УДК 37.013.32
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Татьяна Николаевна Сухарева
кандидат педагогических наук, доцент
[email protected] Игорь Александрович Кулажников
аспирант ки1а7шкоущог@^та11 .сот Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена реализации компетентностного подхода в системе высшего образования. Автор рассматривает понятия универсальных компетенций (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК), и определяет место иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).
Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычное общение, высшее образование.
Как известно, в рамках нынешней (антропоцентрической) образовательной парадигмы в центр ставится личность обучаемого и, если мы говорим о высшем образовании, его дальнейший профессиональный потенциал, который он должен воплотить по завершению обучения [1, с. 65]. Данный потенциал реализуется посредством овладения набором компетенций, которые, помимо знаний, умений и навыков предполагают аксиологический компонент.
Одним из ведущих подходов, призванных воплотить вышеуказанную цель в реальности, является компетентностный подход в обучении - один из ведущих в высшей школе. В современной педагогической и методической литературе под компетентностным подходом поднимается совокупность единых принципов, предназначенных для определения целей образования, отбора его содержания, а также организации образовательного процесса и последующей оценки вытекающих их него результатов [4, с. 69].
Данный подход отражает тенденцию непрерывного образования и идеи развития личностных и профессиональных качеств, как залог собственной реализации в окружающей действительности. И, между тем, можно говорить о том, что использование компетентностного подхода в системе образования (в частности, среднего профессионального и высшего) служит неким инструментом в реализации социального заказа. Иными словами, компетентностный подход нацелен на подготовку компетентных рабочих кадров (специалистов), необходимых для функционирования и развития общества.
Исследуя сущность компетентностного подхода, необходимо остановиться на таких понятиях как «компетенция» и «компетентность»: развести эти понятия и дать им определения. В рамках данной работы мы будем придерживаться определений, данным доктором педагогических наук и одним из основоположников компетентностного подхода в российской системе образования А.В. Хуторского. Согласное его определению, компетенцию можно понимать как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. А
компетентность он определяет, как овладение соответствующими знаниями в определенной области, которые позволяют человеку адекватно ее воспринимать и, соответственно, эффективно действовать в рамках нее [6, с. 10].
Для сравнения приведем определения тех же двух понятий, данных другим именитым доктором психологических наук, стоящим у основ данного подхода И.А. Зимней. Она определяет компетенцию внутренним (скрытым в психике индивида) образованием, которое включает в себя не только знания и пошаговые сценарии действия, но и систему ценностей (аксиологический компонент).
Компетентность возводится до статуса особая форма жизнедеятельности человека, которая базируется на интеллектуальных, личностных и социальных факторах. Таким образом, можно считать, что в рамках компетентностого подхода, реализуемого в системе российского образования, под компетенцией можно понимать конкретное требование, предъявляемое направлению подготовки и, соответственно, к обучающемуся. А компетентностью является, как раз, уровень овладения такой компетенцией, который, в свою очередь, будет отличаться у будущих специалистов в силу своих собственных личностных качеств.
В дополнение, можно добавить, что цель компетентностного подхода в иноязычном образовании заключается в развитии многосторонней личности и квалифицированного специалиста, способного без затруднений решать проблемы иноязычного общения за счет овладения иноязычной языковой компетенцией.
Ссылаясь на федеральный государственный общеобразовательный стандарт высшего образования третьего поколения (ФГОС 3++), все компетенции, необходимые для овладения обучающихся по программе бакалавриата, можно поделить на две категории: универсальные компетенции (УК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК). В структуру ОПК будет,
как раз, входить не раз ранее упомянутая иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК).
Согласно традиционной Российской структуре ИКК ее значимым компонентом является учебно-познавательная компетенция. Однако у многих российских и зарубежных ученых подобной компетенции в их авторских моделях нет. Учебно-познавательная компетенция предполагает, что обучающийся, в процессе ее формирования у себя, обретает способность осуществлять автономное изучение иностранного языка. Он также овладевает способами и приемами самостоятельного овладения не только языком, но и культурой изучаемого языка, в том числе посредством использования информационных технологий [4, с. 300].
Иными словами, учебно-познавательная компетенция - это совокупность универсальных учебных умений и специальных навыков, цель которых заключена в организации самостоятельной учебной деятельности. Вполне возможно, что подобный общий характер данной компетенции повлиял на решение многих специалистов опускать ее в своих моделях ИКК, так как, по сути, учебно-познавательная компетенция не является исключительной для ИКК. Более того, ее вполне можно отнести к УК.
Подводя итог, в данной статье мы осветили реализацию компетентностного подхода в системе высшего образования: разобрали понятия «компетенция» и «компетентность». Развели понятия универсальные компетенции (УК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК); определили место иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) в рамках последней.
Список литературы:
1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001. №1. С. 64-72.
2. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам // Лингводидактика и методика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 350 с.
3. Григорьева В. Г., Трошкина В.И. Формирование лексической компетенции при изучении иностранного языка // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2018 года. Самара: Самарский гос. ин-т культуры, 2018. С. 75-78.
4. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Вестник ТГПУ. - Томск: ТГПУ, 2012. - № 11 (126). - С. 68-71. 33)
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
6. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. №12. С. 9-16.
7. Хуторской А. В. Педагогика: педагогика как практика, педагогика как искусство, педагогика как инженерия, педагогика как наука, педагогика как учебный предмет. - СПб., 2019. - 608 с.
8. Шаталов С. Ю. Компетентностный подход в российском образовании и роль в его появлении болонского процесса / С.Ю. Шаталов // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. №6. С. 82-90.
UDC 37.013
COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Tatiana N. Sukhareva
Ph.D., Associate Professor [email protected] Igor A. Kulazhnikov
postgraduate student kulaznikovigor@gmail .com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to the implementation of the competence-based approach in the system of higher education. The author considers the concepts of universal competencies (UC) and general professional competencies (GPC) determines the status of foreign language communicative competence (ICC).
Key words: competence-based approach, foreign language communication, higher education.
Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.