Научная статья на тему 'Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля'

Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / LINGUISTIC EDUCATION / COMMUNICATIVE COMPETENCY / PROFESSIONAL LINGUISTIC CULTURAL INTERACTION / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования будущих специалистов международного профиля. Автор проводит анализ структуры коммуникативной компетенции на основе лингвистического, речевого и профессионального уровней. Выявлены и проанализированы компоненты культуротворческого пространства в профессиональном обучении студентов; описаны условия формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках активного лингвокультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Беляева Е. С. Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76151. htm.

ART 76151 УДК 372.8

Беляева Екатерина Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань

Инновационные технологии профессионального образования студентов

гуманитарного профиля

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального образования будущих специалистов международного профиля. Автор проводит анализ структуры коммуникативной компетенции на основе лингвистического, речевого и профессионального уровней. Выявлены и проанализированы компоненты куль-туротворческого пространства в профессиональном обучении студентов; описаны условия формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках активного лингвокультурного взаимодействия.

Ключевые слова: профессиональное образование, коммуникативная компетенция, профессиональное языковое образование, профессиональное лингвокультур-ное взаимодействие, международные отношения.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Профессиональная подготовка будущих специалистов основана на качественном изменении квалификационных, образовательных, социальных, психологических и культурных характеристик современного общества. Новые требования к высшей школе и ее функциям обусловлены реальными социально-экономическими условиями, особенностями внутриполитической и международной обстановки, социально-экономического и культурного развития страны.

Разработка новых образовательных стандартов, предполагающих значительное обновление содержания образования, должна обеспечивать приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами социального развития на данном этапе.

Одним из основных направлений модернизации системы российского образования является формирование ключевых компетенций студентов, среди которых коммуникативная компетенция, обеспечивающая овладение навыками активного речевого взаимодействия как основы профессионального становления участника поликультурного диалога, является необходимой будущему специалисту для профессионального взаимодействия.

А. С. Даниленко, рассматривая структуру коммуникативной компетенции, выделяет три уровня: лингвистический, речевой и профессиональный [3; с. 71-72].

Лингвистический уровень включает лексическую основу, предполагающую овладение определенным словарным запасом и умение корректного использования определенных речевых единиц в данном контексте речи. Грамматическая основа представляет собой знания о грамматическом строе языка и навыки употребления грамматических правил в активной речи. Фонетическая основа представляет приобретение знаний о фонетическом строе, просодии языка и овладение навыками корректного произношения.

Речевой уровень коммуникативной компетенции содержит дискурсивную основу, представляющую умение выстраивать логически завершенные высказывания,

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Беляева Е. С. Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76151. htm.

воспринимать речь собеседника на языковом уровне и реагировать на речевое сообщение в соответствии с нормами иного лингвосоциума. Речевой уровень также несет в себе стратегическую основу, обеспечивающую компенсацию недостающих знаний в процессе речевого взаимодействия.

Высшим звеном является профессиональный уровень коммуникативной компетенции, представленный навыками активного речевого взаимодействия в процессе профессиональной деятельности, что предполагает наличие профессиональной знаниевой основы и навыков иноязычной профессиональной коммуникации.

Профессиональное образование студентов международного профиля предполагает профессиональное лингвокультурное обучение, целью которого является успешное установление профессиональных контактов на международном уровне.

А. П. Садохин выделяет следующие требования, выполнение которых необходимо для осуществления успешной межкультурной коммуникации: открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и культурных различий; психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры; умение отличать коллективные и индивидуальные качества в коммуникативном поведении представителей других культур; способность преодолевать стереотипы; творческое и сознательное отношение к процессу коммуникации с использованием соответствующих моделей и стилей коммуникации, применяемых в родной культуре; владение набором коммуникативных средств и их правильный выбор в зависимости от ситуации общения; стремление к сбалансированности и симметричности общения; обязательное соблюдение этикетных норм своей и чужой культуры [4; с. 275].

Профессиональное языковое образование предполагает развитие у студентов способности активного лингвокультурного взаимодействия, основополагающими элементами которого становятся знаниевые компоненты деятельности. Приобретение знаниевых компонентов осуществляется при поэтапном познании культурно-исторических реалий страны изучаемого языка, развитии навыков, формирующих способность к такому познанию, репрезентации духовно-нравственных ценностей представителей иной культуры, совершенствованию профессиональных культурно-языковых знаний через активное участие в актах коммуникации в процессе межкультурного общения.

Т. В. Андрюхина утверждает, что «иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция формируется постепенно и параллельно с профессиональными знаниями, на основе и в привязке к общеязыковым компетенциям, а их соотношение при этом постепенно меняется в пользу профессионального коммуникативного ком-понента»[1; с. 124].

Как указывает Н.И. Цветкова, «основным критерием уровня коммуникативной компетенции следует считать способность к зффективному общению при помощи изучаемого языка на базе аутентичных текстов, отражающих социальные и культурные концепты иной социальной общности» [5; с. 173].

Формирование способности коммуникантов оперировать академическими знаниями, отражающими текущую социальную, политическую и экономическую ситуацию как внутри страны, так и на международной арене, требует умения пользоваться арсеналом разноуровневых средств языка для достижения прагматических целей; устанавливать речевой и текстовый контакт с партнером на основе правил общения, принятых в данном социуме.

В современной научной литературе (Т. Н. Астафурова, И. Л. Бим, М. Л. Вайс-бурд, Т. М. Еналиева, Л. В. Казанцева, Г. А. Китайгородская, Я. М. Колкер, В. П. Ку-зовлев, Н. Е. Кузовлева, Ю. Б. Кузьменкова, Л. Г. Кузьмина, В. И. Кунин, И. Р. Макси-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Беляева Е. С. Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76151. htm.

мова, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, И. М. Румянцева, В.В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Е. С. Устинова, В. М. Филатов, В. Б. Царькова, Э. П. Шубин; K.Johnson, К. Jones, W. Littlewood, J. Munby, D. Nunan, J. C. Richards, T. S. Rodgers, P. Ur., T. Write и др.) акцентируется роль активной познавательно-деятельностной позиции при становлении навыков профессиональной коммуникации. Особенности индивидуального профессионального развития основываются на личностных установках студента, которые станут определителем профессионально-личностных качеств будущего специалиста, его профессиональных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и поведенческих приоритетов, что формирует социально-экономический, нравственный и духовный потенциал общества.

Проектирование атмосферы активного взаимодействия на занятии по иностранному языку сопровождается формированием культуротворческого пространства учащихся, компонентами которого являются:

- создание на занятии атмосферы коммуникативной активности при активном включении обучаемых в процесс речевой деятельности;

- определение субъектной позиции студентов при осуществлении межкультурной коммуникации;

- стимулирование развития социально-духовных установок для успешного взаимодействия как внутри собственного культурного социума, так и с представителями иных культур;

- стимулирование речевой активности при одновременном развитии продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности;

- приобщение студентов как субъектов межкультурного взаимодействия к реалиям мировой культуры;

- развития навыка индивидуального переосмысления лингвистического материала;

- формирование мотивации обучаемых к культуротворческому самополага-нию в мир предметной, социальной и духовной культуры поликультурного общества.

При вузовской подготовке необходимо говорить о значительном изменении цели обучения: от передачи знаний и умений, формирующих профессиональный зна-ниевый запас, к становлению профессионально-личностных характеристик будущего специалиста, которые формируют профессиональное мировоззрение студента.

Можно выделить следующие направления формирования профессионального мировоззрения будущего специалиста в рамках инновационного лингвокультурного образования: восприятие и профессиональный анализ потока информации мирового, национального и регионального значения: обобщение воспринимаемой информации на знаниевой основе, способность оценки причин и условий с точки зрения совокупного интеграционного опыта, что требует развития навыка интеграции важнейших элементов; восстановление причинно-следственных связей в процессе синтеза информации о природе явлений; отбор функциональных структур, способствующих разрешению профессиональных проблем; разработка принципов действия для репрезентации способов разрешения ситуации в собственном сознании, а также для презентации явлений в рамках ведения межкультурного диалога; моделирование ситуации межкультурного общения при выработке конструктивно-технологических решений.

В современных условиях вузовское образование призвано определить систему профессиональной подготовки специалистов международного профиля, в которую входят следующие компоненты:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Беляева Е. С. Инновационные технологии профессионального образования студентов гуманитарного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76151. htm.

подготовка по циклу общеспециальных дисциплин, а также дисциплин профессионального цикла с целью формирования профессиональной знаниевой основы;

- овладения навыками профессионального самовоспитания и самообразования при способности к профессиональной саморефлексии;

- формирование профессиональнной культуры будущего специалиста международного профиля;

- обеспечение системного усвоения студентами будущими специалистами в области международных отношений теоретическими основами проектирования ситуаций профессионального взаимодействия на международном уровне;

- освоение студентами основных методов организации и проведения исследовательской работы;

- культуротворческая подготовка в рамках иного лингвосоциума, необходимая для профессиональной коммуникации.

Ссылки на источники

1. Андрюхина Т. В. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в курсе английского для специальных целей // Материалы научной конференции «Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм» (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). - М.: МГИМО-Университет, 2014. - С. 118-125.

2. Беляева Е. С. Культуротворческий аспект обучения говорению на иностранном языке. // Сборник научных работ IV научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований». - М.: Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 2015. - С. 125-126.

3. Даниленко А. С. К вопросу о выделении профессионального уровня в структуре иноязычной коммуникативной компетенции // Сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. - С. 69-73.

4. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. -288 с.

5. Цветкова Н. И. Способы развития иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов-международников // Материалы научной конференции «Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм» (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). - М.: МГИМО-Университет, 2014. - С. 172-180.

Ekaterina Belyaeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of foreign languages, faculty of history and international relations, Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan Innovative technologies in the professional education of humanitarian students Abstract. In the article the author deals with the problem of professional education of future specialists in the sphere of international relations. The structure of communicative competency is analysed on the basis of linguistic, discoursive and professional levels. The author singles out the components of cultural creative potential. The author shows the conditions of formation of the professional communicative competency in the framework of active linguistic cultural interaction.

Key words: professional education, communicative competency, linguistic education, professional linguistic cultural interaction, international relations.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 04.07.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Беляева Е. С., 2016

977230412016650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.