Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
№ 8(13) — август 2016
УДК: 378
Осокина В. Н.
к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования Филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проводится краткий анализ особенностей современного образования, его качества, учебно-методического обеспечения, контрольно-оценивающих процедур, современных технологий обучения.
Ключевые слова: качество образования, модульно-компетентностный подход, учебно-методическое обеспечение, технологии обучения, формы контроля.
Переход высших учебных заведений России к подготовке бакалавров и магистров сопровождается комплексом существенных преобразований в образовательном процессе, оценке его качества и результативности.
Исследованиям особенностей современного образования, его качества посвящены работы Заниной Л. В., Осокиной В. Н, Самойленко П. И., Субетто А. И., Шабанова Г. А. и др. [1; 2; 3; 4; 5].
По мнению А. И. Субетто «управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще» [4].
Л. В. Занина считает, что «в центре качества образования — его содержание» [1, с. 4].
Федеральные образовательные стандарты нового поколения разрабатываются на основе компетентностного подхода. Рабочие учебные планы составляются с учетом компетенций. В основу организации образовательного процесса положен модульно-компетентностный подход к профессиональному образованию.
При разработке ООП требуется построить траекторию формирования заданных ФГОС компетенций. Для этого по каждой дисциплине учебного плана есть список необходимых для формирования компетенций, с учётом междисциплинарных связей. ФГОС различает три группы компетенций — общекультурные компетенции, общепрофессиональные, профессиональные.
В учебных планах, рабочих программах, аннотациях представлены основные требования к содержанию компетенций. Однако, во ФГОС процедура оценивания результатов образовательной деятельности или не представлена, или представлена в виде традиционных форм.
Научно-педагогические разработки, практика образовательной деятельности учебных заведений показывают, что сегодня актуальна проблема учебно-методического обеспечения компетентностной подготовки специалистов на основе новых подходов и соответствующих контрольно-оценивающих процедур.
В соответствии с этими требованиями в Филиале СГПИ в г. Железноводске применяются современные технологии обучения: чтение лекций с использованием информационных технологий: лекции читаются с помощью компьютера и проектора, лабораторные и практические занятия проводятся в компьютерных классах с использование электронной базы данных, которые соответствуют вариантам заданий, выполняемых студентами различных направлений подготовки и профилей. Лекции и методические указания изданы и могут распространяться в электронном виде.
Используются новые формы контроля: оценка компетенций, предполагает использование объективных методов диагностики деятельности студентов: наблюдения,
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
№ 8(13) — август 2016
тестирования, экспертизы продуктов практической деятельности, балльно-рейтинговой системы.
Для измерения компетенции необходимо определить ее структуру, т.е. выделить элементарные компоненты компетенции (знания, умения, навыки, признаки проявления) — для этого разрабатывается паспорт компетенции.
В качестве оценочных средств сформированности компетенций на разных этапах в Филиале используются как традиционные формы контроля (коллоквиум, зачет, экзамен, тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты по практикам и др.) так и инновационные (стандартизированные тесты, кейс-метод, портфолио, метод развивающейся кооперации, метод проектов и другие).
В условиях новой парадигмы образования, ориентированной на личность и результат, содержание образования можно определить как совокупность двух взаимосвязанных частей: предметной и деятельностной. Предметная часть представляет собой освоение теоретических и практических блоков дисциплин. Активизация студенческой деятельности в рамках второй части содержания образования предполагает прохождение практик, участие в НИРС, в том числе подготовка рефератов, курсовых проектов, научных статей, участие в научно-исследовательских проектах и другое.
Приказом директора Филиала утверждён состав рабочих групп по разработке, реализации, мониторингу и совершенствованию основных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки среднего и высшего профессионального образования, руководства созданием фонда оценочных средств.
Таким образом, компетентностный подход в системе высшего образования развивается преимущественно по пути определения структуры и содержания компетенций, а также образовательных технологий их формирования и диагностики.
Литература
1. Занина Л. В. Качество среднего профессионального педагогического образования. Тетрадь для самостоятельной работы слушателя курсов повышении квалификации директоров и заместителей директоров по научно-воспитательной работе педколледжей (педучилищ). — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. — 24 с.
2. Осокина В. Н. Ведущие образовательные технологии в реализации компетентностного подхода. Материалы XI международной научно-практической конференции — Прага, Чешская Республика^ОКЬБ PRESS s.r.o., 2015. — С. 347-349.
3. Самойленко П. И., Андреев А. Н. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. — 2003. — № 7. — С. 19-21.
4. Субетто А. И. Очерки теории качества, авторская ретроспекция. М.: Костромской государственный университет им. А. Н. Некрасова, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 108 с.
5. Шабанов Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе : дисс. д-ра пед. наук. — М., 2006.