УДК 378.096
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Н.Н.Чесноков, С.С. Чернов, Д.С. Александров
Современные социально-экономические условия развития общества выдвигают повышенные требования к будущим специалистам с высшим образованием. Основной целью профессионального образования становится подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, компетентностный подход, бакалавр по физической культуре.
Подготовка бакалавров по физической культуре должна отвечать современным запросам работодателей и влечет за собой непрерывное совершенствование образовательных программ высшего профессионального образования. Основная цель подготовки бакалавра -формирование таких характеристик, как мобильность, ответственность, профессиональный универсализм, способность осуществлять деятельность на достаточно высоком уровне, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность менять сферы деятельности, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Качество образования в приоритетных направлениях национальной политики стран мира становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал. Основную позицию в структуре непрерывного образования занимает высшее профессиональное образование, которое выполняет социальный заказ на подготовку специалистов, способных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям.
С начала 90-х годов прошлого века глубокие социально-экономические изменения, происходящие в России, потребовали пересмотра накопленного опыта управления структурой и содержанием высшего образования и перехода к новому поколению документов в этой сфере, основным из которых явился государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как комплексная динамичная федеральная норма качества высшего профессионального образования по специальности.
Как известно, каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Общество определяет социальный заказ, который выполняет высшая школа и определяет, что будет конечной целью образовательного процесса. Государственные образовательные стандарты первых двух поколений базировались на квалификационном подходе к профессиональному образованию. В стандартах первого поколения были прописаны общие требования к уровню подготовленности выпускников.
В ГОС ВПО первого поколения (специальность 022300), принятом в 1995 г., в разделе «Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности» был определен перечень требований к образованности выпускника, среди которых были выделены: общие требования (15 единиц); требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (32); требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам (24); требования по общепрофессиональным дисциплинам (17); требования по специальным дисциплинам (14).
Квалификационные характеристики, подготовленность выпускников к видам деятельности и решению профессиональных задач отличали ГОС второго поколения.
В ГОС ВПО второго поколения, принятом в 2000 г., были прописаны требования к профессиональной подготовленности выпускника, определяемые перечнем знаний, умений и навыков применительно к предметным областям: области философии, истории, культурологии, психологии, педагогики (23); области социологии, экономики, политологии и права (25); области иностранного языка, русского языка и культуры речи (12); области естественнонаучных дисциплин (31); области общепрофессиональных дисциплин (29); области специальных дисциплин (23).
Анализ ГОС ВПО первого и второго поколений демонстрирует, что профессиональная квалификация выпускников вузов характеризовалась требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые должен был приобрести выпускник в процессе обучения по тому или иному циклу дисциплин и в ходе аттестации. ГОС ВПО второго поколения характеризуется значительным увеличением числа требований к подготовленности выпускников, в том числе в области общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В настоящее время социально-экономическое развитие общества, наряду с понятием «квалификация», требует введения категории «компетентность», поскольку квалификация из-за дробления производственных функций на ряд видов и задач деятельности представляется недостаточным результатом при получении высшего образования. Работодатели требуют от выпускников сочетания
производственной квалификации с социальным поведением - умением работать в группе, способностью принимать решения в условиях неопределенности, инициативностью и т.д. Такое сочетание рассматривается как компетентность.
Анализируя сущность современных подходов к проектированию ООП вузов на основе компетентностного подхода, можно констатировать тот факт, что в рамках реализации ГОС ВПО второго поколения многие вузы разрабатывали квалификационные характеристики выпускника, в которых были подробно представлены как профессиональные, так и личностные требования к выпускнику, возможные области применения и т.д. Это, по сути, являлось предпосылкой компетентностного подхода к высшему образованию.
ФГОС ВПО третьего поколения, принятый в 2010 г., в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата определял перечень компетенций выпускника, разделенных на две большие группы - общекультурные (20) и профессиональные (32). Профессиональные компетенции, в свою очередь, были сгруппированы по видам деятельности выпускника: педагогическая деятельность (7); тренерская деятельность (6); рекреационная деятельность (6); организационно-управленческая деятельность (5); научно-исследовательская деятельность (4); культурно-просветительская деятельность (4).
В ФГОС ВПО третьего поколения (направление подготовки 034300) ориентация на требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников заменяется компетентностной моделью. Особенность нового поколения стандартов ФГОС ВПО состоит в реализации идей компетентностного подхода, усиливающего направленность образовательного процесса на студента и его профессиональные достижения.
Компетентностный подход не является для российской высшей школы принципиально новым, он представляет развитие системно-деятельностного подхода, который получил реализацию в ГОС ВПО предыдущих поколений.
ФГОС ВПО третьего поколения предполагает наличие в учебной программе четко обозначенных конечных результатов обучения, сформулированных в виде компетенций. Отличительными особенностями компетенции (результата обучения по ФГОС) от традиционных понятий -знания, умения, навыки (результата обучения по ГОС) являются: ее интегративный характер; соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; практико-ориентированная направленность компетенции. Данные отличия естественным образом оказывают влияние на организацию учебного процесса.
ФГОС ВПО 3+ (направление подготовки 49.03.01), утвержденный в 2014 г., в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата
определяет перечень компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника, разделенных на три группы - общекультурные (9), общепрофессиональные (13) и профессиональные (33). Профессиональные компетенции, по аналогии со стандартом предыдущего поколения, сгруппированы по видам деятельности выпускника: педагогическая деятельность (7); тренерская деятельность (8); рекреационная деятельность (5); организационно-управленческая деятельность (7); научно-исследовательская деятельность (3); культурно-просветительская деятельность (3).
В данном ФГОС ВПО число общекультурных компетенций сократилось более чем в два раза, но при этом выделена группа общепрофессиональных компетенций для всех обучающихся, независимо от вида конкретной программы подготовки. При этом объем программы бакалавриата остался на прежнем уровне, что позволяет судить о профессионально-практической направленности процесса подготовки студентов.
Исходя из имеющейся картины, необходимо понимать и руководствоваться тем, что при формировании учебного плана объем каждой дисциплины должен определяться ее вкладом в формирование компетентностной модели.
Выводы
1. Эволюция образовательных стандартов наглядно представляет ориентацию современного высшего профессионального образования на компетентностно-ориентированный формат. Приоритетной задачей вузов на настоящий момент является создание образовательной среды, способствующей эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов к обучению в условиях реализации ФГОС.
2. Компетентностный подход играет системообразующую роль в функционировании современной образовательной системы, а сущностный смысл развития профессиональной компетентности раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие профессиональной компетентности бакалавра на протяжении всего периода обучения в вузе.
3. Использование компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров является своевременным и необходимым, так как интегративная оценка качества подготовки выпускника может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности.
4. Реализация компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей, призванных помочь академическому
сообществу в формировании социального заказа на состав профессиональной компетентности, которой должен обладать конкурентоспособный на рынке труда выпускник вуза.
Список литературы
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследоват. центр пробл. качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
2. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография. М.: Физическая культура, 2008. 150 с.
3. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. М.: Академия естествознания, 2010. 91 с.
4. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: учебник. М.: Физическая культура, 2011. 400 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Чернов Сергей Семенович, д-р пед. наук, проф., зам. зав. кафедрой, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Александров Денис Сергеевич, аспирант, nnch01@,mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
COMPETENCY APPROACH TO CONTENTS EDUCATIONAL STANDARDS FOR BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
N.N. Chesnokov, S.S. Chernov D.S. Aleksandrov
Modern socio-economic conditions of development of society put forward higher requirements for future specialists with higher education. The main objective of professional education becomes a skilled worker training appropriate level and profile, a competitive labor market, competent, responsible, fluent in their profession and based in adjacent areas, ability to work efficiently in the specialty at international standards, ready for continuous professional growth, self-education and self-improvement, social and professional mobility.
Key words: federal state educational standards of higher professional education, competence approach, bachelor of physical culture.
Chesnokov Nikolay Nikolaevich, professor, Head of Department of theory and methodology of athletics, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE),
Chernov Sergey Semenovich, professor,department of theory and methodology of athletics, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE),
Aleksandrov Denis Sergeevich, postgraduate, department of theory and methodology of athletics, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)
УДК 796.077-056.266
НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-БЕГУНОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов
Научные исследования являются важным компонентом при оценке подготовленности легкоатлетов с нарушением слуха на различных этапах тренировочного процесса. Широкое внедрение диагностической аппаратуры и вычислительной техники, создание научных центров и лабораторий способствуют созданию необходимых условий для решения важных проблем спортивной подготовки с привлечением многих специалистов в области физиологии, биохимии, спортивной медицины, морфологии и других современных технологий.
Ключевые слова: научное сопровождение, мониторинг функциональных показателей, тренировочный процесс, легкоатлеты с нарушением слуха.
Тренировочный процесс и соревновательная деятельность, предъявляют постоянно растущие, разносторонние требования к уровню подготовленности и ставят новые теоретические и практические задачи. Поэтому использование последних данных о влиянии на организм тренировочной нагрузки, воздействии факторов внешней среды, стрессорных ситуаций превращается в важнейший фактор оптимального управления системой подготовки. Одним из важнейших разделов, способствующих решению этих задач, является постоянное научное сопровождение в многолетнем тренировочном процессе, результаты которого позволяют выявить уровень подготовленности спортсменов на всех этапах и являются основанием для коррекции тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
В легкой атлетике разработан определенный комплекс методов педагогического, психологического, медико-биологического и других видов контроля, применяемого в ходе этапных и текущих обследований, а также в ходе обследования соревновательной деятельности.