Научная статья на тему 'Инновационные технологии как фактор профессиональной подготовки будущего специалиста'

Инновационные технологии как фактор профессиональной подготовки будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / UPDATING OF EDUCATIONAL SYSTEM / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VALUABLE REFERENCE POINTS OF MODERN RUSSIAN EDUCATION PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / АНАЛИЗ ТЕКСТА / TEXT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачулина М. А.

Статья посвящена проблеме использования инновационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Рассмотрены вопросы применения технологии комплексного анализа текста и проектной деятельности в работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the problem of using of innovative technologies during the process of training of the specialists. It is spoken about the using of the comprehensive analysis of the text and project activities in the work with students.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии как фактор профессиональной подготовки будущего специалиста»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 37.037.1

М.А. Мачулина

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводск г. Железноводск, Россия.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация: Статья посвящена проблеме использования инновационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Рассмотрены вопросы применения технологии комплексного анализа текста и проектной деятельности в работе со студентами.

Ключевые слова: человеческий фактор, обновление образовательной системы, ценностные ориентиры современного российского образования, профессиональное образование, проектная деятельность, анализ текста, профессиональные компетенции.

Современный период развития общества доказывает, что ведущим показателем цивилизованной, индустриально развитой страны является высокоразвитый эффективный рынок образовательных услуг, что проявляется в переориентации сферы образования на предоставление образовательных услуг в соответствии со спросом на них основных субъектов рынка, в повышении роли человеческого капитала, информационного ресурса и знаний [3, с.354]. В качестве социального института, воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Важность человеческого фактора как основы экономического развития России особо подчеркнута в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

В результате особо актуальной стала концепция комплексного, всестороннего обновления всех звеньев образовательной системы, всех сфер общественной деятельности в соответствии с требованиями современного инновационного развития страны.

Основой современной образовательной политики РФ выступают социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Предполагается осуществить переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, к развитию

научный журнал

образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации личности в течение всей жизни.

Таким образом, стратегическая цель современной государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Исходя из выше изложенного, основой задачей современного профессионального образования становится подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности. Современное образование должно осуществлять такую подготовку будущего специалиста, профессиональные умения которого отвечали бы всем потребностям общества на данном этапе его развития. А для этого в рамках процесса профессионального становления в вузе будущий специалист должен овладеть целой системой умений для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Именно поэтому на первый план выходит вопрос не просто повышение уровня теоретической профессиональной подготовки студентов, а прежде всего создание условий для практической насыщенности педагогического процесса профессионального становления будущих специалистов.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области не соответствует современным требованиям, когда основой образования становятся не учебные дисциплины, а способы мышления и деятельности. Необходимо обеспечить не только высокий уровень теоретической подготовки будущего специалиста, но сформировать уже на стадии обучения профессиональные навыки. Важнейшим показателем профессионализма является способность использовать,

научный журнал

применять свои знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий. Эти психолого-дидактические конструкты называются компетенциями. Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

Новые условия изменили коренным образом основу образования: основой начинают выступать не учебные дисциплины, а способность к самостоятельной эффективной деятельности. Это заставляет пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования.

Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания, к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения. Новые требования общества к уровню образованности и развития личности привели и к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с ориентацией на личность, ее интересы, склонности и способности. Целью инновационной деятельности в образовании является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря развитию умений мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формированию творческого нестандартного мышления, развитию обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей. Использование новейших достижений науки и практики - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на профессиональное самосовершенствование человека, важна уже тем, что дает возможность обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Интенсивное использование образовательных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности. Образовательные технологии - сравнительно новое направление в педагогической науке. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает студентов, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию

научный журнал

управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

В процессе профессиональной подготовки и в самой деятельности происходят приобретение специальных знаний, формирование умений и навыков, которые составляют основу профессионального мастерства.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого эта цель может быть успешно достигнута. Опыт использования инновационных технологий в процессе подготовки студентов доказывает их преимущества: они помогают сформировать у будущих специалистов навыки самостоятельного получения новых знаний; дают им возможность овладеть более высоким уровнем личной познавательной активности; создают такие условия обучения, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности каждого из студентов; помогают приблизить учебу к практике будущей профессиональной деятельности, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [1, с.120].

С этой точки зрения особый интерес представляет технология комплексного анализа текста, так как ее применение в процессе преподавания лингвистических дисциплин способствует развитию следующих профессиональных навыков, необходимых будущему специалисту-филологу: анализ изобразительно-выразительных средств языка, выявление их роли в раскрытии авторского замысла, выявление средств создания языковой картины мира. Кроме того, наряду с технологизацией образовательной деятельности использование данной технологии позволяет осуществить ее гуманизацию [2, с.11].

Моделирование научного исследования при изучении предмета «Филологический анализ текста» позволяет студентам-филологам применить на практике полученные знания по методике сбора данных о языковой личности и языковой картине мира, освоить исследовательские процедуры. При этом достигается важная цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания содержания произведения будущим специалистом, так как он получает навыки в использовании нового метода в практической деятельности.

Проектная деятельность студентов-филологов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы будущей профессиональной деятельности, и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

дискуссию с оппонентами. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) - технология активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующаяся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов [4, с.58]. Применение инновационных образовательных технологий позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов-филологов, имеющих фундаментальные и прикладные знания, способных успешно осваивать новые профессиональные области.

Таким образом, процесс профессионального становления требует как от преподавателя вуза, так и от студента постоянной работы над формированием базы профессиональных компетенций [5, с.30]. Не менее важно развитие целостной, гармоничной личности, ориентированной на самопознание, самоизменение, самореализацию. Именно поэтому профессиональное становление современного квалифицированного специалиста должно строиться на использовании инновационных образовательных технологий, которые позволяют обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки, обеспечивающий формирование профессиональных качеств, способностей и индивидуально-личностных особенностей, необходимых специалисту соответствующего профиля.

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий поможет оптимизировать процессы профессионализации и личностного роста в ходе освоения профессии с учетом реформирования системы образования, обеспечит сбалансированность процесса профессионализации, эффективность процесса личностно -профессионального совершенствования молодого специалиста и успешность в выбранной профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Александров, Н.Н. Изменение функций образования в современной России [Электронный ресурс]. - URL: http://alexnn.trinitas.pro

2. Воителева Т.М. Языковой анализ текста на уроках развития речи. Вопросы методики преподавания русского языка и литературы. - М., 2004.

3. Османов, А.М., Эсетова, А.М. Современные особенности и условия развития рынка образовательных услуг в России // Проблемы современной экономики. - 2012.- №03 (43) - С. 354-357.

4. Осокина В.Н. Особенности реализации индивидуальных проектов в программе подготовки специалистов среднего звена // научный журнал «Мир науки, культуры, образования».-2016.- № 4 (59) - С.58-59.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ||(Щ|1 научный журнал

5. Осокина В.Н. Компетентностный подход - основа качества высшего образования // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №8-3 (13). - С. 30-31.

M.A. Machulina

Innovative technologies as a factor in training future specialist

Abstract. The article describes the problem of using of innovative technologies during the process of training of the specialists. It is spoken about the using of the comprehensive analysis of the text and project activities in the work with students. Keywords: the human factor, updating of educational system, valuable reference points of modern Russian education professional education, project activity, text analysis, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.