Научная статья на тему 'Компетентностный подход в адаптации учителя к поликультурной образовательной среде школы'

Компетентностный подход в адаптации учителя к поликультурной образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Фарида Алисултановна

В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в адаптации учителя к условиям школы, определены особенности формирования ключевых компетенций в условиях поликультурного образовательного пространства у молодого учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Фарида Алисултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO ADAPT TO MULTICULTURAL TEACHER EDUCATION SCHOOL ENVIRONMENT

Based on analysis of psychological and pedagogical literature addresses the problem of implementation of competence-based approach to adapt to the conditions of schoolteachers, especially the formation of defined core competencies in multicultural educational space of the young teacher is considered.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в адаптации учителя к поликультурной образовательной среде школы»

УДК-378

ФА. Магомедова КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В АДАПТАЦИИ

УЧИТЕЛЯ К ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в адаптации учителя к условиям школы, определены особенности формирования ключевых компетенций в условиях поликультурного образовательного пространства у молодого учителя. Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессиональное образование, поликультурное образовательное пространство.

Farida Magomedova COMPETENCE-BASED APPROACH TO ADAPT

TO MULTICULTURAL TEACHER EDUCATION SCHOOL ENVIRONMENT

Abstract. Based on analysis of psychological and pedagogical literature addresses the problem of implementation of competence-based approach to adapt to the conditions of schoolteachers, especially the formation of defined core competencies in multicultural educational space of the young teacher is considered.

Keywords: competence-based approach, competence, competency, professional education, polycultural educational space.

Наиболее значительным элементом компетентностного подхода является развитие идей общего и личностного развития, сформулированных в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи компетенции рассматриваются как сквозные, вне-над-предметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения. По этой же логике компетентностный подход воспринимается как шаг против многопредметности (путем введения профилей) [ 1; 4].

С учетом сказанного, общешкольная методическая тема «Формирование у школьников мотивации непрерывного образования и навыков социализации через реализацию компетентностного подхода в условиях адаптивной профильной школы» непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). Компетенция и компетентность в образовательной среде школы понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности [5].

В связи с этим в течение года проводятся обучающие семинары для учителей по темам:

- модернизация методической работы в школе;

- стимулы и препятствия;

- компетентностный подход в работе учителя;

- инновационные информационные технологии в образовательном процессе как средство эффективного и качественного обучения школьников;

- мониторинговая деятельность предметных методических объединений по положению и показателям экспертизы качества обучения;

© Магомедова Ф.А., 2014

Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия

- тестирование как средство диагностики общеучебных умений и навыков, направленное на повышение качества образования при подготовке выпускников по предметным областям;

- проблемно-деятельностные игры «Проект методического объединения»;

- портфолио как средство диагностики общеучебных умений.

Отслеживание ключевых компетенций в работе учителей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования) осуществлялось членами администрации, методического совета, совета школы, руководителями методических объединений через тематический контроль при посещении уроков. К ним относятся: деятельный подход в процессе организации повторения на уроках; использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; уровень профессиональной компетентности педагогов в применении современных технологий; приемы диагностирования интересов, творческих возможностей, развития мыслительных процессов, как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательскую организацию подготовки учащихся к ЕГЭ; использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя; диагностика профессиональной компетентности и адаптационной способности учителя; развитие общеучебных умений и навыков (ОУУН) в структуре развивающего обучения; диагностика сформированности учебных навыков на конец года; уровневая дифференциация как средство выполнения стандарта образования, использование инновационных технологий обучения (интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения, компьютерные технологии и др.) [3].

Следуя цели «высокое качество образования в сочетании с новейшими принципами», педагогический коллектив школы старается повысить профессиональное мастерство, ставя перед собой следующий круг задач:

- применение учителем на уроках информационно-образовательных, современных образовательных технологий (развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, здороеъесберегающие технологии на уроке);

- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей;

- обеспечение гибкости и эластичности учебно-воспитательного процесса с учетом наклонностей и способностей учащихся с целью развития каждой личности.

Также необходимы развитие одаренности детей через создание активной творческой образовательной среды и активной творческой деятельности учащихся, реализация программного обеспечения для одаренных школьников. Следует выстраивать профессиональную деятельность каждого учителя в личном творческом плане от выявления его потенциальных возможностей, анализа опыта работы до внедрения его инновационного опыта в практику других учителей (систематически повышать профессиональную квалификацию) [2]. Нужно внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс с целью поддержания здорового образа жизни.

Для решения поставленных задач научно-методической совет школы совместно с администрацией школы в целях внедрения информационно-компьютерных образовательных современных технологий для учителей школы организовал курсы по использованию компьютерных технологий, интерактивной доски. Отслеживание уровня обученности и обучаемости осуществлялось в течение года через классно-обобщающий контроль, стартовое и рубежное тестирование, фронтальный контроль, предварительный контроль, тематический контроль, олимпиады, переводные экзамены. Результаты проверок рассматриваются на заседаниях творческих лабораторий, методического совета, на совещаниях при директоре. Повышение педагогического мастерства учителя, изучение и обобщение опыта работы учителей научно-методической совет школы осуществляет, используя следующие формы методической работы: тематические педсоветы, методические советы, рассмотрение интере-

сующих проблем на заседаниях кафедр, творческих лабораторий, работу учителей над темами самообразования.

Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей согласно программе «Одаренные дети» претворяется через научно методической совет школы. НОУ - добровольное объединение учащихся школы, которые настроены и способны к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, культуры, к развитию интеллектуальной инициативы, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Поставленные перед педагогическим коллективом задачи, вытекающие из методической темы школы, решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуализацию работы с одаренными детьми, коррекцию знаний учащихся, развитие способностей и природных задатков. При планировании методической работы научно-методический совет школы отобрал те формы, которые реально позволяли решить проблемы и задачи, стоящие перед коллективом: тематические педсоветы (проходят с ярким и красочным оформлением, с применением информационно коммуникационных технологий), методические советы, заседания кафедр и творческих лабораторий, работа учителей над темами самообразования, фестивали, декады, открытые уроки и их анализ, семинары (проблемные, информационные, практические), курсовая переподготовка учителей (многие учителя проходят дистанционные курсы повышения квалификации), аттестация, обобщение опыта работы.

Между тем существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:

- проблема учебников, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;

- проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;

- проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;

- проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;

- проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации: идеи профилизации старшей школы и перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развитие школьного самоуправления и централизация системы финансирования образования и др.

Библиографический список

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4.

2. Виноградова Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания: Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

3. Марухина О.В. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. - 2002. - № 10.

4. Тарасова Н.В. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования: Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.