УДК-378
ФА. Магомедова КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В АДАПТАЦИИ
УЧИТЕЛЯ К ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в адаптации учителя к условиям школы, определены особенности формирования ключевых компетенций в условиях поликультурного образовательного пространства у молодого учителя. Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессиональное образование, поликультурное образовательное пространство.
Farida Magomedova COMPETENCE-BASED APPROACH TO ADAPT
TO MULTICULTURAL TEACHER EDUCATION SCHOOL ENVIRONMENT
Abstract. Based on analysis of psychological and pedagogical literature addresses the problem of implementation of competence-based approach to adapt to the conditions of schoolteachers, especially the formation of defined core competencies in multicultural educational space of the young teacher is considered.
Keywords: competence-based approach, competence, competency, professional education, polycultural educational space.
Наиболее значительным элементом компетентностного подхода является развитие идей общего и личностного развития, сформулированных в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи компетенции рассматриваются как сквозные, вне-над-предметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения. По этой же логике компетентностный подход воспринимается как шаг против многопредметности (путем введения профилей) [ 1; 4].
С учетом сказанного, общешкольная методическая тема «Формирование у школьников мотивации непрерывного образования и навыков социализации через реализацию компетентностного подхода в условиях адаптивной профильной школы» непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). Компетенция и компетентность в образовательной среде школы понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности [5].
В связи с этим в течение года проводятся обучающие семинары для учителей по темам:
- модернизация методической работы в школе;
- стимулы и препятствия;
- компетентностный подход в работе учителя;
- инновационные информационные технологии в образовательном процессе как средство эффективного и качественного обучения школьников;
- мониторинговая деятельность предметных методических объединений по положению и показателям экспертизы качества обучения;
© Магомедова Ф.А., 2014
Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия
- тестирование как средство диагностики общеучебных умений и навыков, направленное на повышение качества образования при подготовке выпускников по предметным областям;
- проблемно-деятельностные игры «Проект методического объединения»;
- портфолио как средство диагностики общеучебных умений.
Отслеживание ключевых компетенций в работе учителей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования) осуществлялось членами администрации, методического совета, совета школы, руководителями методических объединений через тематический контроль при посещении уроков. К ним относятся: деятельный подход в процессе организации повторения на уроках; использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; уровень профессиональной компетентности педагогов в применении современных технологий; приемы диагностирования интересов, творческих возможностей, развития мыслительных процессов, как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательскую организацию подготовки учащихся к ЕГЭ; использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя; диагностика профессиональной компетентности и адаптационной способности учителя; развитие общеучебных умений и навыков (ОУУН) в структуре развивающего обучения; диагностика сформированности учебных навыков на конец года; уровневая дифференциация как средство выполнения стандарта образования, использование инновационных технологий обучения (интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения, компьютерные технологии и др.) [3].
Следуя цели «высокое качество образования в сочетании с новейшими принципами», педагогический коллектив школы старается повысить профессиональное мастерство, ставя перед собой следующий круг задач:
- применение учителем на уроках информационно-образовательных, современных образовательных технологий (развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, здороеъесберегающие технологии на уроке);
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей;
- обеспечение гибкости и эластичности учебно-воспитательного процесса с учетом наклонностей и способностей учащихся с целью развития каждой личности.
Также необходимы развитие одаренности детей через создание активной творческой образовательной среды и активной творческой деятельности учащихся, реализация программного обеспечения для одаренных школьников. Следует выстраивать профессиональную деятельность каждого учителя в личном творческом плане от выявления его потенциальных возможностей, анализа опыта работы до внедрения его инновационного опыта в практику других учителей (систематически повышать профессиональную квалификацию) [2]. Нужно внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс с целью поддержания здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач научно-методической совет школы совместно с администрацией школы в целях внедрения информационно-компьютерных образовательных современных технологий для учителей школы организовал курсы по использованию компьютерных технологий, интерактивной доски. Отслеживание уровня обученности и обучаемости осуществлялось в течение года через классно-обобщающий контроль, стартовое и рубежное тестирование, фронтальный контроль, предварительный контроль, тематический контроль, олимпиады, переводные экзамены. Результаты проверок рассматриваются на заседаниях творческих лабораторий, методического совета, на совещаниях при директоре. Повышение педагогического мастерства учителя, изучение и обобщение опыта работы учителей научно-методической совет школы осуществляет, используя следующие формы методической работы: тематические педсоветы, методические советы, рассмотрение интере-
сующих проблем на заседаниях кафедр, творческих лабораторий, работу учителей над темами самообразования.
Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей согласно программе «Одаренные дети» претворяется через научно методической совет школы. НОУ - добровольное объединение учащихся школы, которые настроены и способны к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, культуры, к развитию интеллектуальной инициативы, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
Поставленные перед педагогическим коллективом задачи, вытекающие из методической темы школы, решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуализацию работы с одаренными детьми, коррекцию знаний учащихся, развитие способностей и природных задатков. При планировании методической работы научно-методический совет школы отобрал те формы, которые реально позволяли решить проблемы и задачи, стоящие перед коллективом: тематические педсоветы (проходят с ярким и красочным оформлением, с применением информационно коммуникационных технологий), методические советы, заседания кафедр и творческих лабораторий, работа учителей над темами самообразования, фестивали, декады, открытые уроки и их анализ, семинары (проблемные, информационные, практические), курсовая переподготовка учителей (многие учителя проходят дистанционные курсы повышения квалификации), аттестация, обобщение опыта работы.
Между тем существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:
- проблема учебников, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
- проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
- проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
- проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;
- проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации: идеи профилизации старшей школы и перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развитие школьного самоуправления и централизация системы финансирования образования и др.
Библиографический список
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4.
2. Виноградова Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания: Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.).
3. Марухина О.В. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. - 2002. - № 10.
4. Тарасова Н.В. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования: Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.).