Научная статья на тему 'Компетентностный подход как основание профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования'

Компетентностный подход как основание профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найда Марина Сергеевна

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать. Для этого использовался функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найда Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach as the basis of vocational training of the expert in physical culture and sport in the system of secondary professional education

The implementation of the competence approach in secondary vocational education involves type determination of the future expert, identification and formulation of the list of competencies, which he should have. The functional analysis of the professional expert has been used.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как основание профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 796.011.3 + 378.016:796 ББК Ч447.47 + Ч511.14

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.С. Найда

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать. Для этого использовался функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентностный подход, образовательные стандарты.

Преобразования, происходящие в системе среднего профессионального образования (СПО), связаны с потребностями рынка труда в специалисте, способном применять современные технологии и работать в инновационном режиме. В настоящее время обращается серьезное внимание на учреждения среднего профессионального образования, получившие государственный заказ на подготовку практико-ориентированных специалистов среднего звена. Отмечается, что без системы среднего профессионального образования, без квалифицированных кадров невозможна модернизация экономики России.

В системе профессионального образования имеется большое количество научных работ по проблеме формирования профессиональной компетентности будущего специалиста [4, 6, 12, 13]. Формирование подразумевает некую целостность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [10]. В нашем исследовании мы изучаем формирование профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры и спорта, которое определяется совокупностью взаимосвязанных компонентов, призванных последовательно и максимально эффективно осуществлять формирование профессионально важных качеств современного специалиста среднего звена.

Современное профессиональное образование ориентировано на развитие высокой мобильности у студентов, способности получать, анализировать и интерпретировать современные научные знания, скорость обновления которых сегодня крайне велика, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности, быть готовому к риску, в том числе профессиональной сферы, принимать

своевременные решения и нести за них полную ответственность. Этот подход, в котором целью профессиональной подготовки становится формирование профессиональной компетентности, подробно освещался в работах Л. А. Гребнева, А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Т.Д. Макаровой, Дж. Равена,

Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура, Г. Хутмахера и многих других. Настоящее исследование представляется актуальным с точки зрения усиления интереса к проблеме формирования компетентного специалиста в новых социально-экономических условиях. Поэтому практическое применение данного подхода, органично вписывающегося в образовательные сферы в рыночных условиях, направлен на решение проблемы обеспечения качества отечественной подготовки будущих специалистов. Компетентность представляет собой полезную категорию, дающую возможность выстраивать альтернативные критерии качества выпускника в сфере профессиональной деятельности и количественно оценивать это качество.

Как показывает практика, институты образовательной системы далеко не всегда соответствуют потребностям общества как в области формирования готовности к профессиональной деятельности, так и в плане развития личностных качеств у студентов, востребуемых социумом. Все это, в конечном счете, ведет к тому, что для значительной части студентов всех ступеней образования мотивация к достижению высокого профессионализма, овладения знаниями, самосовершенствованию весьма слабо выражены [3, 5].

Необходимость научного осмысления и обновления процессов профессиональной подготовки педагога физической культуры и спорта с пози-

ции обеспечения качества образования определяется рядом обстоятельств:

- интегративной сущностью современных образовательных систем и недостаточной степенью включенности заинтересованных сторон в международную многофакторную профессиональную деятельность в современных условиях;

- необходимостью актуализации интегративных аспектов воздействия на развитие профессиональных образовательных систем различного уровня и недостаточной разработкой психологопедагогической составляющей такого влияния;

- научным представлением региональных профессиональных ресурсов (рекреационных, организационных, социальных) как объекта экономики, географии, экологии и других наук и отсутствием методологических оснований в теории и методике профессионально-педагогического образования, обеспечивающих системный подход к использованию региональных педагогических ресурсов в профессиональной подготовке специалистов соответствующего направления и профиля в рыночных условиях;

- между традиционными подходами к оценке качества системы подготовки педагога физической культуры и спорта, и стремлением рынка труда иметь дело с компетентной личностью;

- потребностью в обеспечении процесса фор-

мирования готовности студентов к профессиональной деятельности и недостаточно сформированными теоретическими основами их подготовки в рыночных условиях;

- необходимостью количественной и качественной оценки профессиональной компетентности выпускника ссуз и отсутствием универсальных показателей и критериев для этой оценки;

- объективной необходимостью использования современных информационно-коммуникационных технологий как актуального ресурса для формирования готовности студентов к профессиональной деятельности и недостаточной теоретической и практической базой их эффективного применения в данной области;

- необходимостью количественной оценки качества системы подготовки педагога, и отсутствием интегральных критериев для определения этого качества;

- необходимостью адаптации педагогических технологий в систему подготовки педагога физической культуры и спорта, и неразработанностью проблемы субъектности, целеполагания и информационного поиска в процессе подготовки.

Мы выделяем следующие компоненты профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры и спорта: гносеологический; аксиологический; праксиологический [3, 9,

Компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту

Гносеологический - Праксиологический - Аксиологический -

знания: умения, практический ценности:

профессиональный

1) содержание опыт: 1) ценностные

профессиональной отношения;

деятельности; 2) ценностные

2) содержание Практико- ориентации;

решаемых производственные 3) мотивы учебной

профессиональных умения: и профессиональной

задач; 1) коммуникативные; деятельности;

3) поиск и прием 2) гностические; 4) профессионально

информации, 3) конструктивные; важные качества

ее переработка 4) организаторские личности;

и принятие решений; 5) готовность

4) профессиональная к самообразованию

специфика мышления.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту

Структура профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры и спорта

11]. Все компоненты профессиональной компетентности взаимосвязаны между собой и образуют единое целое, что позволило нам создать структуру профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры и спорта (см. рисунок).

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- задачи, содержание, методы, средства, формы организации тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью занимающихся избранным видом спорта;

- процесс спортивной подготовки и руководства соревновательной деятельностью занимающихся избранным видом спорта;

- задачи, содержание, методы, средства, формы организации физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;

- процесс организации физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;

- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (местными органами самоуправления, учреждениями/организациями социальной сферы, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам организации тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в избранном виде спорта и физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;

- документационное обеспечение тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов, организации физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения.

В контексте нашего исследования практикоориентированные умения будущего педагога физической культуры и спорта - это совокупность последовательно воспроизведенных практических действий, основанных на теоретических знаниях и обращенных на решение образовательных и воспитательных задач в соответствии с профессиональной направленностью. Практические действия будущего педагога физической культуры и спорта ограничиваются проведением учебно-тренировочных и соревновательных процессов, обозначенных в междисциплинарных курсах (МДК) профессиональных модулей. Теоретические знания обусловлены профессиональными знаниями, полученными в ходе изучения специальных дисциплин МДК. Такого рода знания всегда являются основой любой профессиональной деятельности.

Таким образом, рассматривая личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании для развития практико-ориентированных умений будущего педагога физической культуры и спорта, мы подчеркиваем, что именно личность учащегося является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо внеш-

ней цели. Речь идет о том, чтобы не утерять живой процесс «профессионального взросления» будущего педагога физической культуры и спорта как личности, человека.

Однако формирование практико-ориентиро-ванных умений будущего педагога физической культуры и спорта в контексте компетентностного подхода не было предметом специального исследования, что препятствует эффективной профессиональной подготовке и пониманию проблемы необходимости формирования его практико-ориен-тированных умений.

Кроме того, в системе СПО сложились противоречия:

- между потребностью государства и общест-

ва в специалисте среднего звена, обладающем сформированными практико-ориентированными

умениями в контексте компетентностного подхода, и недостаточной разработанностью теоретикометодологических предпосылок и практических оснований для их результативного формирования в процессе профессиональной подготовки;

- осознанием педагогическим сообществом СПО необходимости формирования практикоориентированных умений будущего педагога физической культуры и спорта в соответствии с новым образовательным стандартом и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения данного процесса;

- потребностью будущих педагогов физической культуры и спорта успешно решать профессиональные задачи в процессе будущей производственной деятельности и недостаточной сфор-мированностью их практико-ориентированных умений.

Так как в данной работе мы изучаем развитие практико-производственных умений будущего педагога физической культуры и спорта (работника системы образования и физического воспитания) в процессе осуществления его практико-ориенти-рованной подготовки, то необходимо подробнее рассмотреть такие понятия, как «компетентность» и «компетенция».

Еще в прошлом столетии (1960-1970 гг.) было введено в научный аппарат понятие «компетенция» и созданы предпосылки разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Однако учёные, занимающиеся соответствующей проблемой, до сих пор выдвигают собственные гипотезы формулировки этих понятий. Во многих исследованиях, наряду с понятием «компетентность», применяется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) упоминают общую, общекультурную и профессиональную «компетенции», а реализация основной профессиональной образовательной про-

граммы должна осуществляться «компетентност-ным» подходом [8, с. 4-7].

Существуют разные подходы к трактовке данных понятий, в том числе и такие: 1) данные термины рассматриваются и употребляются в качестве синонимов; 2) они обозначают разные понятия [12].

В.А. Адольф определяет компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет [1]. По определению Д. Куна, компетентность - общий уровень способностей или квалификации, демонстрируемый человеком [7]. И. А. Зимняя считает, что компетентность - это основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [4]. М. А. Чошанов полагает, что компетентность - это не просто обладание знаниями (так как это эрудиция), а постоянное стремление к их обновлению и использование в конкретных условиях, т. е. владение оперативными и мобильными знаниями, это гибкость метода и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные [14]. В сравнении с результатами образования компетентность, с точки зрения И.А. Зимней, является интегрированной; в отличие от элемента функциональной грамотности - позволяет решать целый класс задач; в отличие от навыка - осознанна; в отличие от умения -переносима, совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов; в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней [4].

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей ее личное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [4].

В ФГОС СПО компетенция прописывается как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области, а компетентность - результат освоения компетенций конкретной личностью [14].

Мы считаем, что компетентность - это совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Принятая на сегодня многоуровневая система подготовки кадров отражается в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России (см. таблицу).

Нам необходимо провести разграничение уровней компетентности будущего педагога физической культуры и спорта и бакалавра вуза в системе образования и физического воспитания. Определить, являются ли данные квалификации конкурирующими в области профессиональной деятельности, и разработать научно-практические рекомендации, которые позволят существенно улучшить процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры и спорта.

В 2011-2012 учебном году впервые учреждения СПО и ВПО набрали учащихся/студентов, которые уже обучаются, и в 2015 году будут выпускаться по новым государственным стандартам в образовании. Должны реализоваться соответствующие программы по сопряженным профессиям в ВПО и СПО, позволяющим раскрыть потенциал выпускников. Для системы образования и физического воспитания готовится множество специалистов различной квалификации. В высшем профессиональном образовании - бакалавр по направлению «Педагогическое образование», «Физическое воспитание», в среднем профессиональном образовании - «Педагог по физической культуре и спорту» (базовой и углубленной подготовки). По этим направлениям и специальностям разработаны учебные рабочие планы и рабочие комплексы

Основные пути достижения квалификационных уровней

№ квалификационного уровня Пути достижения квалификации соответствующего уровня

4 Начальное профессиональное образование с получением на базе основного общего образования или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

5 Среднее профессиональное образование с получением на базе среднего (полного) общего образования или на базе основного общего образования, практический опыт

б Бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

7 Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт

учебных интегрированных программ с исключением дублирующего материала. Срок обучения бакалавра по направлению «Педагогическое образование» составляет 4 года в вузе, для будущего педагога физической культуры и спорта на базе основного общего образования в системе СПО -

3 года 10 месяцев, при углубленной подготовке -

4 года 10 месяцев. С 2011-2012 учебного года будущий педагог физической культуры и спорта обучается на основе модульно-компетентностного подхода, предусматривающего освоение трех профессиональных модулей, включающих четыре междисциплинарных курса.

В новых государственных стандартах СПО и ВПО закреплен разный набор общих и общекультурных компетенций для сопряженных направлений и специальностей 100500, 050141, а наборы профессиональных компетенций для будущего педагога физической культуры и спорта и бакалавра по направлениям «Педагогическое образование» представлены разными по объёму, то есть число компетенций возрастает при переходе на более высокий уровень образования. Формирование каждой компетенции в СПО обеспечивается определенными дисциплинами и практиками, объединенными в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин должно полностью соответствовать уровню этих компетенций.

Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты бакалавра «Педагогического образования» и будущего педагога физической культуры и спорта, мы видим, что в любом случае все выпускники должны обладать профессиональными компетенциями (ПК). Однако они существенно различаются по уровню.

Тем не менее, если рассматривать профессиональные компетенции бакалавра, касающиеся знаний и умений профессионального цикла, то они пересекаются с профессиональными компетенциями знаний и умений профессиональных модулей будущего педагога физической культуры и спорта.

Изучаемые будущим педагогом физической культуры и спорта и бакалавром специальные дисциплины в рамках профессиональных модулей имеют разницу лишь в небольшом изменении количества учебных часов и в формулировках. Для бакалавра большинство специальных дисциплин предполагают региональную и спортивную направленность, таким образом, они относятся к вариативной части основной образовательной программы и расположены на завершающей стадии обучения. У будущего педагога физической культуры все изучаемые специальные дисциплины входят в профессиональные модули основной профессиональной образовательной программы по специальности. Неоспоримое преимущество будущего педагога физической культуры в сравнении с бакалавром заключается в обладании расширенного практического опыта. Программа бакалав-

риата вуза делает ставку на увеличение количества часов социального, экономического, естественнонаучного и профессионального циклов. Общее количество часов практики составляет 12-16 недель. Будущий педагог физической культуры должен иметь практический опыт по каждому профессиональному модулю. Общее количество часов практики составляет 29 недель. В конечном итоге, он должен уверенно ориентироваться в своей профессиональной деятельности, освоив соответствующую специалисту среднего звена производственную практику.

Таким образом, проанализировав требования сферы среднего профессионального образования к качеству подготовки будущего педагога физической культуры и спорта, нам необходимо также учесть и внешние требования. Внешними являются требования со стороны рынка труда, они предполагают наличие устойчивой обратной связи с требованиями работодателя к умениям, знаниям выпускника и практическому опыту.

С целью анализа потребности в умениях и знаниях на семинаре «Пути повышения качества практического обучения», проводимого на базе КГПУ им. В.П. Астафьева и Красноярского училища (техникума) олимпийского резерва, обсуждался вопрос конкурентоспособности будущих педагогов физической культуры и спорта на современном рынке труда. Данный анализ проводился в рамках очного анкетирования руководителей данных учреждений, учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Рассматривались и обсуждались следующие документы: квалификационные требования к должности работников соответствующего звена; ФГОС СПО и его разделы (III. Характеристика подготовки по специальности и IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников); единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). Хотя ЕТКС не является составляющей ФГОС СПО, однако применяется в образовательных учреждениях для определения потребностей работодателей в квалификации выпускника.

На сегодняшний момент еще не составлены окончательные должностные инструкции для соответствующих профессий и должностей служащих, на которые может претендовать будущий педагог физической культуры и спорта. Они находятся в процессе доработки, за основу приняты вышеназванные документы.

Анализ полученных данных позволил сформулировать следующие выводы: при устройстве на работу на должности, соответствующие квалификации «Педагог физической культуры и спорта», необходим стаж работы не менее 3 лет, кроме некоторых специальностей; для бакалавра «Педагогическое образование» по трем конкурирующим должностям (специалист, учитель, тренер) стаж работы не нужен.

В результате проведенного закрытого анкетирования среди различных работников системы образования и людей, имеющих отношение к физической культуре и спорту, выяснилось, что желательно, чтобы будущий педагог физической культуры и спорта обладал умением в команде проводить экспериментальные исследования учебных и учебно-тренировочных процессов с последующим анализированием информации и статистической обработкой результатов экспериментов. Такая точка зрения работников системы образования и людей, имеющих отношение к физической культуре и спорту, аргументировалась тем, что при устройстве на работу в качестве молодого специалиста выпускникам училища и вуза (без разграничений) дается конкретное задание по выполнению и защитите производственного проекта.

Литература

1. Адольф, В.А. Подготовка педагогических кадров с позиции качества профессиональной деятельности / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Русский язык в Армении. - 2009. - № 2. - С. 35-43.

2. Адольф, В.А. Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе /В.А. Адольф, И.А. Ковалевич // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 3-6.

3. Адольф, В.А. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие» / В.А. Адольф, И.А. Ковалевич, Н.П. Чурляева // Казан. психол.-пед. журнал. - 2011. - № 4. - С. 77-87.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 3. -

С. 34-42.

5. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий: учеб. метод. пособие /Д.А. Иванов, К.Г. Мит-

рофанов, О. В. Соколова. - Омск: Изд-во ОМГПУ, 2003. -102 с.

6. Козлова, Н.Б. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Н.Б. Козлова. - Магнитогорск, 2003. - С. 27-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кун, Д. Основы психологии. Все тайны поведения /Д. Кун. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. -720 с.

8. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050141. -М.: М-во образования и науки РФ.

9. Насырова, Э. Ф. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки: дис. ... канд. пед. наук /Э.Ф. Насырова. - Сургут, 2007. - 189 с.

10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

11. Садовская, Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих преподава-телей-исследователей университета: дис. . канд. пед. наук / Е. А. Садовская. - Оренбург, 2005. - 224 с.

12. Семина, В.В. Понятия «компетенция» и «компетентность» в Российской образовательной парадигме / В.В. Семина // Сред. проф. образование. - 2010. - № 4. - С. 7-8.

13. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, 23 апреля 2002 г. / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос, 2002. - С. 5-6.

14. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / МА. Чошанов. - М.: Нар. образование, 1996. -160 с.

Найда Марина Сергеевна, аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск), marinanaida@ mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” ___________________________________2013, vol. 13, no. 4, pp. 6-12

COMPETENCE-BASED APPROACH AS THE BASIS OF VOCATIONAL TRAINING OF THE EXPERT IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

M.S. Naida, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafeva, Krasnoyarsk, Russian Federation, marinanaida@mail.ru

The implementation of the competence approach in secondary vocational education involves type determination of the future expert, identification and formulation of the list of competencies, which he should have. The functional analysis of the professional expert has been used.

Keywords: secondary vocational education, competence approach, educational standards.

Поступила в редакцию 10 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.