инновационной служебной деятельности сегодня не осуществляется. Такая подготовка проводится имплицитно, в виде «сквозной» линии, посредством изучения войскового опыта, организации учебной деятельности, способствующей развитию творческого потенциала курсантов, военно-научной работы, изобретательской и рационализаторской деятельности. Но нет ни специального учебного курса, ни раздела в какой-либо учебной дисциплине, который интегрировал бы все знания курсантов, полученные ими в ходе изучения различных дисциплин, по проблемам создания, восприятия, применения, оценивания, управления инновациями. В силу этого подготовка будущих офицеров к инновационной служебной деятельности в период обучения в военном вузе становится актуальным направлением научно-практических изысканий.

Подготовка в инновационной служебной деятельности будущих офицеров требует иного подхода, в отличие от традиционно сложившегося в профессиональной подготовке. Таким подходом, на наш взгляд, может стать компетентный подход, который легко вписывается систему профессиональной подготовки военных вузов и позволяет акцентировать учебную деятельность курсантов на формирование у них готовности к инновационной служебной деятельности, как важнейшей ключевой компетенции будущей профессиональной деятельности.

В то же время, говоря о значении компетентностного подхода для повышения эффективности образовательного процесса, следует отметить, что у данного подхода весьма широкая амплитуда толкований используемых понятий, и, в первую очередь, таких, как «компетенция», «компетентность», «квалификация», «профессионализм», а, значит, и различных позиций в определении его сущности.

Мы согласны с учеными (E. Derous, K. Keen, Б.С. Гершунский и др.) [3,9,10], которые считают, что компетентность это более широкое понятие, включающая в себя различные компетенции, и поэтому категория «компетенции» является базовой характеристикой личности специалиста, а категория «компетентности» характеристикой его профессиональной деятельности.

В этом случае профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Под ключевыми компетенциями понимают общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Базовые -это компетенции в определённой профессиональной области.

Специальные компетенции обеспечивают выполнение конкретного действия, решение конкретной проблемы или профессиональной задачи. В качестве основных характеристик компетентности выделяют: мобильность и гибкость в соответствии с меняющимися условиями объективной реальности; ориентированность на будущее;

деятельный характер; умение осуществить наиболее корректный выбор решения проблемы.

Поэтому компетентностный подход может выступать в качестве ведущего содержательного принципа подготовки будущих офицеров к инновационной служебной деятельности, определяющего необходимость: пересмотра взглядов на возможности каждого обучающегося, которые могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; видеть каждого обучающегося с точки зрения наличия у него набора качеств, важных для успеха в той или иной сфере профессиональной служебной деятельности будущих офицеров тыла; развития личностных качеств каждого курсанта на основе индивидуализации обучения; изменения форм и методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетенций обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов. Именно с таких позиций мы предлагаем осуществлять подготовку будущих офицеров к инновационной служебной деятельности.

Исходя из анализа дидактических теорий содержания обучения, изложенных в трудах В.П. Беспалько, В.В. Краевского, В.С. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина [1,

5, 7, 8], в работах военных исследователей В.Н. Герасимова, В.С. Иванова, Л.Г. Лаптева [2, 4, 6], можно сделать вывод, что основными принципами структурирования содержания подготовки будущих офицеров к инновационной служебной деятельности на основе компетентностного подхода могут быть: двойного вхождения базисных компонентов в систему, функциональной полноты, дифференциации и интеграции, преемственности.

Принцип двойного вхождения компонентов подготовки к инновационной служебной деятельности в систему профессиональной подготовки курсантов состоит в том, что «каждый из базисных компонентов любой подсистемы содержания образования входит в его общую структуру двояко. Во-первых, в качестве «сквозной» линии по отношению к апикальным структурным компонентам, во-вторых, выступает в качестве одного из апикальных, явно выраженных компонентов» (В.С. Леднев). Анализ содержания профессиональной подготовки будущих офицеров показывает, что целенаправленная, специально организованная подготовка к инновационной служебной деятельности отсутствует. В то время, как в рамках отдельных дисциплин (психология и педагогика, методика воспитательной работы, управление подразделениями в мирное время и др.) присутствуют её элементы (в основном в виде изучения новых воспитательных технологий, организации служебной деятельности, способствующей развитию творческого потенциала подчиненных, и т.п.), однако, они носят имплицитный характер, то есть входят в содержание образования только в качестве «сквозной» линии. Поэтому необходим курс (раздел учебной дисциплины), который мог бы обеспечить более полное соответствие содержания профессионального образования будущего офицера подготовке к инновационной служебной деятельности и соответствовать принципу двойного вхождения базисных компонентов (в нашем случае готовности и способности к инновационной деятельности) в систему.

Принцип функциональной полноты, состоит в том, что всякая система (и подготовка к инновационной служебной деятельности будущих офицеров не исключение) не может эффективно функционировать вообще, если набор её существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным. Следовательно, определяя содержание подготовки будущих офицеров к инновационной служебной деятельности, необходимо опираясь на те знания, навыки и умения, которые получает курсант по другим дисциплинам учебного плана, определить такие ее компоненты, которые позволяли бы сформировать у них умения видения, создания, оценки, внедрения инноваций в служебную деятельность исходя из ее задач, интересов как службы так и ее субъектов. Только в этом случае можно подготовить специалистов, обладающих такими качествами как творческая

инициатива, инновационная готовность, высокая адаптивность к меняющимся условиям.

Принцип дифференциации и интеграции компонентов подготовки к инновационной служебной деятельности заключается в том, что введение нового курса (служебной инноватики) в учебный план подготовки будущих офицеров -момент дифференциации относительно существующего набора учебных предметов, и, в то же время, сама служебная инноватика должна представлять собой интегративный курс, органично соединяющий в себе служебную (воинскую) неологию, аксиологию и праксиологию, и все знания, которые получены курсантом в данном контексте ранее.

Принцип преемственности предполагает, что планируемый к изучению курс будет продолжать довольно-таки отлаженный в военном вузе механизм изучения курсантами войскового опыта, организации учебной деятельности, способствующей развитию творческого потенциала курсантов, военно-научной работы, изобретательской и рационализаторской деятельности, в то же время являться базой формирования у будущих офицеров интереса к исследовательской деятельности, инновационным процессам в воинских частях и подразделениях, что будет востребовано в последующем в курсовом и дипломном проектировании, в самостоятельной профессиональной деятельности.

Руководствуясь этими принципами, мы предложили курс служебной инноватики проводить в 8-м семестре обучения, как раздел учебной дисциплины «Управление подразделениями в мирное время», в ходе которого будущие офицеры систематизируют, обобщают и закрепляют полученные ими знания и профессиональные умения по всем циклам учебных дисциплин.

Экспериментальная проверка эффективности курса служебной инноватики проводилась на базе Вольского высшего военного училища тыла (военный институт) в 2007 году. В экспериментальной работе участвовали курсанты двух учебных рот четвертого курса обучения в количестве 175 человек. 1 рота - четыре учебных группы: 100 человек, составила контрольную группу и 2 рота - 3 учебных группы: 75 человек -экспериментальную группу.

Анализ полученных результатов показывает, что в начале эксперимента уровень знаний и умений курсантов по теории и практике инновационной служебной деятельности практически совпадает по всем показателям: «удовлетворительно» - 56% в контрольной группе и 52% в экспериментальной; «хорошо» - 28% и 36%; «отлично» -16% и 12% соответственно. В результате изучения курса служебной инноватики в экспериментальной группе ситуация значительно изменяется. Количество курсантов экспериментальной группы, оцениваемых «удовлетворительно», уменьшается в четыре раза - с 52% до 13%, тогда как в контрольной группе - с 56% до 40%. Одновременно количество курсантов, оцениваемых «отлично» в экспериментальной группе, увеличивается с 12% до 50%, а в контрольной, это увеличение незначительно -с 16% до 20%. Несколько иное положение с оценкой «хорошо»: в экспериментальной группе их число осталось практически неизменным - 36% входной контроль, и 37% выходной контроль, тогда как в контрольной группе число курсантов, оценённых

«хорошо», увеличилось с 28% до 40%. Все это свидетельствует о том, что существующая традиционная учебная работа в определенной мере формирует готовность будущих офицеров к инновационной служебной деятельности, практически во всех учебных дисциплинах этому уделяется определённое внимание. В то же время, введение в учебный план специального курса служебной инноватики (пусть даже очень небольшого, всего 26 часов аудиторских занятий) позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки курсантов в этом направлении.

Список литературы

1. Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования / В.П. Беспалько // Педагогика.

- 2000. - № 5. - С. 13-20.

2. Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики / В.Н. Герасимов. - М.: ГАВС, 1995. -

201 с.

3. Гершунский, Б.С. Россия: образование в будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века / Б.С. Гершунский. - Челябинск: ЧГПИ, 1993. - 103 с.

4. Иванов, В.С. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСП: Монография / В.С. Иванов, Л.Г. Лаптев. -М.: ВА РВСН, 2000. - 227 с.

5. Краевский, В.В. Дидактические основания определения содержания учебника /

B.В. Краевский, И.Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. -

C. 34-49.

6. Лаптев, Л.Г. Акмеологические основы эффективности воинского труда / Л.Г. Лаптев.

- М.: ИТАР-ТАСС, 1998. - 283 с.

7. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1991. - 225с.

8. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1984.

- 95 с.

9. Derous, E. (2000) De C-story: verhelderende verhalen... actuele stro-mingen en rode draden binnen de competentieliteratuur [The C-story: clarifying stories... accrual approaches and threads in competence literature]. [www document] http://users.skynet.be/vocap .

10. Keen K. (1992). Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111-122). Brussels: IDM Education Center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.